Сделай Сам Свою Работу на 5

Тема9. Возникновение и развитие институционализма





Цель занятия: выяснение основных положений институционализма и различий между данной теорией и неоклассической

Вопросы:

  1. Причины возникновения и особенности институционализма.
  2. Критика Вебленом основополагающей идеи неоклассиков о гармонии экономических интересов и рыночном равновесии.
  3. Концепции индустриального и постиндустриального общества.

Методические рекомендации: При изучении данной темы необходимо помнить, что институциональная теория выходит за рамки чисто экономического анализа и включает в себя социологические, психологические, технологические и др. аспекты. В этом смысле ранний американский институционализм продолжает традиции исторической школы. Это направление выступило с критикой неоклассического схематизма и рационализма.

Среди послевоенных представителей институционализма необходимо отметить Дж.К.Гэлбрейта, развившего концепцию индустриального общества и теорию конвергенции.

В трудах Д. Белла и О. Тоффлера рассматриваются проблемы постиндустриализации и общества "третьей волны" в типичном вебленовском смысле, т.е. изменения в экономике анализируются в связи с изменениями других общественных отношений.



Литература: 1.Худокормов А.Г. История экономических учений. – с.90-96, 500-503, 511-513

2. Ядгаров Я.С. История экономических учений - с. 190-199

3. История экономических учений. Под. ред. Автономова В. - с. 312-329

Тема 10. Современный неоинституционализм

Цель занятия: Знакомство с теориями, которые позволили, с одной стороны, углубить экономический анализ, и, с другой стороны, расширили рамки этого анализа.

Вопросы:

  1. Отличие новой институциональной теории от «вебленовского» институционализма
  2. Р. Коуз – основатель неоинституционализма. Теорема Коуза
  3. Проблема выбора в демократическом обществе

Методические рекомендации: В данной теме очень важно понять, что новое институциональное направление является по своим методологическим основаниям развитием неоклассической теории.

Один из основоположников данного направления Коуз ввел в экономическую науку новый класс издержек – трансакционные. Это позволило по-новому подойти к проблеме возникновения фирм. Также данное направление разработало новый подход к проблеме собственности, ввело понятие «оппортунистического поведения». Все это позволяет углубить анализ поведения экономических субъектов.



Другое направление институционализма расширило рамки экономического анализа и применяет экономический инструментарий в исследовании таких сфер как политика, семья, история и т.д. Это направление получило название «экономического империализма».

Литература: 1.Худокормов А.Г. История экономических учений. – с. 197-233

2. История экономических учений. Под. ред. Автономова В. - с. 653-687

 

Тема 11.Экономическая теория Дж. М. Кейнса

Цель занятия: Изучение исторических условий появления и основных положений теории Кейнса

Вопросы:

1. Особенности методологии Кейнса.

2. Эффективный спрос.

3. Теория мультипликатора, процента и денег Дж. Кейнса.

4. Методы регулирования экономики

Методические рекомендации: Для понимания данной темы необходимо выявить изменения в экономической жизни, происшедшие в 20-30 годы. Экономический кризис 1929-1933 годов привел к тому, что на смену идеи невмешательства государства в экономику пришло осознание необходимости государственного регулирования. Согласно теории Кейнса для бескризисного развития экономики необходимо стимулировать спрос. Кейнс разработал теоретические основы, а также обосновал методы государственного стимулирования совокупного спроса, выделяя среди них фискальные рычаги.

Литература: 1.Худокормов А.Г. История экономических учений. – с. 15-53, 234-248

2. Ядгаров Я.С. История экономических учений - с. 213-224, 235-238



3. История экономических учений. Под. ред. Автономова В. - с.479-514, 541-546

Тема 12. Неокейнсианство и посткейнсианство

Цель занятия: Изучение основных положений кейнсианской теории

Вопросы:

1. Модель "IS-LM" Дж. Хикса.

2. Теоретические взгляды Э. Хансена на экономический цикл.

3. Современное посткейнсианство

4. Роль кейнсианской теории в экономической науке

Методические рекомендации:Представители "неоклассического синтеза" (П. Самуэльсон, Дж. Хикс и др.), развивая теорию Кейнса, представили ее как частный случай общей неоклассической теории.

Важное место в данной теме занимают теории экономического цикла и кризиса, впервые разработанные Э. Хансеном, Р. Харродом и Е.Домаром.

В 70-80-е годы ХХ века кейнсианство претерпело существенные изменения. Представители неортодоксального кейнсианства (Р.Клауэр, Х.Мински, А.Лейонхуфвуд) считали необходимым в новых условиях уделять большее значение монетарным методам регулирования экономики.

Литература: 1.Худокормов А.Г. История экономических учений. – с. 15-53, 234-248

2. Ядгаров Я.С. История экономических учений - с. 213-224, 235-238

3. История экономических учений. Под. ред. Автономова В. - с. 479-514, 541-546

Тема 13. Социально-экономические аспекты неолиберализма

Цель занятия: Изучение либеральной концепции, особенности этой теории в различных странахВыявление

Вопросы:

1. Основные принципы "нового либерализма".

2. Экономические взгляды Ф.Хайека. "Дорога к рабству"

3. Фрайбургская школа.

4. Теория и практическая программа Л.Эрхарда.

Методические рекомендации: В послевоенный период кейнсианская теория получила широкое распространение, однако она не была единственной. Идеи либерализма с учетом новых экономических реалий по-прежнему были популярны, особенно в Германии, которая вышла из гитлеровского тоталитаризма и не хотела возвращаться к жесткому государственному регулированию.

При рассмотрении Фрайбургской школы необходимо обратить внимание на те случаи, когда ученые данного направления допускают участие государства в регулировании экономики. Важно отметить, что многие идеи данной школы претворил в жизнь Л.Эрхард в ходе хозяйственной реформы в послевоенной Германии.

Особое место занимают такие яркие представители либеральной идеи как Л.Мизес и Ф.Хайек (Австрия). Эти ученые рассматривают рынок как форму «спонтанного порядка», а такого рода системы действуют по своим собственным законам, не требующим вмешательства извне.

Литература: 1.Худокормов А.Г. История экономических учений. – с. 60-69, 75-89

2. Ядгаров Я.С. История экономических учений - с. 226-231

3. История экономических учений. Под. ред. Автономова В. - с. 603-620

 

Тема 14. Основные школы современного неоконсерватизма

Цель занятия: Изучение основных постулатов монетаризма, ТЭП и ТРО, анализ причин их широкого распространения

Вопросы:

1. Современный монетаризм.

2. Экономическая теория предложения.

3. Теория рациональных ожиданий.

Методические рекомендации: Основной школой современного неоконсервативного направления является монетаризм. М.Фридмен, лидер данной школы, в своих работах доказывает исключительную роль денег в экономике. Он считает, что государство должно жестко контролировать массу денег в обращении, чтобы не допустить инфляцию, остальные же проблемы в экономике будут решены самим рынком.

Приоритеты экономической теории предложения отражены в самом названии: представители данной школы считали важнейшим условием развития экономики стимулирование производства. Поэтому государство не должно препятствовать предпринимательству, например, взиманием высоких налогов.

Теория рациональных ожиданий исходит из того, что люди рационально трактуют информацию, имеющую для них значение, и поэтому заранее могут предвидеть последствия государственных мер по регулированию экономики. В таком случае меры государства не имеют никакого значения. Отсюда вывод о ненужности вмешательства государства в экономику.

Литература: 1.Худокормов А.Г. История экономических учений. – с. 124-142, 148-173

2. Ядгаров Я.С. История экономических учений - с. 231-233

3. История экономических учений. Под. ред. Автономова В. - с. 556-561, 567-572, 579-581, 587-597

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.