Сделай Сам Свою Работу на 5

АДАПТАЦИЯ ЧЕЛОВЕКА В ОРГАНИЗАЦИИ





О.В. Грицкевич, Т.И. Гук

 

Сибирская государственная геодезическая академия

 

 

http://www.ssga.ru/disciplines/ekonom.html

 

ПРАКТИКУМ ПО ОРГАНИЗАЦИОННОМУ ПОВЕДЕНИЮ

 

 


ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ ПО ТЕМАМ

ОСНОВНОЕ УПРАВЛЕНЧЕСКОЕ ОТНОШЕНИЕ

Конкретная ситуация

«Управленческая сказка о власти»

В одной финансово-кредитной организации начальником юридического отдела был назначен молодой (25 лет) человек с незаконченным на тот момент финансово-экономическим образованием. В его подчинении оказались трое специалистов высочайшей юридической квалификации с высоким стажем и большим опытом работы. Приняли его спокойно и нейтрально.

В первый же день в отдел поступил заказ на юридическое обслуживание от очень крупного клиента. Финансово-кредитная организация очень любила своих клиентов, поэтому молодой начальник отдела принял заказ в устной форме и пообещал выполнить его в кратчайшие сроки – к 16 часам этого же дня. И официальным тоном поручил работу ведущему специалисту отдела, женщине 36 лет. Назовем ее Мария Ивановна. Она кивнула головой и погрузилась в работу.



На часах – 16.00, затем прошел еще час. Клиент уже оборвал все телефоны. Но на раздраженный вопрос руководителя: «Сколько же можно?» Мария Ивановна спокойно ответила: «Мне на эту работу по инструкции положено 12 часов. Конечно, если вы не хотите получить халтуру. Поэтому завтра в 10.00 она будет у вас на столе». И не было в ее голосе ни тени раздражения.

Попытки поручить работу двум другим сотрудникам вообще успехом не увенчались: одна сотрудница сослалась на более низкую квалификацию, а второй коллега заявил, что кроме Марии Ивановны никто не сделает работу для столь крупного клиента на должном уровне. Начальник отдела сорвался и позволил себе гневные высказывания в адрес сотрудницы. После чего отлучился на время. На коллектив отдела его вспышка не оказала никакого воздействия, только вызвала улыбки.

Вопросы к конкретной ситуации

1. Как можно охарактеризовать данную ситуацию с точки зрения отношений нового руководителя с починенными ему сотрудниками?

2. Можно ли назвать поведение молодого руководителя «грамотным»? Если да, то почему?



3. Как можно оценить отношение руководителей этой организации к сотрудникам описанного подразделения? В чем ошибка высшего руководства?

4. Как проявляется основное управленческое отношение в данной ситуации?

5. Как могут блокироваться «человеческие ресурсы» управления?

6. Как могут раскрываться «человеческие ресурсы» управления?

7. Приведите примеры ситуаций, когда можно подтвердить негативное проявление основного управленческого отношения в организации.

8. Приведите примеры ситуаций, когда можно подтвердить позитивное проявление основного управленческого отношения в организации.

Практикующее упражнение
«Типы отношений руководителей к подчиненным»

Цель

С помощью полярной модели основного управленческого отношения показать, где скрываются и где блокируются поведенческие ресурсы управления.

Методические указания

Учебная группа разбивается на малые подгруппы, каждая из которых разрабатывает полярную модель для следующей ситуации: есть 2 типа руководителей, один из которых дает понять, что каждый в коллективе способен на многое, а другой считает, что мало кто на что способен. Что приобретает первый руководитель, заинтересовывая работников? И что теряет второй, заставляя их работать?

В этой модели продемонстрируйте «обратную связь» основного управленческого отношения, т. е. как руководитель может раскрывать поведенческий ресурс организации и как может его загубить. Оцените приобретения одного руководителя и потери другого. Результаты оценки представьте в виде таблицы.

Домашнее задание
«Обратная модель отношений»



Используя данные, полученные при выполнении практикующего упражнения, сформулируйте такую же таблицу в зеркальном отражении: что теряет руководитель, развивающий своих людей, и что приобретает его авторитарный коллега.

ЛИЧНОСТЬ И УПРАВЛЕНИЕ

Конкретная ситуация 1
«Психологические портреты личностей»

Приведем типологические характеристики людей, которые работают в коллективе.

Вероника Матвеевна – старший мастер, 31 год. Это подвижная женщина, которая постоянно куда-то торопится, бежит, появляется то там, то здесь. Когда она беседует с кем-то, постоянно меняет позу, вертит что-то в руках, отвлекается, разговаривает сразу с несколькими людьми. Ее легко заинтересовать всем новым, но она сравнительно быстро остывает. Преобладающее настроение – веселое, бодрое. На вопрос: «Как дела?» – отвечает с улыбкой: «Очень хорошо», хотя иногда оказывается, что дела и на работе, и в личной жизни не так уж хороши. Про свои достижения радостно объявляет всем: «Вот, начальник цеха опять похвалил». Огорчений не скрывает, рассказывает о них, но всегда бодро добавляет: «Это как-то случайно получилось, не так уж трудно исправить…»; «В этом никто не виноват…»; «Это не так уж и трудно исправить». Иногда огорчается, даже плачет, но недолго. Быстро успокаивается и снова смеется. Мимика живая. Несмотря на живость и непоседливость, ее легко дисциплинировать, она охотно прислушивается к советам, старается их выполнить. В делах, особенно трудных, проявляет большую энергию и заинтересованность, крайне работоспособна. Легко сходится с новыми людьми. Ее охотно слушают в коллективе, считают хорошим человеком. Быстро привыкает к новым требованиям.

Лев Викторович – бухгалтер, 38 лет. Спокоен, малоразговорчив. Окружающие говорят, что он туповат, но работает Лев Викторович хорошо: никогда не делает ошибок в расчетах. Обычно не ссорится. Единственная ссора была связана с тем, что однажды, когда он был в отпуске, его стол был вынесен из кабинета и заменен новым. После возвращения из отпуска он в резкой форме потребовал возвратить стол. Требование было удовлетворено, и Лев Викторович успокоился. Сослуживцы считают, что очень увлечен работой, так как забывает об обеде и не ходит в столовую. Привязан к своей семье. Хороший отец. Главный бухгалтер уважает его за аккуратность и добросовестность в работе, но говорит, что Лев Викторович необычайно упрям, и заставить его выполнить работу, которую он не хочет делать, невозможно.

Константин Анатольевич – инженер, 37 лет. Он очень впечатлителен. Малейшая неприятность выводит его из равновесия, он грустит и переживает по каждому пустяку. Расстраивается, если кто-то проявляет к нему невнимание. Однажды Константин Анатольевич сильно огорчился, когда не смог сразу найти на столе нужный документ, и потом жаловался на головную боль, хотя документ скоро был найден. Очень обидчив. Болезненно переживает всякую обиду. Мечтателен. Часто во время работы задумчиво смотрит в окно или на противоположную стену. Не принимает участия в шумных спорах товарищей. Покорно подчиняется всем правилам внутреннего распорядка, никогда их не нарушает. Пассивен в коллективе. Проявляет неверие в свои силы. Его можно легко убедить в том, что он ошибся или выбрал неправильный путь. При встрече с трудностями опускает руки и отступает, стараясь больше с ними не сталкиваться. Если его никто не задевает, не обижает, не проявляет пристального внимания к его работе, то он хорошо работает, выполняет все задания аккуратно и в срок.

Татьяна Алексеевна – менеджер, 40 лет. Это безгранично увлекающаяся натура. Часто берет работу не по силам, до крайности подвижна. Она в любую минуту готова сорваться с места и «лететь» в любом направлении. Ее руки не находят покоя; она быстро и часто поворачивает голову в разные стороны. Татьяна Алексеевна вспыльчива. Задание понимает сразу, но в работе делает много ошибок из-за торопливости и невнимательности. Она резко переходит от смеха к гневу, и наоборот. Татьяна Алексеевна очень инициативна. Всех «засыпает» вопросами. Злопамятна. С огромным энтузиазмом берется за все новое, но не может довести дело до конца, так как оно теряет для нее интерес. Очень любит, когда ее хвалят и ставят в пример, на критику сердится и может сорваться, а на тех, кто критикует, затаивает злобу.

Вопросы к конкретной ситуации 1

1. Определите тип личности каждого персонажа по нескольким типологиям. Опишите их психологический портрет.

2. Каковы основные потребности этих людей?

3. Как они удовлетворяют свои потребности? Часто ли кто-нибудь из них испытывает состояние фрустрации и как он выходит из него?

4. Опишите ваш метод управления каждым из них.

Конкретная ситуация 2
«Любите ли вы свою работу?»

Лида Смирнова пристально смотрела на свой кофе и пирожок. После трудного рабочего дня она пыталась расслабиться в кафе, часто посещаемом деловыми людьми. Подняв взгляд, она заметила свою давнюю подругу по университету, входящую в кафе. Прошло уже два года, как она последний раз виделась с Анной Яблоковой. В то время они были в одной группе на занятиях по курсу «Организационное поведение».

«Анна! – воскликнула Лида, пытаясь привлечь ее внимание. – Присаживайся. Я не видела тебя целую вечность. Я не знала, что ты осталась в городе».

«Я проходила вводное обучение в страховой компании, где работаю последние 18 месяцев, – ответила Анна. – А как у тебя дела?»

«Я работаю в рекламном агентстве «Альбатрос». Я там почти уже год», – сказала Лида.

«Интересно, что это за организация? – спросила Анна. – Я слышала, что это достаточно жесткая контора».

«Я не знаю, откуда у тебя такая информация, – ответила Лида, – но ты права. Платят действительно хорошо, но ежедневно выжимают из нас каждый выплаченный нам рубль. Люди, с которыми я работаю, очень хорошие, но сильно конкурируют друг с другом. Я думаю, что наша компания проводит некую неписаную политику. Новых людей пытаются столкнуть друг с другом, а «победитель» получает продвижение. Не получившие продвижение долго не задерживаются в компании. Они ищут что-нибудь на стороне или их просят подыскать себе что-нибудь другое. Я надеюсь, ты понимаешь, что я имею в виду».

Анна сочувственно взглянула на подругу. «У нас в страховой компании тоже идет своя борьба, но все это выглядит несколько иначе. У меня относительно низкая заработная плата, но мне кажется, что меня скоро повысят. Как бы этого хотелось. Когда я начала работать, мне сказали, что повысят через
9 месяцев ученичества, но они превратились сначала в 12, затем в 15, а сейчас это уже составляет 18 месяцев, и никого из моей группы еще не повысили. Двое, занимавшие должности выше меня, уже уволились. Поэтому нас, двоих оставшихся, скоро повысят. Я надеюсь, что это коснется и меня. Политика компании заключается в продвижении людей, но в медленном продвижении. Можно, конечно, было бы обратиться к ряду официальных кадровых документов. Я уже подобрала много таких материалов, но как-то беспокоюсь, стоит ли мне на них ссылаться. У меня прекрасная начальница.

Когда я разуверилась во всем, она отвела меня в сторону и сказала, что у меня все идет хорошо. Она показала планы компании по продвижению сотрудников и сказала, что она будет настойчиво рекомендовать меня на открывающиеся вакансии. Мне кажется, я просто нетерпеливая».

Лида отставила свой кофе. «Мой начальник просто дурак, но он хитрый дурак. Он окружил себя людьми, делающими так, что он выглядит хорошо. Они делают свою работу, а он получает все результаты. Я научилась больше от коллег, чем от него. Не понимаю, как такие, как он, выживают в нашей компании. Ты, наверное, сейчас думаешь, что его подчиненные надеются на свое продвижение. Он, должно быть, лучший артист, чем я о нем думала».

«Тебе нравится то, что ты делаешь?» – спросила Анна.

«Да, это очень интересное дело, – ответила Лида. – Это более сложно, чем то, чему нас учили в университете. Было бы лучше, если бы наши профессора рассказывали нам о политике в компаниях. Я хотела бы знать что-нибудь о том, как сделать так, чтобы увидеть в своем начальнике что-то хорошее. Ты видишь, мне это очень необходимо».

Обе некоторое время сидели тихо. В заключение Анна сказала: «В пятницу в театре будут показывать новую пьесу. У меня есть лишний билет. Хочешь пойти со мной?»

«Я бы пошла, Анна, – сказала Лида, – но взяла домой много работы. Может быть, мы сходим куда-нибудь вместе в следующий раз, ладно?»

«Да, конечно, – ответила Анна, – после того, как нас обеих повысят».

Они обе засмеялись, и Анна потянулась за своим пальто.

Вопросы к конкретной ситуации 2

1. Как бы вы могли охарактеризовать каждую из героинь ситуации как личность?

2. Что можно сказать о каждой из девушек с позиции того, как они относятся к фактам и событиям, изложенным в ситуации, как они описывают свою работу и отношения по работе?

3. Как бы вы оценили удовлетворенность работой Лиды и Анны?

4. Кто из них больше доволен своей работой в целом и почему?

5. Что можно сказать о том, как их менеджеры управляют сложившейся в компаниях ситуацией, а также об этическом поведении этих менеджеров?

6. Не кажется ли вам, что эти две девушки приписывают разную степень важности различным аспектам своей работы? Если это так, то какие из этих аспектов воспринимаются ими как более важные и для кого?

Практикующее упражнение 1
«Личность для работы»

Цель

Помочь обучающимся понять применение «теории о личности» к организационным требованиям.

Методические указания

Учебная группа разбивается на малые подгруппы, каждая из которых представляет собой нечто вроде отдела развития персонала большого универсального магазина. Руководство магазина считает, что отдел кадров подобрал в свое время не тех людей на должности, описание которых приводится ниже.

Студенты должны определить, что нужно сделать для заполнения этих должностей в будущем с большей эффективностью. Необходимо разработать модель личности для кандидата на каждую из должностей. Эта модель должна описывать наиболее важные черты личности, которые приведут к успеху в работе. Затем следует подготовить список вопросов к кандидату на должность, ответы на которые помогут совместить требования к работе с личностной характеристикой. На все это малым группам дается 30 – 40 мин. Позже в классе малые группы докладывают свои результаты и в течение 15 – 20 мин проходит их общее обсуждение.

Заведующий секцией мужской и женской одежды. Менеджер в данной должности несет полную ответственность за поддержание соответствующего ассортимента товаров в секции; должен управлять продажей, координировать работу и обеспечивать развитие подчиненных ему продавцов. Он обязан играть активную роль в выявлении слабых сторон в работе каждого продавца и помогать ему (ей) в преодолении недостатков. Приблизительно половину своего рабочего времени менеджер проводит в зале секции, работая с покупателями.

Заведующий складом. Менеджер несет полную ответственность за получение прибывающих товаров, их правильное складирование в помещениях склада, а также за своевременную доставку в торговые залы по требованию заведующих секциями. Менеджер должен работать с персоналом, доставляющим товары, так, чтобы обеспечить в этом деле порядок и систематичность. Кроме того, менеджер должен работать с продавцами, чтобы избегать затоваривания на складе.

Практикующее упражнение 2
«Опросник PEN»

Цель

Измерить такие психические свойства, как нейропсихическая лабильность, экстраверсия и психотизм. Вторично можно вывести наличие дальнейших черт личности, таких, как эмоционально-волевая стабильность и отнесение темпераментов к классическим типам: холерик, сангвиник, флегматик, меланхолик. Опросник показывает связь между этими четырьмя типами темпераментов и результатами факторно-аналитического описания личности.

Методические указания

Время ответов не ограничивается. Вам будут предложены утверждения, касающиеся Вашего характера и здоровья. Если Вы согласны с утверждением, поставьте рядом с его номером «+» (да), если нет – знак «–» (нет). Не задумывайтесь долго – здесь правильных и неправильных ответов нет.

Текст опросника

1. У вас много различных хобби.

2. Вы обдумываете предварительно то, что собираетесь делать.

3. У вас часто бывают спады и подъемы настроения.

4. Вы претендовали когда-нибудь на похвалу за то, что сделал в действительности другой человек.

5. Вы разговорчивый человек.

6. Вас беспокоило бы то, что вы залезли в долги.

7. Вам приходилось чувствовать себя несчастным человеком без особых на то причин.

8. Вам случалось когда-нибудь пожадничать, чтобы получить больше того, что вам полагалось.

9. Вы тщательно запираете дверь на ночь.

10. Вы считаете себя жизнерадостным человеком.

11. Увидев, как страдает ребенок, животное, вы сильно расстраиваетесь.

12. Вы часто переживаете из-за того, что сделали или сказали что-то, чего не следовало говорить.

13. Вы всегда исполняете свои обещания, даже если вам это очень неудобно.

14. Вы получили бы удовольствие, прыгая с парашютом.

15. Способны ли вы дать волю чувствам и вовсю повеселиться в шумной компании?

16. Вы раздражительны.

17. Вы когда-нибудь обвиняли кого-нибудь в том, в чем были виноваты вы сами?

18. Вам нравится знакомиться с новыми людьми.

19. Вы верите в пользу страхования.

20. Вас легко обидеть.

21. Все ваши привычки хороши и желательны.

22. Вы стараетесь быть в тени, находясь в обществе.

23. Стали бы вы принимать средства, которые могут привести вас в необычное или опасное состояния (алкоголь, наркотики)?

24. Вы часто испытываете такое состояние, когда все надоело.

25. Вам случалось брать чужую вещь, пусть это даже любая мелочь, вроде булавки ил пуговицы.

26. Вам нравится часто ходить к кому-нибудь в гости и бывать в обществе.

27. Вам доставляет удовольствие обижать тех, кого вы любите.

28. Вас часто беспокоит чувство вины.

29. Вам приходилось говорить о том, в чем вы плохо разбираетесь.

30. Вы предпочитаете книги встречам с людьми.

31. У вас есть явные враги.

32. Вы можете назвать себя нервным человеком.

33. Вы всегда извиняетесь, когда нагрубите кому-либо.

34. У вас много друзей.

35. Вам нравится устраивать розыгрыши и шутки, которые могут действительно причинить людям боль.

36. Вы беспокойный человек.

37. В детстве вы всегда безропотно и немедленно выполняли то, что вам приказывали.

38. Вы считаете себя беззаботным человеком.

39. Для вас много значат хорошие манеры и чистоплотность.

40. Волнуетесь ли вы по поводу каких-либо ужасных событий, которые могли случиться, но не случились.

41. Вам случалось сломать или потерять чужую вещь.

42. Вы первым проявляете инициативу при знакомстве.

43. Можете ли вы легко понять состояние человека, если он делится с вами заботами.

44. У вас часто нервы бывают натянуты до предела.

45. Бросите ли вы ненужную бумажку на пол, если рядом нет корзины?

46. Вы больше молчите, находясь в обществе других людей.

47. Считаете ли вы, что брак старомоден и его следует отменить?

48. Вы иногда чувствуете жалость к себе.

49. Вы иногда много хвастаетесь.

50. Вы легко можете внести оживление в скучную компанию.

51. Раздражают ли вас осторожные водители?

52. Вы беспокоитесь о своем здоровье.

53. Вы говорили когда-нибудь плохо о другом человеке.

54. Вы любите пересказывать шутки и анекдоты своим друзьям.

55. Для вас большинство пищевых продуктов одинаковы на вкус.

56. Бывает ли у вас иногда плохое настроение?

57. Вы дерзили родителям в детстве.

58. Вам нравится общаться с людьми.

59. Вы переживаете, если узнаете, что допустили ошибки в свой работе.

60. Вы страдаете от бессонницы.

61. Вы всегда моете руки перед едой.

62. Вы из тех людей, которые не лезут за словом в карман.

63. Вы предпочитаете приходить на встречу немного раньше назначенного срока.

64. Вы чувствуете себя апатичным, усталым, без какой-либо причины.

65. Вам нравится работа, требующая быстрых действий.

66. Ваша мать – хороший человек (была им).

67. Вам часто кажется, что жизнь ужасно скучна.

68. Вы когда-нибудь пользовались оплошностью другого человека в своих целях.

69. Вы часто берете на себя больше, чем позволяет время.

70. Есть люди, старающиеся избегать вас.

71. Вас очень заботит ваша внешность.

72. Вы всегда вежливы, даже с неприятными людьми.

73. Считаете ли вы, что люди затрачивают слишком много времени, чтобы обеспечивать свое будущее, страхуя себя и свою жизнь, откладывая сбережения?

74. Возникало ли у вас когда-нибудь желание умереть?

75. Вы попытались бы избежать уплаты налога с дополнительного заработка, если бы были уверены, что вас никогда не смогут уличить в этом?

76. Вы можете внести оживление в компанию.

77. Вы стараетесь не грубить людям.

78. Вы долго переживаете после случившегося конфуза.

79. Вы когда-нибудь настаивали на том, что бы было по-вашему.

80. Вы часто приезжаете на вокзал в последнюю минуту перед отходом поезда.

81. Вы когда-нибудь намеренно говорили что-нибудь неприятное или обидное для человека.

82. Вам неприятно находиться среди людей, которые подшучивают над товарищами.

83. Вы легко теряете друзей по своей вине.

84. Вы часто испытываете чувство одиночества.

85. Ваши слова всегда совпадают с делами.

86. Вам нравится иногда дразнить животных.

87. Вы легко обижаетесь на замечания, касающиеся лично вас и вашей работы.

88. Жизнь без какой-либо опасности казалась бы вам слишком скучной.

89. Вы когда-нибудь опаздывали на работу или свидание.

90. Вам нравится суета и оживление вокруг вас.

91. Вы хотите, чтобы люди вас боялись.

92. Верно ли, что иногда вы полны энергии и все горит в руках, а иногда совсем вялы?

93. Вы иногда откладываете на завтра то, что должны сделать сегодня.

94. Считают ли вас живым и веселым человеком?

95. Часто ли вам говорят неправду?

96. Вы очень чувствительны к некоторым событиям, вещам, явлениям.

97. Вы всегда готовы признать свои ошибки.

98. Вы когда-нибудь было жалко животное, попавшее в капкан.

99. Вам трудно заполнять анкету.

Ключ

1. Шкала психотизма: ответы «нет» («–») № 2, 6, 9, 11, 19, 39, 43, 59, 63, 67, 78; ответы «да» («+») № 14, 23, 27, 31, 35, 47, 51, 55, 71, 85, 88, 93, 99.

2. Шкала экстраверсии – интроверсии: ответы «нет» («–») № 22, 30, 46, 84; ответы «да» («+») № 1, 5, 10, 15, 18, 26, 34, 38, 42, 50, 54, 58, 62, 66, 70, 74, 77, 81, 90, 92, 96.

3. Шкала нейротизма: ответы «да» («+») № 3, 7, 12, 16, 20, 24, 28, 32, 36, 40, 44, 48, 52, 56, 60, 64, 68, 72, 75, 79, 83, 86, 89, 94, 98.

4. Шкала искренности: ответы «нет» («–») № 4 , 8, 17, 25, 29, 41, 45, 49, 53, 57, 65, 69, 70, 76, 82, 91, 95; ответы «да» («+») № 13, 21, 33, 37, 61, 73, 87, 99.

Оценка по тесту

Методика содержит 4 шкалы: экстраверсия – интроверсия, нейротизм, психотизм и специфическая шкала, предназначенная для оценки искренности испытуемого, его отношения к обследованию. Перечисленные шкалы измеряют следующие особенности:

· экстраверсия проявляется в общительном, активном, оптимистическом поведении; для интровертов характерно поведение необщительное, пассивное, спокойное, вдумчивое, рассудительное;

· человеку с высоким нейротизмом свойственны сверхчувствительные реакции, напряженность, тревожность, недовольство собой и окружающим миром, ригидность;

· индивид с низким уровнем нейротизма спокоен, беззаботен, непринужден в общении, надежен;

· шкала психотизма говорит о склонности к асоциальному поведению, вычурности, неадекватности эмоциональных реакций, высокой конфликтности лиц, имеющих высокие оценки по данной шкале.

Высокие оценки по шкале психотизма показывают на высокую конфликтность. Средние значения – 5 – 12 баллов.

Высокие оценки по шкале экстраверсия – интроверсия соответствуют экстравертированому типу, низкие – интровертированому. Средний показатель 7 – 15 баллов.

Высокие показатели по шкале нейротизма говорят о высокой психической неустойчивости. Средние показатели – 6 – 18 баллов.

Если по шкале искренности количество баллов превышает 10, то результаты обследования считаются недостоверными и испытуемому следует отвечать на вопросы более откровенно.

Результаты данной методики используются для психологического обследования с целью профотбора на различные специальности в сферу обслуживания и торговли. Исследования показали, что людям, имеющим оценки по шкале психотизма выше 10, не рекомендуется работать в вышеперечисленных отраслях и по специальностям типа «человек – человек».

Возможно индивидуальное использование и в группе.

Домашнее задание
«Анкета для подбора кадров»

По каждой категории различия личности (наследственность, культура, семья, социальная группа, жизненный опыт) студент должен составить не менее пяти вопросов к кандидату на работу в организации. Эти вопросы должны быть составлены так, чтобы ответы на них наилучшим образом раскрывали личность кандидата.

АДАПТАЦИЯ ЧЕЛОВЕКА В ОРГАНИЗАЦИИ

Конкретная ситуация
«Петр Груздев»

«Орион» – это крупная многонациональная компания по производству товаров бытовой химии. Она осуществляет операции в десяти странах СНГ. В России она производит некоторые виды своей продукции на одном из заводов, расположенном в небольшом провинциальном уральском городке.

Крупномасштабные складские операции очень важны для поддержания эффективной работы данного завода. Как только продукция сходит с производственной и упаковочной линии в северной части завода, она перевозится на конвейер через главную дорогу в южную часть, где расположены складские помещения. Эти операции осуществляются в две смены и без остановки. Если здесь происходит срыв, то вся система стопорится и сделанная продукция не может сойти с производственной линии.

Петр Груздев работает в южной части завода на складе. Ему 28 лет, он не женат и уже семь лет работает на этом заводе. В его обязанности входит погрузка готовой продукции на конвейер и складирование ее в штабеля с помощью ручной тележки или автопогрузчика.

Дома Петр живет с матерью и отцом; домой приходит в основном спать. Всем известно, что он любит хорошо проводить время. На общение с людьми у него уходит много времени и сил. Он нередко жалуется, что после этого он бывает «разбитым». Петр тратит очень много денег на свои развлечения. Такое возможно потому, что родителям денег он почти не дает. Его отец, находясь на пенсии, все еще работает и получает неплохую заработную плату. Сам Петр умудряется немного подработать на стороне, выступая время от времени в качестве судьи на соревнованиях местных мужских и женских команд по волейболу. Он также активно занимается спортом для своего удовольствия: зимой – это популярный в этом городе хоккей, а летом – русская лапта. Ему очень нравится быть среди людей, получать удовольствие от общения с ними не в меньшей степени, чем от самих занятий спортом.

На работе Петр уже не первый год известен своими непредсказуемыми прогулами. Они нередко превращаются просто в загулы. Последние три года это выглядело следующим образом: позапрошлый год – 12 дней (5 случаев); прошлый год – 9 дней (7 случаев); текущий год – 10 дней (8 случаев).

Кроме того, Петр часто опаздывает на работу, объясняя это различными причинами. В ряде случаев это прерывает рабочие операции на складе завода.

Его новый начальник участка Галина Николаевна не считает, что активная жизнь Петра вне работы – причина его прогулов и опозданий. Хотя она и не совсем в этом уверена. Она не может понять, почему он на это жалуется каждый раз, когда появляется на работе на следующий день.

Однажды, когда Петр прогулял несколько раз после игр в хоккей, он пытался объяснить это тем, что каждый раз игра вызывала старые боли в спине. Из его личного дела Галина Николаевна действительно обнаружила, что два года назад Петр обращался к заводскому врачу по поводу болей в спине. Это случилось как раз после занятий спортом. Однако записи доктора, сделанные после обследования, свидетельствовали о том, что Петру не возбранялось работать после случившегося.

Галина Николаевна была у Петра уже четвертым по счету начальником участка за последние два с половиной года его работы на заводе. Все предыдущие начальники участка сделали в личном деле Петра записи о его нарушениях. Они проводили с ним соответствующие беседы. Каждый раз Петр соглашался с тем, что ему следует исправиться, ссылаясь в то же самое время на плохое самочувствие и болезни как причины своего поведения. Было замечено, что после каждой такой воспитательной беседы его поведение на работе значительно улучшалось.

В принципе, Петр был хорошим работником. Ему не за что было делать замечания, но и нельзя было ожидать от него каких-либо сверхусилий. Просматривая его личное дело, Галина Николаевна вспоминала трех его предыдущих начальников. Двое из них отличались тем, что давали подчиненным полную свободу в работе с минимальными проверками со своей стороны.
А один был действительно «жестким» начальником, держа все и всех под постоянным контролем, наставляя и помогая всем своим работникам, ругая их, когда они делали не то или не так. Однако большинству людей на заводе он нравился. Галина Николаевна обнаружила из личного дела интересный факт. Прогулы Петра были чаще именно у этого «жесткого» начальника и меньше
у тех двух «либералов», дававших людям самим решать, где, как и когда работать.

В восемь часов утра в понедельник 6 октября 1997 г. Петр Груздев не появился на работе, и складская бригада должна была начать работу в сокращенном составе. Анализируя записи в личном деле Петра, Галина Николаевна определила, что он впал в новый период загулов. К тому же недавно, в сентябре, он уже прогулял три дня. Она задумалась о том, что же ей необходимо предпринять, чтобы Петр вышел на работу, и в будущем подобные случаи исключались.

Вопросы к конкретной ситуации

1. Какой тип научения имел место с Петром Груздевым в данной ситуации? Обоснуйте свою позицию на основе приведенных в ситуации фактов.

2. Как Петр воспринимал организационное и неорганизационное окружение? Какие личностные различия Петра определяли его поведение на рабочем месте и вне работы?

3. Чему приписывал Петр причины своего поведения и почему он так считал? Чему приписывала Галина Николаевна причины поведения Петра, и что ее привело к такому восприятию событий?

4. Какие виды ситуационного усиления поведения Петра использовали его предыдущие начальники? Насколько эффективными были их действия? Объясните свою точку зрения.

5. Что было особенного в том порядке, с которым к Петру применялось ситуационное усиление его поведения? Было ли это эффективным?

6. Что бы вы посоветовали предпринять Галине Николаевне в создавшейся ситуации?

Практикующее упражнение
«Найди предмет»

Цель

Ознакомление студентов на основе реальных действий с тем, как влияет реакция окружающих на результативность поведения человека в группе (организации).

Методические указания к первой части упражнения

Преподаватель предлагает двум добровольцам покинуть класс. После этого он берет какой-нибудь вам известный предмет и прячет (кладет) его где-то в классе. Далее он договаривается со студентами, что они должны определенным образом реагировать на поведение того, кто будет искать этот предмет. В отношении первого студенты должны реагировать негативно на неправильные действия (выкрикивать язвительные замечания, высмеивать, шуметь и т. п.) и совершенно не реагировать (полное молчание), если он идет в правильном направлении, т. е. если он на верном пути, чтобы найти спрятанный предмет. В отношении второго студента группа должна вести себя совершенно противоположно: подбадривать его, если он на верном пути к нахождению спрятанного предмета, и никак не реагировать (полное молчание), если он ищет в неправильном направлении.

После того, как преподаватель объяснил группе правила ее поведения,
в класс приглашается первый студент. Преподаватель говорит ему, что в течение 5 мин он должен найти спрятанный в классе предмет. При этом никаких дополнительных пояснений относительно того, что это за предмет, как искать, не делается. Задача состоит в том, что студент сам, ориентируясь на окружение, должен попытаться найти предмет. После того, как студент нашел предмет или истекли 5 мин, приглашается второй студент, которому ставится точно такая же задача, как и первому. По завершению задания вторым студентом преподаватель подводит краткий итог.

Обычно он очень наглядный: тот студент, на неправильные действия которого давалась негативная реакция, чаще всего не справляется с задачей, и наоборот, тот студент, правильные действия которого поддерживала группа, успешно справляется с заданием.

Методические указания ко второй части упражнения

После проигрывания первой части упражнения, заключающейся в поиске спрятанного предмета, перейти ко второй части упражнения. Предлагается для обсуждения в малых подгруппах матрица «реакция группы – уверенность в себе». Студенты должны высказаться по поводу того, как будут строиться отношения группы и индивида в каждом из четырех квадрантов матрицы.

Домашнее задание
«Ситуационное усиление поведения»

Студент выбирает один из типов ситуационного усиления (подкрепления) поведения и описывает факты и события из своей жизни, когда к нему применялся данный тип усиления.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.