Сделай Сам Свою Работу на 5

Материалистическая теория познания.





Принципы.

1) Вещи существуют объективно независимо от нашего сознания

2) Нет разницы между явлениями и вещью в себе. Различие есть между тем, что познано и не познано.

3) В теории познания нужно рассуждать диалектически (единство чувств и рациональности)

В основе их единства лежит человеческая деятельность.

Проблемы отношений субъекта и объекта познания

До Канта – субъект – отдельный человек, объект – предмет его познания.

После – субъективно-духовное образование, с его оприорными знаниями и моралью, волевыми качествами.

В основе наших знаний лежит форма сознания.

Пространство и Время.

Добро и Зло

Предшествует всем другим знаниям.

Объект – продукт деятельности субъекта.

Субъект– над индивидуальной деятельностью, сущность которого в активной деятельности.

У Канта – духовная деятельность.

У Маркса – материально-чувственная деятельность.

Субъектом познания - является человеческое общество.

Источник знания видели – в творческой деятельности человека.

 

 

Чувственное и рациональное познание

Философы Нового Времени выделили 2 формы знания:



1) Чувственное

2) Рациональное

Бэкон – В основе знания лежит опыт эксперимента.

Декарт – В качестве. – Я чувствую значит я существую.

Последовательность этапов

I Чувственное познание включает в предметно чувственную деятельность, связывает контакт человека с внешним миром. Познание посредством органов чувств.

Форма чувственного познания:

1) Ощущения

2) Восприятие – целостный образ наблюдаемого предмета.

3) Представление –воспроизведение в сознании ранее виденного.

Ощущение возникает в человеке в результате на орган чувств каких либо объектов.

Субъективный образ предмета.

Через ощущения получают информацию об объективном мире.

В силу активной деятельности человеческого сознания. Образы, поступая в человеческий мозг подвергаются обработке и превращаются в восприятия.

Восприятие – целостный чувственный образ действительности.

Чувственная ступень рассматривается как формирование образов чувственного отражения действительности. В реальности чувственная ступень воздействует на рациональные формы познания – логическое мышление.



II Логическое мышление

Более высокий уровень познания. Мышление – активный процесс познаваемой деятельности сознания. Действуя на том уровне, где нет контактов с объективной действительностью.

Мышление опирается на результаты чувственного познания.

Познание – в рациональной логической ступени осуществляется в результате языкого общения и мышления.

Формы рационального познания.

1 Понятие – форма мысли, в которой отражается общие существенные связи отражения действительности. Близко подходит к представлению.

Различия – представление дает наглядный образ действительности. Содержание лишено наглядности. В представлении отражены общие признаки понятий. Понятия возникают и существуют в сознание человека в виде обобщений.

2 Суждение – форма мысли, в которой посредствам понятий, осуществляется мыслительный процесс. К суждениям человек может прийти путем умозаключений. (Мухомор - ядовитый).

3 Умозаключение – форма мысли в виде рассуждения, в ходе которого из одного или нескольких суждений, выводится новое заключение – как следствие – заключение. Логический подход к выводу.

Материализм – чувственное и рациональное, не противопоставляет их друг другу, говоря об их взаимодействии и единстве познаваемого процесса.

На уровне человеческого сознания чувственное познание находится под воздействием рационального познания.

Эмпиризм (Бэкон) – Основы познания – опыт, наблюдение, эксперимент.

Рационализм (Декарт) – ясность, отчетливость, достоверность – мышление.



Критерии истины

Материалисты – ПРАКТИКА!

Прагматисты – частично согласны с практикой (полезная часть!)

Позитивисты – ПРОВЕРКА! (верификация) (ВЕРИФИКАЦИЯ (от лат. verus – истинный и facio – делаю) подтверждение. Предположение (гипотеза) может быть верифицировано, т.е. его истинность может быть доказана как с помощью опыта, так и с помощью связного логического доказательства.)

 

Роль практики в познании

Познание - компонент психики человека, представляет собой правильное отражение мира, отражение мира, является общим историческим процессом духовного и практического овладения человеческой действительности.

I Уровень Чувственный (ощущения, восприятия)\

II Уровень Мышление

Практика – способ, включающий человека в материальную деятельность, путем активного преобразования внешнего мира. Включает в себя реальное преображение внешнего мира.

1) Общение людей в процессе деятельности

2) Совокупность норм и ценностей

3) Научный эксперимент

Таким образом, практика – чувственная предметная деятельность человека, направляющая на преобразование мира и самого себя.

Практика – основа процесса познания. Ставит перед человеком научные проблемы!

Теория – научное обобщение практики.

Вывод от практики к теории и опять к практике.

 

Теория истины

Цель познания – достижение истины.

Определяется как соответствие знаний о мире самому миру. Чтобы отличить истину от заблуждений необходимо выяснить насколько наши знания соответствуют действительности.

Материалисты: Любая истина объективна. Это значит, что содержание знаний совпадает с объективной действительностью. Не зависит от сознания субъекта. (Не от человека, не от человечества). Но истина субъективна по философскому выражению, это зависит от особенности людей, которые формируют данную теорию.

Достижимость абсолютной истины невозможна. Мир бесконечен и неисчерпаем. Но недостижимость абсолютной истины может привести к выводу о невозможности для получения полного достоверного знания о мире. Эта проблема решается на основе диалектики абсолютной и относительной истины. Термин – абсолютная истина – употребляется к близком значении объективная истина. Абсолютная истина – исчерпывающая теория знаний.

Теория носит относительный характер.

Они формируют истину в исторических конкретных формах.

Развитие познания можно представить как длительный непрекращающийся процесс истины, который приводит к накоплению и обобщению человеческих знаний.

Абсолютная истина – бесконечная сумма относительных истин. Он никогда не завершается.

Догматизм – отрицание относительной истины.

Релятивизм – отрицание абсолютной истины.

Критерии истины

Материалисты.Критерии истины – практика! Хотя не все ей можно проверить, но это наиболее объективный критерий.

Позитивисты.Для проверки истинных знаний – принцип верификации – разложение на простое.

Прагматисты.Полезность знания.

Методы научного познания

Задача научного познания – раскрыть сущность предмета, законы их развития.

Сущность – законы не лежат на поверхности явлений. Чтобы обнаружить их, выработана система приемов научного исследования.

Наблюдение. Эксперимент

Наблюдение – целенаправленное созерцание, восприятие предметов и явлений в их виде. Эффективность зависит в предварительных знаниях, умения сформировать цель.

Эксперимент – объект наблюдения ставится в искусственных условиях. Предначначен, для того, чтобы изучить объект в чисто виде.

Анализ и синтез

Любой предмет – система различных компонентов.

Анализ(с греческого - разложение) – расчленение предмета на образующие его компоненты.

Синтез(соединение) – вещественное или мысленное объединение частей предмета.

Анализ и синтез едины, так как един предмет и его компоненты.

Они взаимодействуют между собой. Создают аналитико-синтетические способы познания.

 

Индукция и дедукция

Индукция (поведение) – процесс движения мысли от единичного явления к общим выводам. Будучи полученным посредством знаний. Закономерность причин, связей – раскрытие.

Дедукция (выведение) – процесс движения мысли от общему к единичному. Если имеются знания обо всем классе в целом.

Используется как способ получения истинной теории.

Индукция и дедукция взаимосвязаны; исследователь применяя их познает действительность в единстве единого и общего. Взаимосвязь единичного и общего.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.