Сделай Сам Свою Работу на 5

Основные формы отражения на различных уровнях биологической и социальной организации





3 уровень Социальные формы отражения (мышление, творчество) Только у человека Воображение, умозаключение, суждения, понятия
2 уровень Биологическое отражение У высокоразвитых млекопитающих Представления, восприятия Ощущения, Условные и безусловные рефлексы
1 уровень Механические, физические, химические отражения При наличии нервной системы – таксисы (дёргания), раздражение   Достаточно 1 нервной клетки Процессы и результаты химических реакций - соединение и разложение. Процессы и результаты тепловых, звуковых, электромагнитных, гравитационных взаимодействий. Процессы и результаты давления и деформации

 

Роль труда в возникновении сознания

Материализм ведущую роль возникновения сознания отводит общественному характеру роли труда и роли человека. Способность к ощущениям – у человека и высших животных. Базируется на общей физиологической основе – первая сигнальная система.

Человек способен абстрактно мыслить обобщающее отражение действительности – слово – обозначает определенный предмет, с которым неразрывно связано человеческое отвлечение на слово так же, как на воздействие самим предметом. Слова обозначают сигнал (сигнал сигналов - Павлов).



Человек реагирует на слово –(второй сигнал). Слово воздействует на органы чувств (например – рассказ о спелом арбузе – способствует выделению желудочного сока.)

1 и 2-ой сигнал систем находятся в связи.

Сознание человека качественно отличается от психики животных. Психика животных – только биологическое развитие. Сознание человека – результат исторического общественного развития. Образование у человека 5 органов чувств. На основе общественно исторической практики получили развитие органы чувст. Решающее значение – производственная деятельность.

Человеческое сознание изготавливает и применяет орудия производства. Особое развитие – совершенствование орудий труда.

В процессе труда человек приобрел способность не только к сознанию, но и к самосознанию, то есть к осознанию и оценке чувств к месту и роли в жизни.

Философская антропология высказывает сомнение о решающей роли труда.



Переход мышления к труду не объясняет происхождение человека от обезьяны.

(Аргументы: - Животное, даже обладая ручным интеллектом, не способно к труду как к сознательной деятельности).

 

Язык и мышление

Язык, возникший вместе с сознанием на основе труда, явился силой, которая помогла человеку выделиться из животного мира. Развить мышление, организовать материальное производство.

В процессе труда люди начали общаться между собой. Из-за этого неразвитая гортань преобразовалась в орган – способный произносить членораздельные звуки.

То есть – сознание и речь – продукт не биологический, а социальный!

Мысли могут только существовать в материальной оболочке слова, или заменяющими его символами.

Язык связан с действительностью через мышление. Иногда нелегко установить связь слова с конкретным предметом. Иногда одно слово обозначается различными предметами или наоборот – один предмет различными словами.

Слово не устанавливается произвольно, а закрепляется в процессе познания окружающей действительности.

Сознание – продукт длительной эволюции материи, но возникнув, оно активно влияет на его развитие.

Сознание правильно отражает мир. Но оно служит руководством в деятельности (творчестве) человека.

Наука изучает различные управленческие системы и процессы управления – кибернетика.

Её успехи дали повод приписывать механизмам - ощущать и мыслить.

Мышление носит творческий характер. Машина создана человека и беспомощна при недостатке информации.

Машина – для облегчения умственных способностей человека.



 

 

 

Сознательное и бессознательное. Маркс и Фрейд

Сознание– свойство высокоорганизованной материи, предмет биологической эволюции и продукт всемирной истории.

Сущность сознания – целенаправленное отражение свойств и предметов внешнего мира.

Социальность – психическое явление, которое проходит через разум и волю человека.

Воля– целенаправленное и сознательное регулирование человеком своей деятельности.

Бессознательная психическая деятельность – психические явления и действия, которые не являются в данный момент центром смысловой деятельности.

Сознание - рождается в познавательной деятельности человека.

У Маркса – сознание зависит от бытия и экономических отношений.

У Фрейда – биология человека и его инстинктов.

В человеке соединяется бессознательное и сознательное. Поступки человека могут переходить из одной формы в другую (завязать шнурки – в детстве – сознательно, взрослые бессознательно).

Юнг. Говорит о несознательной деятельности коллектива. «Коллективная бессознательность» - архетип, куда погружается человеческое сознание.

Адлер. Пытается примерить сознательное и бессознательное. Это можно сделать, когда человек имеет цель внутри себя.

Человек – существо сознательное, бессознательно ядро его психики.

Фрейд. Открыл бессознательное в душевной жизни человека.

Маркс. Признавал детерминированность (Детерминированность (от лат. determinans — определяющий) — определяемость. Детерминированность может подразумевать определяемость на общегносеологическом уровне или для конкретного алгоритма.) сознания, объективными по отношению к нему факторами (бессознательными).

У Фрейда факторы - психические и биологические потребности, вызывающие неосознанные переживания.

Фрейд: «Я» - не является хозяином в собственном доме (сознании). Вынужден довольствоваться жалкими сведениями о том, что происходит в бессознательном».

Суть учения Фрейда сводится к положениям: В человеке заключена огромная сила бессознательного. «ОНО» - этой силой управляет психическая энергия сексуального влечения – либидо. Содержание бессознательного проявляется в них.

Общественные нормы «СВЕРХ Я» образуют систему социальных фильтров. То что не пропускается через эти фильтры, загоняется в бессознательное. Вытесняется из сознания – причина психических расстройств.

Культура стремится отучить людей от инстинктов. Но когда они чересчур подавляются, они вырываются наружу.

Фрейд: Бессознательное – причина духовного рабства (психического)

Маркс – видел в этом причину социальной несвободы.

Фрейд– причину заболеваний.

Фрейд не связывал свободу человека с социальными изменениями. Человек может стать свободным, если осознает свое индивидуальное бессознательное. Чрезмерное давление «СВЕРХ Я» не считающееся с человеческой бессознательностью, создает неполноценную личность. Чрезмерное давление «СВЕРХ Я» провоцирует «ОНО».

Человек должен найти баланс «СВЕРХ Я» и «ОНО», дать возможность «Я» быть жизнеспособным.

Выход – компромисс культуры человека и культуры общества.

Человек должен постоянно работать по превращению «ОНО» в «Я».

 

 

 

 

 

Учение о познании (Гносеология)

Проблемы познаваемости мира. Субъект и объект познания.

Чувственное и рациональное познание.

Роль практики в познании

Теория истины

Методы научного познания

Проблема познания философии и науки

Проблема познания в Русской религиозной философии XIX – XX веков.

Проблемы познаваемости мира. Субъект и объект познания.

Психика человека – субъективный образ объективного мира.

Компоненты 1) познание

2) эмоция

3) воля

Познание – правильное отражение внешнего мира. Оно социально опосредовано.

Уровни познания

1) Чувственный (ощущение, восприятие)

2) Рациональный или логическое мышление (понятия, суждение, умозаключение)

Много споров о вопросах познаваемости мира

Маркс: «Мир материален, следовательно, познаваем»

Представители древних школ – сомневаются или отрицают познаваемость мира.

Сложность познания в противоречивости. Человек - не способен познать мир, так как у него не хватает органов чувств.\

Фейербах утверждает, что достаточно.

Дефектологи: Отсутствие органа чувств – не есть беспрепятственное преодоление мира.

Ряд философов говорит об ограниченности возможностей мозга.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.