Основные формы отражения на различных уровнях биологической и социальной организации
3 уровень
| Социальные формы отражения
(мышление, творчество)
| Только у человека
| Воображение, умозаключение, суждения, понятия
| 2 уровень
| Биологическое отражение
| У высокоразвитых млекопитающих
| Представления, восприятия
Ощущения,
Условные и безусловные рефлексы
| 1 уровень
| Механические, физические, химические отражения
| При наличии нервной системы – таксисы (дёргания), раздражение
Достаточно 1 нервной клетки
| Процессы и результаты химических реакций - соединение и разложение.
Процессы и результаты тепловых, звуковых, электромагнитных, гравитационных взаимодействий.
Процессы и результаты давления и деформации
|
Роль труда в возникновении сознания
Материализм ведущую роль возникновения сознания отводит общественному характеру роли труда и роли человека. Способность к ощущениям – у человека и высших животных. Базируется на общей физиологической основе – первая сигнальная система.
Человек способен абстрактно мыслить обобщающее отражение действительности – слово – обозначает определенный предмет, с которым неразрывно связано человеческое отвлечение на слово так же, как на воздействие самим предметом. Слова обозначают сигнал (сигнал сигналов - Павлов).
Человек реагирует на слово –(второй сигнал). Слово воздействует на органы чувств (например – рассказ о спелом арбузе – способствует выделению желудочного сока.)
1 и 2-ой сигнал систем находятся в связи.
Сознание человека качественно отличается от психики животных. Психика животных – только биологическое развитие. Сознание человека – результат исторического общественного развития. Образование у человека 5 органов чувств. На основе общественно исторической практики получили развитие органы чувст. Решающее значение – производственная деятельность.
Человеческое сознание изготавливает и применяет орудия производства. Особое развитие – совершенствование орудий труда.
В процессе труда человек приобрел способность не только к сознанию, но и к самосознанию, то есть к осознанию и оценке чувств к месту и роли в жизни.
Философская антропология высказывает сомнение о решающей роли труда.
Переход мышления к труду не объясняет происхождение человека от обезьяны.
(Аргументы: - Животное, даже обладая ручным интеллектом, не способно к труду как к сознательной деятельности).
Язык и мышление
Язык, возникший вместе с сознанием на основе труда, явился силой, которая помогла человеку выделиться из животного мира. Развить мышление, организовать материальное производство.
В процессе труда люди начали общаться между собой. Из-за этого неразвитая гортань преобразовалась в орган – способный произносить членораздельные звуки.
То есть – сознание и речь – продукт не биологический, а социальный!
Мысли могут только существовать в материальной оболочке слова, или заменяющими его символами.
Язык связан с действительностью через мышление. Иногда нелегко установить связь слова с конкретным предметом. Иногда одно слово обозначается различными предметами или наоборот – один предмет различными словами.
Слово не устанавливается произвольно, а закрепляется в процессе познания окружающей действительности.
Сознание – продукт длительной эволюции материи, но возникнув, оно активно влияет на его развитие.
Сознание правильно отражает мир. Но оно служит руководством в деятельности (творчестве) человека.
Наука изучает различные управленческие системы и процессы управления – кибернетика.
Её успехи дали повод приписывать механизмам - ощущать и мыслить.
Мышление носит творческий характер. Машина создана человека и беспомощна при недостатке информации.
Машина – для облегчения умственных способностей человека.
Сознательное и бессознательное. Маркс и Фрейд
Сознание– свойство высокоорганизованной материи, предмет биологической эволюции и продукт всемирной истории.
Сущность сознания – целенаправленное отражение свойств и предметов внешнего мира.
Социальность – психическое явление, которое проходит через разум и волю человека.
Воля– целенаправленное и сознательное регулирование человеком своей деятельности.
Бессознательная психическая деятельность – психические явления и действия, которые не являются в данный момент центром смысловой деятельности.
Сознание - рождается в познавательной деятельности человека.
У Маркса – сознание зависит от бытия и экономических отношений.
У Фрейда – биология человека и его инстинктов.
В человеке соединяется бессознательное и сознательное. Поступки человека могут переходить из одной формы в другую (завязать шнурки – в детстве – сознательно, взрослые бессознательно).
Юнг. Говорит о несознательной деятельности коллектива. «Коллективная бессознательность» - архетип, куда погружается человеческое сознание.
Адлер. Пытается примерить сознательное и бессознательное. Это можно сделать, когда человек имеет цель внутри себя.
Человек – существо сознательное, бессознательно ядро его психики.
Фрейд. Открыл бессознательное в душевной жизни человека.
Маркс. Признавал детерминированность (Детерминированность (от лат. determinans — определяющий) — определяемость. Детерминированность может подразумевать определяемость на общегносеологическом уровне или для конкретного алгоритма.) сознания, объективными по отношению к нему факторами (бессознательными).
У Фрейда факторы - психические и биологические потребности, вызывающие неосознанные переживания.
Фрейд: «Я» - не является хозяином в собственном доме (сознании). Вынужден довольствоваться жалкими сведениями о том, что происходит в бессознательном».
Суть учения Фрейда сводится к положениям: В человеке заключена огромная сила бессознательного. «ОНО» - этой силой управляет психическая энергия сексуального влечения – либидо. Содержание бессознательного проявляется в них.
Общественные нормы «СВЕРХ Я» образуют систему социальных фильтров. То что не пропускается через эти фильтры, загоняется в бессознательное. Вытесняется из сознания – причина психических расстройств.
Культура стремится отучить людей от инстинктов. Но когда они чересчур подавляются, они вырываются наружу.
Фрейд: Бессознательное – причина духовного рабства (психического)
Маркс – видел в этом причину социальной несвободы.
Фрейд– причину заболеваний.
Фрейд не связывал свободу человека с социальными изменениями. Человек может стать свободным, если осознает свое индивидуальное бессознательное. Чрезмерное давление «СВЕРХ Я» не считающееся с человеческой бессознательностью, создает неполноценную личность. Чрезмерное давление «СВЕРХ Я» провоцирует «ОНО».
Человек должен найти баланс «СВЕРХ Я» и «ОНО», дать возможность «Я» быть жизнеспособным.
Выход – компромисс культуры человека и культуры общества.
Человек должен постоянно работать по превращению «ОНО» в «Я».
Учение о познании (Гносеология)
Проблемы познаваемости мира. Субъект и объект познания.
Чувственное и рациональное познание.
Роль практики в познании
Теория истины
Методы научного познания
Проблема познания философии и науки
Проблема познания в Русской религиозной философии XIX – XX веков.
Проблемы познаваемости мира. Субъект и объект познания.
Психика человека – субъективный образ объективного мира.
Компоненты 1) познание
2) эмоция
3) воля
Познание – правильное отражение внешнего мира. Оно социально опосредовано.
Уровни познания
1) Чувственный (ощущение, восприятие)
2) Рациональный или логическое мышление (понятия, суждение, умозаключение)
Много споров о вопросах познаваемости мира
Маркс: «Мир материален, следовательно, познаваем»
Представители древних школ – сомневаются или отрицают познаваемость мира.
Сложность познания в противоречивости. Человек - не способен познать мир, так как у него не хватает органов чувств.\
Фейербах утверждает, что достаточно.
Дефектологи: Отсутствие органа чувств – не есть беспрепятственное преодоление мира.
Ряд философов говорит об ограниченности возможностей мозга.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|