Сделай Сам Свою Работу на 5

Философский смфсл проблемы бытия, ее решение в истории западноевропейской философии





Проблемы бытия в русской философии

Диалектико-материалистическая картина мира

Взгляды найки на мир

Религиозная картина мира

Судьба проблемы бытия в XX веке

Философский смысл бытия, ее решение в истории западноевропейской философии

Бытие - процессы, которые существуют реально и независимо от нас.

Основные формы бытия:

1. Бытие предметов, процессов, состояний природы.

2. Бытие человека

а) бытие человека в мире вещей

б) специфичность человеческого бытия

3. Бытие духовное

а) индивидуализированное

б) объективизированное

4. Бытие социальное

а) бытие индивидуальное

б) бытие общества

Первая природа и вторая – продукт человеческой деятельности. Первая природа существует до человека. Втора природа - цивилизованное бытие, тесно связанное со временем и человеческим существованием.

Бытие отдельного человека уникально.

Тело человека делает его смертным существом. Вечное единство духа и тела (Мечников).

Индивидуализированное бытие – сознание человека. Процессы сознания возникают и умирают с человеком. Также временно бытие бессознательное (технический контроль человека за жизнью своего тела), проявляющееся также в интуиции (научное, художественное).



Объективированное бытие – идеи, идеалы, ценности – сохраняются. Совершенствуются в историческом времени.

Через всю историю философии проходит проблема поиска основания и подлинности жизни природы и человека, его духа и тела.

В V-IV вв до нэ греки потеряли веру в традиционных богов, однако испытав ужас безопорного существования, начали поиск сил, гарантирующих порядок и душевный покой.

В этот период Парменид ввел в философию проблему бытия, как чего-то устойчивого, неподвижного, вечного, находящегося за миром чувственных вещей, - это Мысль – Логос. Оно едино и неизменно, оно – вся возложенная полнота совершенства, среди которых на превом месте находится Истина, Добро, Благо, Свет. Определяя бытие, как истинно сущее, Парменид учил, что оно не возникло и неуничтожимо, неподвижно, лишено чувственных качеств, его можно постичь только мыслью.

Бытие есть Логос – космический Разум, через который, как необходимость раскрывается для человека всё мироздание. Необходимость - называл Божеством, Правдой, Провидением. «Все по необходимости».



Человек призывался к смирению перед высшим могуществом необходимости, перед Истиной-логосом.

Оппонентами Парменида в античности были философы-софисты, Сократ, киники.

Софисты (Протогор V-IV вв до нэ) – смещали акцент философствования с бытия на человека, как место обнаружения бытия. Человек есть мера всех вещей и он определяет статус существования чего бы то не было. Он – мера бытия.

Сократ (V в до нэ) – считал учение Парменида- возвеличивает притязание философов на статус Божественного бытия и умоляет роль субъективного разума. Между философом и истиной существует дистанция, проходить которую и призван человеческий рассудок. Высшей реальностью является не бытие, а индивидуальное, но общнзначимое сознание.

Киники(V-IVв до нэ) – призывали людей порвать все нормы и правила общественной жизни, во всех делах и мыслях опираться только на самих себя. Полное безразличие к проблемам Добра, Истины, Блага. Киники называют себя «гражданами мира». Киник Диоген способом своей жизни построил по формуле «Без общины, без дома, без отечества». Жил в бочке.

Философия XX в. Хайдеггер утверждал, что вопрос о бытии и его решение Парменид определили пути западного мира.

1-ый путь был ориентирован на практическое предметно-деятельное воздействие на земной мир с целью его перестройки.

2-ой путь – путь преобразования не внешнего мира, а своего духовно нравственного опыта. Интересно, что русские мыслители призывали накануне революции 1917 года интеллигенцию и народ пойти по 2-ому пути борьбы с неподлинностью бытия. (Бердяев)



В Средневековье Бог выступает как подлинное бытие. Все остальные материальные и даже нематериальные, к примеру ангелы – имеют ограниченное неподлинное бытие.

Различные степени причастности к Богу обуславливают способ существования явлений мира.

Новое Время отказалось от схоластики, метафизики, а вместе с ним от идеи абсолютного бытия.

Термин метафизика («то что идет после физики») – означал ту часть учения Аристотеля содержание которого не относилось к познанию природы, выходило за рамки естественнонаучных изысканий. В дальнейшем этим термином обозначались те разделы, которые исследовали первые причины и предельные основания бытия мира вещей и явлений. Методы метафизического познания не включают в себя чувственный опыт и проверки, они ограничены рассуждением в пространстве чистой мысли.

Отказ от метафизического представления о бытии привел философию НВ к следующим положениям:

1 Человек, его сознание, потребности, его жизнь стала восприниматься, как единственное несомненное и подлинное бытие (Декарт «Я мыслю – значит существую»)

2 Бытие стало субъективно. Человек как субъект познания предстал центральной фигурой мироздания. Произошел разрыв в Абсолютом. Было утрачено ощущение подлинности существования определенного основания жизни и деятельности людей.

3 Уверовав, в силу своего разума, люди уверовали в свои способности изменить мир (Марис писал в «Тезисах о Фейербахе», что философы раньше лишь различным способом объясняли мир, тогда как дело заключается, в том, чтобы изменить), те онтологический нигилизм привёл к материализму.

 

Проблема бытия в русской религиозной философии

На первое место выходят вопросы земного благоденствия. Вера в Абсолют заменяется верой в человека и его неограниченные возможности в создании общества, в котором все будут счастливы. Люди впадающие в соблазн считать себя творцом мира – утопия. Философские проблемы - отражения людей. Франк: «Непосредственное чувство, что мое бытие принадлежит бытию всеобщему, укореняется в нем… - чувство бытия, которое дано нам не внешне, а присутствует внутри нас».

В русском мироощущении неустранимо чувство сопричастности человека и его внутреннего мира чему-то, что превышает способности и возможности конечного бытия людей. «Мы в нашем бытии и через него непосредственно связаны с бытием»

В христианстве идея спасения – одна из главных. Католики – Путь спасения лежит через внутренний образ мыслей. Протестанты – Через внешний образ – Полезные дела и действия спасут человека, его посредством веры. Православие – человека может спасти только сам Бог. Бытие в Боге – суть русской религиозности, которая определяет философское решение бытия.

Диалектико-материалистическая картина мира

Основа бытия – материя.

Энгельс – материя – философская абстракция, понятие, посредством которого обозначается многообразие природных процессов и явлений. Материя как таковая не существует. Она существует в конкретных многообразных видах и формах вещей, процессов, явлений, состояний, но все их многообразие, включая их связи и взаимодействия, составляет материальную действительность.

Ленин – Материя – философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которые копируются, фотографируются, отображаются нашими ощущениями, существуя независимо от них

МАТЕРИЯ

 

Живая Материя

Сознание трактуется диалектической материализации, как особое свойство материи, присущее ей на высшей стадии развития, когда в процессе развития материи сформировалось человечество.

Атрибуты материи – пространство

- движение

- время

Диалектический материализм рассматривает движение как способ существования материи. В мире не может быть движения без материи, а материи без движения. Покой рассматривается как относительно устойчивое состояние материального мира, момент движения.

Движение как абсолютный способ существования материи существует в бесконечном многообразных видах и формах. Эти виды и формы являются объектом изучения естественных и гуманитарных наук. Философия рассматривает движение как изменение вообще. Диалектический материализм утверждает, что источник движения нужно искать в ней самой. Мир – саморазвивающаяся целостность. Пространство и время – способы существования материи. Диалектический материализм рассматривает пространство и время как объект формы существования материи. Пространство – порядок формирования материальных образований. Время - порядок изменений в материальных образованиях.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.