Сделай Сам Свою Работу на 5

Методы, используемые в процессе выполнения





ФГБ ОУ ВПО

«МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ»

____________________________________________________

Кафедра «Менеджмент»

Г.в. чЕРНЯЕВА

Научные методы

В управлении персоналом

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

К курсовому проектированию

МОСКВА – 2011


УДК 658

Ч 49

Черняева Г.В. Научные методы в управлении персоналом: Методические указания к курсовому проектированию.– М.: МИИТ, 2011. – 40 с.

 

Методические указания включают рекомендации студентам по подготовке и защите курсового проекта по дисциплине «Научные методы в управлении персоналом», который представляет собой индивидуальное научное прикладное исследование проблем управления персоналом в современных государственных и коммерческих организациях.

Методические указания предназначены для студентов, специализирующихся в сфере управления персоналом, а также могут быть полезными для студентов других управленческих специальностей и менеджеров, организующих, проводящих и курирующих научные прикладные исследования в современных организациях.

 

 

Ó ФГБ ОУ ВПО «Московский государственный университет путей сообщения», 2011



 


СОДЕРЖАНИЕ

 

ПРЕДИСЛОВИЕ..................................................................................
1. специфика выполнениЯ курсового проекта В ФОРМЕ научного прикладного исследования........................................................................................................
2. Рекомендации по выполнению курсового проекта по дисциплине «Научные методы в управлении персоналом»...................................................
3. Этапы и сроки выполнения курсового проекта.....................................................................................................
4. Типовые требования к оформлению курсового проекта.................................................................................
5. ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ТИПИЧНЫХ ОШИБОК, ДОПУСКАЕМЫХ СТУДЕНТАМИ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ КУРСОВОГО ПРОЕКТА.................................................................................
ЗАКЛЮЧЕНИЕ...................................................................................
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 ПРИМЕРНЫЕ ФОРМУЛИРОВКИ ТЕМ КУРСОВЫХ ПРОЕКТОВ по дисциплине «Научные методы в управлении персоналом»...........................
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 ОТЧЕТ О ПРОВЕДЕНИИ прикладного научного исследования (типовая форма)...............
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 РЕЦЕНЗИя НА курсовой проект (научное прикладное исследование)........................

ПРЕДИСЛОВИЕ



Главной целью данных методических разработок является оказание помощи студентам по подготовке курсового проекта по дисциплине «Научные методы в управлении персоналом».

 

Курсовой проект по дисциплине «Научные методы в управлении персоналом» представляет собой самостоятельно подготовленное и проведенное студентом научное прикладное исследование в конкретной организации на актуальную для организации тему, имеющее целью выработку управленческих рекомендаций.

 

 

Курсовой проект по дисциплине «Научные методы в управлении персоналом» значительно отличается от предыдущих курсовых проектов и курсовых проектов, выполняемых студентами по другим учебным дисциплинам. В частности, имеют место следующие существенные отличия:

1. по тематике и содержанию курсового проекта (тема выбирается студентом самостоятельно и формулируется предельно конкретно с учетом ряда специальных требований);

2. по содержанию курсового проекта (содержание курсового проекта представляет собой самостоятельное научное исследование, проведенное в конкретной организации);

3. по функциям курсового проекта (в курсовом проекте данного типа практическая функция является главной);

4. по структуре курсового проекта (структура курсового проекта четко задана и должна представлять собой четкие, правильные, содержательные ответы на 14 пунктов первого раздела и 14 пунктов второго раздела курсового проекта[1]);



5. по характеру выполняемых студентом работ (курсовой проект предполагает много самостоятельных видов теоретических и практических работ);

6. по форме предоставления материалов (поскольку данный курсовой проект представляет собой научное исследование, все материалы предоставляются в строгом соответствии с современными требованиями к оформлению научных работ);

7. по уровню требований к качеству материалов проекта, качеству выводов и рекомендаций по итогам исследования (поскольку данный курсовой проект представляет собой научное исследование, все выводы и рекомендации выполняются в строгом соответствии с современными научными требованиями; помимо этого, рекомендации обязательно должны носить практический характер);

8. по срокам выполнения (поскольку требуются неоднократные согласования материалов проекта с научным руководителем и руководителями организаций, курсовой проект невозможно выполнить за неделю);

9. по социальной значимости результатов и уровню персональной ответственности за качество результатов(курсовой проект имеет «выход» на внешние организации, поэтому он должен быть выполнен с особой тщательностью и добросовестностью; по содержанию данной работы многие будут судить об уровне подготовленности студента, об уровне преподавания в университете и качестве подготовки специалистов по управлению персоналом).

Специфика выполнениЯ

Курсового проекта В ФОРМЕ

Научного прикладного

Исследования

Прежде, чем приступить к выполнению курсового проекта в форме проведения научного прикладного исследования, необходимо составить четкое представление о его особенностях и целях проведения.

Современная наука представляет собой мощную систему разнопрофильных научных знаний. В современном мире существует очень много направлений, сфер, видов научных исследований. С учетом направленности и целей исследования (получение фундаментальных теоретических знаний или приложение теоретических знаний к практике производства) все науки принято условно разделять на фундаментальные науки и прикладные науки.

Таблица 1

Виды наук

 

Цели Объект Фундаментальные науки Прикладные науки
Естественные науки Математика, физика, химия, география, биология и др. Морская георазведка, прикладная биогенетика и др.
Технические науки Теория машин и механизмов, детали машин, сопротивление материалов и др. Машины и механизмы пищевых производств, безопасность железнодорожного транспорта и др.
Социальные науки Социология, политология, культурология, история, экономика и др. Политическая психология, историография, социология управления и др.
Гуманитарные науки Философия, медицина и др. Философия бизнеса, клиника глазных болезней и др.

 

Главной целью фундаментальных наук является «познание законов, управляющих поведением и взаимодействием базисных структур природы, общества и мышления», которые изучаются «в «чистом виде», как таковые, безотносительно к их возможному использованию»[2]. Главной целью прикладных наук является «применение результатов фундаментальных наук для решения не только познавательных, но и социально-практических проблем»[3]. Следует заметить, что каждая из фундаментальных наук стремится принести практическую пользу, поэтому по мере развития постепенно «обрастает» прикладными областями научных исследований.

В приведенных в таблице 1 примерах наук не указаны управленческие науки. Это связано с тем, что в России до сих пор управленческие науки остаются не признанными: их нет в классификаторах наук, нет соответствующих научной специальности и ученой степени. Поэтому сейчас специалисты в области управления вынуждены защищать диссертации по экономическим, психологическим, социологическим и другим наукам. Поскольку такое положение дел явно тормозит интенсивное развитие столь важных для развития любого государства управленческих наук, очевидно, что вскоре в России на государственном уровне будут подготовлены соответствующие решения.

Несмотря на это, в практику управления персоналом современных организаций все энергичнее внедряются научные методы исследования и управления

Главные отличия научных исследованийот иных форм сбора, анализа и резюмирования информации состоят в следующем. При проведении научного исследования:

ü необходим тщательный поиск достоверных научных теоретических источников информации, либо достоверных эмпирических источников или баз данных;

ü необходимы высокая точность в описании источников информации и ссылках на используемые источники;

ü при использовании заимствованных (чужих) текстовых фрагментов [обратите внимание: фрагментов, но не текстов – примечание автора] в форме дословного копирования обязательными считаются: упоминание фамилии и инициалов автора, обозначение этих фрагментов в кавычках и снабжение их точными сносками;

ü при использовании заимствованных (чужих) идей в форме пересказа своими словами (так называемое, косвенное цитирование) обязательными считаются: упоминание фамилии и инициалов автора, снабжение фрагментов точными сносками;

ü необходимо уважительное отношение к результатам работы других авторов и строгое соблюдение этических норм;

ü необходимо использование не обыденного, повседневного, а более строго выверенного, научного языка (научных терминов, правил вывода нового знания, стиля изложения и проч.);

ü необходимо точно определять основные используемые понятия (как правило, используется не менее трех определений, взятых из научных источников и снабженных точными ссылками на них);

ü необходимо строго следить за логикой изложения материала;

ü необходимо детально, логично, развернуто аргументировать свои выводы, рекомендации, новации;

ü следует быть готовым также тщательно аргументировать используемые и одобренные Вами (то есть, снабженные Вашими одобрительными отзывами или положительными оценками) заимствованные идеи (бессодержательные ссылки на научные регалии и авторитет автора в науке не считаются достаточным аргументом и доказательством истинности идеи);

ü при подготовке научного исследования, публикации, доклада и реферата необходимо стремиться к синтезирующим обобщениям, аналитическим выводам и новым идеям;

ü необходимо особо тщательно следить за правильностью написания текста (необходимы специальные проверки текста на орфографическую, синтаксическую, терминологическую грамотность и научность стиля изложения);

ü перед распечаткой и презентацией результатов научного исследования, текста научного доклада и реферата необходимо тщательно отформатировать материалы в соответствии с принятыми стандартами (ГОСТом по оформлению научных диссертаций или ГОСТом по оформлению научных отчетов).

ü После проведения научного исследования предполагается оценка его качества научным сообществом, которая может осуществляться в различных формах (рецензирование, оппонирование, научный доклад, публичное обсуждение, публикация результатов в научных редактируемых изданиях, защита и др.).

Поскольку оформление материалов может служить косвенным способом оперативной предварительной оценки уровня научности текста, оформлению материала в соответствии с требованиями следует уделить достаточно времени. Пренебрежение автора этими требованиями может привести к оценке материалов как не отвечающих современным требованиям, предъявляемым к научным исследованиям и отклонению материалов без каких-либо дополнительных объяснений.

2. Рекомендации по выполнению курсового проекта по дисциплине «Научные методы в управлении персоналом»

Цели курсового проекта по дисциплине

«Научные методы в управлении персоналом»:

1) формирование навыков разработки программы, организации и проведения научного прикладного исследования в реальных организациях;

2) отработка навыков разработки практических управленческих рекомендаций, основанных на результатах прикладного исследования реальных организаций.

 

Методы, используемые в процессе выполнения

курсового проекта по дисциплине

«Научные методы в управлении персоналом»

Рекомендуемые методы научного исследования для курсового проекта – опросы (анкетирование, интервьюирование, тестирование, социометрические опросы). Опросные методы имеют ряд преимуществ, важных для организации научного прикладного исследования. Они: полифункциональны, легко модифицируются с учетом особенностей опрашиваемого контингента и особенностей организаций, не требуют для подготовки и проведения значительных временных, материальных и иных затрат, популярны среди населения, вызывают доверие, имеют высокие показатели совместимости с другими методами исследования, легко трансформируются в мотниторинговые исследования для выявления динамики процессов, применимы для анализа причин явлений и т.д.

Вместе с тем, студенты могут применять и другие научные эмпирические методы, например, анализ документов, контент-анализ, наблюдение. Эти методы также имеют широкий спектр возможностей применения в процессе управления персоналом, в целом мало затратны и вполне информативны.

 

В процессе работы над курсовым проектом студенты под руководством преподавателя, выступающего в функции научного руководителя, должны выполнить следующие виды работ.

1. Самостоятельно сформулировать тему исследования.

2. Самостоятельно, в соответствии с рекомендуемой формой разработать программу прикладного исследования, включающую полностью подготовленный инструментарий исследования (например, для проведения анкетирования необходимо разработать анкету, содержащую не менее 20 вопросов по теме исследования).

3. Согласовать программу исследования и вопросник с научным руководителем.

4. Опросить не менее 10 человек.

5. Составить отчет о проведении исследования, включающий новый откорректированный бланк опроса, выводы и рекомендации. Содержание курсового проекта должно включать все необходимые элементы, обеспечивающие высокое качество результата прикладного научного исследования[4].

6. Представить результаты проведенного исследования на практическом занятии (продолжительность выступления – до 5 минут) и ответить на вопросы аудитории.

Тема курсового проекта выбирается и формулируется студентом самостоятельно в процессе консультаций с научным руководителем в соответствии со специальными требованиями, предъявляемыми к темам прикладных научных исследований, а также с учетом:

· возможностей проведения исследования в реальной организации;

· актуальности темы исследования для организации, в частности – актуальных проблем управления персоналом в обследуемых организациях;

· сферы профессиональных интересов студента, тем курсовых и темы дипломной работы;

· возможностей применяемого инструментария, выбранных форм и методик исследования;

· возможности и содержательности предполагаемых результатов;

· контингента и особенностей обследуемых;

· необходимости соблюдения этических требований;

· загруженности и графика учебной работы студента;

· возможных затрат ресурсов на проведение исследования.

 

Выполнение курсового проекта в форме научного прикладного исследования в целом вызывает высокий интерес у студентов, особенно на завершающей стадии работы, когда студенты имеют возможность лично убедиться в значимости полученных результатов для организации и в достижении принципиально иного уровня своей практической подготовленности вследствие развития навыков выполнения ряда работ по курсовому проекту.

Высокая оценка выполнения курсового проекта научным руководителем, руководителем организации и персоналом, участвующим в исследовании, как правило, способствует росту профессиональной самооценки студента, а ряде случаев – приводит к более существенным практическим результатам: в некоторых организациях студентов приглашают на практику и на работу, им выплачивают материальное вознаграждение за проведенное исследование, предоставляют площадку для последующих исследований, присылают положительные отзывы о работе студента.

Тем не менее, на первых этапах работы над курсовым проектом у некоторых студентов возникают сомнения в их способности выполнить задание в полном объеме. Это, в основном, связано с тем, что многие элементы курсового проекта (программы исследования и отчета в целом) новы и их выполнение ранее не было апробировано студентами.

Чтобы минимизировать страхи и предупредить затруднения при подготовке курсового проекта, студентам рекомендуется:

ü посещать все лекции;

ü на лекциях активно работать (уже на первых лекциях, когда речь идет о правилах написания программы исследования студенты должны быть предельно внимательны и вести детальные конспекты занятий);

ü выполнить все задания к практическим занятиям в рабочей тетради;

ü жестко ориентироваться на предложенный преподавателем график выполнения работ по курсовому проекту;

ü запланировать и посетить уже в первой половине семестра 2-3 консультации с преподавателем.

Общие рекомендации по подготовке студентов

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.