Сделай Сам Свою Работу на 5

Тема 1. Народы и древнейшие государства на территории России





ИСТОРИЯ

Планы семинарских занятий

для студентов очного отделения

Пермского национального исследовательского политехнического университета

 

 

Пермь, 2014


Автор-составитель: кандидат политических наук, доцент кафедры государственного управления и истории ПГТУ Ю.Г. Белоногов.

 

Планы семинарских занятий предназначены для проведения практических занятий у студентов, изучающих курс «История». Данный вариант планов семинарских занятий разработан в соответствии с государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки студентов.

 

Планы семинарских занятий рассмотрены и утверждены на заседании кафедры государственного управления и истории Пермского государственного технического университета (протокол № 1 от «28» августа 2013 г.).

 

 

© Пермский национальный исследовательский

Политехнический университет, 2013


Содержание

Введение 4

 

Программа учебного курса «История» 6

 

Учебно-методическое обеспечение курса 10

 

Типовые практические задания и методика их решения 11

 

Тема 1. «История в жизни современного человека» 15



 

Тема 2. «Образование Древнерусского государства» 16

 

Тема 3. «Новгородская феодальная республика» 18

 

Тема 4. «Россия во второй половине XVI века. Реформы Ивана IV» 19

 

Тема 5. «Смутное время. Россия во второй половине XVII века» 20

 

Тема 6. «Россия в XVIII веке» 22

Тема 7. «Российское государство в первой четверти XIX века» 23

 

Тема 8. «Реформы Александра II» 25

 

Тема 9. «Политические партии России начала XX века» 26

 

Тема 10. «Российское общество в период революции 1917 года» 28

 

Тема 11. «Сравнительный анализ внутренней политики большевиков

в 1918-1929 годы» 29

 

Тема 12. «Сталинская модернизация. СССР в 1930-е годы» 32

Тема 13. «Советское государство и общество в 1953-1964 годы» 33

 

Тема 14. «Политическая стабилизация второй половины 1960-х –

первой половины 1980-х годов» 34

 

Тема 15. «Трансформация советского общества во второй половине 1980-х –

начале 1990-х годов. История современной России» 35

 

Перечень вопросов для подготовки к дифференцируемому зачету (экзамену) 37



 

Перечень терминов, аббревиатур и имен исторических деятелей (для СРС) 39


ВВЕДЕНИЕ

История – наука гуманитарного цикла, изучающая прошлое во всем его многообразии с целью выделения основных закономерностей в развитии человечества, общества и государства. Исторически структурированное прошлое предстает не хаотичным набором случившихся событий, а совокупностью фактов, находящихся друг с другом в причинно-следственной связи. Поэтому главной задачей при изучении курса «История» является понимание сущности исторического процесса, осознание закономерностей в развитии общества и государства на протяжении их развития.

Предложенная в данном плане семинарских занятий методика изучения исторической действительности позволит обучающимся развить свои интеллектуальные и аналитические способности и, тем самым, сформировать научное мировоззрение. В целом, рассмотрение исторической действительности через решение взаимосвязанных друг с другом «задач по истории» (анализ конкретных исторических ситуаций) позволит освоить учебный курс на самом высоком - проблемном - уровне.

Цели и задачи дисциплины

Целями изучения дисциплины являются:

· формирование исторического сознания личности;

· создание условий для самореализации личности студента через овладение историческими знаниями;

· обучение студентов пониманию логики исторического процесса, причинно-следственных связей социальных явлений, ориентированию в событиях прошлого;

· концептуализация общеисторических знаний, необходимых для усвоения других гуманитарных дисциплин;



Задачами изучения дисциплины являются:

- развитиеспособности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира, критически анализировать получаемую из различного рода источников информацию;

- освоениесистематизированных знаний об истории Отечества и элементов философско-исторических и методологических знаний об историческом процессе; подготовка учащихся к продолжению образования в области социально-гуманитарных дисциплин;

- овладениеумениями и навыками работы с различными типами исторических источников, поиска и систематизации исторической информации как основы решения исследовательских задач;

- формирование исторического мышления – способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, умения выявлять историческую обусловленность различных версий и оценок событий прошлого и современности, определять и аргументировано представлять собственное отношение к дискуссионным проблемам истории.

- воспитание гражданственности, развитие мировоззренческих убеждений учащихся на основе осмысления ими исторически сложившихся традиций, нравственных и социальных установок, идеологических доктрин; расширение социального опыта учащихся при анализе и обсуждении форм человеческого взаимодействия в истории.


Квалификационные требования к уровню освоения дисциплины

В результате изучения дисциплины «История» студент должен:

Понимать

· важнейшие методологические концепции исторического процесса, их научную и мировоззренческую основу;

· особенности исторического анализа событий, процессов и явлений прошлого;

· историческую обусловленность формирования и эволюции общественных институтов, систем социального взаимодействия, норм и мотивов человеческого поведения;

· причинно-следственные связи через категориальный аппарат исторической науки;

· принципы периодизации всемирной и отечественной истории;

Уметь

· проводить комплексный поиск исторической информации в источниках разного типа;

· различать в исторической информации факты и мнения, описания и объяснения, гипотезы и теории;

· пользоваться учебной методической и справочной литературой по предмету; работать с монографиями, научными статьями, периодической печатью;

· систематизировать разнообразную историческую информацию;

· участвовать в групповой исследовательской работе, определять ключевые моменты дискуссии, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, использовать для ее аргументации исторические сведения;

· представлять результаты историко-познавательной деятельности в формах конспекта, реферата, исторического сочинения, исследовательского проекта, публичной презентации и др.;

использоватьприобретенные знания и умения в практической деятельности для

· понимания и критического осмысления (анализа) общественных процессов и ситуаций на макро- и микроуровнях;

· налаживания конструктивного взаимодействия людей с разным социальным положением и культурными ценностями;

· определения собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни, исходя из их исторической обусловленности;

· формулирования своих мировоззренческих взглядов и принципов, соотнесения их с исторически возникшими мировоззренческими системами, идеологическими теориями.

Место дисциплины в профессиональной подготовке выпускников

Дисциплина «История» относится к федеральному компоненту циклаобщих гуманитарных и социально-экономических дисциплин. Изучение данного учебного курса базируется на знаниях, полученным в рамках среднего образования, и координируется с изучением других гуманитарных и социально-экономических наук, создавая основу для последующего усвоения тех учебных дисциплин, которые изучаются на последующих курсах.


ПРОГРАММА УЧЕБНОГО КУРСА «ИСТОРИЯ»

Введение

Место истории в системе наук. Предмет исторической науки. Человек как главное действующее лицо истории. Основные факторы исторического процесса и их содержание. Многомерность исторического процесса.

Сущность, формы, функции исторического знания. Методы и источники изучения истории. Понятие и классификация исторического источника. Методология и теория исторической науки. Основные подходы к изучению истории. Важнейшие концепции исторического развития.

Отечественная историография в прошлом и настоящем: общее и особенное. История России – неотъемлемая часть всемирной истории: общее и особенное в историческом развитии.

 

Тема 1. Народы и древнейшие государства на территории России

Традиционные формы социальной организации европейских народов в догосударственный период. Древние цивилизации. Запад и Восток – проблема типов развития. Античное наследие в эпоху Великого переселения народов. Кризис античного мира и зарождение средневекового европейского общества. Место Средневековья во всемирно-историческом процессе. Феодализм.

Древнейшие народы на территории России. Проблема этногенеза восточных славян. Древняя Русь и кочевники. Византийско-древнерусские связи.

 

Тема 2. Киевская Русь

Основные этапы становления государственности. Особенности социального строя Древней Руси. Этнокультурные и социально-политические процессы становления русской государственности. Принятие христианства. Распространение ислама. Эволюция восточнославянской государственности в XI-ХII вв. Социально-политическая структура русских земель периода политической раздробленности. Формирование различных социокультурных моделей развития древнерусского общества и государства. Социально-политические изменения в русских землях в XIII-ХV вв.

Монголо-татарское нашествие и его влияние на Русь. Россия и средневековые государства Европы и Азии. Экспансия в западную и северо-западную Русь. Великое княжество Литовское и Русское государство. Русь как регион столкновения западного и восточного обществ и культур. Русь и Орда: проблемы взаимовлияния.

Тема 3. Московская Русь

Европа: кризис средневекового общества. Мануфактура. Первоначальное накопление капитала. Великие географические открытия. Колониальная экспансия. Исчезновение крепостного права. Появление свободной рабочей силы. Рост городов. Бюргерство. Буржуазия. Эволюция государственности Европы: от сословно-представительной монархии к абсолютизму. Первые буржуазные революции в Европе. Эпоха Возрождения, Реформация, протестантская этика - факторы духовного переворота общества.

Исторические условия возникновения Московского государства. Россия в XV – XVII вв. Специфика формирования единого российского государства. Возвышение Москвы. Иван III. Формирование сословной системы организации общества. Местничество. Предпосылки складывания самодержавных черт государственной власти. Дискуссии о генезисе самодержавия.

Иван Грозный: поиск альтернативных путей социально-политического развития Руси. Опричнина. Особенности сословно-представительной монархии в России. «Смутное время». Исторические альтернативы в период Смуты. Феномен самозванства. Усиление шляхетско-католической экспансии на Восток. Восстание И. Болотникова. Роль ополчения в освобождении Москвы и изгнании чужеземцев. К.Минин и Д.Пожарский. Земский собор 1613 г. Воцарение династии Романовых.

Соборное уложение 1649 г.: юридическое закрепление крепостного права. Восстание С.Разина. Боярская Дума. Земские соборы. Церковный раскол: социально-политическая сущность и последствия. Российская экспансия в Сибирь. Вызревание предпосылок реформ. Предпосылки и особенности складывания российского абсолютизма.

Особенности и основные этапы экономического развития России. Эволюция форм собственности на землю. Структура феодального землевладения.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.