Сделай Сам Свою Работу на 5

Организация социально-педагогической работы по профилактике факторов семейного неблагополучия





Проведенные исследования в данной работе позволяют сделать выводы о том, что эффективность предупреждения правонарушений среди несовершеннолетних, уменьшение случаев семейного неблагополучия может быть достигнуто только на основе комплексного подхода, объединения усилий субъектов профилактики на всех уровнях, сочетания мер общественного и административного воздействия.

Итак, мы выяснили что у подростков с отклоняющим поведением обстановка в семьях критическая. Здесь неблагополучные отношения между детьми и родителями. Атмосфера напряженная, антисоциальная, в таких семьях пьют один или оба родителя. Влияние такой семьи пагубно — оно является причиной девиантного поведения подростков.

Можно сделать вывод, о том, что профилактика по работе с семьями должна быть направлена на то, что позиция ребенка в семье во многом определяется господствующей атмосферой. Если ребенок чувствует любовь родителей, к нему внимательны, но не навязчивы, то этот сложный период взросления пройдет у ребенка, скорее всего, гладко, без срывов. И наоборот, если подросток ощущает заброшенность, ненужность, то появляется черствость, эгоизм, агрессия по отношению к другим.



Именно поэтому каждый учебный год в ГУО «Средняя школа № 3 г. Гомеля имени Д.Н. Пенязькова» начинается со знакомства и изучения особенностей каждой поступившей в школу семьи. Вначале это работа со списками первоклассников. Беседы с учителем, который принял 1-ый класс. Выявление малообеспеченных, многодетных, опекунских и конечно неблагополучных семей. Чаще всего неблагополучные семьи, которые поступают в школу, уже выявлены в детском саду.

Информация о таких семьях поступает в школу перед учебным годом из детских садов , которые находятся в микрорайоне школы.

В начале учебного года каждый классный руководитель заполняет Социальный паспорт класса, в котором отражает все особенности своего классного коллектива. Для того, чтобы качественно заполнить социальный паспорт, классные руководители посещают семьи (особенно вновь прибывших детей, детей состоящих на учете в школе, а также всех обучающихся при смене классного руководителя и семьи первоклассников), проводят индивидуальные беседы, классные родительские собрания. В результате в конце сентября составляется Социальный паспорт школы, в котором имеются как числовые данные, так и списки различных категорий детей. Одновременно пополняется и изменяется банк данных о неблагополучных семьях, детях находящихся в трудной жизненной ситуации, нуждающихся в помощи педагогического коллектива. Информация доводится до сведения всего коллектива, а обновленный банк данных получает директор школы, заместитель директора по ВР, психолог.



На каждого трудного подростка и на неблагополучную семью заводится карта, где отражаются особенности семьи, сведения о бытовых условиях, информация о родителях, о ребенке, указываются основные причины неблагополучия в семье, отклонения в поведении и развитии подростка.

Таким образом, проводимая в начале учебного года работа всего педагогического коллектива, позволяет максимально выявить неблагополучные семьи и проблемных подростков и спланировать с ними профилактическую работу на учебный год.

Так, профилактика семейного неблагополучия является начальным звеном в системе деятельности по охране детства. С этой целью для родителей в школе проводятся различные лектории, семинары, консультации, на которых присутствуют представители местных органов власти, медицинские работники, представители церкви. Например: лекции «Неблагополучная семья – неблагополучный ребёнок», «Влияние семьи на воспитание школьников», семинар «Алкоголь: за и против», круглый стол «Ребёнок учится тому, что видит у себя в дому» и др. Совместно с участковым инспектором проводятся рейды «Неблагополучная семья», которые помогают отслеживать обстановку в неблагополучных семьях.



Классные руководители регулярно проводят беседы, классные часы, диспуты и т. д., посвящённые проблемам противоправного поведения школьников. Также для детей организуются встречи с участковым инспектором на темы: «Административная и уголовная ответственность несовершеннолетних», «От пьянства до преступления один шаг», «Наркомания. Причины, признаки, последствия». Недели правовых знаний, которые проводились в школе, дала возможность школьникам проверить и дополнить свои знания по правам и обязанностям человека. Также надо заметить, что школа сотрудничает с районным киновидеопрокатом кн-р «Октябрь», работники которого регулярно привозят фильмы по профилактике правонарушений среди подростков и пропаганде здорового образа жизни. Регулярно проводится рейд «Подросток», который отчасти позволяет контролировать свободное время школьников, особенно склонных к правонарушениям.

Система совместной работы школы и местных органов власти, общественности, семьи по профилактике семейного неблагополучия и противоправного поведения учащихся определенно дает положительные результаты. Так, неблагополучных семей в 2012/2013 учебном году было 10, в 2013/2014 – 8, а в 2014/2015 учебном году стало 5.

Большая работа проводится по реализации Декрета Президента Республики Беларусь от 24.11.2006 №18 «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях». С целью его осуществления классными руководителями посещают семью каждого ученика минимум два раза в четверть. Также с целью профилактики семейного неблагополучия родители школьников были ознакомлены с Декретом № 18.


Вывод по второй главе

Таким образом, мы пришли к выводу, что диагностика это неотъемлемая часть работы по выявления неблагополучия в семье.

Однозначно установлено, что около 3% родителей несовершеннолетних правонарушителей, состоящих на учете в инспекции по делам несовершеннолетних, проявляют безразличие к образу жизни своих детей, не интересуются их времяпровождением в свободное от учебы время; а в 14% таких семей подростки предоставлены сами себе.

Современная семья сильно отличается от прежней семьи не только по своим функциями, но и по своему составу. На смену семье, состоящей из трех, а то и из четырех поколений пришла семья в двух поколениях, состоящая из родителей и детей. В такой семье и мать и отец работают, а иногда учатся, подрабатывают. Значительную часть свободного времени у них занимают работа на приусадебном участке, на подсобном хозяйстве, магазины, предприятия бытового обслуживания, и т.д. Та часть времени, которую они в состоянии посвятить детям, явно недостаточно, а дедушки, бабушки, которые принимали на себя часть бремени по уходу, присмотру и воспитанию детей, живут отдельно. Пребывание детей вне поля зрения семьи нередко становится нормальным состоянием. Ослабленный контроль со стороны старших, перерастающий порой в открытую безнадзорность, выступает как сильный криминогенный фактор.

Поэтому, в этом направлении должна вестись более планомерная работа по искоренению семейного неблагополучия, профилактике правонарушений среди несовершеннолетних школой, комиссией по делам несовершеннолетних, Советом профилактики и другими общественными формированиями.

Только работая в тесном контакте с многочисленными общественными формированиями можно на ранней стадии выявлять неблагополучные семьи и активно с ними работать, в одних случаях воздействуя на нарушителей самостоятельно, в других - возбуждая ходатайство перед вышестоящими органами, в-третьих – решая вопросы совместно с ними.

Так, профилактика семейного неблагополучия является начальным звеном в системе деятельности по охране детства.


Заключение

Проблема соотношения семьи с обществом и другими социальными институтами, а также взаимосвязь семьи и личности существовала всегда в человеческой цивилизации, поэтому постоянно предпринимались попытки осмысления социального положения семьи. Она представляет собой сложное социальное образование и поэтому многозначно: с одной стороны, понятие социального института раскрывает значение семьи в широкой социальной перспективе во взаимосвязи с другими социальными институтами и социальными процессами изменения, развития, модернизации; с другой стороны, понимание семьи как малой социальной группы сфокусировано на ее закономерностях становления, функционирования и распада как автономной целостности.

В курсовой работе было проведено исследование семей и семейных отношений. Было опрошено 27 учащихся средней школы № 3 г. Гомеля. В результате исследования было выявлено, что 31,2 % детей живут в неполных семьях; часть семей являются неблагополучными. Основные причины не благополучности: пьющие и безработные родители. Большая часть опрошенных детей считают свою семью материально обеспеченной. В результате исследования были выявлены причины конфликтных ситуаций и методы их решения. Так, в частности, в большинстве семей редко возникают конфликтные ситуации, часто возникают конфликты у 12,5% опрошенных семей. Также было выявлено, что в семьях неправильно разрешаются конфликтные ситуации, некоторые дети убегают из дома или не разговаривают со своими родителями продолжительное время.

Анализ также показал, что в семьях плохая организация отдыха детей. Некоторые дети вообще не ездят с родителями отдыхать, многие изъявили желание хотя бы раз в месяц проводить время вне дома всей семьей.

Таким образом, проведенное исследование показало, что среди опрошенных семей имеются и семьи группы риска, наблюдается, что в некоторых семьях часто происходят конфликтные ситуации, неправильно разрешаются конфликты, применяются грубые формы обращения с детьми, плохо организован детский отдых, часть родителей вообще не посещают родительских собраний. Все это и многое другое создает неблагоприятную атмосферу в семьях, а это отрицательно влияет на развитие детей. Следовательно, социальный педагог должен более детально исследовать семьи группы риска, взять эти семьи под контроль, разработать формы и методы работы с неблагополучными семьями.

 

Проанализировано современное состояние проблемы неблагополучия можно констатировать, что данная проблема очень актуальна, число таких семей увеличивается, появляются новые виды неблагополучных семей в современном обществе, что усугубляется нехваткой высококвалифицированных специалистов в этой области, а именно социальных педагогов. Неразвитость социальной сферы и недостаток образованных специалистов, ориентированных на проблемах семьи, что негативно отражается на ситуации в обществе.

Своевременное выявление неблагополучных семей и работу с ними должны осуществлять:

 комиссии по делам несовершеннолетних,

 органы государственного управления образованием,

 органы опеки и попечительства,

 органы по труду и социальной защите,

 органы государственного управления здравоохранением,

 органы государственной службы занятости,

 органы внутренних дел,

 иные органы, учреждения и организации в пределах своей компетенции.

Обязательно следует обратить внимание на то, что дети, из неблагополучных семей, повзрослев и вступив во взрослую жизнь, имеют зачастую асоциальные ценности. Их мировоззренческие позиции совершенно не вписываются в общепринятые социальные нормы. И после вступления в брак, создания семьи, дети, вышедшие из неблагополучных семей, в большинстве своём не смогут стать полноценными родителями и воспитать детей в кардинально обратных условиях относительно которых росли и воспитывались они сами.

Для того чтоб этого избежать родителям необходимо растить и воспитывать детей в атмосфере доброжелательности, любви и счастья. Родители должны понять и принять своего ребенка таким, каков он есть, и способствовать его развитию. Воспитательные воздействия должны строиться с учетом возрастных, половых, индивидуальных особенностей ребёнка. Диагностическое единство искреннего, глубокого уважения к личности и высокой требовательности к ней должно быть положено в основу системы семейного воспитания. Воспитание должно строиться с опорой на положительное в растущем человеке. Все виды деятельности, организуемые в семье с целью развития ребенка, должны быть построены на игре. Оптимизм – это основа стиля и тона общения с детьми в семье. И по моему мнению, самое главное в профилактики данной проблемы это то, что личность самих родителей идеальная модель для подражания детей.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.