Сделай Сам Свою Работу на 5

Социально-педагогическая диагностика факторов семейного неблагополучия.





Социально-педагогическая диагностика – специально организованный процесс познания, в котором происходит сбор информации о влиянии на личность и социум социально-психологических, педагогических, экологических и социологических факторов в целях повышения эффективности педагогических факторов. По содержанию и конечным целям она является педагогической, а по методике проведения имеет много общего с психологическими и социологическими исследованиями.

Нарушение семейных отношений и отклонения в воспитании приводят к возникновению и развитию отклонений в поведении детей. На сегодняшний день такое печальное явление нашей действительности, как социально-неблагополучная семья, стало явлением весьма распространенным.

Значительные нарушения в эмоциональных контактах с близкими людьми являются серьезной травмой, приводящей к нарушению физического, психического и эмоционального развития. Показателем семейного неблагополучия являются сами дети: их поведение, интересы, характер общения со взрослыми и детьми.

В теоретической части курсовой работы были рассмотрены проблемы семейного неблагополучия, которые позволят провести работу по выявлению неблагополучных семей.



Так, как критерием благополучия или неблагополучия семьи может служить ее воздействие на детей, стиль отношения к ребенку, к его здоровью, желание и возможность родителей создать оптимальные условия для его развития, то целью, диагностической работы является: выявление отношения родителей к ребенку.

В исследовании приняли участие ученики ГУО «Средняя школа № 3 г. Гомеля имени Д.Н. Пенязькова».

В выборку вошли 27 учеников в возрасте от 12 до 14 лет – условно назовем группа «1» и их семьи – группа «2», в которую вошли 27 респондента (23 матери и 4 отца) в возрасте 33 – 47 лет. Всего 16 семей.

В исследовании использовались методы для выявления внутрисемейных отношений между родителями и для определения влияния на воспитание ребенка в семье:

1. Для выявления типа неблагополучной семьи было проведено социальное обследование семей, для этого составлялись социальные карты семей. (Приложение 1), одновременно был определен состав семьи (Приложение 2)



2. Изучение взаимоотношения детей и взрослых, проявляемые в быту проводилось с помощью анкеты (Приложение 3)

3. Инструментом комплексного диагностирования стал опросник (Приложение 4). Он предназначен для исследования семейного благополучия и положения подростка в семье.

Социальное обследование семей показало, что не обеспечивается возможное полноценное воспитание и обучение, не осуществляется необходимый надзор в двух семьях (12,5%).

В трех семьях (18,7%) создана обстановка, которая отрицательно влияет на психологическое состояние ребенка и его обучение.

Имеют место глубокие конфликты между членами семьи – две семьи (12,5%). Члены семьи злоупотребляют алкоголем в двух семьях (12,5%) и ведут антиобщественный образ жизни в одной семье (6,2%).

девять (56,2%) семей благополучные.

Из всех обследуемых семей выявлено восемь полных (50%), неполных пять, что составляет 31,2% от всех обследуемых семей и многодетных три семьи (18,7%).

(Таблица 1)

Особенности взаимоотношения детей и взрослых, проявляемые в быту выявлялись с помощью анкеты, для семьи. (Приложение 3) По наличию данных факторов мы определили характер взаимоотношений между детьми и родителями.

Таким образом, у 41% семей взаимоотношения носят неустойчивый характер, т.е. они могут быть и негативными и позитивными в зависимости от ситуации.

У 57% семей взаимоотношения характеризуются как позитивные, стабильные.

У 2% (семей взаимоотношения негативные.)

Следовательно, на основании полученных данных можно сделать следующие выводы:

2% семей – абсолютно неблагополучные семьи



41%– переходные

57% семей – благополучные семьи.

Полученные данные наглядно изображены в виде диаграммы (Рисунок 1).

Рисунок 1 – Семейные взаимоотношения детей и взрослых в быту

Опросник по выявлению подростков с отклоняющим поведением (Приложение 4)

Опросник состоит из 26 вопросов, ответы на которые могу выявить отношение в семье.

По результатам опросника было выявлено:

у 3 % семей имею признаки неблагополучия, т.к. мать или отец злоупотребляют спиртными напитками, не уделяют должного внимания детям. Дети не посещают никаких секция и кружков во внеурочное время , состоят на учете в ИДН;

15 % семей имеют скрытое неблагополучие, т.к. дети в этих семьях часто предоставлены сами себе и родители не всегда могут контролировать их поведение в школе, общественных местах, у многих детей в таких семьях есть вредные привычки;

43 % семей можно отнести в группу благополучных семей, родители уделяют должное внимание своим детям, семье.

39 % семей можно назвать абсолютно благополучными, взаимоотношение родителей и детей в этих семьях на высоком уровне, в таких семьях царит уважение и любовь.

Полученные данные наглядно изображены в виде диаграммы (Рисунок 2).

Рисунок 2 – Семейное благополучие и положение подростка в семье

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.