Сделай Сам Свою Работу на 5

Работа специалистов СППС с неблагополучными семьями.





Проблемное поле данного вопроса в том, что в Республике Беларусь на уровне Президента семейная политика признается одним из приоритетных направлений государственной социальной политики. И вместе с тем остаются проблемы алкоголизации населения, проблемы насилия в семье по отношению к детям, проблема падения авторитета родителей в глазах детей.

Недостатки семейного воспитания возможно преодолеть лишь в том случае, когда меры воздействия на родителей выбраны в соответствии с их индивидуальными особенностями, осуществляются на протяжении длительного периода времени и по определенной системе. Для того, чтобы узнать, как именно работать с данной семьей, надо всесторонне ее изучить. Выявить положительные и отрицательные особенности внутрисемейных отношений, определить реальные пути их оздоровления.

Функционально несостоятельная семья на всех этапах работы требует особого внимания со стороны социально-педагогической службы учреждения образования. Инструкция о порядке выявления несовершеннолетних, нуждающихся в государственной защите, содержит основные критерии и показатели социально опасного положения несовершеннолетнего. Понятие «социально-педагогическая поддержка проблемной семьи» предполагает активное её сопровождение не только специалистами социально-педагогической и психологической службы, но и всеми участниками образовательного процесса. В связи с этим одной из основных задач работы СППС учреждения образования является профилактика социального сиротства, раннее выявление семейного неблагополучия, оказание социально-педагогической и психологической помощи семье и детям, коррекция детско-родительских отношений и реабилитация семьи.



Основными требованиями к работе специалиста СППС являются профессиональная компетентность, личностная готовность к осуществлению социально-педагогической, психологической и идеологической работы, гражданственность, высокая нравственная и политическая культура, ответственность и коммуникабельность.

В процессе профессиональной деятельности специалисты СППС оказывают помощь и поддержку семьям, находящимся в социально опасном положении. К которым относятся:



• информационная помощь – обеспечение детей и их семей информацией по вопросам социальной защиты, помощи и поддержки, а также деятельности социальных служб и спектра оказываемых ими услуг;

• правовая помощь – соблюдение прав человека и прав ребёнка, содействие в реализации правовых гарантий различных категорий детей, правовое воспитание детей и родителей по жилищным, семейно-брачным, трудовым, гражданским вопросам;

• реабилитационная помощь – оказание реабилитационных услуг в социальных службах по восстановлению психологического, морального, эмоционального состояния и здоровья нуждающихся в ней детей;

• бытовая помощь – содействие в улучшении условий быта детей, проживающих в условиях неблагополучия;

• социально-психолого-педагогическая помощь – создание благоприятной психоэмоциональной атмосферы в семье и микросоциуме;

• предупреждение и преодоление педагогических ошибок и конфликтных ситуаций во взаимоотношениях детей с родителями, сверстниками, учителями; устранение негативных воздействий семьи; помощь во взаимоотношениях с окружающими и в личностном самоопределении;

• социально-педагогическая помощь – содействие в обучении и развитии детей, а также родителей или других лиц, оказывающих влияние на их развитие и социализацию, информирование по вопросам образования, воспитания, социальной защиты и др.

Специалисты СППС работают на максимальное развитие каждого ребёнка, сохранение его неповторимости и раскрытие его потенциальных талантов, создают условия для психологического комфорта и безопасности ребёнка, удовлетворение его потребностей с помощью социальных, правовых, психологических, медицинских, педагогических механизмов предупреждения и преодоления негативных явлений в семье, школе, ближайшем окружении и других социумах.



Семья, находясь в социально-опасном положении, не может самостоятельно справиться с накопившимися проблемами, поэтому родители нуждаются в квалифицированной помощи, систематической и целенаправленной работе с ними.

В связи с этим остро стоит потребность в новых эффективных методах по работе с неблагополучными семьями и детьми, ведь в условиях социально-педагогических учреждений диапазон решаемых ими проблем достаточно широк, а опыт невелик. Законодательные акты, лежащие в основе социальной политики государства в отношении детей, нацелены на сохранение семьи для ребенка. Это позволяет нам сегодня не только на ранних стадиях вмешиваться в неблагополучные ситуации в семьях, но и задействовать все имеющиеся в регионе ресурсы в рамках различных ведомств, для выведения семьи из социально опасного положения, определиться в отношении к детям, нуждающимся в государственной защите.

С принятием Декрета № 18 и разработанных в целях его реализации нормативных правовых актов создана достаточная правовая основа для организации работы с детьми, нуждающимися в помощи и защите государства.

Составляющими новой модели работы по защите детей являются:

• выявление и учет детей, находящихся в социально опасном положении;

• реализация в учреждениях образования индивидуальных программ социально-педагогической реабилитации детей, находящихся в социально опасном положении, и улучшение функций семьи;

• формирование механизмов межведомственного взаимодействия в работе по выведению семьи из социально опасного положения, профилактике вытеснения из нее ребенка, детской безнадзорности, правонарушений, жестокого обращения с ребенком;

• признание детей нуждающимися в государственной защите по решению органа опеки и попечительства либо комиссии по делам несовершеннолетних;

• утверждение руководителем местного исполнительного и распорядительного органа межведомственного плана защиты прав и законных интересов ребенка, признанного нуждающимся в государственной защите;

• отобрание ребенка у родителей на срок до 6 месяцев, реализация в течение этого срока плана защиты прав и законных интересов ребенка;

• социальный патронат семьи, объединение всех имеющихся в регионе ресурсов по выведению семьи из социально опасного положения;

• представление в суд документов на лишение родителей родительских прав после оценки эффективности работы с семьей и на основании решения комиссии по делам несовершеннолетних.

Наиболее важным в работе по защите прав детей, нуждающихся в государственной защите, является утверждение и реализация межведомственного плана защиты прав и законных интересов несовершеннолетнего. Названным планом устанавливаются перечень мероприятий по нормализации ситуации в семье, сроки их исполнения, четкое разграничение ответственности между всеми заинтересованными органами и организациями.

В свою очередь внедрение процедуры признания детей, находящимися в социально опасном положении и нуждающимися в государственной защите расширило круг государственных органов и организаций, отвечающих и осуществляющих выявление, учет и оказание необходимой помощи несовершеннолетним и их семьям, обязало их к более тесному и системному взаимодействию.

При разработке межведомственных планов необходимо предполагать максимально короткие сроки содержания ребенка в приюте. И тем более не превышать срок содержания, определенный нормативными документами.

Нужно активнее, на ранней стадии кризиса семьи определять детей в детские социальные приюты, заставить родителей задуматься над возможной потерей своих детей, помочь им стать на правильный путь.

В учреждении образования сложилась определённая система работы с семьями, где дети находятся в социально-опасном положении. Процесс взаимодействия состоит из трёх этапов:

• информационный: выявление социально опасных ситуаций;

• аналитический: формирование и анализ банка данных;

• реабилитационный: оказание практической помощи семьям и несовершеннолетним в трудной жизненной ситуации.

Любая работа с семьей должна проводиться по схеме: диагностика семьи; определение стратегии работы с семьей, совершенствование воспитательного потенциала семьи; выстраивание системы работы; реализация работы; анализ результативности проделанной работы.

Педагог социальный проводит социальную диагностику семьи, определяя тип семьи по различным основаниям классификации: по структуре; по материальной обеспеченности; по социально-правовой устойчивости и воспитательному потенциалу семьи; по взаимоотношениям; по семейной ориентации.

Педагог-психолог, в свою очередь, проводит психолого-педагогическую диагностику семьи, кроме психологических методик специалистом может использоваться социологическое исследование семьи (различного рода анкеты, которые позволяют получить дополнительную информацию о семье).

По итогам диагностики составляется психолого-педагогическая характеристика ребенка, итоговая записка с рекомендациями всем участникам, которые оказывают помощь и поддержку семье и ребёнку.

Целевое посещение семьи выступает неотъемлемой частью работы с любым типом семьи.

Индивидуальная работа с детьми, находящимися в социально опасном положении, осуществляется специалистами СППС и проводится с учётом особенностей развития каждого ребёнка. Опора на положительное - главный принцип в индивидуальной работе. Вовлечение ребёнка в процесс совершения морально ценных поступков способствует усилению положительных тенденций и безболезненному вытеснению отрицательных. Эта работа предполагает включение несовершеннолетних в коллективную, творческую общественно полезную деятельность.

Наиболее эффективными направлениями и видами индивидуальной работы специалистов СППС с целью коррекции семейных отношений и поведения школьников являются:

• изучение индивидуальных особенностей и способностей ребёнка и создание условий для его развития;

• оказание помощи в организации положительных связей в школе и социуме и налаживании взаимоотношений в семье подростка;

• привлечение учащегося к общественной работе и кружковой работе, занятиям в спортивных клубах и секциях, общественному труду, а также поручение нужных для коллектива дел с постепенным их усложнением и приобщением к роли организатора;

• при необходимости оказание помощи подростку в учёбе.

Специалисты СППС должны хорошо знать особенности развития ребёнка и среду, в которой он находится. Особенно следует подчеркнуть то, что ребёнок, как правило, не может осознать своих проблем и объяснить их педагогу, поэтому необходимо самостоятельно выявлять факторы, негативно влияющие на ребёнка. Создавая условия для психологического комфорта и безопасности ребёнка, удовлетворения его потребностей с помощью социальных, правовых, психологических, медицинских, педагогических механизмов предупреждения и преодоления негативных явлений в семье, школе, ближайшем окружении и других социумах используют такие формы и методы как:

• наглядно-информационная форма (подготовка информационных листков, памяток, буклетов с целью предоставления объективной информации о влиянии табака, алкоголя, наркотических веществ на организм человека.)

• индивидуальная работа (организация индивидуальных бесед несовершеннолетних с инспектором ИДН; консультации с целью выработки единых подходов в воспитании и обучении подростков, развивающие занятия);

групповая работа: Деловые игры: «Эстафета семейного воспитания», «Архитектура семьи», «Заповеди семейного воспитания»; Круглые столы: «Трудные дети и трудные взрослые», «Отцы и дети в меняющемся мире», «Семья вчера, сегодня, завтра» и другие;

• просветительская работа в учреждениях образования: семинары, выступления, родительские лектории «О вас и для вас, родители»; лекции для учащихся;

• просветительская работа в социуме: выступление в трудовых коллективах района (по вопросам профилактики вредных зависимостей, ответственности родителей за воспитание детей);

• выступления по районному радио, публикации в районной газете («Взаимоотношения: Родители - дети» и др.)

• диагностическая работа для изучения особенностей личности подростков (анкетирование, тестирование);

• коррекционно-развивающая работа.

Хорошо себя зарекомендовали такие формы работы: как наблюдение; интервью; телефон доверия; почта доверия; посещение семьи с целью контроля за жилищно-бытовыми условиями проживания несовершеннолетних, организацией свободного времени, занятостью во внеурочное время, подготовкой к урокам; метод независимых характеристик (при необходимости получения наиболее полных сведений о семье, уровне её духовного развития); приглашение родителей в школу к классному руководителю, психологу, социальному педагогу, директору, на совет профилактики, педсовет; обращение в учреждения по оказанию помощи школе - письма на работу; обращение учреждения образования в КДН: приглашение родителей на комиссию по делам несовершеннолетних, а также групповые: оказание помощи родителям в трудоустройстве подростков; проведение семейных праздников и вечеров: «Дети и родители», «Папа, мама, я – дружная семья», «День здоровья» и т.д.; акции « Милосердие» «Помоги ближнему своему», «Волшебство на Рождество»; организация родительских клубов и др.

Такая форма работы с семьей, как родительский патруль эффективна для контроля за семьями, требующего к себе повышенного педагогического внимания. Родительский патруль создан и действует в течение учебного года в соответствии с утверждённым графиком и объективной необходимостью. Родителями совместно с педагогом социальным контролируются учащиеся, которые пропускают учебные занятия, нарушают дисциплину в учреждении образования, состоят на различных видах учёта.

Проходят дежурства на школьных вечерах, городских дискотеках, на территории школьного двора и близлежащих магазинов.

Совместно со специалистами СППС проводятся праздники, встречи, приуроченные к празднованию Дня семьи, Дня матери, Международного женского дня, на которые приглашаются родители.

Учащиеся, признанные находящимися в социально опасном положении приглашаются на благотворительные новогодние елки. В школах проводится акция «Волшебство под Рождество». В рамках этой акции под новый год специалисты СППС с Дедом Морозом посещают учащихся, признанных находящимися в социально опасном положении; детей из малообеспеченных и многодетных семей и вручают им подарки.

Особого внимания заслуживает существование в школах служб экстренного реагирования на сигналы о фактах ненадлежащего выполнения родительских обязанностей по воспитанию и содержанию детей. При получении таких сведений в течение короткого времени собирается команда в составе педагога социального, педагога-психолога, инспектора ИДН и выходит на место для проверки. В ходе посещения семьи изучается ситуация, опрашиваются родители, соседи, рассматривается возможность оставления ребенка в семье. По результатам проверки (социальное расследование) составляется акт обследования жилищно-бытовых условий несовершеннолетних, предоставляется информация о неблагополучии несовершеннолетнего, а также о принятых мерах по их устранению.

Организуя взаимодействие с семьей, СППС учреждения образования уделяет серьезное внимание правовому, педагогическому и психологическому просвещению родителей. На общешкольных и классных родительских собраниях, на встречах родителей с представителями правоохранительных органов и здравоохранения, на заседаниях Совета по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, при проведении индивидуальных консультаций и бесед с родителями обсуждаются вопросы о моральной и правовой ответственности за воспитание детей, об обязанностях родителей; о создании детям благоприятных условий для жизни и развития, рассматриваются детско-родительские отношения, возрастные особенности детей, проблемы воспитания детей в многодетной, опекунской и приемной семье и в семье, где только один родитель и многие другие.

Целенаправленная и систематическая работа даёт в результате положительную динамику, количество детей, находящихся в социально опасном положении постепенно уменьшается.

Система работы по профилактике семейного неблагополучия, социального сиротства, асоциального поведения, безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних в учреждения образования налажена неплохо, и меры по работе с семьей, принятые в последнее время, позволяют говорить о снижении количества детей (семей), оказавшихся в трудной жизненной ситуации, о сохранении детей в семье.

Однако нельзя останавливаться на достигнутом, необходимо искать новые подходы в работе с детьми находящимися в социально опасном положении стремиться достигнуть более высоких результатов в работе СППС.

Необходимо продолжать работу по данным направлениям, с целью уменьшения количества детей (семей), которые оказались в трудной жизненной ситуации, снижения роста социального сиротства и подростковой преступности. Необходимо повышать уровень работы по координации деятельности СППС УО, а также проводить Дни СППС в учреждениях образования с целью оказания методической помощи педагогическим работникам, психологической помощи детям и родителям, участия в родительских собраниях, педсоветах, советах профилактики, выходов в семьи, способствовать повышению правовой грамотности родителей, детей, укреплению института семьи.

Для помощи и поддержки детям (семьям), находящимся в социально опасном положении, необходимо создавать социальные проекты: «МиР» (Мы и Ребёнок), «SOS» (Спасение оступившейся семьи). Чем эффективнее будет налажена профилактическая и просветительская работа с семьёй на ранних стадиях её неблагополучия, тем меньше будет необходимости в признании детей, находящимися в социально опасном положении, отобрании их у родителей и, соответственно, затрат государством на их содержание.

 


Выводы по первой главе

В последнее время прослеживается тенденция увеличения числа детей, лишенных родительского попечения, растет количество несовершеннолетних, вовлеченных в преступную деятельность, хранение и употребление наркотиков, произошел резкий всплеск беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних. В связи с этим педагогам необходимо обратить внимание на детей из неблагополучных семей, организовать такую воспитательную работу, где бы они смогли самоутвердиться в глазах сверстников.

В.М. Целуйко и др. выделяют различные типы неблагополучных семей. Эти классификации не противоречат, а дополняют, иногда повторяя друг друга.

Семейное неблагополучие многообразно. Это не только ссоры, взаимное непонимание, пьянство родителей и т.д. Это и недостаток родительской любви к ребенку, причинами которого могут быть не только перечисленные факторы, но и многое другое. На разных этапах жизни ребенка то одни, то другие факторы могут играть неблагоприятную роль, удельный вес их различен.

В современном обществе неблагополучная семья рассматривается как фактор жизненного риска ребенка. Уходит на второй план или исчезает совсем главная функция семьи - воспитательная. Неблагополучие в семье ведет к психической травматизации детей, агрессивности, дисбалансу в сфере общения, увеличению числа правонарушителей, педагогической запущенности. Дети из неблагополучных семей чаще остальных попадают в зону психолого-педагогического риска по многим основаниям.

Большая часть усвоенного детьми в семье опыта жизни переходит в подсознание. Подсознательная программа заложенная в человеке семьей, действует в течение всей жизни и формирует жизненные цели, определяет устои, убеждения, ценности, умение выражать чувства. Проживание ребенка в неблагополучной семье приводит к снижению у ребенка эмпатии - способности понимать других и сочувствовать им, а в некоторых случаях и к эмоциональной "глухоте".

Можно сделать вывод, что актуальность проблем современной семьи требует от специалистов разных областей и всего общества в целом осмысления уже имеющегося опыта по поддержке неблагополучных семей, обновления подходов к работе с такими семьями, внедрения новых программ социально-педагогической защиты, поддержки различных категорий семей с целью предотвращения детской беспризорности, бродяжничества, социального сиротства.
ГЛАВА 2 НАПРВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНОПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ

СЕМЕЙНОГО НЕБЛАГОПОЛУЧИЯ

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.