Сделай Сам Свою Работу на 5

Тема 2.1. Социально-педагогическая деятельность с семьей





В семье, основной ячейке общества, формируется ребенок. Семья является индикатором социально-экономического, социально-политического, социально-культурного и иного развития страны в целом, бытовых, идеологических, социально-психологических, ценностно-нормативных и иных условий, которые из этих предпосылок вытекают. Несмотря на то что работа с семьей — лишь одной из специализаций в профессиональной деятельности социального педагога, овладение формами и методами работы с семьей является необходимым условием в подготовке социального педагога в целом. Какую бы специализацию он ни избрал, без работы с семьей не может обойтись ни школьный социальный педагог, ни педагог, занимающийся подростками с девиантным поведением, ни специалист в области организации досуга детей и молодежи.

Соответственно конкретизируются и основные задачи социального педагога в работе с семьей. В одном случае акцент делается на семье как источнике девиантного поведения ребенка в силу неблагополучной социализации в ней. Семейное неблагополучие рассматривается через призму методов и форм виктимологии, или отрасли знания, изучающей различные категории людей, т. е. реальные или потенциальные жертвы неблагоприятных условий социализации.



В социальной педагогике разрабатываются общие и специальные принципы, цели, содержание, формы и методы профилактики, минимизации, компенсации и коррекции тех обстоятельств, в силу которых человек становится жертвой неблагоприятных условий социализации. Наиболее очевидными жертвами неблагоприятных условий являются инвалиды, люди с психическими дефектами и отклонениями, сироты, мигранты, представители национальных групп в местах компактного проживания другого этноса, дети из семей с низким экономическим, моральным, образовательным уровнем. К числу же таких неблагоприятных относятся не только объективные, т. е. природноклиматические, экологические, экономические, социальные катаклизмы (катастрофы, войны, землетрясения, наводнения, депортации и пр.), но и субъективные условия. На их коррекцию (ценностных ориентации, саморефлексии, воли и т. д.) и направлены прежде всего формы и методы работы с такими типами семей. Дети нуждаются в социальной защите и поддержке в первую очередь. Издавна считалось, что школьное воспитание тесно связано с домашним воспитанием, заменить которое невозможно. Семья, согласно Г. Песталоцци, рассматривается как исходный пункт воспитания.



Семья — полноправный институт социального воспитания, и перед ней стоит задача преодолеть отчуждение детей, возникающее в результате разводов, ранней сексуальной жизни, беременности несовершеннолетних, отказа от детей, роста числа семей, в которых дети воспитываются одним из родителей, предоставления подростков самим себе в связи с занятостью родителей, разрушением патриархальных семей и потерей авторитета в семье отца, что негативно отражается на отношениях между родителями и детьми и приводит к утрате родителями основного воспитательного влияния на подрастающее поколение. Отсутствие факторов, способствующих возникновению у человека духовных состояний и его ориентации на саморазвитие и самореализацию, овладение родным языком, резко снижает духовный потенциал семьи. Скорее наблюдается процесс духовной деградации семьи, снижения уровня ее нравственной культуры и рост бытового пьянства, различных форм насилия над личностью, семейных скандалов, что вынуждает обращать большее внимание на повышение роли общественного воспитания, детских яслей и садов, на совершенствование форм их взаимодействия с семьей с целью нейтрализации негативных последствий, складывающейся неблагоприятной обстановки. Увеличивается число неполных семей, в которых воспитанием фактически занимается одна мать.



Положение дел еще больше усугубляется феминизацией семейного и школьного воспитания, снижением роли образцов мужского поведения, в целом роли мужчины в жизнедеятельности семьи. Традиции, обычаи, ритуалы, нормы патриархальной семьи постепенно разрушаются и в деревне, где отец далеко не всегда является образцом для подражания.

В связи с этим наиболее эффективным средством нормализации семейных отношений считается внедрение на местном уровне программы по стабилизации семьи. В американских общинах, например, существуют десятки таких программ, целью которых является оказание помощи семье, предупреждение ее развала. Программы разрабатывают специальные группы экспертов. В их состав входят представители разных профессий: психологи, юристы, педагоги, социологи и др. Характерная черта работы экспертов в условиях общины заключается в оценке ситуации и выдаче рекомендаций, рассчитанных как на долгосрочный период оздоровления семьи, так и на непродолжительный период, в течение которого регулируется возникающий семейный конфликт. Обычно специалисты участия в устранении конфликтной ситуации не принимают, а лишь предлагают наиболее подходящий для этого метод.

Одной из таких программ, получившей широкое распространение в общинах США, является программа устройства семьи. Она основана на принципе консультирования семей, находящихся на грани распада. Определенную роль в преодолении сложностей, стоящих перед родителямиодиночками и их детьми, играют общинные организации, такие, как «Родители без партнеров», «Большие сестры» и «Большие Братья». Задача этих объединений в основном сводится к тому, чтобы предоставить родителям и их детям возможность участвовать в различных видах деятельности, помочь им избавиться от стрессов, например, после бракоразводного процесса. Выбор форм и методов работы с семьей определяется, как правило, сложившейся в микрорайоне, населенном пункте или регионе социально-демографической ситуацией, степенью социального расслоения общества, социальной стабильности и социальной защищенностью людей, гуманизацией и демократизацией общественных отношений, формами выражения власти, уровнем экономического развития. Социальному педагогу все чаще приходится работать в ситуации социального риска, которому подвержены семьи детей. Падение рождаемости и увеличение смертности, постоянная занятость родителей, снижение роли бабушек и дедушек в воспитании детей и одновременное увеличение зоны неконтролируемого воздействия на их влияния средств массовой информации, особенно телевидения, снижает роль преемственности воспитания в виде передачи опыта от старших поколений к младшим.

По существу семейное воспитание в большинстве случаев сводится к неконтролируемому процессу воспроизводства образцов этно-региональной культуры. Возрастает удельный вес социальногетерогенных семей, члены которых относятся к различным социальным и профессиональным группам населения. Например, отец — рабочий, мать — учительница, брат — студент, и общие ценности семьи фактически отсутствуют. При этом семья как социальная общность практически не функционирует. Члены семьи собираются вместе вечером, чтобы утром вновь разойтись по своим делам, а ребенок оказывается фактически без присмотра.

В криминологических, психологических, медико-социальных исследованиях накоплен достаточно большой и убедительный материал, свидетельствующий об отрицательном влиянии семейных факторов социального риска на репродуктивные функции семьи: на физическое, психическое и социальное здоровье детей, на повышенную заболеваемость детей и различные формы отклоняющегося поведения, который и является основой для предупреждающей и реабилитационной деятельности социальных педагогов в семье.

К факторам социального риска, отрицательно сказывающимся на репродуктивных функциях семьи, относятся:

- социально-экономические (низкий материальный уровень жизни, плохие жилищные условия);

- медико-санитарные (экологически неблагоприятные условия, хронические заболевания родителей и отягощенная наследственность, вредные условия работы родителей, особенно матери);

- социально-демографические (неполные или многодетные семьи, семьи с престарелыми либо с несовершеннолетними родителями, семьи с повторными браками и сводными детьми);

- социально-психологические (семьи с деструктивными эмоционально-конфликтными отношениями супругов, родителей и детей, педагогической несостоятельностью родителей, низким образовательным уровнем и деформированными ценностными ориентациями);

- криминальные факторы (алкоголизм, наркомания, аморальный и паразитический образ жизни родителей, семейные дебоши, проявление жестокости и садизма, наличие судимости у членов семьи, приверженных к субкультуре преступного мира).

Особенно усиливается влияние социально-экономического фактора, когда низкий прожиточный уровень семьи выступает в сочетании с низким общекультурным и общеобразовательным уровнем родителей. Иными словами, в семье, имеющей скромные доходы, но достаточно высокий уровень культуры, значительно больше шансов воспитать нормального ребенка, чем в семье, где высокий жизненный уровень, но низкая духовная культура и неблагоприятный нравственно-психологический климат. Не случайно, что 810 % правонарушителей воспитывается в семьях, доход в которых в 2 и более раза превышает среднеминимальный прожиточный уровень, и причины семейного неблагополучия кроются отнюдь не только в низком уровне жизни. Отсюда, наряду с необходимостью создания материальных условий существования и воспитания детей в семье (оказание материальной помощи малообеспеченным, многодетным, неполным семьям, создание дополнительных рабочих мест для подростков, молодежи, для матерей, имеющих детей), для социального оздоровления подрастающего поколения особенно важным является создание надлежащих социокультурных условий, характеризующих как общество в целом, так и каждую отдельную семью.

Особую заботу как объекты социальной охраны и защиты должны составлять семьи с недееспособными по различным причинам родителями, среди которых значительно число с несовершеннолетними и учащимися родителями, юными, не достигшими совершеннолетнего возраста одинокими матерями, родителями инвалидами, хронически больными, нетрудоспособными людьми, нуждающимися как в материальной, так и социально-психологической помощи и поддержке. При этом число таких семей имеет тенденцию к увеличению.

Катастрофа на Чернобыльской атомной станции, а также обострившиеся национальные конфликты и появившиеся вместе с ними проблемы переселенцев и беженцев в странах СНГ выдвинули также весьма острую проблему социальной помощи и поддержки семей переселенцев из зон отселения и беженцев, социальной поддержки детей из этих семей.

Социальные и социально-педагогические функции социального педагога в отношении к семье взаимосвязаны и взаимообусловлены. Функция воспитательной коррекции семьи определена не только социально неблагоприятными условиями ее функционирования и развития, но и необычным информационным бумом во всех областях жизни современного человека, освобождением информации от запретов и ограничений. Все большие требования предъявляются к компенсаторной функции системы воспитания детей, детей-одиночек, не получивших в домашних условиях внимания и тепла.

Воспитательный потенциал семьи является одним из важнейших компонентов социально-педагогической диагностики и включает в себя определение внутренне присущих ей возможностей в деле воспитания детей. Основная цель — преодоление негативного воздействия каждой отдельно взятой семьи на процесс формирования личности ребенка, подростка или сведение его к минимуму, достижение максимально возможной преемственности и согласованности всех звеньев процесса воспитания. Этот вид социально-педагогической диагностики предполагает анализ реального состояния воспитательного потенциала семьи, всех факторов, оказывающих на него как прямое, так и косвенное влияние. Требование трезво определить реальное состояние воспитательного потенциала семьи, видеть его в динамике, во всех сложностях и противоречиях позволяет более точно наметить пути его дальнейшего совершенствования.

Каждая семья имеет конкретную структуру своего воспитательного потенциала, которую необходимо знать социальному педагогу. Воспитательный потенциал семьи включает в себя духовно-нравственную деятельность родителей, направленную на привитие детям нравственных качеств, а также семейную микросреду, образ жизни семьи в целом. Определение возможных направлений совершенствования процесса формирования личности в семье, его коррекции связано с анализом многообразных факторов, учитывающих состояние как семейной микросреды, так и сознательного руководства развитием ребенка со стороны родителей. При этом учитываются уровень производственно-трудового окружения, материальная обеспеченность, жилищные условия, обеспеченность питанием, санитарно-гигиенические условия, режим, характер взаимоотношений взрослых и детей, культурный уровень, общая направленность жизни семьи, личный пример родителей, их общественное лицо, авторитет, основанный на активной гражданской позиции, традиции, внутрисемейные отношения, эмоционально-нравственный микроклимат, организация свободного времени и досуга семьи, ее численность и структура, уровень развития семейного коллектива, возможности использования средств массовой информации, характер общения семьи с окружающей средой, уровень педагогической культуры взрослых членов семьи, особенности профессии и опыта родителей. Выделенные факторы должны быть сопоставлены по своей сложности и актуальной значимости с реальными возможностями оказания социально-педагогической помощи семье. Не только отсутствие, но и ущербность любого из них существенным образом сказывается на функционировании других и воспитательных возможностях семьи в целом. Анализ воспитательного потенциала семьи предполагает выделение его ведущих компонентов. Среди этих компонентов выделяются внутрисемейные ценности, отношения, полнота семьи и родительский пример,

По характеру внутрисемейных ценностей и уровню их проявления можно выделить несколько типов семей, в которых преобладают:

- в основном духовные ценности;

- экономические ценности, забота об укреплении экономического положения;

- общение и глубоко укоренившиеся традиции поддержания родственных и дружеских связей;
- здоровье и его укрепление;

- желание приобретать престижные вещи как главное условие самоутверждения;

- забота друг о друге.

От характера ценностей во многом зависит содержание и воспитательный потенциал внутрисемейных отношений. Семья выступает прежде всего как конкретная система связи и взаимодействия между ее членами по поводу удовлетворения их разнообразных потребностей. Единственное основание семьи составляют брачные и родственные связи, которые в определенном смысле являются первичными. При этом они преломляются через хозяйственно-экономические, правовые, нравственные, эмоционально-психологические и другие отношения. Внутрисемейные отношения в свою очередь связаны с национальными, классовыми, бытовыми и другими отношениями.

Особая роль принадлежит нравственной атмосфере семьи. Пьянство родителей, например, еще до рождения ребенка ограничивает его духовное развитие. Существенно оно обедняется при преклонении семьи перед вещами, своеобразной вещевой болезнью, когда вещь из средства, призванного обеспечить жизнь человека, его быт, становится целью, подчиняя и порабощая человека. Снижается воспитательный потенциал семьи и по мере сокращения ее численности. В однодетной семье возникает ряд воспитательных проблем: чрезмерная боязнь за судьбу единственного ребенка, возникающие нравственные перекосы, обострение конфликтных ситуаций, снижение воспитательного эффекта социального взаимодействия. В неполной семье эти проблемы обостряются до предела.

Воспитательный потенциал семьи в свою очередь во многом зависит от ее национально-региональных особенностей. Учет национально-региональных особенностей воспитания и образования в социально-педагогической практике является основным требованием в связи с тем, что воспитательный потенциал семьи, школы и социальной среды в целом всегда опосредован ценностями соответствующей культуры. Процесс культуры, прежде всего национальной, а через нее, следовательно, мировой, писал в свое время П. Наторп, зависит от того, в каком направлении и какими путями мы поведем воспитание подрастающего поколения.

Каждый этнос имеет свои черты и свойства, определенный национальный характер или психологический склад. Они проявляются и преломляются в национальной культуре. Различие между культурами заключается в характере трудовой деятельности и связанных с ней специфических традициях, в представлениях об удобстве быта, домашнем уюте и семейном счастье, взаимоотношениях членов семьи, в способах развлечений, в понятиях о приличиях, о красивом и некрасивом, в проявлении страсти, в понимании доброты, вежливости, такта, сдержанности и т. д.

Национально-региональные особенности воспитательной деятельности на уровне семьи определяют витальные, ментальные и социальные основы социально-педагогической работы и ее реальные возможности. Они проявляются в структуре потребностей, интересов и способностей детей и подростков, их нравственно-волевых и деловых качеств и тем самым служат исходным пунктом для определения образовательно-воспитательных программ.

Национально-региональные особенности воспитания и образования на уровне семьи проявляются как бы в двух основных направлениях: в виде традиций, норм, обычаев, общественного мнения, выступающих в форме внешних детерминант поведения человека, его социализации в обществе и в виде соответствующей структуры потребностей и способностей личности, ее внутренней детерминации. Соотношение внешней и внутренней детерминации существенно различается в культуре городской и сельской семьи, ее образе жизни, существующих нормах и методах воспитания.

Особенности социально-педагогической практики в сельской общине определяются не только сохранившимися отдельными патриархальными традициями семьи, но и ее неразрывной связью с природой. В качестве основных особенностей образа жизни в деревне выступают терпимость к тяготам жизни, выдержка и самообладание, что иногда обозначается понятием толерантности. Терпимость во многом обусловлена внешней детерминацией жизнедеятельности сельского жителя, что и отражается на его характере. В городском поселке, не говоря уже о городе, терпимость сама по себе к тяготам жизни уже перестает выступать в качестве самостоятельного фактора жизнедеятельности.

Формы и методы семейного воспитания изменяются. Воспитание примером, силой общественного мнения и традиций все больше уступает место нравственному воспитанию, воспитанию самодеятельности личности, ее ответственного поведения. Если сельский житель в большей мере руководствуется существующим общественным мнением, общегрупповыми нормами поведения и редко прибегает к альтернативным формам поведения, руководствуясь различными нравственными ценностями, то уже в городском поселке возможности такого выбора значительно расширяются, а сам он все больше становится необходимым. Пассивные формы приспособления к ситуации (климатические, погодные и другие условия не изменишь) здесь все больше заменяются нравственно-волевым регулированием и творческим началом жизни.

В крупном же городе самодеятельность личности превращается в основной фактор жизнедеятельности, основанной преимущественно на нравственно-волевом регулировании. Существенно изменяются основные факторы семейного воспитания да и сами семейные проблемы. Внешняя детерминация жизнедеятельности уступает место внутренней самореализации. Материальное благополучие становится прямым выражением личных способностей и гораздо меньше зависит от природно-климатических и других проявлений внешней детерминации жизни. Поэтому в качестве важнейшего показателя успеха в различных видах деятельности городского жителя выступают инициатива и общение, частота контактов и взаимодействия с другими людьми. Одновременно растет замкнутость семейной жизни, в результате чего потребность в общении из внутренней потребности превращается во внешний фактор жизни. Все это находит свое отражение в специфике социально-педагогических проблем в городе и деревне, в формах и методах осуществления социально-педагогической деятельности. Социальный педагог, работающий в сельской общине, при выборе форм и методов работы с семьей исходит прежде всего из существующих здесь традиций и замкнутости хозяйственной и духовной деятельности, ориентации сельского жителя не на свое собственное «я», а на старших и младших членов семьи, соседей, родственников и т. д. На первой стадии социализации ребенок усваивает готовые культурные образы и нормы поведения, на основе которых у него и вырабатывается соответствующая структура потребностей. Поэтому воспитание в деревне по образцу имеет решающее значение, в то время как в городе оно малоэффективно и немыслимо без привнесения некоего творческого начала.

Особенности социально-педагогической практики в городе определяются кругом существующих социально-педагогических проблем. Это прежде всего проблемы трудового воспитания, молодежной субкультуры, улицы, анонимного образа жизни и создания в ней необходимых условий для развития личности, значительного воздействия на внутренний мир ребенка и подростка средств массовой информации.

В городской семье взрослые и дети не связаны конкретными общими интересами: работа одних и учеба других не взаимодополняют друг друга. Воспитание в семье оторвано от взрослого труда и от детской учебы, становится дополнительным делом, которым подчас заниматься некогда, либо взрослые не знают, как это делать. Отсюда во многих делах эмоциональная напряженность и периодическое вмешательство взрослых в школьные дела детей с целью контроля приводят только к психологическим перегрузкам.

Город резко увеличивает мобильность людей. За единицу времени ребенок получает большое количество впечатлений, информацию разного рода. Число контактов в крупном городе достигает до 10 тыс. в день. Здесь ребенок одновременно является членом многих коллективов, групп, причем часто не связанных между собой территориально: по месту жительства, учебы, проведения досуга, занятий. Фактически каждый горожанин может одновременно состоять в различных «социальных мирах». В каждом из этих миров складываются своя модель требований, свои стандарты жизни и общения. Все это предъявляет особые требования к выбору форм и методов социально-педагогической деятельности. При этом, в частности, учитывается, что определенное время школьник в городе может провести вне коллектива (улица, кино, магазин), что создает возможность личной автономии и выдвигает на первый план методы индивидуальной работы с клиентом, а также в группах сверстников с учетом широкого диапазона выбора критериев и групп общения, системы ценностей, стиля жизни, самореализации. Социальный педагог в данном случае стремится распространить ту или иную информацию не сам, а через посредников, являющихся сверстниками его клиента, и подростков, развивать у них инициативу, навыки и умения принимать решения и воплощать их в жизнь. Тем самым при соответствующих условиях он достигает повышения эффективности социально-педагогической работы. Правда, функции его деятельности при этом несколько видоизменяются. Социальный педагог выступает здесь уже в роли консультанта, тренера, координатора и т. д. через реализацию специальных методов обучения своих помощников и клиентов. Метод обучения равных равными становится определяющим и реализуется с помощью специальных тренингов.

Что касается непосредственной работы социального педагога с семьей, то она включает в себя:

- социально-профилактическую работу, направленную на устранение причин возникновения проблем, а также систему мер профилактики семейного неблагополучия, конфликтов, разводов, стрессовых состояний;

- социальную помощь, цель которой — оказание разносторонних социальных услуг семьям в условиях конкретного сообщества, конкретной ситуации;

- социальный патронаж или одно из направлений социальной работы, основанное на сопровождении семей, требующих систематического поддержания условий, необходимых для обеспечения жизнедеятельности социально незащищенных семей;

- социальную реабилитацию, ориентированную на оказание помощи молодой семье с целью преодоления семейных конфликтов, кризисных состояний, дисгармонии во взаимоотношениях, временных или постоянных трудностей в жизнедеятельности семьи.

Особым направлением социально-педагогической деятельности является налаживание связей между семьей и школой. Наиболее распространенная, например, в США форма, организационно закрепляющая связь школы и семьи, — Ассоциация родителей и учителей. Одной из важнейших ее задач является объединение усилий школы и семьи. Особенно важно объединение их усилий в работе с семейно-соседской общиной, когда школа превращается в своеобразный консультационный и просветительский центр микрорайона или поселения.

В работе с общиной социальный педагог делает упор на распространение профессиональных знаний и умений в группах с тем, чтобы они могли работать и решать свои коллективные проблемы, вести переговоры о ресурсах, эффективно обращаться в общественные и государственные организации и культивировать более качественную жизнь для своих членов. При определении социальной политики отдельные ученые и практики предлагают рассматривать школу как своеобразный социально-педагогический центр микрорайона. Цель школы видится в том, чтобы помогать молодежи, оказывать ей действенную помощь в разрешении различных проблем, возникающих за рамками общин и оказывающих влияние на их позицию и мир в целом. Еще совсем недавно считалось, что двери школы должны быть постоянно открытыми для населения, желающего получить консультацию учителей и социальных работников по бытовым и семейным вопросам.

В последнее время акцент в работе с семейно-соседской общиной делается уже не на школу, а на государственные социально-педагогические службы. Считается, что в современных условиях социально-педагогические проблемы могут решаться усилиями не только семьи и школы, но и всех социальных институтов района и города. Координировать и направлять эту работу должны региональные и поселенческие социально-педагогические службы. На них возлагается сегодня обязанность стимулировать интерес жителей квартала к некоторым проектам, таким, например, как забота о детях, создание общественных центров и клубов и управление ими, социальное обеспечение престарелых и инвалидов. Особенно острая необходимость в этом виде социально-педагогической практики ощущается в мегаполисе или крупных городах типа Москвы, Киева, Минска и др., где представлены самые различные национальные, поселенческие и другие культуры.

Особенность социально-педагогической практики в мегаполисе состоит в целенаправленной интеграции разнородных социокультурных влияний на ребенка, подростка, старшеклассника. Характер социокультурной образовательной среды зависит не только от различных образовательных и воспитательных учреждений и учреждений культуры и досуга и т. п., но и от общественных процессов, средств массовой информации, ведущих идей и политических движений, многообразия ценностных ориентации, составляющих эмоционально-нравственный фон жизни общества и определяющих умонастроения людей, социально-политическую и экономическую ситуацию, экономическую обстановку. Многообразие алгоритмов жизни требует приведения их к неким единым для всех принципам и правилам жизни.

В выборе форм и методов социально-педагогической работы с семьей определяющую роль играют сложившиеся взаимоотношения между социальной работой и социальной педагогикой, тем более что в большинстве западных стран социальная педагогика рассматривается лишь как одно из направлений социальной работы.

Одним из важнейших принципов работы с семьей является принцип самообеспечения семьи через оказание ей социальной помощи с целью поиска и стимулирования внутренних резервов, которые помогут семье разрешить собственные проблемы. Социально-педагогическая работа с семьей ориентирована как на всю семью, так и на отдельных ее членов детей, родителей и др. В процессе такой работы решаются вопросы рациональной организации внутрисемейных отношений, нормализации жизнедеятельности и досуга семьи, отношений с неблагоприятной средой, оказания помощи в рациональном разрешении сложных" семейных коллизий, конфликтов, снимаются стрессы.

Социально-профилактическая работа с семьей заключается в реализации системы социально-психологических, медико-социальных и правовых подходов, ориентированных на устранение причин возникновения проблем, преодоление семейного неблагополучия, конфликтов, разводов, стрессового состояния, подготовку к выполнению функций родителей, охрану репродуктивного здоровья молодежи, организацию работы по преодолению ошибок, нарушений в системе семейного воспитания.

Социальная помощь имеет цель оказания разнообразных социальных услуг семье в условиях конкретных отношений, конкретной ситуации. Эти услуги способствуют формированию в семье нормальной жизнедеятельности и могут носить информационный, консультативный характер с целью оказания психолого-педагогической, правовой, социально-медицинской, материальной поддержки семьи. Ставится задача помочь семье в целом и каждому из ее членов в отдельности справиться с повседневными жизненными трудностями и проблемами. Для этого каждый член семьи должен быть в состоянии самостоятельно продиагностировать возникшие проблемы и самостоятельно разрешать их, опираясь лишь на консультационную помощь социального педагога. Социальный педагог выступает как бы посредником между семьей, государством, общественными организациями и законодательными органами. Однако принцип самообеспечения семьи является скорее идеалом, чем реальной практикой. Без помощи социального педагога современная семья может обойтись далеко не всегда. Его социальные услуги ориентированы на создание лучших условий жизнедеятельности семьи, возможности саморазвития, защиту ее прав и интересов. Он предварительно разъясняет, какие льготы имеют молодые семьи, женщины, одинокие люди, несовершеннолетние матери и дети из неблагополучных семей и семей группы риска, участвует в формировании их правосознания, способствует восприятию родителями своих обязанностей, оказывает различные виды социальных услуг детям и семьям — жертвам экологических, технологических, политических катастроф, оказавшимся в экстремальной ситуации, а также молодежи, которая собирается вступать в брак. Молодым семьям, несовершеннолетним гарантируется оказание различного рода информационных консультаций.

В социальной помощи нуждаются также семьи, имеющие проблемы в воспитании ребенка по каким либо причинам, проблемы во внутрисемейных взаимоотношениях, в организации жизнедеятельности семьи, а также семьи социального риска и с неблагоприятными условиями существования. Такие семьи требуют различных видов помощи в вопросах планирования семьи, воспитании и досмотре за детьми, адаптации к изменяющимся внешним условиям, разработке индивидуальных семейных стратегий, подготовке молодежи к вступлению в брак, организации свободного времени молодой семьи, налаживании семейного быта и хозяйства, усовершенствовании взаимоотношений в семье.

Социальный патронаж — одно из направлений социальной работы, ориентированное на постоянную поддержку семьям, нуждающимся в ней.

Социальная реабилитация ориентирована на оказание помощи молодой семье с целью преодоления семейных конфликтов, кризисного состояния, дисгармонии во взаимоотношениях, временных или постоянных трудностей в жизнедеятельности семьи, которые являются следствием тяжелых заболеваний, а также помощи тем, кто оказался в безвыходном положении. Кроме того, социальная реабилитация предполагает оказание помощи семьям, члены которых имеют устойчивую алкогольную или наркотическую зависимость или вернулись из мест лишения свободы. Работа по социальной реабилитации проводится как с каждым членом семьи, так и со всей семьей и родственниками. Основная цель такой работы — выведение членов семьи из стрессового состояния, оказание социально-медицинской, социально-правовой помощи, восстановление чести, достоинства, прав и свобод членов семьи. Данные виды услуг семье оказываются обычно государственными центрами социальных служб для молодежи, деятельность которых осуществляется в соответствии со специально разработанной программой работы с молодой семьей. Данная программа — практическое разрешение вопросов стабилизации молодой семьи, подготовки молодежи к браку, профилактики семейной дисгармонии, семейного неблагополучия, подготовки молодых отцов к выполнению родительских обязанностей, оказание конкретной индивидуальной методической помощи различным типам молодых семей и тем людям, которые собираются ее создать, кто имеет проблемы во взаимоотношениях; молодым родителям, которые собираются завести или имеют новорожденного ребенка; родителям в воспитании детей различных возрастных групп.

Наряду с центрами социальных служб для разрешения внутрисемейных проблем создаются консультационные пункты, кабинеты и службы, в том числе и для работы с сельской семьей, клубы молодой семьи, цель которых приобщать молодых людей к своей работе благодаря демократичности и доброжелательности взаимоотношений с клиентами, развивать инициативу членов клуба, их творческий подход к работе с различными категориями семьи.

Эффективными формами работы с молодой семьей являются конкурсные формы работы, пропаганда семейных традиций, обычаев, обрядов, поиск семейных талантов, развитие познавательных интересов членов семьи, творческой инициативы, обмен опытом в семейном воспитании, изменение взаимоотношений в семье, возрождение бытовой народной культуры. Массовые обсуждения и семейные праздники могут проводиться в форме недели планирования семьи, дней матери, календарных, православных, религиозных праздников и обрядов. Конкретные формы и методы работы с семьей определяются во время проведения областных конкурсов молодых семей, конкурсов семейных эрудитов, вечеров студенческой семьи, выставки детского творчества, семейных спортивных праздников, фестивалей семейных творческих коллективов, семейных игр и смотров семейного подворья.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.