Сделай Сам Свою Работу на 5

Тема 1. Основы организации финансового учета на предприятии





 

Основные нормативные акты:

 

1 Закон РФ от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ. Гражданский кодекс РФ. Часть первая.

2 Закон РФ от 26 ноября 1996 г. № 14-ФЗ. Гражданский кодекс РФ. Часть вторая.

3 Закон РФ от 31 июля 1998 г. № 146-3. Налоговый кодекс РФ. Часть первая.

4 Закон РФ от 5 августа 2000 г. № 118-ФЗ. Налоговый кодекс РФ. Часть вторая.

5 ФЗ «О бухгалтерском учете» от 6 декабря 2011 г. №402-ФЗ.

6 Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности РФ. Утверждено Приказом Минфина РФ от 29.07.98 г. № 34Н.

7 План счетов бухгалтерского учета финансово – хозяйственной деятельности организаций и Инструкция по его применению. Утверждены Приказом Минфина РФ от 31.10.2000 г. № 94Н.

8 Программа реформирования бухгалтерского учета в рыночной экономике России. Одобрена Методологическим советом по бухгалтерскому учету при Минфине РФ и Президентским советом Института профессиональных бухгалтеров 29.12.97 г.

1. Понятие бухгалтерского финансового учета и его объекты.

2. Требование к ведению бухгалтерского финансового учета.

3. Нормативное регулирование бухгалтерского учета в РФ.

4. Особенности бухгалтерского учета на предприятиях разных форм собственности.



5. Модели бухгалтерского учета.

1. Понятие бухгалтерского финансового учета и его объекты.

В соответствии с ФЗ «О бухгалтерском учете» от 6 декабря 2011 г. №402-ФЗ:

Бухгалтерский учет– формирование документированной систематизированной информации об объектах, предусмотренных ФЗ, в соответствии с требованиями, установленными ФЗ, и составление на ее основе бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Бухгалтерская информационная система подразделяется на внешнюю (финансовый учет) и внутреннюю (управленческий учет). Внешний учет открыт для публикации и предназначен как для администрации предприятия, так и для внешних пользователей: налоговых органов, банков, поставщиков, покупателей, потенциальных инвесторов. Ведение финансового учета для предприятия обязательно. Внутренняя информация представляется в виде сводок и отчетов, в частности, сметы расходов, калькуляции себестоимости продукции.

Финансовый учет— это система сбора учетной информации, которая обеспечивает бухгалтерское оформление и регистрацию хозяйственных операций, а также составление финансовой от­четности. Данные финансового отчета используются внутри организации руководителями различных уровней и внешними пользо­вателями (инвесторами, кредиторами, банками, налоговыми и финансовыми органами и т. д.). Финансовый учет охватывает зна­чительную часть бухгалтерского учета, аккумулирует информа­цию об имуществе и обязательствах организации — нематериаль­ных активах, основных средствах, арендованном имуществе, фи­нансовых вложениях, оборотных активах и обязательствах организации, денежных средствах, капитале, фондах и резервах, прибыли и убытках и т. д.



Объектами бухгалтерского учета экономического субъекта являются:

1) факты хозяйственной жизни;

2) активы;

3) обязательства;

4) источники финансирования его деятельности;

5) доходы;

6) расходы;

7) иные объекты в случае, если это установлено федеральными стандартами.

Управленческий учет,будучи составной частью бухгалтерско­го учета, предназначен для сбора учетной информации, исполь­зуемой внутри организации руководителями различных уровней. Его главное предназначение — обеспечить необходимой и в пол­ном объеме информацией менеджеров, ответственных за дости­жение конкретных производственных результатов.

Управленческий учет обобщает плановую нормативную, про­гнозную и аналитическую информацию; он более полно отража­ет учетные процедуры наблюдения, измерения и регистрации.

В системе управленческого учета информация об издержках производства группируется и учитывается по:



- видам затрат (номенклатура продукции, работ и услуг);

- месту возникновения затрат, т. е. структурным подразделени­ям, в которых концентрируется первоначальное потребление материальных ресурсов (рабочие места бригады, цеха и т. п.);

- носителям затрат, т. е. видам продукции, работ и услуг дан­ной организации, предназначенных для продажи на рынке.

Налоговый учет - система обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным Налоговым кодексом частью 2, гл. 25.Налоговый учет осуществляется в целяхформирования полной и достоверной информации о порядке учета для целей налогообложения хозяйственных операций, осуществленных налогоплательщиком в течение отчетного (налогового) периода, а также обеспечения информацией внутренних и внешних пользователей для контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью исчисления и уплаты в бюджет налога.Система налогового учета организуется налогоплательщиком самостоятельно, исходя из принципа последовательности применения норм и правил налогового учета, то есть применяется последовательно от одного налогового периода к другому. Порядок ведения налогового учета устанавливается налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения, утверждаемой соответствующим приказом (распоряжением) руководителя. Налоговые и иные органы не вправе устанавливать для налогоплательщиков обязательные формы документов налогового учета.

2. Требование к ведению бухгалтерского финансового учета.

1. Экономический субъект обязан вести бухгалтерский учет в соответствии с Федеральным законом.

2. Бухгалтерский учет в соответствии с Федеральным законом могут не вести:

1) индивидуальный предприниматель, лицо, занимающееся частной практикой, - в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах они ведут учет доходов или доходов и расходов и (или) иных объектов налогообложения в порядке, установленном указанным законодательством;

2) находящиеся на территории Российской Федерации филиал, представительство или иное структурное подразделение организации, созданной в соответствии с законодательством иностранного государства, - в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах они ведут учет доходов и расходов и (или) иных объектов налогообложения в порядке, установленном указанным законодательством.

3. Бухгалтерский учет ведется непрерывно с даты государственной регистрации до даты прекращения деятельности в результате реорганизации или ликвидации.

4. Объекты бухгалтерского учета подлежат денежному измерению. Денежное измерение объектов бухгалтерского учета производится в валюте Российской Федерации. Если иное не установлено законодательством Российской Федерации, стоимость объектов бухгалтерского учета, выраженная в иностранной валюте, подлежит пересчету в валюту Российской Федерации.

5. Ведение бухгалтерского учета и хранение документов бухгалтерского учета организуются руководителем экономического субъекта.

6. Каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом.

7. Данные, содержащиеся в первичных учетных документах, подлежат своевременной регистрации и накоплению в регистрах бухгалтерского учета.

8. Экономический субъект самостоятельно формирует свою учетную политику, руководствуясь законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, федеральными и отраслевыми стандартами.

9. Активы и обязательства подлежат инвентаризации.

10. Экономический субъект обязан организовать и осуществлять внутренний контроль совершаемых фактов хозяйственной жизни.

 

 

3.Нормативное регулирование бухгалтерского учета в РФ

Федеральным законом от 6 декабря 2011 г. №402-ФЗ «О бухгалтерском учете» ст. 22 установлены государственные и негосударственные субъекты регулирования бухгалтерского учета.

Органами государственного регулирования бухгалтерского учета в Российской Федерации являются уполномоченный федеральный орган и Центральный банк Российской Федерации. Уполномоченным органом, как и ранее, является Министерство финансов РФ.

Негосударственными субъектами регулирования бухгалтерского учета могут являться саморегулируемые организации, в том числе саморегулируемые организации предпринимателей, иных пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности, аудиторов, заинтересованные принимать участие в регулировании бухгалтерского учета, а также их ассоциации и союзы и иные некоммерческие организации, преследующие цели развития бухгалтерского учета.

Саморегулируемые организации бухгалтеров в России пока не созданы, однако накоплен определенный опыт создания саморегулируемых организаций аудиторов. В настоящее время идет процесс создания саморегулируемых организации бухгалтеров.

В связи с изменением субъектов регулирования бухгалтерского учета функции были перераспределены между субъектами следующими образом.

Уполномоченный федеральный орган:

1) утверждает программу разработки федеральных стандартов в порядке, установленном настоящим Федеральным законом;

2) утверждает федеральные стандарты и в пределах его компетенции отраслевые стандарты и обобщает практику их применения;

3) организует экспертизу проектов стандартов бухгалтерского учета;

4) утверждает требования к оформлению проектов стандартов бухгалтерского учета;

5) участвует в установленном порядке в разработке международных стандартов;

6) представляет Российскую Федерацию в международных организациях, осуществляющих деятельность в области бухгалтерского учета и бухгалтерской (финансовой) отчетности;

7) осуществляет иные функции, предусмотренные настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.

Центральный банк Российской Федерации в пределах его компетенции:

1) утверждает отраслевые стандарты и обобщает практику их применения;

2) участвует в подготовке и согласовывает программу разработки федеральных стандартов;

3) участвует в экспертизе проектов федеральных стандартов;

4) участвует совместно с уполномоченным федеральным органом в установленном порядке в разработке международных стандартов;

5) осуществляет иные функции, предусмотренные настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.

Субъект негосударственного регулирования бухгалтерского учета:

1) разрабатывает проекты федеральных стандартов, проводит публичное обсуждение этих проектов и представляет их в уполномоченный федеральный орган;

2) участвует в подготовке программы разработки федеральных стандартов;

3) участвует в экспертизе проектов стандартов бухгалтерского учета;

4) обеспечивает соответствие проекта федерального стандарта международному стандарту, на основе которого разработан проект федерального стандарта;

5) разрабатывает и принимает рекомендации в области бухгалтерского учета;

6) разрабатывает предложения по совершенствованию стандартов бухгалтерского учета;

7) участвует в разработке международных стандартов.

Таким образом, инициатива принятия новых нормативных актов, федеральных стандартов по бухгалтерскому учету теперь полностью принадлежит саморегулируемым организациям, то есть идет снизу от бухгалтеров, а не как это было ранее сверху от министерства. Это соответствует международной практике бухгалтерского учета и является логичным.

Для проведения экспертизы проектов федеральных стандартов при уполномоченном федеральном органе создается совет по стандартам бухгалтерского учета. Совет по стандартам бухгалтерского учета проводит экспертизу проектов федеральных стандартов на предмет:

1) соответствия законодательству Российской Федерации о бухгалтерском учете;

2) соответствия потребностям пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности, а также уровню развития науки и практики бухгалтерского учета;

3) обеспечения единства системы требований к бухгалтерскому учету;

4) обеспечения условий для единообразного применения федеральных стандартов.

I. Законодательный (Федеральное законодательство и нормативные законодательные акты исполнительной власти о бухгалтерском учете):

– Налоговый кодекс РФ;

– Гражданский Кодекс РФ;

– Федеральный Закон «О бухгалтерском учете» от 6.12.11 г. №402-ФЗ;

– ФЗ «Об акционерных обществах»;

– ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» и др.

II. Нормативный – федеральные стандарты (его образуют национальные стандарты – ПБУ, их утверждает министерство финансов, они обязательны для всех организаций).

III. Отраслевые стандарты – устанавливают особенности применения федеральных стандартов в отдельных видах экономической деятельности.

IV. Методологический (его составляют различные методические указания, инструкции, письма общего и отраслевого значения по ведению бухгалтерского учета). Эти документы носят разъяснительный или рекомендательный характер. Основной документ этого уровня – «План счетов бухгалтерского учета и инструкция по его применению».

К данной группе также относят:

– «Рекомендации по применению единой журнально-ордерной формы счетоводства»;

– «Положение о безналичных расчетах»;

– «Порядок ведения кассовых операций с банкнотами и монетами Банка России на территории РФ»;

– «Альбомы унифицированных форм первичной учетной документации» и др.

V. Инициативный уровень самой организации. В него входят организационно-распорядительные документы предприятия, которые формируют его учетную политику. Основной документ – «Приказ об учетной политике организации». Он составляется на предприятии ежегодно, и закрепляет выбранные этим предприятием методы и процедуры ведения бухгалтерского учета.

Ответственность за организацию бухгалтерского учета, соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций несет руководитель организации, который обязан создать необходимые условия для правильного ведения бухгалтерского учета, обеспечить выполнение всеми подразделениями и службами, работниками организации требований главного бухгалтера в части порядка оформления и представления для учета документов и сведений.

 

 

4. Особенности бухгалтерского учета на предприятиях разных форм собственности.

В соответствии с требованиями российского законодательства, все юридические лица обязаны вести учет своего имущества и обязательств. Принципы ведения учета для всех предприятий едины. Однако на методы учета влияет организационно-правовая характеристика предприятия.

Сегодня гражданское законодательство РФ регламентирует следующие формы организации юридических лиц:

 

Юридические лица
                                                                   
Коммерческие организации   Некоммерческие организации
                                                                   
Хозяйственные товарищества   Хозяйственные общества   Производственные кооперативы   Государственные и муниципальные унитарные предприятия       Потребительский кооператив
 
                                                                   
  Полное товарищество     Общество с ограниченной ответственностью     Открытое акционерное общество       Ассоциации и союзы
       
                                                                   
  Товарищество на вере     Общество с дополнительной ответственностью     Закрытое акционерное общество       Учреждения
       
                                                                   
                Акционерное общество     Дочерние и зависимые общества       Фонды
       
                                                                   
                                        Общественные и религиозные объединения

 

Наиболее существенные различия для разных форм предприятий наблюдаются в учете источников формирования имущества, так как формируется капитал предприятий по-разному, то и учитывается он разными методами. Хозяйственные товарищества и общества формируют свой капитал как совокупность акций, поев, вкладов. В бухгалтерском учете он формируется как уставной капитал.

Все коммерческие организации создаются с целью получения прибыли, следовательно, в бух учете у них присутствуют методы по формированию и использованию прибыли, по налогообложению финансовых результатов.

Некоммерческие организации прибыль не получают и платят лишь определенные налоги, поэтому для них разрабатываются собственные методы учета.

Для разных видов предприятий действуют различные процедуры ликвидации или банкротства, так как у каждого из них разная ответственность по обязательствам. Поэтому в методиках учета также наблюдаются различия.

5. Модели бухгалтерского учета

Каждая страна имеет свою национальную систему бухгалтерского учета – это общая методология построения учета, сочетания государственного регулирования и широты прав предприятия в области учета.

Система бухгалтерского учета не является постоянной, а все время трансформируется под воздействием перемен в обществе. На национальную систему бухгалтерского учета влияют факторы:

1. Политическая система в стране.

2. Экономическая, уровень экономического развития.

3. Законодательная система.

4. Уровень квалификации учетных кадров.

5. Концепции бухгалтерского учета и отчетности.

6. Международные связи этой страны.

В РФ разработана и действует собственная национальная система бухгалтерского учета. Сегодня она трансформируется, так как наша экономика перешла от социалистического общества к рыночным отношениям, стала открыта для внешних инвесторов.

Перестройка экономической системы поставила перед нами задачу реформирования бухгалтерского учета, чтобы его информация могла использоваться как внутри страны, так и на внешнем рынке.

Перед российскими бухгалтерами было два пути возможной трансформации:

1. Переход на одну из систем учета, действующих за рубежом.

2. Ориентация бухгалтерской информации на международные стандарты.

Первое направление предполагало утрату национальной системы учета, второе – позволяло ее сохранить, но сделать отвечающей требованиям Международных Стандартов Финансовой Отчетности (МСФО). Россия выбрала второй путь, так как МСФО обобщает опыт ведения учета во многих странах и позволяет сделать отчетность понятной для пользователей этих стран.

Исторически сложилось так, что страны с близкими социально-экономическими условиями имеют много общих принципов ведения бухгалтерского учета, пользуются одинаковыми подходами для построения учетной системы. По признаку построения национальной учетной системы сегодня выделяют 3 самостоятельных модели бухгалтерского учета:

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.