Аристотель причины и начало бытия. Форма и материи
Материя.
• первая материя (материальное начало, пассивное, абсолютно лишенное формы, непознаваема, но ее существование познается умом, сближается с небытием)
• последняя материя (то, из чего состоит конкретная вещь)
Материя – принцип индивидуализации предметов в мире. Парадокс между бесформенностью и пассивностью и индивидуализацией. Фома Аквинский поправил: существовать – уже быть деятельностным началом, поэтому материя сотворена.
Материя – возможность. В действительности есть только сущность вещи, форма. «Возможность и действительность».
Энтелехия – переход из возможности в действительность благодаря третьей причине – движущей.
Движущая причина вытекает из самой формы тела. Целевая причина также существует в форме вещи.
Материя не может существовать без формы, а форма может мыслима без материи.
Форму мыслит разум. Разум – форма всех форм, чистая действительность, не содержащая в себе никакой возможности.
Форма
По Аристотелю, форма и протяжение космоса определяются учением о физических элементах. Мир имеет форму шара с весьма большим, но всё же конечным радиусом. О шаровидности, если не о точной сферичности, мира учили и Анаксимандр, и Парменид, и Эмпедокл. Для всех них учением о шаровидности мира обусловливался трудно разрешимый вопрос. Это вопрос о том, каким должно быть бытие за пределами радиуса мирового
шара.
Обобщая опыт предшествующего развития науки, Аристотель Пытался построить единую систему наук, включающую в себя все известные в то время отрасли знания. Все науки занимаются исследованием бытия. Каждая из них имеет «дело с тем или другим специальным бытием, и, отведя себе какую-нибудь отдельную область, они занимаются этой областью. Все науки по Аристотелю делятся на теоретические, где познание ведется
только ради него самого, практические, дающие руководящие идеи для поведения человека, и творческие, где познание совершается с целью достижения пользы или осуществления чего-либо прекрасного. Аристотель разделяет на «первую философию», математику и физику. «Первая философия» обнаруживает неизменные «начала» сущего.
Пространство и время
Важнейшими формами бытия материи являются пространство и время. Пространство – это атрибут материи, который характеризует ее протяженность, структурность и взаимодействие элементов материальных систем. Время – выражает длительность существования материи, последовательность смены ее состояний. Эти категории – предельно общие абстракции.
Пространство и время как объективные формы бытия материи отличаются от тех естественнонаучных представлений о них, которые с прогрессом естествознания и науки в целом изменяются. В связи с этим, кроме реальных пространства и времени, различают перцептуальное (психологическое) и концептуальное пространство и время.
Под перцептуальным пространством и временем понимают формы чувственного созерцания, отражение реальных пространства и времени в чувственном восприятии субъекта, концептуальное пространство и время — это наши знания, представления, которые в итоге оказываются более или менее адекватным отображением реальных пространства и времени путем логического мышления. Перцептуальное и концептуальное пространство, и время являются формами отражения, материальной действительности и вместе с тем формами дальнейшего познания внешнего мира.
1. Субстанциальная концепция рассматривает пространство время как особые самостоятельные сущности, которые существуют наряду и независимо от материальных объектов. Пространство сводилось к бесконечной пустоте («ящику без стенок»), вмещающей все тела, время — к «чистой» длительности. Эта идея, в общем, виде сформулированная Демокритом, получила свое логическое завершение в концепции абсолютного пространства и времени Ньютон, который считал, что их свойства не зависят от характера протекающих в мире материальных процессов.
2. Реляционная концепция рассматривает пространство и время не как особые, не зависимые от материи сущности», а как формы существования вещей (Аристотель, Лейбниц, Гегель, Энгельс
Проблемы становления научного метода познания в философии
Структуру науки составляют следующие блоки:
эмпирический;
теоретический;
философско-мировоззренческий;
практический.
Эмпирические знания включают в себя информацию, полученную с помощью как обыденного познания, так и опытным путем (посредством наблюдения и эксперимента). Теоретическое знание — это такой уровень развития науки, который позволяет на основе знания фундаментальных законов приводить в определенную систему разрозненные факты, явления, процессы и первоначальные выводы.
В практический блок науки входят инструменты, приборы, технологии, созданные и используемые человеком для получения новых знаний.
Методология науки представляет собой философское учение о способах преобразования действительности, применении принципов научного мировоззрения к процессу научного познания, творчеству и практике.
Средства и методы научного познания
Основными методами эмпирического исследования выступают наблюдение и эксперимент.
Наблюдение — целенаправленное и организованное восприятие предметов и явлений окружающего мира. Оно опирается на чувственное познание мира, его формы и средства.
Эксперимент — это метод эмпирического исследования, обеспечивающий возможность активного практического воздействия на изучаемые явления и процессы.
В ходе эксперимента рождаются не только новые методы познания, подтверждаются или опровергаются известные гипотезы и теории, но и возникают новые технологии — зачатки и прообразы будущей техники и производства.
Гипотеза — это научное предположение, выдвигаемое для объяснения какого-либо явления и требующее экспериментальной проверки и теоретического обоснования.
Эмпирические знания включают в себя информацию, полученную с помощью обыденного сознания и добытую опытным путем — посредством наблюдения и эксперимента.
теоретическое знание — это такой уровень развития науки, когда через знание фундаментальных законов можно объяснить, привести в определенную систему разрозненные факты, явления и процессы.Третью часть составляет философско-мировоззренческий компонент науки. сама философия нуждается в достижениях конкретных наук, без знаний которых она не может существовать. Поэтому, чем выше степень универсальности и всеобщности закона конкретной науки, открытого учеными, тем он ближе к философии, тем легче философии выступать в роли методологии познания.
мировоззренческий аспект науки проявляется в подтверждении или отрицании основополагающих принципов общественного устройства и межчеловеческих отношений,
Концепции истины.объективность,абсолютность,относительность. Критерии истины
Объективность истины означает присутствие в знании такого содержания, которое не зависит от субъекта. Объективная истина есть характеристика того или иного объекта, который существует «сам по себе», вне знания о нем; даже тогда, когда в качестве объекта познания выступает субъективный мир самого человека. Будучи свойством знания, истина субъективна по форме, но объективна по содержанию
Абсолютная истина предстает как некий идеал недостижимый, но тот, к которому нужно стремиться. Постигая истины относительные, человек, вдохновленный поиском истины абсолютной, приобретает, по меньшей мере, уверенность в том, что движется в нужном направлении.
Относительная истина - это неполное знание о нем. Отн-ть истины выражается в ее зависимости от определенных условий. Так, например, об истинности той или иной научной теории имеет смысл говорить только в пределах ее предметной области; за этими пределами проявляется относительность теории, ее ограниченность.Относительность истины указывает также на постоянное расширение познавательного горизонта
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|