Порядок ведения карточек лицевых счетов
Исчисленные к уплате суммы налогов и сборов заносятся в КЛС по мере поступления налоговых деклараций (расчетов) от налогоплательщиков (плательщиков сборов), налоговых агентов в установленные законодательством о налогах и сборах сроки, соответствующие тому отчетного (налоговому) периоду, за который представлена налоговая декларация (расчет).
Исчисленные к уплате суммы налогов (сборов) по первоначальным декларациям (расчетам) заносятся в КЛС в установленные законодательством сроки.
Указанные начисления могут быть занесены в КЛС досрочно (до наступления установленного срока) при условии досрочно уплаты налогов (сборов) за этот же отчетный (налоговый) период.
Исчисленные суммы налогов (сборов) по уточненным (дополнительным) налоговым декларациям (расчетам), которые являются вторичными по отношению к первоначальной налоговой декларации (расчету), заносятся в КЛС не позднее пяти рабочих дней со дня получения (регистрации в налоговом органе) указанных документов. В случае поступления первоначальной налоговой декларации (расчета) за соответствующий отчетный (налоговый) период в налоговый орган после установленного срока уплаты налога (сбора) за этот период начисленные суммы налогов (сборов) по указанной декларации заносятся в КЛС не позднее пяти рабочих дней со дня ее получения (регистрации в налоговом органе).
В случае если первоначальная налоговая декларация (расчет) за соответствующий отчетный (налоговый) период предполагает уменьшение подлежащих к уплате сумм налога, такой расчет проводится в КЛС не позднее пяти рабочих дней, считая со дня предоставления (регистрации) в налоговый орган. Если налогоплательщиком в этот же срок будет представлена уточненная налоговая декларация или в ходе налоговой проверки будет выявлен факт занижения первоначально исчисленных к уплате сумм налогов (сборов), то налоговым органом производится доначисление пени.
Представленные в налоговый орган документы о суммах налога (сбора), подлежащих уплате, регистрируются работниками подразделений налогового органа, принимающими их и производящими их камеральную проверку. Записи о регистрации заносят в Журнал регистрации принятых к учету налоговых деклараций (расчетов) налогоплательщиков (плательщиков сборов), налоговых агентов. Начисленные к уплате суммы налогов (сборов) заносятся в КЛС работниками отделов, осуществляющих проверку указанных начислений.
Решения по результатам налоговых проверок, а также изменения по судебным актам регистрируются в реестре специальной формы.
Суммы пеней, подлежащие к доплате или списанию за истекший период, проводятся в КЛС одновременно с доначисленной или уменьшенной суммой налога (сбора). Начисление или списание пеней на сумму доначисленного или уменьшенного налога (сбора) осуществляется с учетом имеющихся недоимок или переплат по данному налогу. Наличие переплат по другим налогам в расчет не принимается.
Уточненной (дополнительной) налоговой декларацией (расчетом) является налоговая декларация, представленная налогоплательщиком взамен ранее представленной в соответствии с установленными законодательством о налогах и сборах сроками за соответствующий отчетный (налоговый) период в случае обнаружения им в поданной налоговой декларации (расчете) неотражения или неполноты отражения сведений, а равно ошибок, приводящих к занижению (завышению) суммы налога (сбора), подлежащей уплате.
По дополнительным налоговым декларациям в КЛС проводится разница к доплате или уменьшению между первоначальной и дополнительной налоговой декларацией.
Если налогоплательщиком представлена уточненная налоговая декларация, предполагающая доначисление (уменьшение) налога за текущий отчетный период (месяц, квартал), по которому в налоговый орган в соответствии с установленными законодательством сроками ранее уже была представлена налоговая декларация (расчет), данные которой еще не проведены в КЛС и по которой еще не наступил установленный срок уплаты налога, то в КЛС проводится сальдированная сумма начислений, т. е. с учетом данных уточненной налоговой декларации.
Если налогоплательщиком представлена уточненная налоговая декларация к доплате или уменьшению по отношению к первоначальной налоговой декларации после истечения установленного срока уплаты налога за соответствующий отчетный (налоговый) период, то доначисление или уменьшение сумм налога проводится в КЛС отдельной записью. Дата записи операции по начислениям должна соответствовать дате фактического ввода данных уточненной налоговой декларации в КЛС. Датой документа по уточненным налоговым декларациям для налоговых органов считается дата получения (регистрации) уточненной налоговой декларации налоговым органом.
Пени на дополнительно начисленные в ходе налоговой проверки суммы налога, а также налоговые санкции по актам выездных налоговых проверок проводятся в КЛС на основании решения руководителя налогового органа одновременно с доначисленными суммами налога по дате решения руководителя налогового органа. Проводка в КЛС доначисленных по результатам налоговых проверок сумм налога, пеней и налоговых санкций осуществляется не позднее пяти рабочих дней, считая со дня подписания соответствующего решения руководителем налогового органа.
При передаче указанного решения в отдел, в функциональные обязанности которого входит проведение в КЛС начисленных к уплате сумм налогов по результатам рассмотрения материалом выездных налоговых проверок, указывается дата, по которую начислены пени, сумма которых указана в решении.
К документам, поступающим из органов федерального казначейства, финансовых органов субъектов РФ и финансовых органов муниципальных образований, на основании которых в КЛС проводятся уплаченные, зачтенные или возвращенные суммы налоговых платежей, относятся:
— копии платежных поручений налогоплательщика на бумажном носителе или полноформатные электронные платежные документы, имеющие юридическую силу, — в случае если в регионе применяется система электронных платежей;
— копии квитанций кредитных организаций об уплате, если налоговые платежи осуществляются наличными денежными средствами через их отделения;
— копии инкассовых поручений налоговых органов на бумажном носителе или полноформатные электронные платежные документы, имеющие юридическую силу, — в случае если в регионе применяется система электронных платежей;
— копии мемориальных ордеров о частичной уплате;
— почтовые извещения (документы, выдаваемые организацией связи и свидетельствующие о перечислении средств);
— исполненные заключения налогового органа по форме № 21 о зачете или возврате платежей с приложением копий платежных документов финансовых органов;
— иные платежные документы, подтверждающие погашение задолженности по платежам в бюджет (внебюджетные фонды).
Сводный реестр о поступлении доходов с приложением справок по видам доходов и копий платежных документов, зачисляемых непосредственно на балансовые счета «Средства бюджетов субъектов Российской Федерации» и «Средства местных бюджетов», представляется финансовыми органами на основании совместных приказов либо соглашений о взаимодействии с соответствующими органами. .
Записи о поступлении платежей в КЛС заносятся работниками структурных подразделений, ответственных за ввод данных, не позднее трех рабочих дней с момента получения платежных документов.
На справках по видам доходов органов федерального казначейства, финансовых органов, к которым приложены платежные документы, делается отметка об исполнении.
При электронной обработке документов, когда налоговые органы получают полноформатные электронные платежные документа распечатка электронных документов не производится. Отметки об исполнении (дата, сумма, подпись исполнителя) делается на сводном реестре к выпискам банковских счетов. Работник налогового органа, ответственный за ввод данных, должен проверить:
— правильность зачисления налога (сбора) или иного обязательного платежа и отнесения уплаченных сумм на соответствующие подразделы Классификации доходов бюджетов Российской Федерации;
— соответствие указанных статей и подстатей классификации, на которые следует перечислить названный в платежном документе налог (сбор) или иной обязательный платеж;
— соответствие реквизитов плательщика, указанных в платежных документах, данным базы налоговых органов по учету налогоплателыциков;
— правильность заполнения поля платежного документа «Назначение платежа» в соответствии с согласованным с Банком России.
Информация о суммах денежных средств, поступивших от налогоплательщика в уплату налога по правильно оформленным платежным документам, разносится в КЛС строго в соответствии с назначением платежа, указанным в платежном документе.
Не подлежат отражению в КЛС суммы налогов, сборов и других обязательных платежей, уплаченные одним налогоплательщиком за другого налогоплательщика, за исключением случаев, установленных законодательством о налогах и сборах.
Если в платежном документе при наличии кода бюджетной классификации (КБК) налогоплательщиком (плательщиком сборов), налоговым агентом не указан вид платежа (налог, пени, штраф) и срок, то:
а) при наличии задолженности указанные средства засчитываются налоговым органом в следующем порядке:
— в погашение недоимки прошлых лет по этому же налогу;
— в погашение недоимки по текущим платежам по этому же налогу;
— в погашение задолженности по пени по тому налогу, по которому оформлен платежный документ;
— в погашение задолженности по налоговым санкциям, если имеется судебный акт, вступивший в законную силу, о взыскании указанной налоговой санкции;
б) при отсутствии задолженности — относятся к текущим платежам по этому же налогу.
Информация о сумме денежных средств, поступившей по инкассовому поручению налогового органа, разносится в КЛС строго в соответствии с видами платежей, указанными в инкассовом поручении налогового органа.
В КЛС информация из платежных документов разносится строго в соответствии с выпиской органов федерального казначейства, финансового органа.
Если органом федерального казначейства сумма налога по конкретному платежному документу ошибочно учтена по другому коду бюджетной классификации либо ошибочно зачислена по другому бюджетному счету, налоговые органы на следующий рабочий день после выявления ошибки направляют органам федерального казначейства или финансовым органам Сводное уведомление налогового органа о невозможности отражения платежей в КЛС (далее Сводное уведомление) вместе с копиями платежных документов для исправления проводок. Сводное уведомление составляется в двух экземплярах. Один экземпляр вместе с копиями платежных документов передается органу федерального казначейства для исполнения. Второй экземпляр Сводного уведомления с отметкой органа федерального казначейства о принятии к исполнению хранится в налоговом органе. Суммы ошибочных платежей, отраженные в Сводном уведомлении, должны учитываться при ежедневном контроле занесения платежей.
После получения сведений из органов федерального казначейства об осуществлении исправлений уточненные суммы заносятся в КЛС, а в Сводном уведомлении делается соответствующая запись о проведенном исправлении.
Возврат налогоплательщикам из бюджета или внебюджетного фонда излишне уплаченных или взысканных сумм налогов и других обязательных платежей производится при условии фактического зачисления указанных сумм на счета по учету доходов бюджетов или внебюджетных фондов и отражается также в КЛС.
Для организации учета отсроченных, рассроченных, реструктурируемых и приостановленных к взысканию сумм задолженности по налоговым платежам, пеням и штрафам по каждому решению уполномоченных органов или нормативному правовому акту открывается отдельная КЛС, в которую переносятся отсроченные, рассроченные, в том числе в порядке реструктуризации, приостановленные к взысканию суммы задолженности. В разделе I КЛС указывается дата, номер нормативного правового акта или решения уполномоченного органа.
При этом сальдо недоимки по налогу и сбору или сальдо начислений при предоставлении отсрочек, рассрочек, налоговых кредитов, инвестиционных налоговых кредитов в соответствии с положениями главы 9 части первой НК РФ уменьшается на сумму, перенесенную в отдельную КЛС. В аналогичном порядке осуществляется учет отсроченных, рассроченных сумм пеней.
Особенности ведения КЛС по отсрочкам, рассрочкам, в том числе и порядке реструктуризации, налоговым кредитам, инвестиционным налоговым кредитам заключается в том, что в КЛС указываются дата начала и дата окончания действия отсрочки, рассрочки, налогового кредита, инвестиционного налогового кредита.
По результатам налоговых проверок налогоплательщиков (плательщиков сборов), налоговых агентов при увеличении ранее начисленных сумм налогов (сборов) начисление пеней на доначисленные суммы производится работником, осуществляющим проверку по соответствующему виду налога, без учета переплат по другим налогам.
Поступившие, возвращенные, зачтенные суммы пеней и налоговых санкций отражаются в" Реестре поступлений, возвратов, зачетов и выплат в порядке, аналогичном принятому для отражения налогов (сборов). В случаях, когда законодательством о налогах и сборах срок уплаты задается в виде временного периода, начисление пеней при неуплате налога (сбора) начинается со дня, следующего за последним днем, установленным для представления налогоплательщиком налоговой отчетности в налоговый орган.
В случае когда последний день платежа совпадает с выходным (праздничным) днем, пени начисляются начиная со второго рабочего дня после выходного (праздничного) дня, поскольку первый рабочий день считается днем уплаты.
Не реже одного раза в квартал производится проверка правильности произведенных в КЛС записей.
Проверке подлежат все без исключения КЛС. При проверке КЛС организаций особое внимание должно быть обращено на следующее:
— по всем ли срокам уплаты проведены в КЛС записи операций по начислению платежей, а также по доначислению (уменьшению) платежей в результате перерасчетов по камеральным проверкам налоговых деклараций (расчетов), по решениям, принятым по результатам выездных налоговых проверок;
— все ли платежные документы по соответствующему налогу проведены в КЛС;
— на правильность выведенного сальдо расчетов налогоплательщиков с бюджетом (недоимка или переплата).
По всем крупнейшим налогоплательщикам ежеквартально производится сверка расчетов с бюджетом с вызовом бухгалтера, отвечающего за расчеты с бюджетом, и обязательным составлением акта сверки расчетов по платежам в бюджет. По остальным налогоплательщикам сверка расчетов производится ежегодно в обязательном порядке.
Для проведения ежегодной сверки расчетов (до 15 марта по графику) всем налогоплательщикам (плательщикам сборов), на лотовым агентам предварительно направляется акт сверки с данными налогового органа и назначается время приема.
Налогоплательщики в установленный по графику срок проводят сверку расчетов с налоговым органом за период до 1 января предыдущего года. В случае несогласия с предварительными данными по акту сверки налогоплательщик (плательщик сборов), налоговый агент дополнительно представляет информацию о всех начисленных и уплаченных суммах налогов (сборов).
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|