Сделай Сам Свою Работу на 5

Кассовое обслуживание исполнения бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов органами Федерального казначейства





Федеральное казначейство является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации правоприменительные функции по обеспечению исполнения федерального бюджета, кассовому обслуживанию исполнения бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.

Кассовое обслуживание исполнения бюджетов - это осуществление и учет территориальными органами Федерального казначейства кассовых операций по доходам и расходам соответствующих бюджетов и источникам финансирования дефицитов бюджетов в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации

Кассовое обслуживание исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации предусматривает:

- учет операций со средствами бюджетов осуществляется на единых счетах бюджетов, открытых органам Федерального казначейства отдельно для каждого бюджета в учреждениях Центрального банка Российской Федерации;

- управление средствами на единых счетах бюджетов осуществляют финансовые органы или иные уполномоченные органы в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами;



- кассовые выплаты из бюджета осуществляются органом Федерального казначейства на основании платежных документов, представленных в орган Федерального казначейства, в порядке очередности их представления и в пределах фактического наличия остатка средств на едином счете бюджета;

- все операции по кассовым поступлениям в бюджет и кассовым выплатам из бюджета на едином счете бюджета проводятся и учитываются органом Федерального казначейства по кодам бюджетной классификации Российской Федерации;

- органы Федерального казначейства представляют финансовым органам информацию о кассовых операциях по исполнению соответствующих бюджетов, а также информацию о кассовых операциях по исполнению иных бюджетов, входящих в консолидированный бюджет соответствующей территории.

С 1 января 2006 г. кассовое обслуживание исполнения бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов в обязательном порядке проводится органами Федерального казначейства. Предусмотрены различные варианты кассового обслуживания исполнения бюджетов субъекта Российской Федерации и местных бюджетов. Основы кассового обслуживания исполнения бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов органами Федерального казначейства определены приказом Федерального казначейства от 10 октября 2008 г. № 8н «О порядке кассового обслуживания исполнения Федерального бюджета, бюджетов субъектов и местных бюджетов и порядке осуществления органами Федерального казначейства отдельных функций финансовых органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований по исполнению соответствующих бюджетов» и приказом Федерального казначейства от 07 октября 2008 г. № 7н «О порядке открытия и ведения лицевых счетов Федеральным казначейством и его территориальными органами».



Рис. 29. Варианты кассового обслуживание исполнения бюджетов

субъекта Российской Федерации и местных бюджетов

 

Разработаны и реализованы следующие варианты кассового обслуживания исполнения бюджетов субъекта Российской Федерации и местных бюджетов органами Федерального казначейства (рис. 29):

- с открытием лицевого счета бюджета финансовому органу;

- с открытием в соответствии с Соглашением об осуществлении органом Федерального казначейства отдельных функций по исполнению бюджета субъекта Российской Федерации и местного бюджета при кассовом обслуживании им исполнения бюджета, заключенного между органом Федерального казначейства и органом государственной власти субъекта Российской Федерации (местной администрацией муниципального образования) (Соглашение), лицевых счетов главным администраторам (администраторам источников финансирования дефицита бюджета с полномочиями главного администратора) и (или) администраторам источников финансирования дефицита бюджета, главным распорядителям (распорядителям) и (или) получателям средств бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета).



- с открытием лицевого счета бюджета финансовому органу и осуществлением органом Федерального казначейства отдельных функций по исполнению бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета) в соответствии с Соглашением (Смешанный вариант).

Выбор реализации вариантов кассового обслуживания исполнения бюджетов относится исключительно к компетенции высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, администрации муниципального образования, как и принятие решения об изменении варианта кассового обслуживания.

Учет операций по кассовым поступлениям на счете бюджета субъекта Российской Федерации и счетах местных бюджетов осуществляются на счете № 40201 «Средства бюджетов субъектов Российской Федерации» и на счете № 40204 «Средства местных бюджетов». На указанных счетах учет операций осуществляется на лицевом счете с кодом 02 в первом и втором разрядах номера лицевого счета, открытом соответствующему финансовому органу (уполномоченному органу) в органе Федерального казначейства.

Вариант кассового обслуживания с открытием и ведением в органах Федерального казначейства лицевых счетов финансовых органов выбрали в настоящее время около 36% субъектов Российской Федерации и муниципальных образований (табл. 5). При этом варианте орган Федерального казначейства обеспечивает исполнение платежных поручений с единого счета бюджета в пределах остатка средств на едином счете бюджета.

 

Таблица 5

Статистика кассового обслуживания исполнения бюджетов субъектов Российской Федерации бюджетов и муниципальных образований

на 1 января 2012 г.

Варианты кассового обслуживания Количество субъектов РФ % Количество муниципальных образований %
Всего: 23 501
С открытием и ведением лицевого счета бюджета финансовому органу 9 112
С открытием и ведением в соответствии с Соглашением лицевых счетов участников бюджетного процесса 10 529
С одновременным применением 1 и 2 вариантов 3 860

Источник: составлена по данным Федерального казначейства.

В режиме следующего варианта орган Федерального казначейства ведет лицевые счета участников бюджетного процесса регионального и местного уровней. Данный вариант предусматривает ситуацию, при которой орган Федерального казначейства участвует не просто в кассовом обслуживании исполнения бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета), но и в осуществлении отдельных процедур исполнения бюджета. Этот вариант предусматривает доведение органами Федерального казначейства в соответствии с Соглашением до соответствующих участников бюджетного процесса регионального и местного уровней:

- предельных объемов финансирования для осуществления операций по расходам бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета);

- бюджетных ассигнований и (или) лимитов бюджетных обязательств и предельных объемов финансирования для осуществления операций по расходам бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета);

- бюджетных ассигнований для осуществления операций с источниками финансирования дефицита бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета).

Учитывая пожелания ряда органов власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления, с 2009 г. реализуется возможность применения «смешанного» варианта кассового обслуживания, позволяющего обслуживать лицевые счета отдельных участников бюджетного процесса при обслуживании лицевого счета финансового органа. Исполнительные органы власти субъектов Российской Федерации и муниципальных образований получили дополнительные возможности выбора оптимального для них варианта кассового обслуживания исполнения бюджетов с учётом того сервиса, который предоставляет Федеральное казначейство.

При осуществлении органами Федерального казначейства кассового обслуживания исполнения бюджета субъекта Российской Федерации (местных бюджетов) в порядке, предусмотренном первым вариантом, финансовые органы для осуществления кассовых выплат представляют в орган Федерального казначейства по месту обслуживания в соответствии с Регламентом, расчетные документы в электронном виде или на бумажном носителе.

При предоставлении расчетных документов орган Федерального казначейства проверяет наличие на едином счете соответствующего бюджета остатка средств для его исполнения. В случае недостаточной величины свободного остатка средств на счете для исполнения расчетных документов орган Федерального казначейства регистрирует представленный расчетный документ в Журнале регистрации неисполненных документов и возвращает финансовому органу расчетный документ (при бумажном документообороте) с приложением Протокола, в котором указывается причина возврата.

В случае одновременного поступления в орган Федерального казначейства от финансового органа нескольких пакетов электронных документов соответствующие пакеты электронных документов исполняются органом Федерального казначейства в порядке очередности по дате и времени формирования пакетов электронных документов.

При недостаточности на лицевом счете бюджета средств для осуществления кассовых выплат по всем расчетным документам, входящим в представленный финансовым органом пакет электронных документов, очередность их исполнения орган Федерального казначейства не устанавливает.

При осуществлении органами Федерального казначейства кассового обслуживания бюджета субъекта Российской Федерации (местных бюджетов) в порядке, предусмотренном вторым и третьим вариантами получатели средств (администраторы источников финансирования дефицита) бюджета субъекта Российской Федерации (местных бюджетов) представляют в орган Федерального казначейства по месту обслуживания Заявки (Заявка на кассовый расход, Сокращенная заявка на кассовый расход, Заявка на получение наличных денег) в электронном виде или на бумажном носителе.

После предоставления Заявок орган Федерального казначейства проверяет правильность формирования Заявки, наличие реквизитов и показателей, предусмотренных к заполнению, а также их соответствие друг другу (в случае приема Заявки на бумажном носителе подлежит проверке соответствие формы представленной Заявки утвержденной; соответствие в Заявке подписи руководителя и главного бухгалтера, указанным в представленной Карточке образцов подписей; отсутствие в представленной Заявке исправлений).

Проведение кассовых операций по кассовым выплатам из бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета) осуществляется с предварительным санкционированием оплаты денежных обязательств в порядке, установленном Бюджетным кодексом Российской Федерации (ст. 219) соответствующим финансовым органом. Если, в соответствии с Соглашением, полномочия по санкционированию оплаты денежных обязательств получателей средств соответствующих бюджетов и администраторов источников финансирования дефицита бюджетов переданы органам Федерального казначейства, санкционирование осуществляется в соответствии с Соглашением.

Доведение органами Федерального казначейства бюджетных данных осуществляется на основании Расходных расписаний и Реестров расходных расписаний. Данные документы оформляются в соответствии с порядком доведения бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств при организации исполнения федерального бюджета по расходам и источникам финансирования дефицита федерального бюджета.

Предоставление органами Федерального казначейства информации финансовым органам об операциях по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов субъектов Российской Федерации (местных бюджетов) определено положениями приказа Федерального казначейства от 10 октября 2008 г. № 8н «О порядке кассового обслуживания исполнения Федерального бюджета, бюджетов субъектов и местных бюджетов и порядке осуществления органами Федерального казначейства отдельных функций финансовых органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований по исполнению соответствующих бюджетов». При этом перечень документов зависит от выбранного варианта кассового обслуживания исполнения бюджетов субъектов Российской Федерации (местных бюджетов).

Органами Федерального казначейства осуществляется также контроль за операциями с межбюджетными трансфертами, предоставляемыми из федерального бюджета в форме субсидий и субвенций, в рамках исполнения бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, которые учитываются на лицевых счетах, открытых получателями средств бюджетов субъектов Российской Федерации (местных бюджетов).

Перевод бюджетов субъектов Российской Федерации (местных бюджетов) на кассовое обслуживание в органы Федерального казначейства привел к появлению следующих очевидных преимуществ использования единой организационно-технологической системы кассового обслуживания исполнения бюджетов Российской Федерации:

- внедрение единой методологии, технологии и механизмов по кассовому исполнению бюджетов на всей территории Российской Федерации;

- использование единой для всех бюджетов методологии взаимодействия с платежной системой Центрального банка Российской Федерации (платежные документы, электронное взаимодействие);

- повышение достоверности и своевременности отчетности о кассовом исполнении бюджетов;

- создание более удобных условий для налогоплательщиков по перечислению любых налогов или сборов только на один счет;

- четкое соблюдение нормативов распределения регулирующих доходов;

- возможность получения полной информации о доходах, поступивших на всей территории субъекта Федерации во все уровни бюджетов;

- сокращение затрат на внедрение и техническую поддержку кассового обслуживания исполнения бюджетов, которое обусловлено тем, что органы Федерального казначейства обслуживают региональные и местные бюджеты на безвозмездной основе;

- обеспечение соблюдения принципа «единства кассы»;

- наличие действующей организационной структуры, обеспечивающей кассовое обслуживание исполнения бюджетов.

В рамках реализации мероприятий по кассовому обслуживанию бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, государственных внебюджетных фондов и неучастников бюджетного процесса планируется с 2012 г. переход на новый механизм предоставления субвенций, межбюджетных субсидий, и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение. Суть нового подхода заключается в переводе из федерального бюджета в бюджеты субъектов Российской Федерации средств в размере фактической потребности на день платежа из бюджета субъекта Российской Федерации. Средства должны перечисляться из федерального бюджета в пределах фактической потребности бюджета субъекта Российской Федерации, сформированной накануне по заявкам на кассовый расход. Планируется переход на аккредитивную форму перечисления средств субъектам Российской Федерации под документы о фактической потребности.

В соответствии с новой схемой предоставления целевых средств перечисление целевых средств осуществляется в объеме фактической потребности с лицевого счета Управления Федерального казначейства по субъектам Российской Федерации с кодом 14 – лицевой счет для учета операций по переданным полномочиям получателя бюджетных средств. Фактическая потребность рассчитывается как сумма денежных средств по заявкам на кассовый расход получателя бюджетных средств по соответствующему коду цели и равна остатку по коду цели на счете 40201 «Средства бюджетов субъектов Российской Федерации» в объеме, не превышающем остаток лимитов бюджетных обязательств на соответствующем 14 лицевом счете. Отражение кассовых поступлений на лицевом сете 04 администратора доходов бюджета осуществляется в порядке учета поступлений, минуя счет № 40101 «Доходы, распределяемые органами Федерального казначейства между уровнями бюджетной системы Российской Федерации».

Преимуществами нового механизма предоставления целевых средств являются:

- минимизация неиспользованного остатка целевых средств на счете 40201 «Средства бюджетов субъектов Российской Федерации»;

- минимизация невыясненных поступлений за счет целевых средств;

- упрощение отзыва (уменьшение) объема целевых средств, предоставляемых бюджету субъекта Российской Федерации.

Для проведения мониторинга за использованием целевых межбюджетных трансфертов в текущем году будет реализовано ежемесячное формирование органами Федерального казначейства Отчета об операциях консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации по использованию субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, предоставленных из федерального бюджета и подлежащих учету на лицевых счетах, открытых в территориальных органах Федерального казначейства.

В рамках реализации полномасштабного кассового обслуживания исполнения всех бюджетов бюджетной системы Российской Федерации с 1 января 2014 планируется поэтапный перевод государственных внебюджетных фондов на обслуживание в органы Федерального казначейства.

 

Контрольные вопросы

1. Понятие «кассовое обслуживание исполнения бюджетов».

 

2. Особенности организации кассового обслуживания исполнения бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов органами Федерального казначейства.

3. Варианты кассового обслуживания исполнения бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов органами Федерального казначейства.

4. Механизм предоставления субвенций, межбюджетных субсидий, и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.