Сделай Сам Свою Работу на 5

Инфляция: сущность, причины, последствия





Инфляция (итал. inflatio - вздутие) – обесценивание денег, снижение их покупательной способности, проявляющееся в повышении общего уровня цен в стране. В опреде­лении инфляции ключевыми понятиями являются следующие:

непрерывность, т.е. рост цен происходит постоянно в течение определенного периода времени;

общий уровень цен, т.е. повышение цен охватывает все рынки и характерней для экономики в целом.

Процессом, противоположным инфляции, является дефляция - снижение общего уровня цен.

Понятие дезинфляции означает снижение темпа инфляции.

Показателем инфляции служит темп инфляции.

Темп инфляции рассчитывается как процентное отношение разницы общего уровня цен текущего года Р, и общего уровня цен предыдущего года Рt-1 к уровню цен предыдущего года:

где π – темп инфляции.

Данные о текущем уровне цен в стране и его изменении необходимы постоянно и ≪в режиме реального времени≫ — для принятия множества разнообразных экономических решений. Например, они нужны социальным органам — для постоянной индексации пенсий и стипендий, профсоюзам — для аргументированной борьбы за повышение заработных плат, банкирам — для коррекции процентных ставок и т.д. Следовательно, требуется отслеживать, ≪замерять≫ средний уровень цен в стране и в отдельных регионах как можно чаще, как минимум раз в месяц, — и тут же публиковать результаты замеров. Но в таком оперативном режиме физически невозможно наблюдать абсолютно за всеми ценами в стране. Поэтому статистики идут на компромисс: из всего многообразия товаров и услуг выбирают те, цены на которые в наибольшей степени интересуют потребителей информации. Такую избранную совокупность товаров и услуг называют корзиной. Но интересы у всех разные. Так, обычных потребителей и социальные службы прежде всего интересуют цены на продукты питания, непродовольственные товары (например, стоимость одежды) и услуги потребительского назначения (например, стоимость проезда на пассажирском транспорте). Бизнесменам более интересны цены в производственном секторе экономики (например, на стройматериалы, энергоресурсы, грузовые перевозки), риэлторы интересуются ценами на недвижимость и услуги аренды и т.д. Поэтому существует множество различных корзин и, соответственно, множество ценовых показателей. Среди них индекс потребительских цен (ИПЦ), индекс цен производителей (ИЦП), индекс цен на рынке жилья, индекс цен строительной продукции, индекс тарифов на грузовые перевозки, индекс цен производителей сельхозпродукции и др. Каждый из показателей отражает средний уровень цен в определенной области.





Наиболее часто для оценки уровня инфляции применяется индекс потребительских цен (далее — ИПЦ или CPI), показатель, характеризующий изменение среднего уровня цен только на потребительские товары и услуги. Наиболее общим ценовым показателем, скорее всего, можно считать дефлятор. Но публикуется он с большим запозданием, подобно ВВП: это плата за широту охвата.

Так же, как нельзя напрямую складывать килограммы колбасы с литрами бензина, нельзя складывать и их цены — они тоже имеют разную размерность (рублей за килограмм, рублей за литр). Поэтому складываются не сами цены, а безразмерные соотношения текущих и базовых цен:

где — текущие цены i-го вида продукции в момент времени t, а — базовые цены i-го вида продукции.

Разные цены в составе обобщенного показателя, как правило, имеют разную ≪важность≫. Например, если для ИПЦ (CPI) расчет ведется на основе корзины потребительских товаров и услуг, то в ней цены на молоко имеют больший вес, чем цены на печатные издания. Сильный рост цен на молоко для среднестатистического россиянина будет более болезненным, чем рост цен на печатные издания на столько же процентов, потому что на молоко тратится большая доля его бюджета.



Таким образом, мы приходим к необходимости расчета не простого среднего, а средневзвешенного уровня цен:

По подобному принципу рассчитываются все обобщенные ценовые показатели, упомянутые выше. Здесь — обобщенный уровень цен на товары и услуги из данной корзины, n — общее число товаров и услуг в корзине, и — соответственно текущие и базовые цены i-го продукта из корзины, а — вес, с которым i-й продукт учитывается в общем ценовом показателе. При этом в сумме все веса должны давать единицу (или 100%)

 

_В качестве показателя общего уровня цен используется ин­декс потребительских цен, индекс Ласпейреса (названный в честь немецкого экономиста и статистика XIX в. Этьенна Ласпейреса):) и дефля­тор ВВП, или индекс Пааше (названный в честь современника Ласпейреса, немецкого экономиста Германа Пааше)

и - соответственно текущий и базовый объем потребления i-го продукта в корзине

Если индекс Пааше больше единицы, то имеет место инфляция в данном году по сравнению с предыдущим. Если индекс Пааше равен единице, то это означает, что цены в текущем году по отношению к предыдущему году не изменились.

Так как IL и IP имеют ряд недостатков, то эти индексы усредняются индексом Фишера:

Существуют два вида индексов (не всего, конечно, а в рассматриваемом методе): базисные и цепные.

 

Базисные индексы – это такие, у которых в качестве базисного значения (показателя в знаменателе) берется какой-либо фиксированный период. Последовательность базисных индексов показывает динамику показателя относительно этого периода (обычно к началу месяца, началу года). Если взять кратность периода по месяцам, то это будет февраль к январю, март к январю, апрель к январю и т.д.

 

Цепные индексы – в качестве базисного значения (в знаменателе) выступает предыдущий период (не фиксируется, а изменяется в зависимости от анализируемого периода). При помесячных данных это будет: февраль к январю, март к февралю, апрель к марту и т.д.

 
 

 


Инфляция возникает в условиях дисбаланса спроса и предложения на рынках товаров и денег, проявляющегося в росте цен.

Основные причины инфляции:

• рост средних издержек производства;

• высокая степень монополизации экономики;

• государственная монополия на эмиссию денег;

• монополия профсоюзов;

• монополия крупных фирм;

• дефицит гос. бюджета;

• рост мировых цен на энергоносители;

• увеличение совокупного спроса;

• сокращение совокупного предложения.

Виды инфляции:

1. Вне зависимости от причин, ее вызывающих, инфляция может проявляться в одной из двух форм:

- открытая инфляция характерна для рыночной экономике и проявляется в повышении цен;

- скрытая инфляция возникает при фиксированных ценах, но за счет снижение качества продукции;

- подавленная инфляция проявляется в искусственном сдерживании цен государством, приводящее к товарному дефициту.

2. С точки зрения соотношения цен по различным товарным группам различают:

- сбалансированную инфляцию, при которой цены различных товаров неизменны относительно друг друга;

- несбалансированную инфляцию, при которой цены различных товаров изменяются по отношению друг друга в различных пропорциях.

3. В зависимости от степени предвидения выделяют:

- ожидаемую инфляцию, которая прогнозируется с достаточной степенью надежности;

- неожидаемую инфляцию, возникающую стихийно.

4. Инфляционные процессы различаются по интенсивности. В зависимости от уровня инфляции возможны следующие виды инфляции.

Умеренная инфляция, уровень которой составляет до 10 % в год. Нормальным принято считать темп инфляции 3-3,5 % в год, такой уровень инфляции не снижает деловую активность населения.

Если уровень инфляции приближается к 10 %, то это ползучая инфляция, постепенно переходящая в галопирующую.

Галопирующая инфляция измеряется процентами в год, может составлять до 200 % и более.

Гиперинфляция измеряется приростом цен в неделю и даже в день. Уровень этой инфляции составляет 40-50 % в месяц и более 1000 % в год. Характерным примером является ситуация в Германии в 1920-1923 гг. Достаточно сказать, что в октябре 1923 г. цены в Германии ежедневно увеличивались в 3 раза и выросли за месяц на 32 400 %. В Венгрии с августа 1945 г. по июль 1946 г. темп инфляции равнялся 19 800 % в месяц.

В условиях гиперинфляции деньги теряют свою ценность, наблюдается переход к бартерному обмену.

5. В зависимости от факторов, порождающих инфляцию, различают инфляцию спроса и инфляцию предложения.

Инфляция спроса. Совокупный спрос может расти под воз­действием увеличения любого компонента совокупных расходов или увеличения предложения денег, т.е. экономика больше тратит, чем производит.

Однако наиболее ус­тойчивый рост цен наблюдается при необоснованном увеличе­нии денежной массы. Из уравнения Фишера MV = PQ следует,

что рост цен

 

наблюдается при увеличении денежной массы при постоянном количестве оборотов денежной единицы V и сокращении предложения Q. Нарушение сбалансированно­сти между денежной массой с учетом скорости обращения и ее товарным покрытием раскручивает механизм инфляции.

Причиной инфляции может быть рост расходов государст­ва на социальные программы за счет денежной эмиссии. Если расходы государства превышают его доходы, то единственно возможным способом финансирования бюджетного дефицита становится необоснованный рост денежной массы.

Рис. 1. Инфляция спроса Рис. 2. Инфляция спроса

в коротком периоде в длительном периоде

Увеличение совокупного спроса в коротком периоде (рис. 1) вызывает одновременно рост цен от Р1 до Р2 и рост объема реального выпуска от Y1 до Y2. В длительном периоде (рис. 2) деньги «нейтральны», поэтому изменение цен от Р1 до Р2 никак не отражается на реальном выпуске, изменяются толь­ко номинальные показатели.


Рис. 3. Инфляция предложения (издержек)

Инфляция издержек наблюдается при увеличении издержек производства, и как следствие цен.Состояние экономики, которое харак­теризуется одновременным увеличением цен и падением объе­ма выпуска, называется стагфляцией. Очевидной причиной стагфляции служит уменьшение совокупного предложения, то есть инфляция издержек производства (рис 3).

 

Однако многие исследователи полагают, что причиной стагфляции служат инфляционные ожидания. В условиях ин­фляции спроса наблюдается рост цен на факторы производства, так как владельцы этих факторов ожидают падение своих дохо­дов из-за роста цен. Это приводит к росту издержек производ­ства и уменьшению совокупного предложения (кривая AS сме­щается влево вверх). Инфляция издержек обычно вторична по отношению к инфляции спроса. Для стран, зависящих от внеш­ней торговли, существует угроза импортируемой инфляции. Она возникает в случае повышения цен на импортируемые то­вары при условии твердого валютного курса.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.