Стоимость базовой товарной корзины в базисном периоде
ИНФЛЯЦИЯ
Инфляция — повышение общего уровня цен в экономике. Это не означает, что обязательно повышаются все цены. Даже в периоды быстрого роста инфляции некоторые цены могут оставаться стабильными, а другие — падать. Речь идет о тенденции к повышению уровня цен в среднем. С этой точки зрения различают сбалансированную инфляцию (цены различных товаров не изменяются относительно друг друга) и несбалансированную инфляцию (цены различных товаров постоянно изменяются относительно друг друга).
Инфляция измеряется с помощью индексов цен. При этом можно использовать различные индексы:
— индекс потребительских цен (ИПЦ);
— индекс цен производителей на промышленную продукцию;
— индекс — дефлятор ВНП.
Наиболее распространенным официальным показателем инфляции является ИПЦ, так как именно этот индекс демонстрирует изменение стоимости жизни.
Стоимость базовой товарной корзины в текущем периоде
ИПЦ = ------------------------------------------------------------------------------ 100%.
Стоимость базовой товарной корзины в базисном периоде
Это означает следующее:
1. Если мы хотим узнать, как изменились цены в экономике какой-либо страны в 1996 году по сравнению, скажем, с 1990 годом, то 1990 год будет базисным периодом, а 1996 год — текущим периодом.
2. Товарная корзина — это набор из наиболее представительных товаров и услуг, удовлетворяющих основные потребности населения. Количество товаров и услуг, включаемых в потребительскую корзину, может быть различным. В США, например, в потребительскую корзину входит 300 товаров и услуг, отобранных на основе исследования покупок, совершаемых городскими жителями. Понятно, что в течение определенного статистического периода среднестатистический потребитель расходует больше килограммов хлеба, чем килограммов соли. Поэтому в товарную корзину предметы потребления «складываются» в тех количествах, в которых они потребляются за данный статистический период. Например, за 1 месяц среднестатистический гражданин потребляет 10 буханок хлеба, 4 куска мыла, 6 л молока и 1 кг конфет. Это и будет товарная корзина нашего потребителя.
3. Возможно, что из года в год с ростом доходов наш потребитель станет потреблять 5 буханок хлеба и 2 кг конфет. Но при расчете ценовых индексов — и это очень важно — мы должны абстрагироваться от данных структурных сдвигов в потребительской корзине, зафиксировав ее набор на одном уровне, т. е. приняв его неизменным. Это делается для «того, чтобы выявить изменение цен в чистом виде. Ведь мы хотим узнать, насколько стал дороже тот же самыйтоварный набор. Обратите внимание на то, что при расчете ИПЦ мы используем тот товарный набор, который существовал в базисномпериоде.
4. Стоимость базовой товарной корзины в базисном периоде показывает, сколько стоила эта корзина при ценах, существовавших в базисном периоде. Стоимость базовой товарной корзины в текущем периоде показывает, сколько стоит этот же набор товаров при ценах, сложившихся в данный текущий момент.
ИПЦ рассчитывается по формуле:
ИПЦ =
где Q1 — количество первого товара в потребительской корзине;
Q2 — количество второго товара в потребительской корзине;
Qn — количество товара под номером п;
Р1 — цена первого товара;
Р2 — цена второго товара и т.д.;
Рn — цена n-го товара.
Отметим, что индекс — дефлятор ВНП рассчитывается аналогичным образом. Его отличие от ИПЦ состоит в следующем:
— набор товаров, включаемых в рыночную корзину при расчете дефлятора ВНП, гораздо шире: он состоит не только из потребительскихтоваров и услуг, но также включает инвестиционные товары и услуги;
— рыночная корзина фиксируется на уровне текущего,а не базисного периода.
Если ценовой индекс при расчете составил 156%, то это означает, что за текущий период цены выросли на 56% по сравнению с базисным периодом.
Темп инфляции— это прирост общего уровня цен за определенный период времени, выраженный в процентах. Он рассчитывается по следующей формуле:
Темп инфляции (для 1995 года) = 100%.
В зависимости от темпов различаются: ползучая инфляция (цены растут менее чем на 10% в год, покупательная способность денег практически сохраняется, контракты подписываются в номинальных ценах), галопирующая инфляция (рост цен происходит скачкообразно и стремительно — 20—200% в год, деньги ускоренно материализуются в товары, контракты привязываются к увеличению цен) и гиперинфляция. Существует также явление стагфляции — инфляционный спад производства.
Гиперинфляция— разновидность инфляции, характеризующаяся чрезвычайно быстрым (более чем на 1000% в год) ростом цен и увеличением денежной массы, выпускаемой государством в обращение. Гиперинфляция ведет к резкому обесценению денег, нарушению нормальных хозяйственных связей и пропорций развития промышленности, усиливает спекуляцию. Особо опасна самоподдерживающаяся стадия, когда рост цен требует очередной денежной эмиссии, а вызываемое ею обесценение денег приводит к новому витку спирали роста цен.
Стагфляция— состояние экономики страны, характеризующееся сочетанием одновременного спада в производстве с развивающимся процессом инфляции, выражающейся в росте цен. До 70-х годов XX века для циклически развивающейся экономики характерным являлось то, что спад производства и депрессия вызывали, как правило, понижение цен или по крайней мере тормозили их повышение. Явление стагфляции впервые достаточно четко обозначилось в период экономического кризиса начала 70-х годов, когда темп инфляционного роста цен в США составил более 10%. Аналогичная ситуация наблюдалась и при последующих спадах производства.
С точки зрения причин,вызывающих инфляцию, экономисты различают два типа инфляции.
1. Инфляция спроса, которая возникает как следствие избыточных совокупных расходов в условиях, близких к полной занятости экономических ресурсов. Под совокупными расходами понимаются расходы фирм, домашних хозяйств и государства, т.е. всех секторов экономики, предъявляющих совокупный спрос на произведенный национальный продукт.
2. Инфляция предложения, которая возникает как следствие повышения средних затрат на единицу продукции и сокращения совокупного предложения. Два самых важных источника данного типа инфляции — увеличение номинальной заработной платы работников и рост цен на сырье и энергию. И то и другое увеличивает средние издержки (затраты) на производство единицы продукции. Отсюда второе название — инфляция издержек, или инфляция затрат. Увеличение средних издержек естественным образом сокращает производство товаров и услуг, т.е. уменьшает совокупное предложение. Именно инфляция предложения приводит к стагфляции. Инфляция спроса происходит на фоне увеличения объема национального производства при неполной занятости ресурсов либо на фоне стабильного уровня производства. На практике, однако, трудно различить эти два типа инфляции.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|