Сделай Сам Свою Работу на 5

Свобода воли и необх-ть(ответств-ть).





Золотой век.

Булгаков – идея объед-я всех христ.церквей.

Флоренский – мир как единое взаимосвяз.целое, противор. идея о том, что с появл. нов. техн. – новое понимание материи и духа.

Космизм. (конец 19-20 век) вкл. в себя фил.-теолог., естеств.-науч., худ. представления и размышления о Космосе, о месте чел.в нем, соотнош.чел. и космоса.(Фёдоров, Циолковксий, Чижевский).

Ест.-науч.фил-я. Направления: матер., соц.-полит.

Матер.: Сеченов, Менделеев, Тимирязев. Бытие – атомар. строение мира.

Соц.-полит.: Мечников, Ковалевский: общ-во как единое целое, им.многофактор.природу. Развитие общ.по объектив.законам.

Советская фил-я(с 20-90хх): матер.хар-р, марксизм.

Фил.рус.зарубежья: Мережковский, Бердяев, Шестов, Сорокин.

Мережк.: проблема взаимоотн.чел-ка и Бога. Чел.личность в 3х этапах: языч., приобщ.к хрит-ву, поная гармония, слияние с христ.

Бердяев: высш.ценность – свобода(она есть оносва сущ-я чел.), роль религии. Бог – нравств.символ. Бог – роль Господа.Чел.-раб.

32. Философская система В.С. Соловьева.

Всеединство обознач. идеал.строй мира, в кот. осущ-ся принцип.воссоед-ть и гармония в Боге всех эмпирически согласов. эл-тов и стихий бытия. Всеединство - это Мир, вбирающий в себя всю множе-ть его проявлений, иск) полноту божеств-ти, это, мир, в кот.соперничество разрозненных областей челов. реальности преображается в органич единство. В метафизике всеединства С. опирался на глубинный смысл христ-ва. Христ-во воссоед. мир сначала в Христе, а потом в чел. в течение всей истории. Мир лежит во зле. Теософия – учение о возможности непосредств. постижения божеств.тайн и общения с потусторонним миром.



33. Философия русского космизма: Н.Федоров, К.Э.Циолковский, А.Л.Чижевский.

Русский космизм (конец 19-20 век) включает в себя фил.-теолог., естеств.-науч., худ-ые представления и размышления о Космосе, о месте чел.в нем, соотнош.чел. и космоса.

Представители.

Фёдоров(переплетаются религ-христиан.подход к пониманию основ бытия и стремление создать проект всемирного спасения- натурализм, фантастичность, мистицизм, реализм, мечтательность и научный подход; вера в мощь разума, науки, творч. возм-тей чел. Его труд «Философия общего дела». Главная задача чел.-прав.понимание смысла жизни и цели, ради кот.живет чел.и орг-ция жизни в соотв. со смыслом и целью. Тесная связь всего происход.на земле со Вселенной, Космосом. Опираясь на разум чел. может не только познавать вселенную, но и населить все миры, упорядочить Хаос.



Чижевский. Разв.жизни на земле происх.под влиянием внутр.причин, наход.под влиянием космоса. Опред.роль в процесса на З.играет Солнце.

Циолковский. В основе материи – атомы(созд.разнообраз.матер.тел). Разруш.тело на атомы, из кот.созд.новые вещ-ва и тела. Во Вселенной сущ-т иные разум. миры, цив-ции. Выдвигал три начала: время, пространство и сила. Без материи не сущ-т ни времени, ни простр-ва, ни силы и наоборот. Разум должен стремиться не только к самосоверш-ю, но и к соверш-ю окр. мира.

34. Вопрос о сущности техники в философии ХХ в. Технократические и антитехнократические утопии постиндустриального общества.

Техника – совокупность искусственно созданных средств охватывающая все сферы чел. деят-ти. Осмысление техники (фил.) нач. с сер. 19-ого века. Роль производств.техники рассматривалось Марксом. Цель объяснить смысл орудие труда, (лопата, грабли) что люди в них проектировали сами себя. Постепенно в работах о технике определились два направления: инженерная философия техники; гуманитарная философия техники

1)рассм-т развитие техн. изнутри – анализ. природу технич. тв-ва, сущность техники, тенденции ее развития – техника как способ бытия человека в этом мире представляет

2)анализ. положение техники в целом в жизни общества, влияние техники на состояние общества, человека, культуры. В рамках него техника подвергается критике. Утверждается что технически разум и его ориентации ограничены т. к. они ориентированны на приспособление к нуждам и целям человека, техника часто изображается, как демоническая сила порабощающая человека и как средство способное и уничтожить человечество. Это противостояние имеет одни основы, поскольку роль техники, как и роль науки противоречива.



В историч. развитии техники с первых орудий труда были и периоды длит. сохранение одного типа произв. техники и моменты качественных скачков. Техническая революция – когда не просто увеличивается производства труда ,она изменяет человека а процессе производства.

35. Принципы и категории онтологии.

Категории- наиб. общие и фундамент.понятия, отраж. сущ-е, всеобщие св-ва и отнош. явлений действ-ти и познания. Категории возникли и развив. как рез-т обобщения истор. развития познания и общ. практики.

Хар-ка категорий: 1)объективное, предметное содержание категорий; 2)категория как итог познават. и практ. деят-ти людей; 3) как средство метода познания (методолог.аспект); 4) фил. категории как формы мышления, как категории логики (логич. аспект категорий); 6) диалект.сущность категорий (подвижность, изменчивость, связь и переходы категорий друг в друга).

Основные к.: материя, движение, пространство, время, конечное, бесконечное и др.

Исходная к. ф. - к. бытия. Движение - способ сущ-я сущего, пространство и время - формы его сущ-я. К. взаимосвязаны и в опр. случаях переходят др. в др. Качество, количество, причина, следствие – такие хар-ки бытия. Связь- зависимость одного явления от др. в каком-либо отнош. Формы связи: пространств., врем., генетич., сущ-ые и др. Развитие. Опред. тип связей и взаимод-я образует направление, тенденцию - откуда и куда. Нет ничего окончательно завершенного. Р. - это определенно направленное, необратимое изм-е объекта; и кач., и кол-ое, это изм-е сущности, появление принцип. новых качеств. Уничтожается старое и появляется новое. Деградация - переход от высшего к низшему, понижение уровня орг-ции системы. Регресс - целое разлагается, но отд. элементы м. прогрессировать. Законвсегда выражает связь между предметами, эл-тами внутри предмета, между св-вами предметов. Закон - это необх., устойчивые, повтор., сущ-ые связи и отношения вещей, указыв. на опр. порядок, тенденцию развития явлений. Он универсален - действует везде. Единичное - объект во всей совокупности присущих ему св-в, отлич.его от всех др. объектов и составляющих его индивид., качеств. и колич. опред-ть. Общее - единое во многом. Особенное– ед-во общего и единичного. Единичное, особенное, общее – это соотносит.категории, выраж.взаимопереходы отраж.процессов и предметов. Часть, целое, система. Система –целостная овокуп-ть предметов, в кот.все эл-ты взаимосв. Элемент – это миним.ед-ца в составе данного целого. Часть выр-т предмет отнош.к тому, состав. компонентом чего он явл. Содержание– ед-во всех состав.эл-тов объекта, его свойств, внутр.процессов, связей, противоречий, тенденций. Структура – строение опр.процесса во времени. Форма – способо выр-я и сущ-я содержания. Внешнее - как предмет взаимодействует с др. предметами. Внутренне - предмет, взятый вне отношения к другим. Сущность - главное, скрытое от внешнего взора, идея внутреннего. Носит умозрительный характер, мы не м. потенциально ее воспринять органами чувств. Сущность - то, что делает предмет самим собой. Явление – внеш.обнаружение сущности, форма её проявления. Категория видимостивыр-т факт несоотв-я сущности и её внеш.обнаружения. Целесообразность - движение изм-й, направл.е на опр. результат. Качество - выражает относит. устойчивость предметов и явлений. Это такая внутр. опред-ть, благодаря кот. она является именно данным предметом. Качество обнаруживается через свойство. Св-во - сторона предмета, проявл. в его способности опред.образом взаимод-ть с др. предметами. Мера - выражает целостное единство кач. и кол. опред-стей предмета. Интервал, внутри которого колич. изм. не вызовут кач-х. Кол-во – внеш., формальное ощущение предметов или их частей.

36. Понятие материи в философии и науке.

М. введена в ф. для обознач-я. объектив.реальности, сущ. независимо от чел. сознания и отображаемая им. Материя с лат. «вещество». Согласно данным физики всё многообразие мира объед. 2мя составл.: веществ., полевое.

На пути своего формир-я понятие М. прошло неск-ко этапов:

1. М. = природ. стихия (огонь — у Гераклита, вода — у Фалеса, воздух — у Анаксимена).
2. М. = атом, вещ-во, с комплексом их св-в (Демокрит, Гольбах). Гольбах. Материя обладает cв-вами массы, инерции, непроницаемости, способ-тью иметь фигуру. Глав.принцип матер-ти – веществ-ть, телесность окруж.чел-ка предметов.
3. М.=объек­тив. реальность (Ленин). Ленин: М. есть фил. катег. для обознач-я объектив. реальности, кот. дана чел-ку в ощущениях его и независима от них. Единств. св-во М. - быть объектив. реаль-ю, первоначал нет. Она сущ-т только в многообразии конкр. объектов.

В фил. понимании категории М. можно вы­делить и 4 этап, где М. предстает как сово­куп-ть мн. атрибутов и (в опр. мере) в «снятом» виде содержит указанные ее трактовки. Это субстанц.-аксиологич. представление о М., кот. берет свое начало в сер. нашего столетия. В Новое время М.- актив.природа, протяж. субстанция.

3 подхода:
1)субстанцион.(материя как субстанция; основа всех вещей и явлений в мире). Атрибуты: несотворимость, объективность, самоорганизуемость, системность, бесконеч/конеч. Б.Спиноза. Материя как субстанция. Субстанция-это не мир, окруж-е чел-ка, а нечто, стоящее за этим миром, обуславл. его сущ-е. Субстанция имеет протяжение и мышление.
2)гносеолог.
3)субстратный(содержат.). Субстрат-общее содержание всех конкрет.форм и бытия.

Материя- это бесконеч. мн-во сущ-их в мире объектов и систем, всеобщая субстанция, субстрат любых св-в, связей, отнош-й и форм движ-я. Материя вкл. в себя не только все непосредств. наблюдаемые объекты и тела природы, но и все те, кот. в принципе м.б. познаны в будущем. Понятие «М.», отражая предельно общие св-ва объектив. мира, явл. абстракцией. Кат. «материя» имеет под со­бой объектив. основ-е.: сущ-е многообразной дей­ств-ти НЕЗАВИСИМО от сознания и воли человека. Материя - это единственно сущ-ая субстанция. Она вечна и бесконечна.

Движение как способ сущ-я материи. Движение материи- не только механ. перемещение тел в простр-ве, но и любые взаимод-я, а также изм-я состояний объектов, кот.вызыв-ся этими взаимод-ми. Покой есть частный случай движения, его момент. Движение абсолютно, покой относителен. Не существует вечного состояния равнове­сия, состояния покоя. Это состояние когда-нибудь обязательно нарушается. Типы движ-я: 1.- это движ-е, когда сохран-ся качество предмета; 2.-тип движ-я, связ. с переходом от одного качества к др., с изм-ем качеств. состояния предмета.Формы движ-я: физ. (простое мех. перемещение, изм-е местополож. обьектов), хим.( неорганич. хим. р-ции, привод. к образ-ю орг. в-в), биолог.(обмен в-в, размножение, наследственносгь, приспособляемость, рост, подвижность), соц.( мат. и дух. жизнь индивида и социума). Процессы, связ.с преобразованием кач-ва предметов, с появлением новых кач-ых состояний, харак-ся как развитие. Процесс развития - это всегда переход одного кач-ва в др., направл. формир-е новых систем, новых типов орг-ции, кот. рождаются из предшеств. им систем. Разновидности процессов развития: 1) процессы качеств. превращений. 2) процессы перехода от одного уровня к другому.

37. Философские концепции пространства и времени. Особенности социального пространства и времени.

П. – обычно протяж-ть, В. – длит-ть. СВОЙСТВА. П. рассм-ся как протяженное (не уничтожаемая величина), однородное (одинак-ть П. во всех его формах), трехмерное (хар-ка, фиксир. веществ. величины единичных вещей), изотропное (одинак. П. во всех направлениях). В. хар-ся длит-ю (интервал бытия каждой дискретной формы), одномер-ю (одинак. В. как процесса след-я событий), необратимость (из прошлого в будущее, спиралевидное движение).

Общие св-ва П. и В.: объектив-ть и независ-ть от сознания ч-ка; абсолютность как атрибутов материи; неразрывная связь друг с другом и с движ-ем мат.; единство прерывного и непрерывного в их структуре; колич. и кач. бесконечность.

История. П. и В. как самост.категории появ.уже в фил.Др.Востока, где они рассм. наряду с такими первоначалами как огонь, вода и земля. Аристотель: среди основных категорий называл В., место, положение. Др.Греция: складыв.основ.концепции пр-ва и времени: субстанцион.(абсолют.; как самост. сущности, первоначала мира; сущ-т сами по себе, независимо от матер.объектов; Демокрит, Эпикур) и реляционная(относит.; способ сущ-я матер.объектов; рассм-т П. и В. как особые отнош-я между объектами и процессами и вне их не сущ-т)-Аристотель, Лукреций Кар.

Новое В.. Субстанцион.концепция Ньютона об аболют. П. и В. (абсолют. П. остаётся однинак.и неподвиж., абсолют. В. как чистая длительность).

20 век. Реляционная концепция Эйнштейна. Теория относит-ти( исслед-ся движ-е объектов со скоростью, приближ. к ск.света). Общая теория относит-ти утв., что вблизи больших полей тяготения В. замедл., а П. искривляется. Теория А. Эйнштейна док., что в реальном физ. мире простр. и временные интервалы меняются при переходе от одной системы отсчета к др.
Теория относит-ти вывела глубокую связь между П. и В., показав, что в природе сущ-т единое П.-В., а отдельно П. и отдельно В. выступают как его своеобразные проекции, на кот. оно по-разному расщепл-ся в завис. от хар-ра движ-я тел. Науч.концепция. П.- протяженность и порядок сосущ-я матер.объектов. В. – длит-ть и послед-ть событий и состояний матер.объетов. П. и В. зависят от матер.системы(скорости протекания, массы объекта). Чем больше масса, тем искривл. П.; они взаимозависимы. Биолог. П.- строение организмов, особая симметрия и т.д. Биол. В. – зависит от сложности строения организмов, скорости обмен.процессов пола(обладает темпом, частич. обратимостью, индивид., ритмичностью).

Социальное П. и В.. Соц. П. – рез-т предшеств. деят-ти людей и служит основой для сопост-я стадий обществ. развития. «Мера захвата» соврем. деят-ю глубины истор.опыта и вертикали истор. перспективы. Соц.В. –движ-е от прошлого к буд. «Теперь» как настоящее. В прошлое никогда не возвраш, но мы способны повлиять на буд. Чел-к создает пространств. соц.структуры: орошаемые земли, пастбища. Они надел-ся особым смыслом. Специфика соц. В. – хар-т изменч-ть общ. процессов и явлений (индустр-ция в СССР гораздо быстрее, чем в др. странах - опыт). Скорость протекания соц. В. опр-ся его насыщ-ю социально значимыми историч. событиями.

38. Идея развития в философии.

Развитие - состояние изм-я, в кот. есть необратимость, поступат-ть движ-я, в кот. фиксируется появление новых св-в. Это кач. изменение. Процесс развития - это всегда переход одного кач-ва в др., направл. формир-е новых систем, новых типов орг-ции, кот. рождаются из предшеств. им систем. Разновидности процессов развития: 1) процессы качеств. превращений. 2) процессы перехода от одного уровня к др.

Прогресс - вещь совершенствуется. Регресс – возм-ти по сравн. с др. системами понижается. Одноуровневое развитие – циклич. изм-я при сохран. основных хар-к; это способ адаптации.

Модели развития: рационалист. (возможность развития систем); эволюционизм (развитие - всеобщее св-во бытия, постепенная эволюция; поступат. движение к усложнению систем); энерджентная (это скачкообразные изменения; скачок – рез-т творч. активности, присущей самой системе); диалектическая (это разрешение внутр. противоречий).

Античность: не знает линейного времени, идея круговорота.

Гераклит: мир - вечно воспламен. и угасающий огонь, т.о. вечная повторяемость, цикличность всех изм-й.
Бердяев. Принцип развития внесло христ-во, кот. представляет историч.процесс линейным, направл. в будущее.
Кант сформ. проблему истор. развития чел. нравств-ти.
Гегель создал диалектику, предмет кот. - развитие.

39. Исторические формы диалектики.

Д-ка исх. из того, что в познании мира, во-1ых, вещи надо рассм-ть во взаимосвязи их друг с другом, не брать изолированно; и, во-2ых, вещи надо рассм-ть в их изм-и и развитии. Сущность вещи м.б. полностью понята только тогда, когда известна история стан-я этой вещи, отражено развитие этой вещи. Метафизика ближе обыден., повседнев., нефил. сознанию. Мыслить метафизически проще. Диалект. же метод требует глубокой фил., теорет. культуры, постижения историко-фил.опыта. Первонач. термин д-ка раскрывался как «иск-во вести спор». Диалог Сократа строился по принципу диалектики. Уже в античности склад-ся диалект. подход к миру.

В истории фил. выдел-ся след. истор. формы диалектики:
1. Стихийная, наивная д-ка античности (Гераклит). Гераклит не мог доказать, что мир нах-ся в постоян.развитии, однако он высказал ряд гениальных догадок. Принцип связи и изменч-ти: «всё течёт, всё изм-ся», закон о ед-ве и борьбе против-стей: «война есть мать и отец всему». Огонь – образ вечного движ-я, первоонова. Космос- -вечно живой огонь. Разум=Логос правит всем.
2. Идеалистич. д-ка нем.клас. фил. XVIII – 1 пол. XIX в. (И.Кант, Г.Фихте, Ф.Шеллинг, Г.Гегель). Систему д-ки создал Гегель «Логика». Для Гегеля развитие присуще не миру, а идее мира и т.д. Сущ-т д-ка процесса не в мире, а в нашем сознании. Гегель: разраб. основ. законы и категории д-ки с идеалист. т. зр. Природа есть камень д-ки. Основываясь на идеалист.д-ке Гегеля, марксисты создали материалист.д-ку.
3. Д-ка революционных демократов XIX в. (Герцен, Белинский, Чернышевский, Добролюбов и др.).
4. Материалист. д-ка (К.Маркс, Ф.Энгельс и В.И.Ленин). Основные принципы: развития, всеобщей связи. Принцип развития заключ. в таком подходе к миру, при кот. он рассм-ся как система, наход. в состоянии постоян. развития. Принцип всеобщей связи: в мире нет явлений и процессов, кот. не были бы связаны друг с другом, причем эта связь может носить различный хар-р. Классики марксизма сформулировали учение о законах и категориях. Закон - отраж-е опред. связи между явлениями, объектами, процессами. Связь внутр., существ., повтор., необход. связь между явлениями и объектами матер. мира. Законы м.б. самыми различными. Частные (специф.) законы исп-ся в огранич. сфере деят-ти. Сфера применения законов д-ки практически безгранична. Они находят проявление в природе, общ-ве, чел. сознании. С т.зр. матер. д-ки, развив-ся не понятия, а окр. чел-ка мир. Понятия явл-ся отражением мира, не являясь при этом самостоят..

40. Проблема метода в философии: диалектика и метафизика. Принципы, законы и категории диалектики.

Сущность метафиз. как метода мышления – одностор-ть, абс-тизация к.-то одной ст. живого процесса познания или любого эл-та целого. Термин "метафизика" ввел Андроник Родосский (1 в. до н.э.). Под мет-зикой понималась особая сверхчув.реальность, пребыв. за пределами опыта.

Гегель называет мет-зикой метод, теорию, в кот. процесс развития рассм-ся только колич-но, и т.о. сам процесс развития представ. мир в устойчивом состоянии. Д-ка(по Гегелю) - метод постиж-я противоречий и развития понятий. Гегель впервые противопост. мет-зику и д-ку как два разл. метода. Д-ка помогает чел-ку смотреть на мир как на вечное стан-е и развитие, а корень развития искать во внутр. противоречиях предмета. Д-ка: учение о всеобщей связи; учение о развитии в его наиб. полном и свободном от одностор-ти виде; учение о единстве противоп-стей.

Объектив. д-ка - развитие реал. мира. Субъектив. – диалект.мышление (отраж. диалект. движ-я действит. мира) и теория диалектики, т.е. учение о всеобщих законах развития.

ДИАЛЕКТИКА. Принцип развития заключ. в таком подходе к миру, при кот. он рассм-ся как система, наход. в состоянии постоян. развития. Принцип всеобщей связи: в мире нет явлений и процессов, кот. не были бы связаны друг с другом, причем эта связь м. носить различный хар-р.

ЗАКОНЫ. Закон единства и борьбы противоп-стей(вскрывает проблему источника, причины развития. Сущ-ли теория первоидеи, первотолчка, однако, в конце концов, эти идеи приводили к Богу. В д-ке признается саморазвитие и самодвижение, т.е. каждый объект мира развивается не в силу к.-л. внеш. причин, а в силу наличия в себе противоположных процессов). Закон взаимоперехода колич. и кач.изм-й(вскрывает механизм диалект. развития, т.е. отвечает на вопрос: как, каким образом происх. развитие в природе и в чел.сознании. Развитие происх. путем постепенных колич. изм-й, а затем скачкообразного перехода к новому качеству. Сущ-т 2 типа изм-я: при кот. объекты меняя свои св-ва продолжают сущ-ть; при кот. объекты превращаются из одних в др.). Закон отрицания отрицания(показывает направл-ть развития. Развитие представляет собой процесс бесконечных отрицаний, в рез-те кот. происходит поступат.развитие от простого к сложному, от низшего к высшему).

Категории диалектики. 1ый закон: тождество, различие, противоречие, противоположность. Тождество - совпадение, сх-во одного объекта с др. Сущ-т тождество, кот. всегда вкл. в себя развитие тождества, приводит его в состояние противоп-ти. Отнош-я между ними сост. диалект. противоречие. Диалект. противоречие - это такое отн. противоп. моментов внутри системы, кот. делает ее (систему) самодвиж. и кот. проявл-ся через взаимообусловл-ть этих моментов и одновременно их взаимоотрицание. Единство противоп-стей, как прав., временно, преходяще, а борьба противоп-стей абсолютна в том плане, что возникают все новые противоположности по отношению друг к другу. Мир соткан из противоположностей.

2ой закон: кач-во, кол-во, мера, скачок - форма перехода из 1го кач-ва в др. Кач-во - целостная хар-ка объекта, совокуп-ть его неотъемлемых св-в. Кол-во - степень развития св-в объекта или степень отличия от "эталона". Объект с кач. и колич. признаками образует некоторое единство, т.к. некоторое кач-во может сущ-ть в некоторых колич. границах. Любой конкретный объект и любая конкретная система может сущ-ть в строго опред.границах, т.е. нечто конкретное не м.б. бесконечным. На границах меры вызывают коренное кач. преобраз-е, кот. в д-ке отмечают качеством "скачка".

3ий закон: необх. выяснить саму суть диалект. отрицания. Метафизика: отрицание явл. полным и абсолют. Диалектика: хар-ся преемственностью. Любое отрицание предполагает удержание в самом себе самое главное и ценное, что м.б. в развив. объекте.

41. Детерминизм и индетерминизм. Проблема свободы воли.

Детерминизм(от лат. – определяю) – учение о всеобщих закономер.взаимосвязей всего сущ-его.

Согласно детерм-зу, реальные природные, общ. и псих.явления и процессы возникают, развиваются и уничтожаются закономерно, в рез-те действия опред. причин, обусловлены ими. Объяснить явление= найти его причину. Причина – это явление, которое порождает другое явление. Причинные связи: прямые, опосредованные, отражение, взаимодействие, информационность, вероятностная причинность.

Классич. детерминизм(17-18вв.) – всеобщая связь как причинно-следств.связь всего(Лаплас). Механист. детерминизм: детерминация рассм-сь как вызываемая внешн. причинами (условиями). Все процессы опр-ся предыд.состоянием и силами, оказыв. действие извне.

Случайность =беспричинность отрицания(огранич.свободы)-фатализм.

Индетерминизм – учение отрицающее причинную обусловл-ть явления.

Соврем. детерминизм. Признаёт не только причинный, однознач.хар-р взаимод-я, но и вероят. хар-р связей, функцион., целевые, симметрич., зависимости. Причинно-следств.связь- как основная форма детерминации- двусторонний процесс, с обратной связью. Необходимость и случайность – выраж.хар-р детерминации всего сущего. Необх-ть – опр-ся внутр.взаимосвязями, вытекает из сущности исследуемого процесса, то, что обязат.произойдёт. Случайность – не опр-ся внутр.взаимосвязями, может произойти, а может и нет.

В истории фил.: АНТИЧНОСТЬ. Необх-ть – космос, случ-ть – хаос. Демокрит и механич.детерминизм 17-18вв. Необх-ть – «+» взаимод-е атомов. Случ-ть: «-» не сущ.объективно(оуенка незнания). Эпикур. Необх-ть – «+». Случ-ть – «+» рез-т самоопроизв. отклонения атомов от траектории. Гегель. Необх-ть – рез-т внутр.сущ.взаимод. Случ-ть – рез-т внеш. воздействия. 19-20вв. Необх-ть – статистич.закономерность масс.однород.явлений. Случ-ть – динамич. закономерность(единич.явления).Случ-ть есть форма появления и достиж-я необх-ти.

Свобода воли и необх-ть(ответств-ть).

Античность: свобода как возмож-ть и госуд.деят-ть на основах разума, морали, законов красоты вопреки слепому року. Христиан.фил-я: чел-к наделён в некот.мире свободой. Просвещение: свобода-проявление естеств.законов в соотв.со знанием их. Немец.классич.фил-я: свобода-осознан.необх-ть. 20-21вв.: свобода-сущность чел-ка, его родовая хар-ка(онтолог.подход): возмож-ть познания и осознания собств.деят-ти(гносеолог.подход); возмож-ть властвов-я и управления др.людьми и обстоят-ми(этико-псих.подход); возмож-ть изм-я своего места в системе социума(социолог.подход).

Свобода – хар-ка деят-ти, не обусловл.по отнош.к субъекту деят.причинами, соверш.в условиях: огранич.незнания; выбора; отсутствия власт. давления; по собств.желанию; для самореализации. Свобода как способность быть личностью чел-ком и остав.причиной самого себя, как самоовладение, самостояние, самодостаточ., самоуправление, самодетерминации.

42. Проблема сознания в философии: его происхождение и сущность. Сознание и бессознательное.

История. Самые 1ые представ-я о психике и сознании возник.в первобытные времена, тогда же появились предст-я и о душе. Под душой др. люди понимали совокупность псих.процессов: думать, чув-ть, переживать и т. д. Антич.фил-я. Созн=дух, душа мир.логоса, з-на, космоса. Созн – cв-во хорошо организ. матер.объектов. Демокрит. Душа - огонь и теплота. Она сост/ из атомов, им/ круглую форму, тела этой формы способны проникать всюду и двигать другие тела. Платон. Считал, что души сущ-ли прежде, чем появились в облике человека. Сущ-ли без тел, но имели разумение. Душа сущ-т до человека, вне человека, как особая надприродная сущность. Средневековье. Созн. – божий дар, часть трансцендент. созн. Новое время. Созн. – рез-т психич.деят-ти чел-ка, отраж. действит.мир, копир. реальность. Немец.классич.фил-я. Созн. априорно, трансцендент.как творч. воображение, интуитив. логика. Соврем.запад.фил-я. Подходы разнообраз.

Созн.- высшая форма отражения материи, cв-во голов.мозга чел-ка, кот.выраж-ся в языке(речи) и служит регулятором деят-ти чел-ка. Созн.- объектив. реальность; продукт соц.субъекта. Атрибуты: идеальность, обобщенность, оценочность, гениальность.

Созн. есть продукт: 1) онтогинеза (индивид-ть личного развития сознания); 2)филогинеза (развитие всей истории). Созн. всегда эмоционально раскрашено и оно имеет границы навыков, способностей, достижений.

Структура созн: бессознат, подсознат., сознание=знания, воля, эмоции, внимание; сврехсознание. Подсознание – навыки, автомеханизмы, кот.мы совершаем бессознательно. Сверхсознание – интуиция.

Созн.-продукт общ.-истор. развития, функц-ое св-во мозга, идеальное отобр-ие действ-ти, регулятор деят. чел. Созн позвол-т чел осущ-ть высший контроль над своими псих. процессами и поведением, направлять ход своей деят-ти в нужное русло. Созн. выпол-т важнейшие ф-ции, кот. реализ. спец. структ. комп-ми соз-я: бытийное созн(созн для бытия); рефлексивное(созн для созн);самосозн(осознание своего внутр мира, самого себя).

Бессозн- предысторией можно считать учение Платона о «припоминании» душой всеобщего, кот. она созерцала до своего вселения в тело. Это было продолжено в Новое время Лейбницем, затем в 19в Гербарт, Вундт и Фехнер. Грань м/у осоз-м и неосоз-м весьма подвижна, что раньше было не осознано, может осознаваться,и наоборот. Мышление, созн. связано главным обр-м с деят. коры головного мозга, то бессозн-ое, выступ. сущ-м. Эл-том неосознанной сферы псих деят, обусловлено преимущ-но процессами в подкорке. Созн.- есть целостный, систем. процесс. Созн- есть сплав прош, наст, и буд.

Бессозн- совок-ть псих явл, состояний, сущ вне чел созн. и не поддающихся контролю со стороны созн. чел. К сфере бессозн отн: инстинкты( пищевой, половой, самозащиты), кот. порождают у чел подсозн. желания, эмоции, влечения, кот. позже м. попадать в обл. созн. Бессозн часть псих. способна перераб-ть получ-ю инф-цию, хотя процесс перераб-ки ускользает от контроля созн. В бессозн, по Фрейду, могут смещаться травмат., душ пережив-я чел, его запретные желания, инф-ция о плохих или постыдных поступках, происходит давление, вытеснение неприятных или запретных мыслей, желаний, чувств, поступков, устранение их из обл. созн в обл.бессозн психики. По Фрейду, в бессозн. домин-ее значение- секс влечение.

43. Философская антропология. Проблема человека в современной философии. Биологическое, социальное и духовное в человеке.

Проблема чел-ка в фил. Античность. Природа превосходит человека. Человек как микрокосмос, полит., живот., разумное сущ-во. Средневековье. Чел-к сотворен и одухотворен богом, возвыш.над природой. Это творенье Божье, дуализм дух.(божетсв.)и телес.(грехов). Новое время. Превосх-во чел-ка над природой. Это мыслящая вещь(Декарт), машина(Ламетри), разум.животное. Нем.клас.фил-я: предмет.сущ-во; субъект произ-ва; нравст.природ.сущ-во(Кант). Марксизм: ансамбль всез общ.отнош-й; общ.-предметное, деят.сущ-во; творец мира и самого себя. Психоанализ: бессознат. Неоклассич.фил-я: воля к жизни(Шопенгауэр); воля к власти(Ницше); жизн.порыв энергии(Бергсон).

Чел-к заключает в себе уровни бытия: природный (биол. основания жизнедеят-ти ч.), рац. (осознано познават. ориентация ч.), культурно-духовный (отношение к универс. ценностям). Соц. связи и отнош-я складываются между людьми в процессе их совместной деят-ти. Чел-к – существо родовое. Индивид (атом) – неделимый, единый, - чел-к как часть коллектива, совокупности рода чел.. Индивид является началом, основанием для формир-я личности. Чел-к как индивид-ть обладает и специф. чертами, кот.позволяют отличить его от др. членов рода(психол.особ-ти, отношение к ср-вам произв-а, хар-р его деят-ти, полит- ориентацию, положение в обществе). Личность – индивид. выраж-е общ отнош-й и ф-ций людей, субъект познания и преобраз-я мира, прав и обяз-тей, соц. норм. Личность - всегда общественно развитый человек. Главным результир.св-вом личности явл. мировоззрение. Хар-р означает силу воли. Т.о., личность - мера цельности человека, без внутренней цельности нет личности.

Важн. фил. проблема: соотношения прир. и соц. в его историч. и индивид. развитии.

Глав.двигателем общ. развития явл. борьба за сущ-е и естеств. отбор. Выживают только сильнейшие, погибают все слабые и неприспособленные к среде.

Человек – социобиолог. существо. Как личность он явл. социолог. Челов. природа являет нам сознат-ть, разумность, способность ясного понимания и осмысливания обстоят-в. Сознание, разум и свобода присущи человеку. Именно эта двойств-ть всегда заставляла философов искать сущность человека. Без соц. факторов, не м.б. человека. С др.стороны, человек – существо физ., телесное; он обуреваем влечениями, в нем сильны бессознательные импульсы.

Под проблемой человека в фил. понимается комплекс проблем: проблема добра и зла, души и тела, свободы, поиск места человека в окр. мире и т. д.

44. Проблема познаваемости мира в философии. Вера и знание. Исторические типы рациональности.

Проблема познаваемости мира как обратная сторона основного вопроса фил.(о соотн. матер. и дух.). «Познаваем мир или нет?» - один из основ. вопросов фил. Все матер-ты признают познав-ть мира. Признают ее и объектив. идеалисты(мир вторичен, произволен от духа, некой идеи, однако он познаваем). Агностицизм – идеалист.учение, отриц. возм-ть познания мира и его закономерностей. Сторонники скептицизма же не отрицают принцип.познаваемости мира, но выр-т сомнение в достовер-ти наших знаний.

Соврем. фил-я исх. из того, что рац. постижение мира выступает необх. и опред. условием целенаправленной деят-ти человека и общества. Мир познаваем, а познание есть процесс обогащения чел-ка новым знанием. Этот процесс бесконечен. В системе познав.деят-ти вед. роль играет научное познание.

Концепции.

Сенсуализм (с Аристотеля): принцип познав-ти мира и чувств.й опыт субъекта. Объектив. сенсуализм: познават. роль чув-ти в единстве с объективно сущ-щей вещью. Субъектив.: чувств. критерий - единств. критерий истинности вещи, знание вещи достоверно только в процессе ощущения. Эмпиризм (Бэкон, Гоббс, Локк, Беркли). Познаваемость мира, универс. ценность опыта. Рационализм(Платон, Парменид, Декарт, Спиноза, Гегель, Лейбниц). Чувства удостоверяют, а разум ведет, направляет. Скептицизм. Пирон (мир слишком велик и слишком сложен для чел, а жизнь коротка, мы мало чего можем успеть). Мы познаем собств. ощущения. Признавали принц. возм-ть познания, но выражали сомнение в достоверности знаний. И разум, и чувства м. вести к заблуждению. Человек воспринимает мир согласно своей природе, поэтому знание вещи - раскрытие собств. природы. Агностицизм (Кант). Полная или частичная непознаваемость. То, что вещь представляет для нас, и что она есть на самом деле, различно (Кант). Человек м. сравнивать лишь то, что он знает, с тем, что он как-то знает; мы вращаемся в мире нашего познания и никогда не соприкасаемся с самими предметами. Оптимизм. Утверждает принципиальную познаваемость мира. Релятивизм. У истины есть срок годности. Все относительно.

Вера и знание. 1ой из древн. форм познания – религ. познание. Особ-ть: содержит в себе опред. знания о действ-ти, но не в теорет. форме. Религ. познание не выполняет ф-ций произв-ва объектив. знания, носящего всеобщий, целостный, самоценный и доказат. хар-р.

Надо отличать религ. и обычную веру, основ. на обобщ. практич. опыте людей. Религ. -верность Богу и последоват. практич. осущ-е в жизни религ. идей, ценностей и норм и не имеет (практически) гносеолог. знач-я. Обычная состоит в психолог. уверенности в прав-ти содержания высказ-я. Эта вера играет важную роль, как в обыденной жизни, так и в научном познании. Такая вера - важный компонент практич. деят-ти. Вера помогает действовать в условиях неопред-ти. Вера не возникает на пустом месте, она формируется опытом и практикой. Вера помогает на всех уровнях познания: эмпирич., теорет., технич. разработки. Гипотеза опирается на веру, поскольку есть много вариантов объяснения явлений. Разработка теории тоже может натолкнуться на альтернатив. подходы, вера позволяет осущ-ть учёному выбор. Вера учёного есть средоточие опыта, знаний и опирается на историю науки.

История. Тертуллиан: выступал против разума( "Верую, потому что абсурдно"). А.Блаженный - познать разумом то, что принято верой. Ф.Аквинский говорил о гармонии веры и знания при приоритете веры. Ф. Бекон: "Знание - сила", утверждает силу разума. Уже в начале XX века католич. церковь полагала, что расхожден

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.