Сделай Сам Свою Работу на 5

Мотивационная основа стремления к власти - разные исследователи в качестве основы мотива власти рассматривают либо наступательный характер, силу и возможности личности , либо её страх и слабость.





Уайт (1960). Власть (как наличие сил, способностей, компетенции), понимается как проявление фундаментального мотива эффективно действовать, вступить в спор с окружающим миром и развивать свои способности к эффективности. Юлиман (1966,1972) создавая преимущества для испытуемых в азартной игре (играли краплёными картами), наблюдал усиление у них властных тенденций (фиксировались на основе ТАТ) , для описания тенденций использовались категории наступательных (вызывающих противодействие и сильные эмоции у других), угрожающих и не омрачёнными моральными сомнениями действий.

Адлер ввёл понятие стремление к власти из первоначальной недостаточности власти - наличие комплекса неполноценности, восприятия неразвитости у себя каких-то способностей.

Ласуэлл - человек стремится к власти как средству компенсации низкой самооценки (а также к достижению успеха, контролю и получению одобрения).

Джордж назвал 5 негативных чувств, связанных с низкой самооценкой и полагал, что колебания между этими полюсами побуждают человека создать “поле власти” для перевеса позитивного полюса:

Верофф (1957)подчёркивал связь стремления к власти и страха, фиксировал наиболее сильный мотив власти у наименее привилегированных слоёв населения в качестве оборотной стороны их социальной бесправности :



1. Мотивация власти имеет место в группах, озабоченных своим низким статусом.

2. Если потребность во власти не слишком бросается в глаза окружающим, то мотивация власти коррелирует с успешностью социальной адаптации и результативностью деятельности.

3. Мотивация власти может вести к избеганию (вплоть до самоубийства) ситуаций власти “(т.е.когда другие пытаются проявлять власть над ними).

Уинтер так описывает студента с высоким мотивом власти: ”..Занимает в организациях больше постов,..предпочитает индивидуальные виды спорта,..нередко избирает профессию, позволяющую “манипулировать” другими (учитель, священнослужитель, психолог, журналист),..выбирает в качестве близких друзей менее ярких студентов, раньше начинает половую жизнь, ..в дискуссии представляется увлекающим, инициативным и оказывающим влияние, его воспринимают как мало склонного к помощи, отвечая на вопросы об учёбе, преувеличивает свои успехи, нередко обладает престижными вещами...”



Источники власти.

Для воздействия на мотивационную основу другого человека применяющий власть должен иметь в своём распоряжении определённые ресурсы, т.е. средства подкрепления желаемых действий другого. Эти ресурсы называются источниками власти.

Источники власти по Б.Равену, (1974). Способы увеличения власти.

1.Власть вознаграждения . Увеличение доли собственности

2.Власть принуждения. Увеличение иерархии, разницы статусов.

3.Нормативная власть. Увеличение регламентации деятельности.

4.Информационная власть. Утаивание информации.

5.Власть знатока. Повышение компетентности.

6.Власть эталона. Повышение личной привлекательности

Индивидуальные различия действий власти (внутренние факторы)

Овладение и преимущественное использование различных источников власти.

Способности быстро и безошибочно распознавать мотивационную основу другого человека.

3.Склонность использовать сильные (принуждение) и слабые (убеждение) действия власти.

4.Моральность цели : 1.Личностно-ориентированные (цель - повышение самооценки за счёт снижения её у другого). 2.Социально-ориентированная (цель - благо организации).

5.Склонность использовать фатальный (влияет не заботясь о мотивах другого) или поведенческий (влияет в той мере, в какой удалось мотивировать другого) контроль.

6.Предпочтение отдельных сфер использования власти: производственной, общественной, личной.

7.Проявления страха перед последствиями действий власти (есть сопротивление, а значит страх



нежелание иметь власть, быть независимым, связано с опытом противодействия некомпетентной власти). Может быть: страх безуспешности своих воздействий, страх потери источников власти, страх ответных действий, страх разрастания сфер и источников власти.

8.Уровнем макиавеллизма. Макиавеллизм - способность с выгодой для себя использовать предоставляемые ситуацией возможности, проявляется в хладнокровии, слабой внушаемости, умелостью в общении, находчивостью, ловкими импровизациями, слабой чувствительностью к проблемам других людей.

Взаимодействие мотива власти и мотива аффилиации.

1.Высокие НУ и СО - много общается, но тревожен и напряжен, при выраженном мотиве власти склонен к созданию “личных анклавов” - группы своих сторонников, которые получают привилегии, льстят и обеспечивают ощущение защищенности.

2.Низкие НУ и СО - низкая потребность в общении, общается по необходимости, не конфликтует, но и не создаёт сплочённой группы, ориентирует на самостоятельность каждого.

3.Высокая НУ и низкий СО - много и успешно общается, “мы” важнее, чем “я”, заботится о членах группы, может проявлять “имперский синдром”- способность пробуждать лояльность и преданность организации.

4.Низкая НУ и высокий СО - при сильном мотиве власти - “феодал”, которого все боятся.

Про- и антисоциальные мотивы : помощь и агрессия.

Мотив помощи - стремление предпринимать действия, направленные на благополучие других людей, без ожидания какой-либо внешней награды, например, без желания поставить другого человека в зависимость.

Были проведены эксперименты, моделью служила ситуация, когда человек среди других людей (в метро) подал в обморок, с ним случался сердечный приступ и т. п.

Ситуационные факторы .

1. Интерпретация ситуации и мотивации человека, обратившегося за помощью. В монографии Латане и Дарли “Неотзывчивый свидетель: почему он не помогает?” вычислялся процент людей, которые реагируют на ситуацию помощи. Например, на просьбу :”Не дадите ли вы мне 25 центов?”, 34% людей удовлетворяют просьбу. Люди первой группы (помогающие) расценивали её как требующую помощи, люди второй группы (не помогающие) расценивали её как наглое попрошайничество, или “меня считают за дурака”, либо “на водку просит”. Было также сделано предположение, что люди первого типа испытывают неловкость и страх отказать.

2. Взвешивание затрат и пользы. Человек тем менее готов оказать помощь, чем дороже она ему обходится. Важна понятность ситуации и предсказуемость последствий. Так студенты присваивали найденные деньги тем чаще, чем большей анонимностью характеризовалось место находки. Учитывается три вида затрат: (1) затраты владельца денег, ущерб для него, (2) затраты нашедшего, связанные с возможностью попасться, (3) затраты нашедшего, связанные с понижением самооценки.

3. Диффузия ответственности. Проявляется в присутствии нескольких свидетелей ,например, несчастного случая или преступления, когда каждый свидетель рассчитывает, что поможет другой (во дворе напали на женщину, но никто не выходит на помощь). Готовность к оказанию помощи выше, если есть три нуждающихся в ней и один способный её оказать, чем в случае, когда один нуждается в помощи и три способных её оказать.

4. Нормы. Закон, мораль, степень интернализации норм. Норма социальной ответственности - ответственность основанная на зависимости другого человека (стар, болен или беден),ответственность увеличивается при наблюдении за образцами подобного поведения, ответственность уменьшается, если другой сам виноват в своём положении (пьянство, например).

5. Сопереживание как элемент альтруистического поведения..Более склонны люди в хорошем расположении духа, не слишком занятые, не слишком поглощенные собой.

Личностные характеристики. Изучался вклад таких как : общительность, консерватизм, мотив одобрения и вера в бога. Изучалась связь с ответственность, получены данные, что люди с высоким внутренним локусом контроля чаще спешат на помощь. Данные у разных исследователей противоречивы. Проводился эксперимент “Падение в соседней комнате с лестницы”, влияет: просоциальная ориентация (стадия морального развития по Колбергу, шкала макиавеллизма, тест личностных ценнностей Рокича), стадия морального развития влияет (чем выше, тем чаще помогает), если испытуемому ранее разрешили входить в соседнюю комнату, при изучении ранжированных ценностей обнаружены у уклоняющихся от помощи на первых местах: комфортабельная жизнь, честолюбие, опрятность. Инициативность.

 

“Ядром” мотивации считают восприятие себя как ответственного за ситуацию.

Приобретённая (выученная) беспомощность - безнадёжность и покорность, приобретаемая в случае, если человек или животное не чувствует возможности контроля над повторяющимися неприятными событиями.

Приобретённая беспомощность как особое явление была открыта совершенно неожиданно вначале у животных Овермайером и Селигманом (1967). Собак обучали быстрому реагированию на опасность, для этого на первой стадии животное закрепляли в станке и после загорания лампочки они получали удар током, уклониться от которого не могли. На второй стадии животное могло свободно перемещаться и ожидали, что избегая удара током, собака после загорания лампочки прыгнет через барьер. Однако было обнаружено, что животное обучилось только беспомощному ожиданию неприятного события.

Был сделан вывод: если опыт субъекта состоит в том, что его действия не влияют на ход событий и не приводят к желательным результатам, то усиливается ожидание неподконтрольности ситуации и появляется тройственный эффект : мотивационный (изменяются действия), когнитивный (понимание) и эмоциональный (настроение).

Мотивационный проявляется в торможении попыток активного вмешательства в ситуацию.

Когнитивный - в приписывании причин происходящего внешним факторам, этот способ объяснения происходящего позже проявляется во всех аналогичных ситуациях (“от меня ничего не зависит”).

Эмоциональный - в появлении подавленности, пессимизма, депрессивного состояния. У детей часто - появление негативизма, враждебности, отчуждения от деятельности.

 

Поиск понимания идёт в области осмысления причин успехов и неудач. Бернард Вайнер выяснил, что основные три направления, с которыми у людей ассоциируется причинаL1) внутри или вне самого человека причина успеха или неудачи,(2) причина устойчивая или неустойчивая,(3) контролируемая или неконтролируемая

 

УСТОЙЧИВЫЕ (НЕКОНТРОЛИРУЕМЫЕ) Социальная среда, руководство

ВНЕШНЫЕ

ИЗМЕНЧИВЫЕ (НЕКОНТРОЛИРУЕМЫЕ) Везение, случай

 

УСТОЙЧИВЫЕ (НЕКОНТРОЛИРУЕМЫЕ) Интеллект, способности, здоровье

ВНУТРЕННИЕ

ИЗМЕНЧИВЫЕ (КОНТРОЛИРУЕМЫЕ) Старание, терпение, учёт условий, настрой

Человек, который ищет причины внутри себя, имеет чувства самоуважения, гордости, вины или стыда (по Вайнеру), считает себя ответственным за свою судьбу, полагаются на собственные усилия, умения и навыки.”ИСТОЧНИК ” (ИНТЕРНАЛ - причины ВНУТРЕННИЕ, самостоятельный, ценит свободу, чувствуют ответственность , хотят быть информированными) или , в противном случае ,-“ ПЕШКА”(ЭКСТЕРНАЛ - причины ВНЕШНИЕ, пассивны, не чувствуют личной ответственности, ищут поддержки, одобрения, внушаемы).

Человек, который считает причины стабильными, не готов к встрече с различными возможными исходами, он ожидает или всегда успех, или всегда неудачу. Восприятие причины как контролируемой, связано с уверенностью в себе и формирует определённые ожидания.

Люди склонны с целью повышения самооценки причины удач искать в себе, а причины неудач во внешних обстоятельствах.

Экстернальность есть сопутствующий фактор ВЫУЧЕННОЙ БЕСПОМОЩНОСТИ - состояния, возникающего у человека после относительно длительных неприятных воздействий, избежать которых не удавалось (в эксперименте ,например людям предлагалось решить серию нерешаемых задач). Происходит ослабление мотивации, ухудшение качества и скорости обучения, появляются эмоциональные расстройства, тревожность. Возможна генерализация выученной беспомощности - из узкой области деятельности она распространяется на другие.

 

Различаются типы личностей по их направленности (комплекс ведущих мотивов личностей).

Направленность личности - совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность человека относительно независимо от наличных условий. Чаще выделяется три типа направленности: на дело, на общение, на себя. Распознавание мотивационной основы других людей.

. САМОРЕГУЛЯЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

ЦЕЛЬ ДЕЙСТВИЯ РЕЗУЛЬТАТ ОЦЕНКА

Саморегуляция деятельности включает управление всеми видами внутренней и внешней активности, которые направлены на достижение целей субъекта .

Функциональные звенья саморегуляции: целеполагание, моделирование, программирование, реализация (личный рабочий стиль), оценка и коррекция результата.

1. ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ - (цель - модель желаемого будущего) самостоятельность, реалистичность (соотнесение с возможностями).

Уровень притязаний личности определяется по степени сложности целей, которая она перед собой ставит. Уровень притязаний может быть реалистичным (соответствующим возможностям),и нереалистичным (мечты - компенсация деятельности). Зрелость личности определяется как знание своих возможностей.

ПОСТАНОВКА ЦЕЛЕЙ. Бывают долгосрочные жизненные цели среднесрочные и краткосрочные.

Правила постановки целей:

1.Используйте позитивные термины: Я ХОЧУ... (а не :”я не хочу, чтобы...”) 2.Главным деятелем являетесь вы (результат зависит от вас, вы - источник перемен).

3.Вы точно знаете, что вы почувствуете, когда результат будет достигнут (Не могли бы вы почувствовать это состояние сейчас? Действительно ли только достижение цели даст вам его почувствовать?).

4.Деятельность разместить в реальном контексте (Когда? Где? С кем? Какие ресурсы нужны?

Как увеличить ресурсы, в том числе психологические (запас жизненных сил?).

5.Результат сопровождается позитивными побочными последствиями (или негативные не являются непереносимыми).

6.” Ешьте слона по частям”. Вместо того, чтобы отодвигать на потом очень сложную или неподъёмную цель, разделите её на части и приступайте к выполнению отдельных частей.

2. МОДЕЛИРОВАНИЕ - анализ условий, конкретизация целей в реальных условиях . Разработка планов и альтернативных вариантов своей деятельности, структурирование времени. Составляете последовательность действий и планируете задания дня. Оцениваете затраты времени. Резервируете время в соотношении 60:40. Принцип Парето: 20% дел дают 80% выигрыша.

ВАЖНОСТЬ

 
 


Установить Выполнять без Саморазгрузка включает делегирование

срок выполнения без промедления обязанностей без делегирования

Б А управленческой ответственности.

С В Включает учёт:

Воздержаться Поручить Типа задачи Срочность +

Компетентность подчинённого +

Функциональная ответственность

3. ПРОГРАММИРОВАНИЕ - выбор способов деятельности, гибкость и надёжность деятельности, учёт возможности появления экстремальных ситуаций, стрессов. Степень развития навыков и умений.

4.РЕАЛИЗАЦИЯ И ОРГАНИЗАЦИЯ, ЛИЧНЫЙ РАБОЧИЙ СТИЛЬ.

Подвергайте сомнению привычные способы работы, ищите новые, рациональные способы.

“ПОГЛОТИТЕЛИ ВРЕМЕНИ” ПРИЧИНЫ РЕШЕНИЯ

Отсутствие целей, приоритетов, планов “И так хорошо” Планировать при необходимости

Попытки много сделать за один раз Время не планируется Сделать выбор

Нерешительность Страх ошибок, риска “На ошибках учатся”

Спешка, нетерпение Нет учёта возможностей Изучить себя

Неспособность сказать “нет” Желание понравиться Дать честный ответ

Дело не доводится до конца Отсутствие сроков Установить реальные сроки

“Завален” делами Отсутствие системы Установить приоритеты.

Организационные принципы распорядка дня. “Работа должна подчиняться нам, а не наоборот”.

График суточной работоспособности различен для “жаворонков” для “сов”.

 

Советы:

1.Распределите свои дела в соответствии с вашей энергией в течении дня.

2.Начинайте день в позитивном настроении, не спешите утром, лучше раньше встать.

3.Проверьте план дня, выделите важнейшее дело и найдите приятное событие или наметьте его.

4.Приступайте к делу без “раскачки” , избегайте импульсивности.

5.Периодически полноценно отдыхайте.

6.Оценивайте результаты дня, хвалите себя, делайте полезные выводы.

7.Полезно в каждый день найти кульминацию - особенно приятное событие.

 

4. ОЦЕНКА.Критерии успешности.ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ЭТАЛОНЫ:стандарт, гибкость стандарта, социальное сравнение, индивидуальный эталон. САМООЦЕНКА деятельности. Оценка или самооценка?

Отказ от самооценки при неудаче - поиск причин во внешних факторах. Изменение притязаний как следствие оценки успешности. Динамика уровня притязаний: норма - понижение при неудаче, повышение при удаче.

Защитная реакция - сохранение уровня при удачах, повышение при неудаче. Сопровождаются: приписыванием причин внешним факторам, агрессией, отказом от деятельности “зелен виноград”.

Контроль результата.

1.Что я сегодня сделал для достижения своей цели?

2.Какие знания, опыт я получил?

3.Каким было моё настроение, состояние духа?

4.Каким было моё физическое состояние?

5.Чем я помог другим людям?

5.КОРРЕКЦИЯ результатов. Реакция на успех и неудачу. Превратить поражение в победу.

Неправильный анализ. Правильный анализ.

1.Что не получилось? 1.Каков результат?

2.Почему? 2.Как вы об этом узнали?

3.Кто виноват? 3.Чему вы научились?

4.Какие ограничения возникли? 4.Какие новые возможности у вас появились?

Вы умеете быть счастливым? Визуализация событий удачных и неудачных: Вы внутри или снаружи? Есть цвет? Есть движение? Есть звук?

Стили саморегуляции - устойчивые особенности регуляторных процессов, проявляющиеся у личности при реализации деятельности (Миросанова). Гармоничный - все звенья развиты. Акцентуированный - отдельные звенья.

1.Автономный стиль: а) организованный - целеполагание без проработки деталей; б)контрольно-корректирующий - оценка и коррекция (начало и конец деятельности).

2.Оперативный стиль: а)моделирующий - гибкость учёта условий; б)программирующий - проработка вариантов, детализация (середина деятельности).

3.Устойчивый : а)исполнительский (программирование и оценка).

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.