Сделай Сам Свою Работу на 5

Социальные мотивы : аффилиация и власть .





Индивидуальные особенности субъекта деятельности.

Мотивация достижения - стремление к повышению уровня собственных возможностей, связанная со стремлением личности добиваться успехов и избегать неудач.

Мотив достижения - внутренний фактор мотивации деятельности, может проявляться в любой деятельности, но может быть основным (проявляется синдром достижения).

Внешние факторы актуализации мотива достижения следующие (по Маклелланду): в ситуации

1. Существуют определённые стандарты качества.

2. Исход решения задач оценивается по этим стандартам.

3. Исход решения может быть успешным или неуспешным для данного человека.

4. Человек воспринимает свою ответственность за исход.

История исследования мотивации достижения.

Начало - 1950-е годы (Макклелланд, Аткинсон).

1. Аткинсон. Модель выбора риска. Модель - идеальный случай, когда индивид стоит перед задачей, которую он с определённой вероятностью может либо решить, либо не решить, причём успех или неудача оказывают влияние лишь на его самооценку. Индивидуальные различия проявились в выборе степени трудности задач (связь с уровнем притязаний), продолжительности позитивных ориентаций (настойчивость, ожидание позитивных результатов), в усилиях и достигнутых результатах.



Индивидуальные различия проявляются в следующих вариантах поведения:

Характеристики деятельности Лица с мотивом стремления к успеху Лица с мотивом избежания неудач
Ситуация достижения Активно ищут ситуации соревнования, риска с личной ответственностью за исход. Избегают подобных ситуаций, а попадая в них “плывут по течению”.
Цель Выбирают цели несколько выше средней степени трудности, успех в которых позволяет подтвердить самооценку. Ставят либо очень лёгкие, либо очень трудные цели, так, чтобы успех или неуспех не влиял на самооценку.
Действия. Настойчивы и упорны в достижении , самостоятельно действуют. Склонны к поиску помощи и поддержки, к отвлечению от деятельности (фантазии, отказ).
Результат Эффективны, в случае неудачи сохраняют или снижают уровень сложности, в случае удачи - повышают. Эффективны в случае лёгких целей. При неудаче отказываются от реалистичной стратегии, после успеха выбирают более лёгкую задачу, а после неудачи - более трудную.
Оценка окружающих Стремятся к получению обратной связи и реагируют на неё. Не стремится получить информацию или игнорируют её.
Самооценка и атрибуция причин. Самооценка реалистичная и устойчивая. Успех рассматривают как результат усилий, неудачу как следствие стечения обстоятельств. Чаще завышенная, заниженная, неустойчивая самооценка, успех рассматривается как следствие стечения обстоятельств, а неудачу как проявление плохих способностей.
Планирование временной перспективы Умеренное, реалистичное планирование, если высокий уровень достижений, то ориентация на отдалённое будущее. Глобальное, либо очень узкое планирование, если высокий уровень достижений, то всё равно уклонение от реалистичного планирования.

Развитие мотивации достижения.



Основные типы поведения складываются между 3-мя и 13 годами под влиянием окружающих.

От 3 до 4 лет велико внимание похвал и позитивных ожиданий окружающих.

Но уже в возрасте 4- 5 лет реакции взрослых преломляются через самооценку - чрезмерная похвала за ничтожный успех скорее огорчает ребёнка, воспринимается как недоверие к его возможностям. Фиксация неудачи при расположении и позитивных ожиданиях взрослого вызывает усиление активности.

Наиболее благоприятна среда сочетающая ненавязчивый контроль родителей и высоко насыщенная побуждающими факторами.

Развитие мотивации достижения идёт максимально успешно при выполнении двух условий:



1. Внешние условия организации деятельности включают (1) наличие стандартов качества нескольких уровней, (2) ребёнок сам выбирает себе стандарты и соотносит с ними свой результат, (3) исход чаще бывает успешным, чем неуспешным, (4) ребёнок воспринимает себя как ответственного за исход (например, компьютерные игры).

2. Ребёнка окружают люди с выраженным мотивом достижения, подражание действием, способам интерпретации результатов определяет формирование конструктов индивидуального сознания.

Коррекция выученной беспомощности эффективна до 13 лет. Способы:

1. Влияние на сознание. В серии успешных и неудачных действий систематическая интерпретация взрослым ситуации, как определяемой усилиями и состоянием ребёнка.

2. Создание условий для достижения успеха. Работа с людьми, воспитывающими ребёнка: обучение развитию саморегуляции, тренингу мотивации достижения, умению эффективно поощрять, тренингу личностной причинности, тренингу внутренней мотивации.

Социальные мотивы : аффилиация и власть .

Мотив аффилиации (по Мюррею) - “Заводить дружбу и испытывать привязанность. Радоваться другим людям и жить вместе с ними. Сотрудничать и общаться. Любить. Присоединяться к группам” . Человек должен уметь: дать понятие о желании вступить в контакт, сделать контакт привлекательным для партнёра, строить отношения равенства и взаимности, иметь в виду, что потребительское отношение к партнёру разрушает взаимоотношения.Цель мотива аффилиации - взаимная и доверительная связь, где каждый из партнёров любит другого или хотя бы относится приязненно, принимает его, дружески поддерживает и симпатизирует ему.

Индивидуальные различия проявляются в степени выраженности стремления к общению - преимущественной ориентации либо на надежду на успех в общении (НУ), либо связанную со страхом отвержения (СО).

Лица с надеждой на успех “воспринимают других людей более позитивно и более похожими на себя. Им нравятся те, кто их окружает, и они пользуются у них ответной симпатией и популярностью. То, что в социальных ситуациях они чаще используют позитивные межличностные признаки, побуждает незнакомых людей на позитивное общение. Так возникает цикл позитивных актов общения, порождающий при взаимодействии с незнакомым человеком ощущение доверия и комфорта.”

Лица с привычным страхом отвержения “в общении с незнакомыми людьми чувствовали себя менее уверенно, были напряжены, тревожны и обеспокоены и вызывали напряженность и ощущение дискомфорта у своих партнёров. Они вызывали к себе более негативные чувства и оценивали себя как менее популярных и более одиноких. Таким образом, чувствительность к отвержению фиксирует неудовлетворительное состояние навыков общения и тенденцию попадать в безвыходный круг общения, закрепляющий чувство неадекватности и неспособности справляться с межличностными отношениями.” Мехрабиан, Ксензский.

Ориентации (НУ) и (СО) у человека могут проявляться по разному с незнакомыми людьми и знакомыми, близкими. Выделяют 4 типа мотивов:

1) НУ выше СО - человек открыт в общении доброжелателен, не испытывает трудностей в установлении контактов, активен, имеет довольно широкий круг общения.

2) НУ ниже СО - человек “заморожен”, закрыт, испытывает трудности в установлении контактов, часто для контакта выбирает человека с низким статусом.

3) Обе ориентации высоки - человек активен в общении (иногда до назойливости), но напряжен и обеспокоен, часто проявляется в обидчивости или “синдроме отличника”(по Мехрабиану - база конформного поведения).

4) Обе ориентации низки - низкая потребность в общении, интровертированность , может быть общее снижение энергии, усталость, проявляется в желании уйти от лишних контактов.

Как и в случае мотива достижения, кроме стремления к общению(привлекательности результата), можно описать ожидания, которые появились на основе прошлого опыта общения и влияют на поведение в ходе общения. Каждый из возможных исходов ожидается с определённоё вероятностью, от этого зависит непринуждённость и дружелюбие, либо неуверенность и неловкость в общении. Предполагается, что ковариация ожидания и привлекательности должна быть величиной устойчивой для данного человека (гипотеза не проверена эмпирически). Так, Бирн, Мак-Дональд и Микава пишут :” Если (у человека) доминируют ожидания встретить в людях источник поощрения, то субъект будет стремиться к другим людям и искать в них товарищей, будет доверять им и высоко их ценить. Если же доминируют противоположные ожидания (источник наказаний), то субъект будет избегать других людей, относиться к ним с подозрением и низко их оценивать. Индивид, опыт которого носит смешанный характер и у которого, в силу этого, высоки ожидания того и другого рода, будет находиться в сфере межличностных отношений в состоянии практически постоянного конфликта. А человек, у которого обо вида ожиданий низки, будет проявлять в ситуации межличностного общения безразличие и незаинтересованность”.

Изучалось реальное аффилиативное поведение. Так, Мехрабиан ставил испытуемых (незнакомых людей ) в ситуацию совместного 2-х минутного ожидания и фиксировал количество поведенческих реакций разного типа , далее на основе факторного анализа выделены факторы: фактор аффилиации (количество высказываний, в том числе положительных, вопросов, согласий, длительность высказываний партнёров, длительность контакта глаз, количество кивков, дружелюбное выражение лица, количество жестов рук, позитивный тон) ; фактор активности (общая речевая активность, громкость, скорость речи ); фактор отсутствия напряженности (количество движений ног, количество покачиваний корпуса, наклонное положение корпуса) ; фактор интимности (положение плеч по отношению к партнёру (отличное от фронтального), расстояние до партнёра) ; фактор замешательства (длительность хождения туда-сюда). Реальное поведение должно быть объяснено , исходя из выраженности обеих личностных диспозиций - надежды на успех и страха отвержения, а также ситуационными переменными, создаваемыми характеристиками партнёра - его статусом (более высоким или более низким) и его поведением (дружелюбным или отстранённым). Получен ряд выводов: недружелюбное поведение партнёра уменьшает аффилиативное поведение у ориентированных на отвержение испытуемых только при высоком статусе незнакомца (рост угрозы отвержения), а у испытуемых со слабой тенденцией страха отвержения только при низком статусе незнакомца (низкая привлекательность партнёра).

Продолжение эксперимента заключалось в том, что при аналогичных условиях испытуемым давалась инструкция :” Вы должны оценить социальную привлекательность друг друга, т.е. оценить, в какой мере каждый из вас интересен другому, сейчас я вернусь и принесу бланки для ответа”. Данная ситуация квалифицировалась как стрессовая. Сравнивалась степень переживаемого сходства с партнёром по общению. В целом стресс ведёт к переживанию большего сходства. Причём наибольшее сходство воспринимают стремящиеся к аффилиации (и низкой к отвержению). В нейтральной ситуации наибольшие различия с партнёром воспринимают лица с низкой тенденцией к аффилиации и высокой к отвержению.

Установлено, что взаимное аффилиативное поведение постоянно изменяет (на микроуровне) текущую мотивацию и поведение. Это особенно очевидно при преодолении партнёрами определённого уровня интимности (пространственная близость, контакт глаз, прикосновения), появляющийся позитивный или негативный фон сразу меняет уровень активности обеих партнёров (повышение активности или компенсаторные реакции типа отвода глаз и восстановление исходной дистанции.)

Таким образом, при сравнении связи между привлекательностью цели и ожиданием успеха (по модели “ожидаемой ценности”) для мотива достижения и мотива аффилиации, выявляются противоположные тенденции:

· для мотива достижения - обратная зависимость ( наиболее привлекательна трудно достижимая цель);

· для мотива аффилиации - прямая зависимость (наиболее привлекательна легко устанавливающаяся аффилиация).

Мотив власти- стремление к приобретению и сохранению источников власти и реализации власти , либо ради связанного с властью престижа и ощущения власти, либо ради влияния на поведение и переживания других людей.

Понятие власти.

Власть - возможностьвлиять на поведение и переживания других людей, которые, будучипредоставлены сами себе, не поступили бы желательным для субъекта образом. Влияние это должно так изменить их поведение, чтобы оно способствовало удовлетворению потребностей субъекта. Для достижения этого субъект должен с помощью специальных средств воздействия перестроить мотивы другого человека, причём сделать это эффективным и экономичным способом.

Власть - возможность в данной позиции настаивать на своём даже при наличии сопротивления .(М.Вебер, социолог)

Власть - достижение намеченных результатов .(Б .Рассел, философ)

А обладает властью над В в той мере, в какой может заставить В делать то , что он не стал бы делать без воздействия .( Р.Э.Дал, политолог)

Власть А над В можно определить,... как отношение максимальной силы воздействия А на В...к максимальному сопротивлению со стороны В. (К.Левин)

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.