Сделай Сам Свою Работу на 5

По расположению рифмующихся стихов (abba) выделяют





Рифма

Рифма (от греч. rhythmós — стройность, соразмерность), созвучие стихотворных строк, имеющее фоническое, метрическое и композиционное значение. Р. подчёркивает границу между стихами и связывает стихи в строфы. В поэзии большинства народов Р. располагается на концах стихов, однако встречаются регулярные начальные созвучия (например, начальные ассонансы в монгольской поэзии). В разное время и у разных народов к Р. предъявлялись различные требования, поэтому единого универсального определения Р. по звуковому составу быть не может: он зависит как от литературной традиции, так и от фонетического строя языка. Например, в русской поэзии основа Р. — созвучие ударных гласных; в чешском же языке, в котором ударение всегда падает на начальный слог, созвучие последних слогов может не зависеть от места ударения. По месту ударения Р. делятся на мужские — с ударением на последнем слоге (берегам — лучам), женские — с ударением на предпоследнем слоге (Руслана — романа), дактилические — с ударением на третьем от конца слоге (закованный — очарованный) и очень редкие гипердактилические (покрякивает — вскакивает) с большим количеством послеударных слогов (см. Клаузула). Взаимное расположение рифмующихся строк может быть различно. Основные способы рифмовки: смежная — по схеме аа бб... (Ворон к ворону летит,/ Ворон ворону кричит... — Пушкин); перекрёстная — абаб (Румяной зарею /Покрылся восток, /В селе за рекою/ Потух огонёк... — Пушкин); охватная, или опоясывающая, — абба (Уж подсыхает хмель на тыне. /За хуторами, на бакчах, /В нежарких солнечных лучах/ Краснеют бронзовые дыни... — Бунин). Эти способы рифмовки могут по-разному чередоваться и сплетаться. Стихотворения на одну Р. — моноримы — редки в европейской поэзии, но широко распространены в поэзии Ближнего и Среднего Востока (см. Газель, Касыда, Рубаи). Определённое, повторяющееся расположение Р. — один из признаков строфы. В русской поэзии Р. ведёт происхождение от распространённого в фольклоре синтаксического параллелизма, благодаря которому на концах стихов оказываются одинаковые части речи в одинаковой грамматической форме, чем порождается созвучие: "Хвали сено в стогу, а барина в гробу". В древнерусской. поэзии преобладала так называемая грамматическая (суффиксально-флективная) Р.: бяшезнаше, отбиваетотгоняет. С 18 в. начинает цениться Р. разнородная, образованная разными частями речи (ночьпрочь и т. п.). Тогда же (как ранее во французской поэзии и др.) постепенно устанавливается требование точной Р., т. е. такой, в которой совпадают конечный ударный гласный и все следующие за ним звуки (тобоюрукою). Если совпадают также предшествующие ударному гласному так называемые опорные согласные, Р. тогда называется богатой (повесаЗевеса), если созвучие захватывает предударный слог, — глубокой (занемогне мог). С середины 19 в. в русском стихе всё чаще встречаются так называемые приблизительные Р., в которых заударные гласные не совпадают (воздухроздых). С начала 20 в. поэты чаще употребляют неточные Р. разных типов: ассонанс — созвучие гласных при несовпадении (обычно частичном) согласных (облакооколо); усечённые Р., с усечением конечного согласного в одном из слов (лескрест, пламяпамять); составные Р. (до ста растистарости); консонансы, в которых ударные гласные различны (норовкоммунаров); неравносложные Р., в которых мужские или дактилические окончания рифмуются с женскими или гипердактилическими (папахипопахивая). Р. имеет и смысловое значение: она "... возвращает вас к предыдущей строке... заставляет все строки, оформляющие одну мысль, держаться вместе" (Маяковский В. В., Полн. собр. соч., т. 12, 1959, с. 235). Эстетическая оценка Р. (её точности или неточности, новизны или традиционности и т. д.) невозможна вне контекста стихотворения, без учёта его композиции и стиля.





КВАЗИРИФМЫ – примерные, нечеткие рифмы, рифмы-галлюцинации. (научные – компьютере)



Рифма выполняет в стихе несколько функций: смысловую, ритмическую, эвфоническую, мнемоническую, эвристическую.
Звуковой состав рифмы зависит от национальных литературных традиций и от фонетического строя языка. В поэзии большинства народов мира рифма располагается на концах стихов. Основным признаком рифмы в русском стихосложении является совпадение ударных гласных.
Русская рифма произошла от традиций параллелизма в русском фольклоре, когда в конце стихов располагались одинаковые части речи, которые и порождали созвучия. Такие рифмы назывались однородными (грамматическими). Со временем в рифме стали применяться слова, принадлежащие к различным частям речи, а также всевозможные неточные рифмы. В настоящее время существует пять классификаций и несколько десятков разновидностей рифмы. Звуковой состав рифмы — или, вернее сказать, характер созвучия, необходимый для того, чтобы пара слов или словосочетаний прочитывалась как рифма, — различен в разных языках и в разное время.

По точности созвучия рифмы бывают:

- Точные. Например белый - смелый
- Приблизительные. Белым - смелом
- Неточные. Я - коня

 

Что такое рифма

Рифма - большинство источников указывают на древенегреческое происхождение данного слова, первоначально имеющее смысл - складность, соразмерность, размеренность. Также есть предположение, что слово рифма пришло к нам из древненемецкого языка: rim - число.
В данный момент времени рифма - созвучие слов. Как то: Обезьяна отказалась от банана.
Чаще всего используется в поэзии и песнях. В основе рифмы лежит совпадение последних ударных гласных звуков рифмующихся строк.

 

Виды рифм

Существует огромное множество видов рифмы. Не думаю, что есть смысл пытаться охватить все виды рифм, но большинство я постараюсь указать в этом разделе.

Так как видов рифм очень много делятся они по различным категориям.

Например в зависимости от того, на какой слог приходится ударение.

- Мужская рифма или односложная
В мужской рифме ударение приходятся на последний слог. Например: Мне начинка пирога - дорога
- Женская рифма ( двусложная )
В женской рифме ударение падает на предпоследний слог. День рожденья у Толяна, всем друзьям накрыл поляну
- Также бывает дактилическая рифма ( ударение на третьем слоге ) и гипердактилическая ( на четвёртом и далее ). На стройке трудятся монтажники. А негодяев стерегут - стражники

Термин "женская рифма" пришёл из старофранцузкого языка, где слова женского рода заканчивались сильным ударным+слабым безударным слогом.

По степени и манере звукового подобия, или фонетического подобия рифмы могут разделяться

по месту образования
по способу образования
по участию голоса и шума
по твердости и мягкости
по глухости и звонкости
Это разделение характеризует "точность рифмы". Чем ближе к полному совпадению - тем приятней для слуха рифма ( богатая )
Рассмотрим на примере согласных П и Б.

По месту образования обе являются губными,
По способу образования - обе являются взрывными.
По участию голоса и шума - обе шумные.
Обе твёрдые, и наконец единственное различие:
П - глухая, Б - звонкая.

Таким образом 4 из 5 - рифма будет хорошо звучать. Общепринятое мнение - что бы рифма звучала хорошо, надо как минимум 3 совпадения из пяти.

По расположению рифмующихся стихов (abba) выделяют

- кольцевую рифму

Водитель разошёлся не на шутку.
Одной рукой по телефону говоря,
другой размахивал в окно, кого то матеря.
Поставил в повороте на два колеса маршрутку.

Также кольцевая рифма может упоминаться как опоясанная или охватная.

- Смежную рифму (aabb)

- Перекрёстную рифму (abab)

- Смешанную (aabccb)
К этому виду относится тернарная рифма. Как раз она и выглядит как aabccb

- Ещё существует сквозная рифма - рифма проходящая через всё произведение ( aaaa ).

По лексическим и грамматическим признакам:

- Богатая рифма - когда целиком совпадают заударные окончания:
И наконец пойду я спать.
Как хорошо. Расстелена кровать.

- Бедная рифма - когда не совпадают заударные гласные:
Везде моя нога прошлась
И наконец пришла моя дорога
Туда откуда началась.
Пришёл к родному дому, своему порогу

- Однородные. Например глагольная:
Опять он ночевать остался.
Он что, теперь тут прописался?

- Разнородные рифмы например существительное и глагол

- Тавтологическая рифма - повторение в конце строки одного же и того слова.

- Омонимическая рифма - рифма полученная в результате созвучия разных по значению слов ( омонимов )

- Паронимическая рифма. Такой она называется если образована практически созвучным словом:
Под ноги не смотря полез в карман
И в результате угодил ногой в капкан.
Со злости сигарету я скомкал.
Теперь уж не станцую я канкан.

- Внутренняя рифма
Внутренняя рифма - такая рифма в которой рифмуются слова в середине и в конце строки.

По точности созвучия рифмы бывают:

- Точные. Например белый - смелый
- Приблизительные. Белым - смелом
- Неточные. Я - коня

Не используемые виды рифм:

- Визуальная рифма.
Визуальная рифма - это когда нет созвучия, а при написании слова выглядят одинаково.
- Белая рифма
Белая рифма — строфы, не имеющие рифмы, но, в отличие от свободного стиха, обладающие определённым стихотворным размером ( ямб, хорей и т.д. )

 

Происхождение рифмы

Согласно Советскому Энциклопедическому Словарю рифма в том виде в котором мы знаем её сейчас начала употреблятся в 10-12 вв. в Европе. Но если рифмой считать ассонанс ( повторение в строке гласных звуков ), то тут не всё так однозначно. В принципе я согласен с утверждением - "Ассонанс - зародыш рифмы".

Гораздо раньше 12 века появилась письменность и литературное творчество, что может свидетельствовать о происхождении рифмы из наиболее древних культур и их языков. Сохранившиеся свидетельства древней поэзии 2-3 тысячелетий до нашей эры говорят о том, что уже тогда рифма имела место быть. Также в древнееврейском языке известны случаи употребления ассонанса. Разные источники утверждают о различных вариантах происхождения рифмы.

Например в русской поэзии и вообще, в русском языке рифма однозначно берёт начало из народного творчества - присказок, или других древних народных произведений и знать точное время образования такого творчества не представляется возможным. В сегодняшнее время в русском языке рифма используется повсеместно. Как в искусстве, так и в областях далёких от него, например в рекламе.

Также некоторые источники указывают на древнекитайского философа Конфуция ( 5 - 6 до н.э. ) который создал сборник древней китайской поэзии, которая началась примерно в 12 веке до н.э.
В другой древней культуре - индийской, первые известные литературные произведения датируются 3 - 4 веком нашей эры.
Немногим позже появились литературные произведения ещё одной древней культуры - арабской, примерно 6 - 7 веками нашей эры.

Как я писал ранее в Европе рифма появилась в 10-12 веках нашей эры. Имеется мнение что первым делом рифма появилась в завоёванной арабами Испании. Таким образом арабы и принесли рифму в Европу. Также возможно, что рифму принесли не арабы, а рыцари во времена крестовых походов на неверных, но в любом случае эта теория связана с заимствованием рифмы у восточных народов.

Если же посмотреть севернее, то можно узнать о том, что рифма появилась у кельтов задолго до крестовых походов и завоевания арабами Испании. Существуют свидетельства в виде сборника стихов на валлийском языке, первоисточник которых датируется второй половиной 6 века нашей эры. И что характерно для этих произведений, так это то, что в них чаще других используется точная рифма.

В остальной Европе начало поэзии примерно сопоставимо по времени с разделением церквей ( 11 век н.э. )

 

Воздействие на слушателя

Определенно рифма имеет психологическое воздействие на слушателя. Как содержанием рифмы, так и формой представления.
Рифма позволяет акцентировать внимание на отдельные мысли, при этом соединяя их в единый текст. Также рифмой задается ритм, и слушатель или читатель подсознательно готовится услышать продолжение рифмы, а когда слышит - естественно испытывает удовлетворение. Однако если рифмуются слова не связанные смыслом слушатель испытывает недовольство связанное с несоответствием рифмы мысли. С этим эффектом также связано благотворное влияние на запоминание. А также благодаря этому эффекту рифма часто используется в рекламе. Существует ограничение на размер рифмы, обусловленное памятью человека. То есть, если задать слишком большой объём информации в малое количество рифм, то эти рифмы просто не будут уловлены слушателем.
В рифмованном произведении акцент стоит на последнем слове в строке, том слове, на котором рифмуется произведение. Это слово имеет большое смысловое значение. Оно подчеркнуто следующей за ним паузой и звуковым повтором рифмы.

ТОЧНАЯ РИФМА - общее название рифм с полным соответствием послеударных окончаний в словах. В отличие от графических рифм, подразумевается как графическое, так и звуковое сходство.
Сеть – мечеть, гроза – слеза, лик – старик, жареный – подаренный, ноль – позволь, едко – метко, резче – хлестче, око - дока…
"Понятие точной рифмы относительно и изменчиво; оно определяет предел, определяемый художественными вкусами эпохи, более свободными или более требовательными" (В. Жирмунский)

Для начала рассмотрим любое слово, например, знание. Ударение в нём падает на звук «а». Это ударная гласная – сердце рифмы. Часть слова, находящаяся перед ней, называется предударной, та же часть, что расположена после неё – послеударной. Соответственно, точной считается такая рифменная пара слов, в которых полностью совпадают ударные гласные, а также послеударные части:

Знание – страдание – мелькание – воркование

В данном случае была выбрана дактилическая рифма, с длинным послеударным созвучием. Оно становится короче, если рифмы – женские:

Веселье – похмелье – келье – зелье

И еще короче в случае рифмы мужской:

Топор – вор – забор – укор

Слова, оканчивающиеся на ударную гласную, такие, как рука, формально могут рифмоваться как точные, по одному совпадению ударных гласных:

Рука – леса – добра – была

Но слух воспринимает такие созвучия плохо, акцентируясь на несовпадениях предударных частей слов. И уху, и глазу более приятны такие сочетания:

Рука – облака – строка – легка

Нетрудно заметить, что в этом случае совпадают не только ударная гласная, но и стоящая перед ней согласная, которую называют опорной. Точные рифмы, в которых наблюдается совпадение опорной согласной, ударной гласной и послеударных частей слов, называют глубокими, или богатыми:

Мужская: топор – упор – капор – до сих пор

Женская: веселье – новоселье

Дактилическая: знание – упоминание – стенание

К разряду точных рифм относятся также тавтологические, омонимические и часть паронимических рифм. Нетрудно видеть, что в этих случаях, помимо обязательного совпадения ударной гласной и послеударной части слова, наблюдается созвучность и в предударной части. Вот рифмы-паронимы к предложенным четырем словам:

Рука – река
Топор – танцор
Веселье – виноделье
Знание – звание

Степень «точности» рифмы здесь еще более возрастает, достигая своего предела в тавтологических и омонимических вариантах.

Точные рифмы считались обязательными в русской поэзии XVIII – XIX веков. Некоторой уступкой было применение в XIX веке рифм приблизительных – таких, где наблюдается неполное совпадение послеударных частей слов, или буквенное несовпадение ударных гласных при близости их звучания:

Струнах – юных

В этом примере можно видеть оба несовпадения. Такая приблизительная рифма структурно очень близка к точной. Введение их в оборот было вызвано ограниченностью числа точных рифм. В начале ХХ века, после реформы русской рифмы, стали активно использоваться рифмы неточные, которые мы рассмотрим в следующем очерке. Но, несмотря на их приход, точные и приблизительные рифмы не ушли из русской поэзии и сохранили свое значение. В некоторых жанрах лирики, например, в классическом сонете, роль точных рифм очень высока в силу того, что подбор длинных (3-4) рифменных цепей с использованием неточных рифм довольно сложен. Наконец. Точная рифма доминирует в текстах песен. Очень ценны точные рифмы и в случае, если надо подчеркнуть ударный финал стихотворения.

 

НЕТОЧНЫЕ РИФМЫ

Есть в русском языке точные рифмы, и их много. Но рифм неточных несравненно больше, и умеющий пользоваться ими настолько расширяет свой словарь рифм, что получает возможность рифмовать практически любое слово русского языка, причём, как правило, многократно. Из этого вытекает первостепенность знания неточной рифмы.

Существует три основных типа неточной рифмы. Первый, самый простой, включает такие сочетания, в которых одно из рифмующихся слов содержит некую часть, располагающуюся после рифменного созвучия, и не входящую в его состав:

река – руках, натощак – праща, погоста – вдосталь, злато – палатах

Такая рифма образуется за счет присоединения к рифменному созвучию в одном из слов окончания, или же за счет усечения окончания одного из слов:

реКА – руКАх, погОСТА – вдОСТАль

Мужские и женские рифмы подобного рода очень часты, причем возможен подбор многочисленных рифм на трудно рифмующееся слово за счет его усечения:

взмах – сама – весьма – сума – зима – тюрьма

и так далее, несколько десятков слов может легко подобрать любой.

Дактилические рифмы такого рода подобрать сложнее из-за длинноты окончания, входящего в состав рифменного созвучия:

признательность – внимательно

Важная особенность такого рода рифмы состоит в том, что само рифменное созвучие идентично в рифмующихся словах, и построено по тому же типу, что для обычной точной рифмы: ударная гласная (иногда с опорной согласной) + послеударный ряд созвучия. Неточные рифмы такого рода появляются в самом начале реформы рифмы, становятся исключительно популярны в 20-х годах, но потом их употребление становится более редким, их считают «устаревшими», слишком простыми. В самом деле, это и есть простейший тип неточной рифмы – усечённый.

Второй род неточной рифмы сложнее. Его можно назвать заместительным – сущность его состоит в том, что рифменные созвучия двух слов различаются между собой за счёт замещения одних букв и звуков иными, а также за счёт добавления дополнительных букв и звуков в одно из слов:

вороны – ворвани

В этой паронимической паре можно видеть замещение безударного второго «о» в первом слове на «а» во втором, а также добавление «в» во втором слове:

ВОРоНы – ВОРваНи

Ещё пример:

лебеди – лепете

Также паронимическая дактилическая рифма, но здесь происходит замещение звонких согласных первого слова глухими согласными второго:

ЛЕбЕди – ЛепЕте

В некоторых случаях возможно и замещение согласных без образования пар «звонкая – глухая»:

палИТрА – брИТвА – здесь «р» замещено на «в»

Возможны и комбинированные варианты, где происходит как замещение, так и добавление букв и звуков:

КоЛодца – КЛянётся

Здесь в первом слове добавлено первое «о», второе «о» замещается созвучным «ё» во втором, во втором же добавлено «ян», наконец, звонкие согласные замещаются глухими («дц» - «тс») и концевое «а» замещается на «я».

Среди рифм этого рода наиболее распространены женские и дактилические, мужские образовать таким путем сложнее. Характерно большое количество паронимических рифм этого рода, который в настоящее время широко распространен.

Третий тип неточной рифмы характеризуется перестановкой букв и звуков внутри рифменного созвучия. Его можно назвать перестановочным, или анаграмматическим:

вуалЕткА – проспЕктА

зАрУБеЖНые – рАзУБоЖеНо

В первом случае меняются местами согласные «к» и «т», во втором – «з» и «р». Рифмы такого рода могут быть найдены в большом количестве, как мужские и женские, так и дактилические, но подбор их довольно сложен для начинающих и требует навыка. Этот тип неточной рифмы встречается в «массовом» творчестве наиболее редко, но обычен в работах мастеров и высоко ценится.

Разумеется, между тремя основными типами нет жестких границ. Возможны «комбинированные» неточные рифмы, сочетающие признаки двух, а то и трёх главных типов:

скатерть – кстати

В этом случае наблюдается добавление «ер» в первом слове и перестановка «с» и «к».

скатерть – эстакаде

Здесь усечение «рть» во втором слове и смена глухого «т» звонким «д».

Большой выбор возможностей образования неточных рифм (через усечение, замену, перестановку, или их разнообразные комбинации) позволяет автору оперировать огромным количеством слов, свободно уходя от приевшихся грамматических, и, особенно, банальных сочетаний, и находя множество рифм на одно и то же слово, среди которых можно выбирать наиболее подходящие. Это обеспечивает успех неточной рифмы, уже почти сто лет как закрепившейся в русской поэзии.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.