Сделай Сам Свою Работу на 5

Развитие и активность языка





В. Гумбольдт теоретически обосновывает новое и чрезвычайно важное положение о том, что формой существования языка является его развитие. "Язык следует рассматривать не как мертвый продукт(Erzeugtes), но как созидающий процесс(Erzeugung)"[2, с.69 ]; "язык есть не продукт деятельности (Ergon), a деятельность (Energeia)"[2, с.70]. Его настоящее определение может быть только генетическим. Понимая язык как деятельность, В. Гумбольдт подчеркивает не только динамизм языка, но и его активность. Активность языка проявляется в воздействии его как социального явления на индивидуума: чем индивидуум сознательнее пользуется языком в соответствии со своими внешними или внутренними потребностями, тем сильнее воздействует язык на его мышление.

 

Системный характер языка

Одним из первых в истории мирового языкознания В. Гумбольдт обосновал системный характер языка. В работе "О сравнительном изучении языков применительно к различным эпохам их развития" он определил основную задачу языкознания как изучение каждого известного языка в его внутренних связях, в его отношениях, ибо своеобразие природы целого выявляется всегда через отношение его составляющих. В. Гумбольдт приходит к выводу, что в языке нет ничего отдельного, каждый отдельный его элемент проявляет себя лишь как часть целого. Язык в его многообразнейших применениях может понять только тогда, когда будут рассмотрены его отношения, ибо в отношениях понятий, составляющих язык, и проявляется весь его гений.



Знаковая теория языка

В. Гумбольдт создал также знаковую теорию языка. В труде "О сравнительном изучении языков применительно к различным эпохам их развития",о котором упоминалось выше, он отмечал, что язык есть одновременно и отражение, и знак. Слово - знак отдельного понятия, но нельзя себе представить, чтобы создание языка началось с обозначения словами предметов внешнего мира. Для того, чтобы слово стало словом, оно не просто должно быть облечено в звуковую оболочку, а должно представлять собой двоякое единство - единство звука и понятия. "Люди понимают друг друга не потому, что передают собеседнику знаки предметов, и даже не потому, что взаимно настраивают друг друга на точное и полное воспроизведение идентичного понятия, а потому, что взаимно затрагивают друг в друге одно и то же звено цепи чувственных представлений и начатков внутренних понятий, прикасаются к одним и тем же клавишам инструментов своего духа, благодаря чему у каждого вспыхивают в сознании соответствующие, но не тождественные смыслы". [2, с.165].



Язык и речь

В. Гумбольдт различает язык и речь. Гумбольдт рассматривает все живые языки, приходит к выводу, что все люди говорят как бы одним языком и в то же время у каждого человека свой язык, и выдвигает тезис о необходимости изучения живой разговорной речи и речи отдельного индивидуума. Он говорит : "…человек понимает себя только тогда, когда на опыте убедится.. что его слова понятны так же и другим людям" [2, с.77]. Эта мысль в формулировке К. Маркса звучит следующим образом: язык - это"… существующее и для других людей и лишь тем самым существующее также для меня самого", и если язык всегда есть достояние коллектива, то он не может представлять собой механическую сумму индивидуальных языков. Скорее, речь каждого говорящего может рассматриваться как проявление данного языка в условиях той или иной жизненной ситуации. Но индивидуальные особенности в речи каждого человека тоже бесспорный факт. "Язык как совокупность своих порождений отличается от отдельных актов речевой деятельности" [2, с. 82].

 

Форма языка (внешняя и внутренняя)

В. Гумбольдт затронул большой комплекс вопросов, связанных с проблемами сущности языка и его функционирования, но центральной в его лингвистической теории стала проблема внутренней формы языка. Язык состоит из множества элементов: слов, правил, аналогий, всякого рода исключений и т.п. Основой, которая позволяет соединить эти разрозненные части в единое целое, В. Гумбольдт считает форму языка. Определяя язык как средство познания и выражения "духа народа", он указывает, что "язык представляет собой постоянно возобновляющуюся работу духа, направленную на то, чтобы сделать артикулируемый звук пригодным для выражения мысли" [2, с.70]. Здесь видно стремление В. Гумбольдта представить внутреннюю форму языка как специфический для данного языка способ объединения звукового материала и психического содержания, "духа народа". Слова обозначают не предметы, а представления о них так, как они осознаются в момент создания слов. В. Гумбольдт считал, что форма языка должна изучаться не путем дедуктивных логических рассуждений по поводу ограниченного числа родственных языков, а путем сравнения форм различных языков - родственных и неродственных, развитых и неразвитых, путем обобщения всего фактического материала и проникновения в природу языка.



И, наконец, под формой языка В. Гумбольдт понимает совокупность всех языковых элементов как в индивидуальном их употреблении, так и в общественно закрепленном использовании языка. Все специфические языковые элементы входят во внутренние формы не как изолированные факты, а образуя определенное целое.

В. Гумбольдт придавал чрезвычайно большое значение изучению формы языка, т.к. она позволяет установить, каким путем выражается мировоззрение народа, и отличить один язык от другого. Под формой языка понимается язык в целом, включая грамматические способы выражения, фонетику и лексику.

В. Гумбольдт дифференцировал понятие формы языка, разграничивая внешнюю и внутреннюю формы. Внешняя форма является звуковой формой и представляет внешний, материальный аспект, а внутренняя форма является формальной организацией психической субстанции, представляющей идеальный аспект.

Важно отметить, что внешняя форма языка понимается В. Гумбольдтом как такая структура, в которой каждый отдельный элемент существует благодаря другому, что аналогично современному пониманию языка как системы. Язык - единство материального и идеального.

Связь языка и мышления

В. Гумбольдт в работе "О различии организмов человеческого языка…" высказал много интересных, зачастую противоречивых мыслей. Он исходил из правильного положения, что "язык есть орган, образующий мысль"[2, с.75]. Связь языка и мышления настолько безусловна, что "язык есть обязательная предпосылка мышления и в условиях полной изоляции человека" [2, c.77]. Эта констатация представляет собой своеобразный перекресток дорог, которые ведут в разные стороны. Действительно, поскольку язык является органом мысли и вне языка понятийное мышление невозможно, познавательная деятельность человека, направленная на объективную действительность, всегда осуществляется с помощью языка. Таким образом, человек всегда замкнут в определенном кругу - кругу того языка, на котором он мыслит и с помощью которого он общается. Но таких кругов существует много - каждый из языков представляет такой круг. Кроме того, эти круги не остаются неподвижными и границы их постоянно меняются - так учит нас опыт исторического изучения языков.

Национальный характер языков состоит в особенном способе соединения мысли со звуками. В. Гумбольдт неоднократно подчеркивал, что слово не является эквивалентом чувственно воспринимаемого предмета: оно даже не содержит в себе готового понятия, а только побуждает человека определенным способом создавать понятие. Каждый человек образует понятие об одном и том же предмете по-своему. Процесс понимания возможен все-таки потому, что способ соединения понятия со звуком является общим для определенного народа, устанавливается единая национальная форма, в которой "умственная особенность одного народа отличается от подобной особенности всякого другого"[2, c. 75].

Библиография:

1. Березин Ф.М. История лингвистических учений. - М.: Высшая школа, 1984. 319 с.

2. Гумбольдт В. Избранные труды по языкознанию. - М.: Прогресс, 1984. 397 с.

3. Звегинцев В.А. Очерки по общему языкознанию. - М.: Издательство МГУ, 1962.323с.

4. Кодухов В.И. Введение в языкознание. - М.: Просвещение, 1979. 351 с.

5. Реформатский А.А. Введение в языковедение. - М.: Просвещение, 1967. 542 с.

6. Философский энциклопедический словарь. / Гл. редакция: Л.Ф. Ильичев и др. - М.: Советская энциклопедия, 1983. 840 с.

 

Вильгельм фон Гумбольдт

(из материалов лекций профессора И.П.Сусова)

 

Особое место в лингвистическом компаративизме первой половины 19 в. занимал

крупнейший лингвофилософ и теоретик языка,

основатель теоретического языкознания и

лингвистической философии языка

Карл Вильгельм фон Гумбольдт (1767—1835).

- блестящее образование и необычайно широкий круг интересов

- (многочисленные языки мира и их типология, классическая филология, философия, литературоведение, теория искусства, государственное право, дипломатия и т.д.; переводы

- активно участвовал в государственной и интеллектуальной жизни, общался с Гёте, Шиллером и другими духовными вождями того времени.

- Вместе с братом Александром фон Гумбольдтом он основал Берлинский университет.

- В. фон Гумбольдт проповедовал необходимость всестороннего и гармоничного развития личности и всего человеческого рода и осуждал утилитаризм и узкую специализацию в университетском образовании.

- В. фон Гумбольдт был представителем синтетического знания, в то время как его предшественники (за исключением И. Гердера) выступали как представители аналитического знания.

- Лингвистическая концепция В. фон Гумбольдта была реакцией на антиисторическую и механистическую концепцию языка 17—18 вв. Она имела источником идеи И. Гердера о природе и происхождении языка, о взаимосвязи языка, мышления и “духа народа”, а также типологические классификации языков Фр. и А. В. Шлегелей.

- На формирование взглядов В. фон Гумбольдта оказали также влияние идеи немецкой классической философии (И. Кант, И.В. Гёте, Г.В.Ф. Гегель, Ф. Шиллер, Ф.В. Шеллинг).

- В. фон Гумбольдт выступил вдохновителем одного из течений в немецкой философии 1-й половины 19 в. — философской антропологии.

Основные теоретические и методологические принципы концепции В. фон Гумбольдта заключаются в следующем:

а) синтез натуралистического и деятельностного подходы (язык как организм духа и как деятельность духа);

б) диалектическое соотнесение противоположных начал

(в форме антиномий);

в) системно-целостный взгляд на язык;

г) приоритет динамического, процессуально-генетического подхода над структурно-статическим;

д) трактовка языка как порождающего себя организма;

е) приоритет вневременного (панхронического или ахронического) взгляда на язык над историческим анализом изменения языка во времени;

ж) приоритет изучения живой речи над описанием языкового организма;

з) сочетание интереса к реальному разнообразию существующих языков и к языку как общему достоянию человечества;

и) попытка представить в идеальном плане языки как ступени к совершенному образованию языка как такового;

й) отказ от описания языка только изнутри его самого, вне связей с другими видами человеческой деятельности;

к) сочетание философски отвлечённого взгляда на язык со скрупулёзно-научным его изучением.

В формировании новой лингвистической методологии огромную роль сыграли статьи

- “О мышлении и речи” (реакция на выступление Г. Фихте “О языковой способности и происхождении языка”; 1795),

- “О сравнительном изучении языков применительно к различным эпохам их развития” (формулирование задач иного — по сравнению с пониманием Ф. Боппа и Я. Гримма — подхода к построению сравнительной грамматики; убеждение в изначальной сложности и системности языка; призыв к изучению языка как явления и естественнонаучного, и

интеллектуально-телеологического; 1820),

- “О влиянии различного характера языков на литературу и духовное развитие” (критика понимания языка как номенклатуры готовых знаков для понятий; неоконченная работа),

- “О возникновении грамматических форм и их влиянии на развитие идей” (доклад, в котором была выдвинута идея об обусловленности мышления языком; опубликован в 1820—1822)

- и особенно большое теоретическое введение к трёхтомному труду “О языке кави на острове Ява” (1836—1840), имеющее самостоятельное название “О различии строения человеческих языков и его влиянии на духовное развитие человечества” (напечатано отдельно в 1907).

В. фон Гумбольдту принадлежит идея о построении „сравнительной антропологии”, включающей в себя и теорию языка как орудия обозрения “самых высших и глубоких сфер и всего многообразия мира”, “приближения к разгадке тайны человека и характера народов”.

Ему присуще своё собственное понимание способов и целей лингвистического компаративизма, призванного, по его мнению, искать глубинные истоки языка не в материальных условиях жизни, а в духовной сфере.

Языковая способность понимается им не только как уникальный дар человека, но и как его сущностная характеристика.

Он утверждает изначальное единство языка и мышления, языка и культуры.

В. фон Гумбольдт убеждён в том, что язык не развивается постепенно по пути усложнения и совершенствования, а появляется сразу как целостная и сложная система, заложенная в человеке.

Им высказывается идея существования языка как неосознаваемой формы и как интеллектуальной активности, проявляющихся в актах “превращения мира в мысли”.

Он утверждает, что мышление зависит от языка, образующего промежуточный мир между внешней действительностью и мышлением. Разные языки квалифицируются как разные мировидения.

В. фон Гумбольдт выдвигает трёхчленную схему индивиднародчеловечество, утверждая, что индивидуальная субъективность в постижении мира через язык снимается в коллективной субъективности данного языкового сообщества, а национальная субъективность — в субъективности всего человеческого рода, объединяемого не на биологической, а на культурно-этической и социальной основе.

Им постулируется тождество языка и национального духа, духа народа.

Он указывает на то, что “истинное определение языка может быть только генетическим”. Генетический момент констатируется скорее по отношению к речи, чем к языку.

Под языком понимается “каждый процесс говорения, но в истинном и существенном смысле... как бы совокупности всех говорений”.

Настойчиво подчёркивается творческая, „энергейтическая” (т.е. деятельностная) природы языка. Язык трактуется как деятельность, главная по отношению ко всем другим видам деятельности человека, как деятельность человеческого духа, в которой осуществляется сплавление понятия со звуком, превращение звука в живое выражение мысли, а не как мёртвого продукта этой деятельности.

Языку приписываются две функции:

а) расчленение бесформенной субстанции звука и мысли и формирование артикулированного звука и языкового понятия;

б) соединение их в единое целое до полного взаимопроникновения.

Под формами языка понимается постоянное и единообразное начало в созидательной деятельности духа, взятое в совокупности своих системных связей и представляющее собой индивидуальный продукт данного народа.

В языке различаются материя и форма, внешняя (звуковая и грамматическая) и внутренняя (содержательная) форма.

Особое значение для последующих периодов развития языкознания имела трактовка внутренней формы языка, определяющей способ соединения звуков и мыслей, как собственно языка.

Утверждалось, что у каждого языка наличествует своя внутренняя форма.

Предназначение языка видится в “превращении мира в мысли”, в выражении мыслей и чувств, в обеспечении процесса взаимопонимания, в развитии внутренних сил человека.

В каждом отдельном языке видится инструмент для специфической интерпретации мира в соответствии с заложенным в этом языке миропониманием, орудие формирования для говорящего на нём народа картины мира. Языку приписывается функция регулирующего воздействия на поведение человека.

Последователи В. фон Гумбольдта (Х. Штайнталь, А.А. Потебня, П.А. Флоренский, А.Ф. Лосев) констатируют следующие антиномии, иллюстрирующие диалектическую связь двух взаимоисключающих и взаимообусловливающих начал:

деятельность — предметность,

жизненность — вещность),

индивидуум — народ (индивидуальное — коллективное),

свобода — необходимость,

речь — понимание,

речь — язык,

язык — мышление,

устойчивое — подвижное,

закономерное — стихийное,

импрессионистическое (временное, индивидуальное) —

монументальное,

континуальное — дискретное, объективное — субъективное.

 

В. фон Гумбольдт закладывает основания для содержательной типологии языков, опирающейся на понятие внутренней формы (взятое у Дж. Харриса).

Он признаёт своеобразие каждого языка как в плане формы, так и в плане содержания. В плане содержания самого языка выделяются не только идиоматический (идиоэтнический), но и универсальный компонент.

В общем он следует идеям Дж. Харриса, но предлагает иной способ разграничения идиоэтнического и универсального. “Общее родство” (т.е. типологическая близость) понимается как “тождество целей и средств”.

Универсальное трактуется как основа способности к многоязычию, возможности адекватного перевода с языка на язык.

Все типы языка признаются равноправными по своим возможностям, никакой из языковых типов не может считаться исходным.

Вслед за братьями Шлегелями, различаются языки изолирующие, агглютинирующие и флективные. В классе агглютинирующих языков выделяется подкласс языков со специфическим синтаксисом предложения — инкорпорирующих. Возможность “чистых” языковых типов отрицается.

Идеи В. фон Гумбольдта в большей или меньшей мере будоражили многих учёных 19 и 20 вв. Попытки осмыслить и реализовать в описании языков идеи В. фон Гумбольдта имели место сперва в Германии (в работах Х. Штайнталя, отчасти В. Вундта, Э. Гуссерля, Л. Вайсгербера), затем в России (в работах А.А. Потебни, Г.Г. Шпета, П.А. Флоренского, А.Ф. Лосева). Сложилось в ряде разновидностей так называемое гумбольдтианство, которое характеризуют как совокупность взглядов на язык и способы его изучения, сформировавшихся в русле философско-лингвистической программы В. фон Гумбольдта.

Гумбольдтианство предполагает антропологический подход к языку, его изучение в тесной связи с сознанием и мышлением человека, его культурой и духовной жизнью.

Но во второй половине 19 в. отсекается прежде всего универсальный компонент, наличие которого признавалось логической грамматикой и отвергалось грамматикой психологической. В соответствии с духом этого времени не нашли своего продолжения попытки В. фон Гумбольдта синтезировать логический и психологический подходы к языку, гумбольдтианцы целиком перешли на позиции психологизма. Довольно произвольную трактовку гумбольдтовского учения о внутренней форме языка давал Х. Штайнталь, а под его влиянием и А.А. Потебня. У них понятие внутренней формы языка было заменено иным по своему содержанию понятием внутренней формы слова.

В 20 в. идеи В. фон Гумбольдта нашли развитие в так назывемом неогумбольдтианстве.

 

 

 


[1] По Штейнталю. См. H. Steynthal. Die Sprachphilosophischen Werke Wilhelm's von Humboldt. Berlin, 1883, S.255-256.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.