Сделай Сам Свою Работу на 5

Логический строй мышления определяется языком.





Бенджамен Ли Уорф- 30-е гг

Не был профессиональным языковедом, а занимался техникой безопасности. Заинтересовался примерами влияния языка на поведение людей. Склад бензиновых цистерн- все очень осторожны, однако возле надписи “пустые бензиновые цистерны” люди становились беспечными, что было вызвано двусмысленностью слова пустой : empty.

Сравнивал английский с индейским языком хопи. Обнаружил различия не только в способах обозначения элементов действительности, но и в самом членении мира на значимые элементы. Язык хопи отличается от английского и других европейских в отношении категории числа и времени. В европейских языках категорию числа имеют и предметные сущ, и непредметные: час, минута. В языке хопи такие существительные нельзя сосчитать. Они не сочетаются с количественными числительными и не имеют формы числа. А грамматическая категория времени вообще отсутствует.

По мнению Уорфа, такие различия связаны с различиями в культуре, в видении мира. Он заявил, что грамматика европейских языков отражает европейскую культуру: при помощи языка можно выделить классы представлений: время. пространство, материя. Эти языки он включил в группу среднеевропейского стандарта.(SAE).



Вопросы, которые поставил Уорф:

1)Являются ли наши представления времени, пространства, материи одинаковыми для всех людей или они обусловлены структурой данного языка? Его ответ: НЕТ!!!

2) Существуют ли видимые связи между нормами культуры и поведения и основными лингвистическими категориями? ДА!!!

В языках SAE время можно сосчитать, измерить, то есть поместить его в какое-то пространство. Мир видится нам в виде двучленной структуры: форма и содержание. А в языке хопи такого нет. Мы можем непространственные структуры представлять как пространственные. Они не могут.

Характер познания действительности зависит от языка, на котором мыслит человек. Люди расчленяют картину мира, организуют ее в понятия и распределяют значения именно так, а не иначе, т.к. являются участниками некоего соглашения, имеющего силу лишь для этого языка. Познание не имеет объективного, универсального характера. Сходные физические явления позволяют создать сходную картину вселенной только при сходстве или хотя бы соотносительности языковых систем.”



Русские различают голубой и синий цвета, тем более синий и зеленый отличаются друг от друга. Виной тому- сам русский язык. Для каждого из этих цветов есть отдельное слово.

А в других языках дело обстоит иначе. В немецком, английском- это одно и то же слово. В бретонском же, корейском, вьетнамском- одно и то же слово обозначает и “зеленый” и “синий”.

В языке индейцев хопи есть слово, которое применимо к любому летающему предмету, кроме птиц - и к самолету, и к мухе, и к летчику, и к летучей мыши.

В языке суахили одним и тем же словом называют паровоз, поезд, автомобиль, вагон, телегу, детскую коляску, велосипед.

В одном из меланезийских языков есть 100 специальных названий для 100 разновидностей банана.

В саамском языке 20 слов для обозначения льда, 11- для обозначения холода, 26- для обозначения мороза и таяния.

Кроме того, существуют различия и в оформлении предложений:

Англичанин: He invites some guests for supper= 6 слов

Язык индейцев нутка: сваренное- едящие- к-ним- идет (инкорпорирующий)

Вывод: мы расчленяем природу в направлении, которое подсказывает нам родной язык. Мы выделяем категории не потому, что эти категории самоочевидны. Мир - калейдоскопический поток впечатлений, который должен быть организован нашим сознанием, а, значит, языковой системой.

ОПРОВЕРЖЕНИЕ ГИПОТЕЗЫ:

Гипотеза Уорфа нередко подвергается критике.т.к. тот, возможно, путает причину и следствие. Существует где- нибудь в Индонезии 100 сортов бананов- поэтому 100 названий.



Для жителя деревни в Восточной Африке просто безразлично, чем отличаются паровоз от велосипеда.

Расчленение мира определяется не языком, а общественной практикой данного народа.

 

 

60-70 е гг 20в- ПСИХОЛИНГВИСТИКА

Это наука на стыке лингвистики и психологии , которая изучает процессы порожения речи, восприятие и формирование речи в соотнесенности к системе языка. Психолингвистика разрабатывает модели речевой деятельности человека и проверяет их путем психологичеких экспериментов. Цели этой науки ближе к лингвистике, а методы- к психологии.

Практические задачи, которые решает психолингвистика:

1. психолингвистические основы обучения родному и иностранному языку.

2. речевое воспитание дошкольников, вопросы логопедии

3. изучение центрально- мозговых речевых нарушений

4. проблемы речевого воздействия в пропаганде и в средствах масс- медиа

5. судебная психология и криминалистика ( опознание людей по особенностям их речи)

 

Разделяют отечественную и зарубежную психолингвистику.

Отечественная: 50е гг. Основывалась на исследованиях Л.С. Выготского ( он их начал еще в 30 е гг) .

Марксизм считает, что единственным критерием истинности мышления служит практика. Ученики- А. Р. Лурия ( основы нейролингвистики- ориентировался на диагностику и лечение расстройств речи), Леонтьев, Жинкин, Кацнельсон. Материалистическая психология. Язык- это прежде всего целенаправленная деятельность.

Зарубежная: Изначально возникла в Америке в 1954 г., и опиралась на поведенческую теорию (необихейвиоризм). Язык- это система единиц вербального поведения. Эти единицы образуются реакциями на воздействие окружающей среды. Эти реакции имеют доступную тождественную форму.

С 70х-

ГЕНЕРАТИВНАЯ ГРАММАТИКА

Хомский ( порождающая лингвистика)

Хомскианская революция.

n призвал заменить гипотетическими и дедутивными методами эмпирический, индуктивный подход.

n исследовать не Э- язык ( внешний- экстериоризированный) а И- язык( интериоризированный) язык внутри нас, то, как он представлен в голове человека.

 

До Хомского лингвистика была чем-то вроде ботаники: получение и объективное описание данных и их классификация.

Эпоха- создание компьютеров- рационализм мышления. аналогии между мозгом компьютера и человека.

Как это может быть, что ребенок, получая ограниченные и скудные знания о языке, осваивает способность говорить в поразительно короткий срок, овладевает сложнейшими языковыми категориями и единицами, которые не входят в его эмпирическую базу.

 

Решается чисто по-платоновски: если знания не могут быть извлечены из эмпирического опыта, то они являются врожденными. Система знаний не усваивается или выучивается в процессе специального научения, а вызревает или вырастает в мозгу ребенка, подобно тому, как вырастают его тело, руки, ноги и внутренние органы.

Приобщение ребенка к внешнему миру, социализация ребенка- лишь пусковые механизмы этого процесса. Ребенок начинает говорить в результате того, что он конкретизирует универсальные принципы строения языка, имеющиеся уже при рождении в его мозге. Он как бы заполняет готовые глубинные структуры конкретным материалом, который воспринимает из общения со взрослыми.

Дети никогда не могли бы чисто индуктивно, эмпирически вывести структуру, грамматику своего языка из того ограниченного набора предложений, которые они слышат.

Модель овладения языком:

1. нулевая стадия- ребенок рождается со встроенными в мозг языковыми и универсальными для всех языков структурами.

2. В его мозг поступают данные трех типов:

а. Прямые позитивные- о порядке слов в его родном языке, о неправильных глаголах...Эти сведения содержатся в речи взрослого, обращенной к ребенку.

б. прямые негативные- это поправки родителей при неправильной речи ребенка : “не возьмил, а взял”

в. косвенно негативные- ребенок делает выводы о том, что некая грамматическая форма неправильна, т.к. ее никто никогда не употребляет в речи, она не может быть построена и ее он никогда не слышит.

3. он научается говорить как взрослый

Языковая способность- это нечто способное производить определенные операции.т.е. некий аналог компьютерному механизму.

Порождение речи по Хомскому- образование предложений. Грамматика порождает язык. В любом языке S (sentence)= NP + VP

 

Генеративная лингвистика стала базой для когнитивной лингвистики и собственно когнитивной науки, исследующей ментальные структуры в человеческом сознании.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.