Структура Государственной Думы
Характеристика парламента
1. Парламент имеет представительный характер.Это означает,
что он рассматривается как выразитель интересов и воли народа, а не
только лиц, участвовавших в избрании депутатов.
2. Парламент- это законодательный орган. Принятие законов -
это основная задача Федерального Собрания, и ее выполнение должно
занимать в деятельности депутатов ведущее место.
3. Федеральное Собрание -постоянно действующий орган. В
регламентах палат указаны конкретные даты начала и окончания сессии,
а также каникул.
4. Федеральное Собрание состоит из двух палат -Совета
Федерации и Государственной Думы.
5. Совет Федерации и Государственная Дума заседают
раздельно.Совместные заседания проводятся лишь для заслушивания
посланий Президента, Конституционного Суда и выступлений
руководителей иностранных государств.
Совет Федерации
В Совет Федерациивходят по два представителя от каждого
субъекта Российской Федерации: по одному от представительного и
исполнительного органов государственной власти (всего 178 человек).
Члены Совета Федерации обладают неприкосновенностью в
течение всего срока их полномочий. Они не могут быть задержаны,
арестованы, подвергнуты обыску, кроме случаев задержания на месте
преступления, а также подвергнуты личному досмотру, за исключением
случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для
обеспечения безопасности других людей.
Вопрос о лишении неприкосновенности решается по
представлению Генерального прокурора Российской Федерации
соответствующей палатой Федерального Собрания.
В соответствии с п. 1 ст. 102 Конституции РФ к ведениюСовета
Федерации относятся:
1. утверждение изменения границ между субъектами Российской
Федерации;
2. утверждение указа Президента Российской Федерации о
введении военного положения;
3. утверждение указа Президента Российской Федерации о
введении чрезвычайного положения;
4. решение вопроса о возможности использования Вооруженных
Сил Российской Федерации за пределами территории Российской
Федерации;
5. назначение выборов Президента Российской Федерации;
6. отрешение Президента Российской Федерации от должности;
7. назначение на должность судей Конституционного Суда
Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации,
Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации;
8. назначение на должность и освобождение от должности
Генерального прокурора Российской Федерации;
9. назначение на должность и освобождение от должности
заместителя Председателя Счетной палаты и половины состава ее
аудиторов.
Обязательному рассмотрениюв Совете Федерации подлежат
принятые Государственной Думой федеральные законы по вопросам:
1. федерального бюджета;
2. федеральных налогов и сборов;
3. финансового, валютного, кредитного, таможенного
регулирования, денежной эмиссии;
4. ратификации и денонсации международных договоров
Российской Федерации;
5. статуса и защиты государственной границы Российской
Федерации;
6. войны и мира (см. ст. 106 Конституции РФ).
Структура Совета Федерации
Совет Федерации избирает из своего состава Председателя Совета
Федерации и его заместителей большинством голосов от общего числа
депутатов Совета Федерации.
В соответствии с постановлением Совета Федерации
Федерального Собрания России от 28.01.2004 № 9-СФ «О заместителях
Председателя Совета Федерации Федерального Собрания Российской
Федерации» утверждено 5 должностей заместителей Председателя
Совета Федерации, в том числе 1 должность первого заместителя
Председателя Совета Федерации Федерального Собрания.
Кроме того, формируются комитеты, могут создаваться также и
комиссии, деятельность которых носит временный и весьма конкретный
характер, аппарат палаты.
Решения Совета Федерации принимаются открытым или тайным
голосованием, которое производится с использованием электронной
системы подсчета голосов, без использования электронной системы,
бюллетенями и в порядке опроса. Решение считается принятым, если за
него проголосовало более половины от общего числа членов
(исключение составляют федеральные конституционные законы,
которые принимаются большинством не менее 3/4 голосов).
Государственная Дума
В соответствии с Конституцией РФ, Государственная Дума
состоитиз 450 депутатов и избирается сроком на 4 года. Закон «О
выборах в Государственную Думу» устанавливает, что 225 депутатов
избираются по мажоритарной системе, а 225 - по пропорциональной.
Депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин
Российской Федерации, достигший 21 года и имеющий право
участвовать в выборах.
Депутаты Государственной Думы не могут находиться на
государственной службе, заниматься другой оплачиваемой
деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой
деятельности.
Так же, как и члены Совета Федерации, депутаты
Государственной Думы обладают неприкосновенностью в течение всего
срока их полномочий. Они не могут быть задержаны, арестованы,
подвергнуты обыску, кроме случаев задержания на месте преступления,
а также подвергнуты личному досмотру, за исключением случаев, когда
это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности
других людей.
Полномочия Государственной думы можно разделить на три
блока:
1. Исключительные полномочия.
К ним относятся: дача согласия Президенту на назначение
Председателя Правительства; решение вопроса о доверии
Правительству; назначение на должность и освобождение от должности
Председателя Центрального Банка, Председателя Счетной палаты и
половины состава ее аудиторов; назначение на должность и
освобождение от должности Уполномоченного по правам человека;
объявление амнистии; выдвижение обвинения против Президента для
отрешения его от должности;
2. Законодательные полномочия.
Государственная Дума реализует в форме принятия федеральных
законов и федеральных конституционных законов. Конституционные
законы, утверждаемые квалифицированным большинством, издаются по
таким вопросам, как чрезвычайное положение, принятие в Российскую
Федерацию и образование в ее составе нового субъекта, изменение
статуса субъекта Российской Федерации, описание и порядок
официального использования государственного флага, герба и гимна,
референдум, режим военного положения, введение на территории
России или в отдельных ее местностях чрезвычайного положения,
порядок деятельности Правительства, установление судебной системы,
определение полномочий, порядка образования и деятельности
Конституционного, Верховного и Высшего Арбитражного Судов, созыв
Конституционного Собрания. По другим вопросам, входящим в предмет
ведения Российской Федерации, принимаются федеральные законы;
3. Полномочия в сфере обеспечения своей деятельности.
К ним относятся: избрание из своего состава Председателя и его
заместителей, которые ведут заседания и ведают внутренним
распорядком, образование комитетов и комиссий, проведение пар-
ламентских слушаний по вопросам ведения палаты, принятие
Регламента и постановлений по вопросам внутреннего распорядка и др.
Структура Государственной Думы
Так же как и в Совете Федерации, из числа депутатов избирается
Председатель и его заместители. Помимо первого, избираются и другие
заместители председателя, число которых устанавливается регламентом.
В составе Государственной Думы создаются депутатские объединения -
фракции и депутатские группы. Их целью является совместная
деятельность и выражение единой позиции по вопросам,
рассматриваемым Государственной Думой. Для предварительной
подготовки организационных решений по вопросам деятельности палат
создается Совет Государственной Думы, в состав которого входят
Председатель, руководители фракций и депутатских групп, а с правом
совещательного голоса в работе Совета участвуют заместители
Председателя и председатели комитетов. Всего, на сегодняшний день, в
государственной Думе насчитывается около 28 комитетов.
Комитеты- это структурные подразделения Государственной
Думы, осуществляющие подготовку законопроектов к рассмотрению.
Техническую работу выполняет аппарат Государственной Думы.
Заседание Государственной Думы считается правомочным, если
на нем присутствует большинство от общего числа депутатов палаты.
Работа ведется на русском языке. Правовое, организационное,
документальное, материально-техническое, социально-бытовое
обеспечение деятельности Государственной Думы осуществляет ее
аппарат.
Решения Государственной Думы принимаются на ее заседаниях
открытым или тайным голосованием, которое осуществляется с
использованием электронных средств подсчета голосов, без
использования электронной системы, с помощью бюллетеней или путем
опроса депутатов. Решения принимаются простым большинством
голосов от общего числа депутатов, а по процедурным вопросам - от
числа депутатов, принявших участие в голосовании. Ква-
лифицированное большинство (2/3 голосов) требуется при принятии
конституционных законов.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|