|
Состояние идеального порядка
Точка «равновесия» на земле определяется следующим образом: «Айян, это было разделение двух стран... под именем Белой Стены [Мемфиса]»121.
Мы уже видели, что аналогом этой точки на земной поверхности является в небе точка на пересечении эклиптики и западного берега Млечного Пути, где находится туманность Ml (Крабовидная).
Однако при ближайшем рассмотрении Мемфисской теологии оказывается, что хотя Айяну и отводится роль шарнира «точки взвешивания» двух стран, действительный процесс «взвешивания», согласно описанию, происходит в другом месте, конкретно — «в стране... погребения Осириса в доме Сокара».
Поскольку мы уже показали, что «землей дома Сокара» является Ростау, то есть некрополь Гизы, то можно сделать вывод, просто отталкиваясь от аналогии между картиной небесной и земной, что «взвешивание» или «уравновешивание» земли производилось каким-то образом в Гизе, скорее всего — рядом с Великой пирами-
дои, первоначальным «домом» Сокара-Осириса, или внутри нее122.
Но почему Великая пирамида рассматривалась как «инструмент», при помощи которого «две страны» — небо и земля — могли бы «уравновешиваться» в особой точке, то есть в Айяне — Мемфисе?
Вспомним, что хронология и контекст событий «объединения» должны рассматриваться на фоне космического ландшафта Первого Времени. Так что отнесем рассматриваемую образную систему назад, в эпоху 10 500 года до н. э., и посмотрим, каким образом предполагаемое «идеальное равновесие» достигалось в космическом «Айянс», то есть в точке, где находится Крабовид-ная туманность.
Тогда три великих пирамидыГизы оборачиваются, разумеется, Поясом Ориона на меридиане, а конкретно Великая пирамида — своим небесным аналогом, звездой Аль-Нитак, самой нижней из трех.
На рисунке 74 воспроизводится участок звездного неба 10 500 года до н. э. со звездой Аль-Нитак на меридиане. В этот момент, как мы видели в главе 17, точка весеннего равноденствия расположена прямо на востоке, чуть ниже Льва. «Противоположная» же ей точка осеннего равноденствия находится прямо на западе (чуть ниже Водолея). Короче говоря, в это время «два неба» — по одному с каждой стороны Млечного Пути — находились в идеальном равновесии, совершенно симметрично, как и описывается в текстах.
Многое говорит в пользу того, что последователи Гора рассматривали дугу солнечной эклиптики как коромысло гигантских весов, пересекающее видимое небо. На одном конце этого коромысла оказывается Лев в точке весеннего равноденствия, на другом — Водолей в осеннем равноденствии. Так что когда в 10 500 году до н. э. в день весеннего равноденствия Аль-Нитак оказывалась на
небесном меридиане, можно было справедливо считать, что небеса находятся в идеальном порядке.
Маат
В символической терминологии древних египтян космический порядок был известен как Маат. Это слово означает также «справедливость» и «закон» — например, справедливость, которая была проявлена «советом богов» Гелиополиса, когда они приняли решение в пользу Гора после его конфликта с Сетом и вернули ему права на трон Осириса.
Древнеегипетские религиозные тексты воспроизводят подробности одного из высших ритуалов литургии Осириса — «взвешивания души» умершего в Зале Великого Суда Осириса. Это своего рода прообраз «Соломонова суда». При этом взвешивание производится на Великих Весах Маата.
В папирусе Ани, хранящемся в Британском музее,
дается особенно красочное описание Зала Великого Суда, а также Великих Весов Маата. Последние именуются Мекхаат — что в других контекстах может означать «равновесие Земли».
Иероглиф для обозначения глагола «взвешивать» имеет вид треугольника, с вершины которого спускается отвес; этот знак может иметь также значение «уравновесить землю». Треугольник явно напоминает профиль или поперечное сечение пирамиды.
Как говорилось в части II этой книги, в 1872 году в Великой пирамиде были найдены странный каменный шар, кусок деревянного бруска и бронзовый крюк, находившиеся с момента постройки в шахтах камеры Царицы. Генри Унльямс Чизхольм, заведующий отделом стандартов Министерства торговли в Лондоне, внимательно изучил эти предметы в том же году и пришел к выводу, что шар скорее всего является гирей, а брусок и крюк также могут служить для взвешивания и измерения. Свои выводы он опубликовал в авторитетном журнале «Нсйчур» 26 декабря 1872 года.
Аналогичного мнения придерживается и Королевский астроном из Шотландии Чарльз Пьяцци-Смит, который также изучал эти находки в 1872 году.
Некий Э. X. Прингл высказал в письме в «Нейчур» мнение, что каменный шарик является «отвесом каменщика», а «бронзовый крючок и кедровый брусок могли входить в состав того же инструмента».
Разумеется, какой-то отвес вполне мог употребляться для выверки уклона шахт. К тому же мы видели, как «отвес» использовался в составе иероглифа, означающего «взвешивание», а иногда и «равновесие».
Возможно, Великая пирамида — земной аналог звезды Аль-Нитак — рассматривалась как устройство для взвешивания или «инструмент», играющий какую-то роль в необъяснимой пока попытке восстановить «равновесие»,
или космический порядок в мире, то есть Маат, в том виде, как было в Первом Времени. Рассмотрим возможность этого.
Трюки во имя равновесия
Мы говорили в главе 3, что Великая Пирамида моделирует северное полушарие земли в масштабе 1:43 200123. Можно сделать вывод, что она может служить архитектурной и математической моделью и северного небесного полушария124.
Если посмотреть на поперечное сечение пирамиды, то можно заметить, что каждый из двух комплектов «звездных шахт» — то есть северная и южная в камерах Царя и Царицы соответственно — задуман так, чтобы их выход находился на северной и южной гранях пирамиды на одной высоте. Они «висят», как гигантские плечи рычагов, как бы уравновешивающие всю геометрическую структуру пирамиды. Но имеется некая странность в размещении двух камер, от которых идут эти шахты. Если камера Царицы находится точно на центральной линии пирамиды, то камера Царя несколько смещена к югу, как будто для восстановления равновесия гигантских весов противовес был сдвинут влево.
Это любопытная архитектурная аномалия влечет за собой следующие последствия:
1. Камера Царицы: «проектный» угол наклона составляет в среднем 38°08', то есть они образуют прямой угол с гранями пирамиды (51°52' + 38°08' = 90°)125.
2. Камера Царя: «проектный» угол наклона южной шахты составляет 45°00', северной шахты — 32°30'.
Это уравновешивает эффект смещения камеры и восстанавливает «равновесие» геометрической конструкции в целом.
В 2500 году до н. э. Аль-Нитак находилась на мериди-
ане на высоте 45°, то есть прямо по направлению южной шахты камеры Царя. Как помнит читатель, в эту эпоху точка весеннего равноденствия находилась чуть выше Гиад - Тельца, чьим земным аналогом, как мы установили, является район пирамид Дашура.
А теперь посмотрим, в какую эпоху Аль-Нитак пересекала меридиан на высоте 38°08', то есть находилась против южной шахты камеры Царицы.
Расчеты показывают, что такая соосность могла иметь место около 3850 года до н. э., эта дата весьма близка к той, что ранние египтологи так охотно приписывали эпохе «объединения», которое предположительно состоялось в Айяне-Мемфнсе. Не правда ли, любопытно отметить, что в 3850 году до н. э. точка весеннего равноденствия находилась около Крабовидной туманности, точки на небесном ландшафте (и на эклиптике), которая является небесным аналогом Айяна - Мемфиса...
Трое волхвов
В 10 500 году до н. э. звезда Аль-Нитак Пояса Ориона находилась в наиннзшей точке прецессионного цикла, а точка весеннего равноденствия - в созвездии Льва. В нашу эпоху, близкую к 2000 году н. э„ своеобразные «весы» Гизы находятся в другом крайнем положении:
Аль-Нитак отстоит всего на несколько дуговых секунд от наивысшего положения, а точка весеннего равноденствия вот-вот войдет в созвездие Водолея. Иными словами, с Первого Времени до Последнего небеса развернулись наоборот - точнее говоря, слева направо, - и Водолей теперь отмечает весеннее равноденствие, а
Лев — осеннее.
Интересно, нс ухитрились ли мудрецы Гелиополиса,
работая на заре истории, создать некое устройство, способное давать старт мессианским событиям, под флагом
которых проходят эпохи: скажем, эпоха Пирамид (точка весеннего равноденствия — в Тельце), эпоха Христианства (Рыбы); может быть, на Водолея придется некая «новая эпоха»?
В связи с этим отметим, что около 330 года до н. э., когда точка весеннего равноденствия начинала «вплывать» в эпоху Рыб, высота Аль-Ннтак (на широте Гизы) составляла 51°52' — угол наклона Великой пирамиды. В этот период завоевания Александра Великого (356—323 годы до н. э.) и слияние в результате этого Восточного и Западного миров пробудили на Востоке великие ожидания мессианского «возврата». Сначала в Александрии, а затем по всему Лсванту началось всеобщее брожение, как будто сработало некое пророческое трнггсрное устройство, кульминацией чего стали великие мессианские события христианства126.
Три звезды Пояса Ориона отражены в фольклоре многих стран как геральдические «три мудреца» или «царя», или «волхвы» с Востока, которые фигурируют в истории рождения Христа. Интересно, что звездопоклонники — сабиане из Харрана, прототип волхвов, совершали, по-видимому, ежегодные паломничества в Гизу не менее., чем со II тысячелетия до н. э. по XI век н. э. Интересно также, что, если наблюдать из Харрана, который находится к востоку от Вифлеема и на более высокой широте, чем Гиза, звезда Аль-Нитак достигала кульминации на меридиане (51"52') в 4 году до н. э. — в год общепринятого рождения Христа. В этом году также «звезда рождения» Сириус восходила и была отчетливо видна на востоке в сумерках на закате Солнца.
Нет ли. чего-то — скажем, древнего предания, завуалированного, но живого до сих пор, — что несет через века какие-то планы, направленные на возбуждение лихорадочного ожидания мессии и изменение хода исто
рии в определенные поворотные моменты,, «записанные звездами»?
Не приближается ли и сейчас такой момент? Не собирается ли опять сработать это «устройство»? Мы вернемся к этим вопросам в нашей следующей книге.
ПРИЛОЖЕНИЕ!
ПРЕЦЕССИЯ, ИСТИННОЕ ДВИЖЕНИЕ И НАКЛОНЕНИЕ
Определение положения ярких звезд Рсгула, Сириуса и Аль-Нитак в далеком прошлом.
В отлнчпс от фиксированных значений широты и долготы, которыми картографы пользуются для обозначения положения объектов на карте Земли, астрономические карты приходится периодически перерисовывать из-за постоянно меняющихся координат звезд. Это определяется прежде всего эффектами прецессии, а также многочисленными другими, но более мелкими факторами, которые мы вскоре рассмотрим, проявляющимися в течение длительных промежутков времени.
Каждая звезда меняет свое положение очень медленно, и это обстоятельство в сочетании с необходимостью выполнять сложные вычисления с тригонометрическими функциями и многочленами весьма осложняло в докомпьютерную эпоху попытки археоастрономов определить возраст архитектурного сооружения, исходя из его ориентации относительно приметных небесных тел. К. счастью, однако, большинство этих факторов можно учесть при выполнении расчетов на персональных компьютерах, используя специальные астрономические программы.
Прецессия
Земля обращается вокруг Солнца в почти неизменной плоскости, известной как эклиптика, причем ее ось вращения в пространстве в настоящее время наклонена к перпендикуляру, восстановленному к этой плоскости (то есть линии, соединяющей северный и южный полюса эклиптики), под углом примерно 23,4°. Этот угол, который слегка ( и довольно непредсказуемо) меняется в течение длительных промежутков времени, известен как наклонение и служит причиной изменений времен года.
Как первым объяснил сэр Исаак Ньютон, явление прецессии лучше всего рассматривать по аналогии с вращающимся волчком. Солнце и Луна оказывают гравитационное воздействие на экваториальное расширение нашей планеты, вызывая так называемую лунно-солнечную прецессию, в результате чего земная ось описывает круг с радиусом почти 23,4° относительно северного полюса эклиптики в течение периода почти 26 000 лет.
Результатом общей прецессии, то есть суммы лунно-солнечной и планетарной прецессий (последняя есть результат гравитационного воздействия других членов Солнечной системы), является медленное смещение в западном направлении весеннего и осеннего равноденствий по эклиптике с противоположных сторон небесной сферы примерно на 50,3" (дуговых секунд) за год, или на 1° каждые 71,6 лет.
Это означает, что весеннее равноденствие, где Солнце пересекает небесный экватор с юга на север каждую весну, смещается назад относительно зодиака (полоса неба, непосредственно примыкающая с обеих сторон к эклиптике) со скоростью в одно созвездие за каждые 2100 лет или около того. В настоящее время точка весеннего равноденствия находится в созвездии Рыб недалеко от Водолея. Большинство авторитетов приписывают открытие прецессии Гиппарху (в 130 году до н. э.), но су-
ществует убедительное свидетельство в пользу того, что его эффекты были известны древнеегипетскому обществу. Подобное математическое описание прецессии имеется в приложении II к книге «Тайна Ориона».
Нутация
Траектория медленного вращения земной оси относительно полюсов эклиптики не является идеально круговой — скорее волнообразной, поскольку представляет собой небольшие периодические «кивки» туда и обратно («нутация», собственно, и означает «кивание»). Главный компонент этого движения имеет период 18,6 года и амплитуду, близкую к 9 дуговым секундам — слишком малую, чтобы наблюдать невооруженным глазом. Виновницей этого является Луна, и эффект определяется се относительной близостью, изменением положения по отношению к Солнцу и расстоянием.
Аберрация звездного света
Еще одна поправка, которую приходится вводить при оценке положения звезды, но которая также неощутима для невооруженного глаза, связана с конечной скоростью света и орбитальной скоростью движения Земли вокруг Солнца, равной примерно 30 километрам в секунду. Она смещает положение звезды где-то до 20 дуговых секунд, или на 1/180 градуса.
Истинное движение
Все звезды движутся в космосе. Более молодые звезды, которые лишь недавно (в космических масштабах) родились из газа и пыли, зачастую движутся в виде слабо связанного скопления — кластера (примером могут служить Плеяды, или «Семь Сестер» в созвездии Тельца), посте
пенно расходясь и меняя направление под действием внешних гравитационных воздействий.
Характеристика, которую мы называли «истинным движением», есть движение звезды перпендикулярно нашей линии зрения, и обычно ее разделяют на две составляющих: прямое восхождение и скопление. Это две главных координаты, которые используются для указания положения на небесной сфере и аналогичные земным понятиям широты и долготы. Движения эти малы в связи с огромными расстояниями-между звездами, но их результаты накапливаются и способны проявиться за длительные периоды, характерные для археоастрономическнх исследований.
Наибольшее известное истинное движение наблюдается у звезды Барнарда, которая перемещается в небе со скоростью 10,3 дуговых секунд в год, или 1 градус за 350 лет. Для самой яркой звезды, Сириуса, также характерно довольно большое истинное движение по склонению — около 1,21 дуговой секунды в год; Сириус перемешается и южном направлении по отношению к другим звездам, покрывая расстояние, зрительно эквивалентное ширине Млечного Пути в течение каждых 1500 лет или около того.
Рефракция
Это явление стоит сразу же за долговременной прецессией по величине погрешности, которую может внести в наблюдаемое положение звезды. Однако его легко выявить, и к тому же оно заметно лишь для объектов, которые находятся близко к горизонту. Наблюдая звезду на малой высоте, мы смотрим на нее под углом через толстый слой атмосферного воздуха, который ведет себя подобно слабой линзе, несколько отклоняя лучи, так что зрительно объект находится выше, чем на самом деле. Благодаря рефракции (преломлению) небесные тела вос-
ходят раньше и заходят позднее, чем предсказывают расчеты. Впрочем, самое большое смещение звезды, находящейся вблизи горизонта, составляет порядка 0,6°, то есть чуть больше, чем полная Луна.
Наклонение
Нынешний наклон земной оси к эклиптике (23,4°) не есть величина постоянная, и на протяжении нескольких последних веков он постепенно уменьшается. Поэтому если требуется высокая точность, то для определения наклонения в ближайшие 500 лет можно пользоваться следующим эмпирическим полиномиальным выражением:
Наклонение = 23,452294° - 0,0130125°Т -0,000001б4°Т2 + 0,000000503°Т3 , где Т — число юлианских столетий по 36,525 эфемерических дней (отсчет ведется от 1900 года). Однако для более длительных интервалов времени формула начинает давать чрезмерные погрешности, и приходится пользоваться другими методами. Они в основном опираются на математические модели Солнечной системы, приложенные к системе Земля — Луна. При расчетах наклонения по этому методу самая большая неопределенность связана с непредсказуемыми динамическими изменениями эллиптичности Земли, которые могут произойти в ледниковые периоды. Подобное математическое исследование вопроса представлено Ласкаром, Жутелем и Будэном в «Джорнэл оф Ас-трономн энд Астрофизике», № 270 (1993 год). Согласно их данным, наклонение может колебаться в пределах от 22° до 24,5°, хотя полной определенности здесь нет.
Расчет положений Регула, Сириуса и Аль-Ннтак в прошлом:
Используя перечисленные выше поправки, на компьютере Эпл-Макинтош по программе Скаит-Чарт-2000 были рассчитаны для разных дат положения звезд Регул,
Сириус и Аль-Нитак, находящихся соответственно в созвездиях Льва, Большого Пса и Ориона:
| РЕГУЛ
|
|
| Эпоха
| Правое
| Склонение
| Высота в
|
| восхождение
|
| кульминации
| 2000 г. н. э.
| 10 час. 08,4 мин.
| +11°58'
| +72,0°
| 2500 г. до н. э.
| 05 час. 50,7 мин.
| +24°10'
| +84,2'
| 7500 г. до н. э.
| 01 час. 12,2 мин.
| +07°28'
| +67,5°
| 10 500 г. до н. э.
| 22 час- 34,5 мин.
| -10-25'
| +49,6°
| Истинное движение принято:
| -0,017'
| +0,003"
|
| СИРИУС
|
|
| Эпоха
| Правое /-'" Склонение
| Высота в
|
| восхождение
|
| кульминации
| 2000 г. н. э.
| 06 час. 45,2 мин.
| -16°43'
| +43,3°
| 2500 г. до н. э
| 03 час. 28,0 мин.
| -20"52'
| +39,1°
| 7500 г. до н. э.
| 23 час. 39,8 мин.
| -44-22'
| +15,6°
| 10 500г. до н.э.
| 20 час. 12,0 мин.
| -58°43'
| +01,6°
| Истинное движение принято:
| -0,038'
| -1,211"
|
АЛЬ-НИТАК
| Эпоха
| Правое
| Склонение
| Высота в
|
| восхождение
|
| кульминации
| 2000 г. н. э.
| 05 час. 40,8 мин.
| -01"57'
| +58,0°
| 2500 г. до н. э.
| 02 час. 02,1 мин.
| -15°03'
| +44,9°
| 7500 г. до н. э.
| 21 час. 45,1 мин.
| -42-19'
| +17,7°
| 10 500г. до н. э.
| 17 час. 58,3 мин.
| -50° 34'
| +09,5°
| Истинное движение принято:
| -0,000'
| -0,002"
|
Примечание: Программа Sky Chart 2000 была написана Тимом Де Бенедиктисом и может быть найдена либо в библиотеке программ Макинтош, либо в Интернете (Ipl.seds.arizona.edu).
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
ПЕРЕПИСКА С МАРКОМ ЛЕНЕРОМ ПО ПОВОДУ ГЛАВЫ 5
Мы посылали египтологу Марку Ленеру первый вариант главы 5, которая в значительной степени касается его. Его замечания и поправки были учтены, и глава переписана в том виде, как она опубликована. Когда доктор Ленер получил исправленный вариант, то прислал нам письмо с дополнительными комментариями, которое мы согласились полностью воспроизвести в виде приложения. Здесь же приводится нами ответ на письмо доктора Лснсра.
Отправитель: Марк Лснср Кому: г-дам Роберту Ж. Бьювэлу и Грэму Хэнкоку
16 ноября 1995 года
Дорогие Грэм и Роберт,
Благодарю за письмо от 12 ноября 1995 года и второй вариант Вашей главы 5 «История о медиуме, ученом и Сфинксе». Он оказался намного более точным, чем первый, в отношении событий, в которых я участвовал.
Должен сделать следующие замечания и предложить следующие поправки (открыто для всех):
«его пророчества... породили деятельность... с капита
лом в много миллионов долларов... с ортодоксальными египтологами... первый раз мы услышали о... когда знакомились с... Марком Ленером».
Нс хотите ли вы сказать этим, что Кейси в одиночку (без всякой теософии, антропософии, масонства, астрологии, священной метрологии, каналирования, любителей НЛО и Ширли Маклейн) породил некую многомиллионную деятельность, непосредственным результатом которой явилось мое вовлечение в египтологию? Это было бы несколько абсурдно.
«...установка была доставлена... Вслед за этим работы были немедленно прекращены».
Это не совсем точно. Буровая установка была испытана и использовалась в другом месте, например, к западу от второй пирамиды, прежде чем ее доставили в Храм Сфинкса для бурения двух скважин. И проект не был прекращен немедленно после этого. Команда RSI/SRI пробурила еще две скважины в юго-восточном углу основания Сфинкса и под его южной передней лапой. После этого проект как-то выдохся, как в результате ссоры между RS[ и SRI, так и, насколько помню, из-за того, что бригада SRI уже занималась в Египте пару месяцев какой-то другой работой.
«Недооценила... привело к... ухудшению отношении между RSI SRI».
Насколько помню, хотя RSI действительно не слишком высоко ценила роль Кейси в проекте, причиной для охлажцения послужили какие-то вопросы, связанные с доверенностями. Не уточнить ли вам эти моменты у SRI?
«К этой интриге добавляются... еще одного проекта, который финансировался Фондом Эдгара Кейси».
Далась вам эта интрига! Нет же, это не был еще один проект. Акустическое зондирование с погружением генератора в скважину проводилось в последние дни полевых работ SRI у Сфинкса еще в 1978 году, а никак не 1982 году. У меня сейчас нет под рукой экземпляра публи-
кации «Рывок вглубь», но, если там утверждается, что в 1982 году был организован новый проект, то это неверно. Все, что я описываю в использованной вами цитате, происходило в последние дни работ по проекту 1978 года.
«Как помнит читатель, работа была внезапно остановлена... организации древностей».
Всюду вам так и видятся «внезапные остановки». Вам не следовало бы ссылаться на меня в подтверждение этого обстоятельства, потому что при этих событиях я не присутствовал. У меня впечатление, что Шоху, Уэсту и Добецки никто не мешал в первый сезон их работ у Сфинкса. Разрешение на подобные работы дастся (или в нем отказывают) большой комиссией Верховного совета по древностям (бывшая Египетская организация древностей).
«Отход. Когда именно профессор Ленер стал выходить из-под влияния Фонда Эдгара Кейси и переметнулся в лоно ортодоксальной профессиональной египтологии, не особенно ясно».
Следует ли понимать, что, исходя из своих представлений об убеждениях человека, вы можете четко сказать:
«до этого момента вы верите», а «теперь — не верите»? Похоже, что вас этот вопрос особенно занимает. Ваши формулировки напоминают слушания в Конгрессе США по поводу Уотергсйта: «Что именно знал президент и когда именно знал он это?» Так и у вас: «Во что Лснср верил и когда он перестал в это верить?!»
Попробую предложить некоторые автобиографические заметки, которыми вы вправе воспользоваться, если захотите.
Некоторые сомнения меня посещали, еще когда я направлялся в Епшет в 1973 году, поскольку древняя история Кейси не слишком согласовывалась с курсом антропологии, который я прослушал в университете Северной Докоты. Но, как я указывал в своем последнем письме, у меня были кое-какие надежды, что удастся найти
свидетельства событий прошлого, в какой-то степени согласующиеся с прозрениями Кейси.
В течение двухлетнего пребывания в Американском университете в Каире я специализировался в антропологии и прослушал свой начальный курс по египетской археологии и доисторическому периоду. Основную часть свободного времени я проводил в Гизе; кроме того, я посещал и другие памятники древности и археологические раскопки. И никакие «следы богов» мне нс попадались. Но зато ознакомившись с большим количеством ранее обнаруженного археологического материала, о котором окружение Ксйсн и их египетские союзники-энтузиасты имеют лишь минимальное представление, я встречал «следы людей» — риски, оставленные их инструментами, их имена, родственные связи, скелеты и предметы материальной культуры.
В 1974 году я читал труды социального психолога Лиона Фсстннгера по «когнитивному диссонансу», в частности его книгу «Когда пророчество не сбывается». Фсс-тингер анализирует поведение людей в случае, когда возникает противоречие между открывшейся системой верований и эмпирически полученной информацией, то есть физическим свидетельством. В этих трудах я узнал много черт, присущих мировоззрению Кейси, моим собственным верованиям и моим растущим сомнениям.
Вернувшись в Вирджиния-Бич, я обсуждал в своих лекциях и беседах реальные археологические свидетельства, окружающие Сфинкса и Пирамиды, и их противоречия с картиной Египта, нарисованной Кейси. Я говорил со своими друзьями и сторонниками, вроде Хью Линна и Джозефа Ягоды (кстати, нс названные вами два человека из ARE так и останутся столь же загадочными, что и «Ученый»?), о своих сомнениях и о том, насколько окружение и система верований Кейси походят на многое из того, о чем говорят Фсстингер и другие ученые-обществоведы .
В этих беседах я пытался объяснить окружению Ксй-си, что они относятся к истории о Египте и Атлантиде как мифу в том смысле, который популяризировал Джо-зеф Кэмпбелл, или о каком говорил Карл Юнг в своей психологии прототипов. Хотя миф и не является истиной в прямом смысле, он в некотором смысле правдив литературно. «Прозрения» Кейси говорят по-своему, что внутренний мир символов и прототипов более «реален», чем подробности мира физического. Я сравнивал зал Записей Кейси с Волшебником из Страны Оз. Да, нам всем хочется, чтобы «звук и ярость» и могучее волшебство существовали на самом деле; при этом мы не обращаем внимания на маленького человека за занавеской (на себя). В археологии масса дилетантов и новичков хотят найти след пропавшей цивилизации, пришельцев, да и «богов», но нс обращают при этом внимания на реальных людей за занавеской времени и на «неудобные» материальные свидетельства, на которые опираются взгляды так называемых «ортодоксальных» ученых.
К слову: как может Джон Уэст поносить египтологов за подавление священной науки, присущей египетской культуре, не умея читать по-египетски? Не смахивает ли это на то, что, скажем, кто-то претендует на знание подлинного смысла Шекспира, не умея читать по-английски? Другой теоретик по части пирамид как-то заявил во время оживленного разговора за обедом: «А где свидетельство? Пирамида стоит, а никаких свидетельств о том, как древние египтяне могли ее построить, нс имеется». Я назвал ему четыре работы египтологов — все на английском языке, — посвященные древнеегипетским инструментам, технологии, каменной кладке, материалам и производству. И, хотя он опубликовал пользующуюся широким признанием книгу с новой теорией пирамид, он был вынужден признаться, что не читал ни одной из этих фундаментальных работ. Было бы намного интереснее и полезнее, если бы подобные теоретики,
прежде чем вступать в дискуссию, прочитали и усвоили бы подобные первоисточники.
Об этом я размышлял, когда собирался принять участие в своих первых «ортодоксальных» раскопках в 1976 году. Эти мысли нашли отражение в заявлении, что зал Записей стоит искать, но не так, как что-то реально осязаемое. В общем, вроде Святого Грааля.
В 1977—1978 годы у меня была возможность работать не только по проекту SRI в Гизе, но и с Захи Гавасом, который занимался раскопками древних культурных слоев, которыми пренебрегли ранее археологи. Эти раскопки мы вели в северо-восточном углу основания Сфинкса, прямо рядом с северной передней лапой, и в основании Храма Сфинкса. Мы обнаружили керамическую посуду, обломки каменных инструментов и другие предметы прямо в основании, где ими были заполнены глубокие расщелины, трещины и разные укромные уголки. Единственное разумное объяснение нам — там этих предметов — что они были оставлены теми, кто возводил Сфинкса и пирамиды во времена Древнего царства.
Такие находки и отрицательные результаты проекты SRI поставили для меня на нем крест. В том смысле, что теперь я знал: вероятность того, что толкование Кейси истории Епшта и монументов Гизы, а также его древняя «история», включающая Атлантиду и пр., отражает реальные факты, чрезвычайно мала.
И я утратил интерес к литературному жанру имени Кейси, в том смысле, что он ничего общего не имеет с данными археологии, хотя он и продолжает интересовать меня как явление социальное и литературное. Мои встречи с каменной реальностью захватывают куда больше. Меня возбуждает процесс реконструкции прошлого по эмпирическим свидетельствам. По мере того как я занимался в следующем десятилетии полевыми археологическими изысканиями в различных районах Египта, я все больше утрачивал интерес к трансформации верова-
ний и к общим вопросам философии и религии. В Гизе мои интересы и исследования перестали определяться мнениями Кейсн и ему подобных. В 1982 году я провел исследование гробницы Гетефера и написал об этом монографию, опубликованную в 1985 году Германским археологическим институтом. Идеи Ксйси не имеют ни малейшего отношения к этой работе.
Тем временем Хью Лннн Кейси (до своей смерти), а также Чарльз Томас Ксйси и другие окружавшие их люди оставались моими весьма близкими друзьями. Некоторые (хотя и не все) сохраняли интерес к спонсированию изучения Гизы. Поддержка, которую они оказывали проекту радиоизотопной датировки пирамид, была полезной как для развития археологии пирамид, так и для проверки их идей о происхождении и возрасте Великой пирамиды и Сфинкса.
Вспоминаю один очень личный момент. В 1983 году я работал на экспедицию в Абидасе, центре культа Осириса в Верхнем Египте. Там, далеко к западу от возделываемых земель, захоронения первых египетских фараонов буквально утонули в языке пустыни недалеко от огромной расщелины в скалах, которую, возможно, видевшие ее древние считали входом в ад. Много столетий спустя одну из могил, принадлежавшую человеку, кто был одним из царей I династии, объявили гробницей Осириса. После этого столетиями паломники оставляли здесь в качестве пожертвований керамическую посуду. Целые холмы из миллионов черепков заполонили все вокруг;
отсюда арабское название этого места — Умм эль-Кааб, «Мать горшков». Как-то вечером на закате я пришел, прогуливаясь, к Умм эль-Кааб и остановился на одном из холмов над гробницами. Интересно, размышлял я, действительно ли древние паломники верили, что здесь персональная могила бога Осириса. Может быть, те, «кто сидит возле храма» (как выражаются дзэн-буддисты) — местные жрецы — знали, что могила одного из фарао
нов I династии просто выбрана, чтобы символизировать захоронение Осириса. Я думал о собственном паломничестве, которое привело меня в Египет, вспомнил миф о зале Записей. И я почувствовал, что эта часть мировоззрения как-то все удаляется от меня, словно айсберг, который оторвался от материка, и, уплывая, тает где-то в далеком море.
Извините, что так расписался. Но ведь, Грэм, я совершенно согласен с вами в том, что, как вы отметили в последующем письме, читатели должны располагать фактами, чтобы оценить мнение академической науки.
Искренне Ваш, Марк Лснер.
P.S. Это, может быть, и не очень существенно для популярного издания, но с точки зрения послужного списка доцент («помощник профессора»), мое звание в Институте Востока, — не то же, что профессор. Сейчас я ушел из штата, но остаюсь внештатным доцентом в Чикагском университете и Институте Востока, где появляюсь каждый год в качестве преподавателя.
Копии: Брюсу Людвигу, Дугласу Ролсу.
Кому: Марку Ленеру Отправитель: Грэм Хэнкок
8 декабря 1995 года
Дорогой Марк,
Благодарю за Ваше очередное письмо от 16 ноября 1995 года в ответ на наш исправленный вариант главы 5. Мы высоко ценим Вашу откровенность.
Если не возражаете, мы предлагаем напечатать исправленный вариант главы 5 в том виде, как Вы его видели, и
одновременно полностью напечатать Ваше письмо от 16 ноября 1995 года в качестве приложения к нашей книге. Мы считаем, что это — частный и разумный способ представить вопрос общественности. Если мы не получим от Вас ответа в ближайшие пару недель, то будем считать, что Вы с нами согласны.
Веселого Рождества и счастливого Нового года!
С наилучшими и теплыми пожеланиями, Грэм Хэнкок
P.S. Мы помним один из заголовков книги по египтологии (правда, не четыре), который Вы назвали как-то во время «оживленной беседы за обедом». Я имею в виду «Древнеегипетское строительство и архитектуру» Кларка и Энгельбаха. Мы оба прочитали ее затем, правда, без особого впечатления. Роберт Бьювэл, как Вы знаете, по образованию инженер-строитель и провел двадцать лет, занимаясь реальным возведением крупных сооружений на Среднем Востоке. И, по моему мнению (Бог с ними, с Кларком и Энгельбахом), это дает ему достаточно возможностей участвовать в «интересном и полезном» диалоге относительно организации строительства Великой пирамиды. Реальный опыт ничем заменить нельзя, сколько бы «первоисточников» мы ни «прочитали и усвоили». Кстати, в каком смысле считать Кларка и Энгельбаха первоисточником? Они, что, присутствовали при строительстве пирамиды? Строили ее?
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
КАК УВЯЗАТЬ ВРЕМЯ СО ЗВЕЗДАМИ? ГЕРМЕТИЧЕСКАЯ АКСИОМА «НАВЕРХУ, КАК ВНИЗУ» И ГОРИЗОНТ ГИЗЫ
Наблюдателю в Гизе, как и в любом другом месте на земном шаре, где горизонт ничем не заслонен, ландшафт представляется огромным кругом, краем которого служит горизонт, а в центре находится он сам. Отсюда и термин «горизонт» в том смысле, как его использовали древние применительно к некрополю Гизы. В непосредственном контакте с горизонтом находится и небесный ландшафт, который воспринимается как огромный круглый купол, или полусфера.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|