Сделай Сам Свою Работу на 5

КОГДА НЕБО СОЕДИНЯЛОСЬ С ЗЕМЛЕЙ





«Царство мое не от мира сего» от Иоанна, 18:36.

«Велик Космический Порядок, ибо он нс мешшся со времени Осириса, который установил его»

Птахотеп, верховный жрец эпохи Пирамид

Согласно повествованию древних египтян о Сотворе­нии, богиня Неба Нут и бог Земли Геб вернулись в сек­суальный союз, но были затем грубо разделены вмеша­тельством Шу, бога воздуха, атмосферы. Тем нс менее результатом союза явилось, как мы видели, потомство в виде Исиды и Осириса, Нсптнс и Сета. В дальнейшем Осирис стал правителем идеального царства Первого Времени, был убит Сетом, претерпел воскрешение и, в конце концов, взошел на небеса, где установил косми­ческое царство Дуат. Читатель помнит, что ключевую роль в его «астральном возрождении» сыграл Гор, его сын от овдовевшей Исиды, прообраз всех исторических царей-Горов Древнего Египта, который отомстил Сету, а в дальнейшем воссоединил разделенное царство.

Таким образом, можно сказать, что своего рода кос­мический проект установления — или восстановления — объединенного «царства Осириса» на Земле был с самого начала разработан «богами», что имело место задолго до «исторического» царствования Мснеса-Нармера в начале III тысячелетия до н.э.



Разделение

В текстах Шабаки, излагающих Мемфисскую теоло­гию, мы читаем, что за поражением Сета Гором после­довало собрание богов под председательством Геба, ко­торый должен был рассудить двоих «соискателей». Снача­ла каждому из них была дана власть в отдельной области:

«Вот слова Геба, обращенные к Гору [с севера] и Сету [с юга]: «Я разделил вас» — Нижний и Верхний Египет... затем Гор стал над одной областью, а Сет — над дру­гой».

Однако позднее, как читатель помнит из части III, Геб «дал Гору наследство [Сета]: «И Гор стал над всей страной. Он объединитель страны... Он — Гор, который вознесся как царь Верхнего и Нижнего Египта, который объединил две страны в [районе Мемфиса], «месте», где две страны были объединены».

Странная фраза «Я разделил вас», которую произно­сит Геб, символизирует и «разделение», которое претер­пели они с супругой, богиней неба Нут. Имея это в виду, не рассмотреть ли нам возможность того, что идеи «Вер­хнего Египта» и «Нижнего Египта», относящиеся, оче­видно, на одном уровне к географическому северу и югу земной страны, могут на другом уровне означать землю и небсР.



Двойники

В Мемфисской теологии содержится много такого, что подтверждает предположение о том, что области, кото­рые традиционно считались южным и северным святыми регионами Осириса — Абидос и Мемфис, — следует рас­сматривать не только в их земном воплощении, но и в космическом.

В частности, мы подозреваем, что когда речь идет о метафорическом образе грандиозного «тела» Осириса,

которое «плывет» по водам Нила от южного святого ме­ста в Абидосе в сторону северного святого места в «стра­не Сокар», подразумевается в Мемфисский некрополь, или конкретнее, плато Гизы, где, в виде трех великих пирамид, «тело» Осириса лежит распростертое на песке по сей день...

В любом случае тот же исходный образ Осириса, лежа­щего на западном берегу Нила вблизи Мемфиса, возни­кает и в «Текстах Пирамид», давая новый ключ:

«Они [Нсида и Нептис] нашли Осириса... «когда имя его стало Сокар»... Выражение «когда имя его стало Со­кар» ясно указывает на то, что «тело» Осириса слилось с землей Сокар, то есть некрополем Мемфиса, а его об­раз, то есть «астральный» образ Ориона на небе, каким-то образом был здесь запечатлен, «привит». Впечатление, что этот образ как-то связан с пирамидами Гизы, затем находит новое подтверждение в «Текстах Пирамид». На­пример, в следующем отрывке царь-Гор обращается к «Нижнему Небу», где он «будет спускаться в то место, где находятся боги», и делает следующее энергичное и загадочное заявление:



«Если я приду со своим ка [двойником], распахни мне свои руки; рты богов будут открыты и попросят, чтобы я взошел на небо, и я взойду. Вот что даруют Геб (Земля) и Атум: эта Пирамида и этот Храм будут воздвигнуты для меня и моего двой­ника, а эта Пирамида и этот Храм будут ограждены для меня и моего двойника...

Если же кто прикоснется пальцем к этой Пирамиде и этому Храму, которые принадлежат мне и моему двой­нику, то он прикоснется пальцем к дворцу [царству]... который в небесах...»

Подробное рассмотрение концепции ка — двойни­ка, астральной или духовной сущности личности или

вещи, а также его роли в древнеегипетских поверьях, связанных с захоронением, не является задачей этой книги. Вокруг этого важного вопроса накопилась масса путани­цы. Однако ясно, по крайней мере, что в данном случае перед нами еще один пример пресловутого дуализма еги­петской мысли. Более того, его использование в заклина­нии, приведенном выше, напоминает нам, что всегда следует учитывать: у «образа» Осириса, «когда его имя стало Сокар», то есть некрополя пирамид Мемфиса, имеется космический или небесный двойнИк. Кроме того, должно быть очевидно, что этим двойником может быть только царство Осириса в Дуате, которое «Тексты Пира­мид» провозглашают «местом, где находится Орион». Не зря Маргарет Бансон отмечает в своей «Энциклопедии Древнего Египта»: «Ка... служили охранителями того или иного места... Осириса всегда называли ки пирамид»

В поддержку этой трактовки говорят и другие отрыв­ки из «Текстов Пирамид»:

«О, Гор, этот царь — Осирис, эта пирамида царя — Осирис, это сооружение его — Осирис, передай же ему...

Пробудись [Осирис] для Гора... одухотвори себя [то есть стань астральным существом]... Пусть воздвиг­нется для тебя небесная лестница, ведущая к месту, где находится Орион...

Живи, будь живым, будь юным... в небе рядом с Ори­оном...

О, Царь Осирис, ты — это великая звезда, спутник Ориона, которая пересекает небо вместе с Орионом, который «плывет» в Дуат с Осирисом...»

Связь

Странно, но несмотря на очевидный дуализм «небо — земля» и отчетливый астрономический «аромат» текстов,

ни один из ученых, кроме Джейн Б. Селлерс, не рас­сматривал серьезно возможности того, что ссылки на «объединение» Верхнего и Нижнего царств Осириса имеют какое-то отношение к астрономии. По сути дела един­ственным египтологом, приблизившимся к столь неор­тодоксальному образу мышления, был Селим Хассан, когда он отметил: «Египтянами владела идея существова­ния более, чем одного неба, может быть, наложенных друг на друга... Определенные строки в «Текстах Пира­мид» вызывают серьезное подозрение, что у Верхнего и Нижнего Египтов было по своему небу... то есть двум землям соответствовало два неба».

В своем монументальном исследовании древнеегипет­ской космологии Хассан привлекает внимание читателя к интригующему папирусу, который в настоящее время хранится в парижском Лувре; из него можно сделать вы­вод, что эти «два неба» считались принадлежностью «одно земли, а второе — Дуата». «Эти небеса, — писал Хас­сан, — находились одно над другим».

Размышляя в этом направлении, мы неизбежно обна­руживаем подобные идеи в Погребальных текстах. Там фигурируют Верхний и Нижний ландшафты, которые привязаны к «двум горизонтам» — один на востоке (небо) и другой на западе (земля, то есть мемфисский некрополь)100: «Откройте! О, Небо и Земля, о, восточ­ный и западный Горизонты, откройте свои молельни Верхнего и Нижнего Египта».

Язык всех этих текстов довольно экзотичен и насы­щен выражениями дуалистического мышления, харак­терного для древнеегипетского общества и являвшегося, возможно, двигателем его великих достижений. Как мы видели, в эпоху Пирамид гигантский «образ» Осириса был физически воплощен на поверхности земли в резуль­тате создания «нижнего» ландшафта пирамид Мемфиса;

именно об этом говорится в «Текстах Пирамид» при по­мощи очевидной метафоры: «Когда его имя стало Сокар».

Подобно этому, не было бы ничего удивительного в том, чтобы гигантский небесный «образ» Осириса в тех же текстах именовался «Когда его имя стало Орион»: «Гор приходит, Тот появляется... Они поднимают Осириса, лежащего на боку, заставляют его встать... когда же это свершается, он, чье имя — Орион, чьи нога длинны и шаги широки, кто правит Верхним Египтом... Подни­мись же, о, Осирис... небо отдано тебе, и земля отдана тебе». Селим Хассан, комментируя это, очень близок к разгадке, хотя и не достигает ее; он говорит: «Эта строка показывает, что Осирису отдавались во владение небо и земля».

Здесь следовало бы отметить, что эти «владения» вполне конкретны; в небе они очерчены звездами созвездия Ори­она, а на земле — это земля Сокар (то есть некрополь Мемфиса), топология которой определяется расположе­нием пирамид.

Интересно, не влияла ли первая крупная «станция» на пути ищущего царя-Гора, достигнутая им после получе­

ния подсказки («найти астральное тело Осириса»), на получаемое им утром знание того, что это самое тело представляет собой некую двойственность, к которой можно приблизиться, лишь увязав Орион с размещени­ем Великих пирамид в Мемфисе ком некрополе?

Верхом на точке весеннего равноденствия

Читатель помнит, что когда начиналось «небесное пу­тешествие» царя-Гора, солнце на своем годичном зодиа­кальном маршруте находилось вблизи Гиад, в «голове» созвездия Тельца, на берегах Млечного Пути.

Если наложить этот небесный образ на землю, то царю-Гору пришлось бы оказаться вблизи Изогнутой и Крас­ной пирамид Дашура примерно в 32 километрах от Гизы, но все еще в пределах обширного мемфнсского некропо­ля. Как мы видели в прошлой главе, сигналом к сооруже­нию этих двух монументов FV династии послужил мед­ленный прецессионный дрейф точки весеннего равно­денствия в район неба, где расположены Гиады — Те­лец, в III тысячелетии до н. э. И более чем вероятно, что возводя эти пирамиды, которые соответствуют двум са­мым ярким звездам из Гиад, фараон Снефер (2575 — 2551 годы до н.э.) сознательно регистрировал положе­ние весеннего равноденствия в его эпоху.

Если он действительно поступил таким образом (а все говорит за это), то вполне возможно, что столь посвя­щенный царь-Гор знал, что восходя метафорически на солнечный корабль в день весеннего равноденствия и пе­ресекая Млечный Путь, он тем самым «плывет назад во времени», против течения прецессии и едет на точке рав­ноденствия в направлении далекого созвездия Льва.

Но тогда, спрашивается, зачем в текстах постоянно подчеркивается, что Орион — Осирис движется откуда-то из южного далека к месту окончательного отдохнове­ния в некрополе Мемфиса?

Секретные заклинания

Мы предполагаем, что за тысячи лет до эпохи Пира­мид сотни поколений жрецов-астрономов Гслнополиса непрерывно вели наблюдения за созвездием Ориона, уделяя особое внимание месту, где оно проходит через меридиан, то есть высоте над горизонтом, на которой оно пересекает небесный меридиан. И думаем, что это тщательно регистрировалось, может быть, в письмен­ной форме, может быть — в устной, с использованием шифра древнего «мифологического» языка прецессион­ной астрономии101. Мы также предполагаем, что был спе­циально отмечен медленный прецессионный дрейф Ори­она, зрительным результатом которого является посте­пенное перемещение созвездия к северу вдоль западного «бе­рега» Млечного Пути.

Наша гипотеза сводится к тому, что мифический об­раз огромного тела Осириса, медленно плывущего к се­веру по водам Нила, есть на самом деле зашифрованная астрономическая информация, описывающая долгосроч­ные изменения небесного «адреса» созвездия Орион. В Мсмфисской теологии, как помнит читатель, про этот дрейф говорилось, что он начинался на юге, символи­чески называемом Абидос (с точки зрения археологов — самая южная из «святынь» Осириса), после чего «тело» умершего бога транспортировалось в северную точку, символически называемую Сокар, то есть некрополь Мемфиса (самая северная «святыня» Осириса). Как мы видели в части III, согласно Шабакским текстам, при­быв в эту точку,

«Осирис погрузился в воду. Но Исида и Нептис были настороже, заметили и бросились на помощь. Гор быстро велел и Исиде u f fen тис схватить Осириса и не дать ему [утонуть/. Они вовремя подоспели и вы­тащили его на сушу. Он вошел в скрытые врата славы

Владык Вечности. Так Осирис вошел в землю в Царс­кой крепости [Мемфисе], к северу от земли, в кото­рую он прибыл [Абидос]».

В свете того, что нам теперь известно, трудно вообра­зить, что фраза «вошел в землю» (или спустился на зем­лю?) может означать что-либо, кроме физического соору­жения «тела Осириса на земле» на западном берегу Нила в виде громадной площадки некрополя Мемфиса, заст­роенной пирамидами. Поскольку Осирис есть Орион, то вполне объяснимо, почему три пирамиды Гизы распо­ложены как три звезды Пояса Ориона. Более того, по­скольку мы знаем, что целью царя-Гора было не просто отыскать астральное «тело» Осириса, но и найти его та­ким, как оно выглядело в Первое Время, не следует удивляться тому факту, что пирамиды, как мы видели в части I, размещены на земле именно таким образом, как

они находились в самом начале (то есть «в самой южной точке») прецессионного полуцикла движения созвездия (вверх, то есть «на север»).

Поэтому возникает вопрос: не являлось ли конечной целью поиска царя-Гора приобретение знания о Первом Времени, возможно даже, какого-то специального зна­ния, пришедшего из той .отдаленной эпохи, когда боги ступали по земле?

К рассуждениям на эту тему приглашают несколько отрывков из «Текстов Пирамид». Нам, например, сооб­щают, что царь-Гор должен «странствовать вверх по течению», то есть против естественного хода времени, чтобы добраться до Ориона-Осириса в привычном ему окружении Первого Времени:

«Отдай себя Водному Пути, плыви против течения [на юг], доберись до Абидоса в той духовной форме, которую даровали тебе боги; пусть воздвигнется для тебя лестница [дорога ] в Дуат, к месту, где пребыва­ет Орион...

Они отыскали Осириса... «Когда имя его стало Сокар [Мемфчсский некрополь]... Пробудись [Осирис] для Гора... поднимись... проплыви на юг [против течения] к озеру, пересеки море [небо], ибо ты — тот, кто стоит неустанный посреди Абидоса... Отдай себя Водному Пути, плыви вверх по течению... пересеки Абидос. Небесные врата Горизонта откры­ты для тебя... можешь перенестись на небо, ибо до­роги небесных просторов, ведущие к Гору, свободны для тебя... ибо ты пересек Извилистый Водный Путь [Млечный Путь], который находится на севере неба, как звезда, пересекающая море, которое находится под небом. Дуат взял твою руку в том месте, где находится Орион...»

В Погребальных текстах есть потрясающий отрывок, который относится к некоему секретному заклинанию, или формуле, которое позволяет усопшему воспользо­ваться «дорогой Ростау» на земле и в небе (то есть доро­гой в некрополь Гизы на земле и к Поясу Ориона в небе), чтобы «спуститься в любое небо, куда бы он ни пожелал»:

«Я вступил на дорогу Ростау; будь она на воде или на суше, это дороги Осириса [Оириона], они в небесных пределах. Что касается того, кто знает заклинания [формулу], чтобы спуститься в них, то он сам бог в свите Тота [значит, и сам мудр, как Тот, «управля­ющий звездами»], [и] он спустится на любое небо, на какое пожелает...» 1(и

Особые числа

Мы подозреваем, что выражение «спустится на любое небо» предполагает знание (и наличие записи) о прецес­сионных изменениях положения звезд в течение длитель­ных периодов времени. Отметим также следствие: если избранный для посвящения знает верное числовое зак­линание, то он сможет определить и представить зри­тельно истинное положение звезд в любую эпоху по сво­ему выбору, как в прошлом, так и в будущем.

Ссллсрс вновь оказывается единственной среди егип­тологов, способной продуцировать невероятную на взгляд идею: «Возможно, — пишет она, — что древний человек зашифровал в своих мифах особые числа; числа, кото­рые способны открыть посвященному удивительное зна­ние о движении небесных сфер».

Такие числа, доказывает она, были получены в ре­зультате упорного научного исследования цикла прецес­сии и измерения его скорости, причем оказались на удив­ление «близки к результатам расчетов, выполненных

совершенными современными способами». Удивительно не только то, что такие расчеты были проделаны, но и то, что «они были переданы другим при помощи тайно­го шифра, доступного лишь ограниченной элите». Коро­че говоря, делает вывод Селлсрс, «древний человек рас­считал особое число, которое, как он верил, было спо­собно вернуть этот пугающий цикл [прецессии] к изна­чальной точке»

«Особое число», о котором говорит Селлсрс, это 25 920 (а также его доли и числа, ему кратные), которое представляет собой выраженную в солнечных годах про­должительность полного прецессионного цикла, или «Великого года». Селлерс показывает, как его можно по­лучить из довольно простых комбинаций других чисел — 5, 12, 36, 72, 360, 432, 2160 т.д. и т.п., — причем все они, в свою очередь, получаются из точных наблюдении прецессии. //, что важнее всего, она показывает, что iweimo эта последовательность чисел присутствует в древнееги­петском мифе об Осирисе, где именно «72 заговорщика» участвовали вместе с Сетом в убийстве царя-бога.

Как показано в книге «Следы Богов», наблюдаемая скорость перемещения Солнца по знакам зодиака в мо­мент весеннего равноденствия составляет один градус за 72 года. Отсюда следует, что для смещения точки равно­денствия на 30 градусов потребуется 2160 лет, на 60 гра­дусов — 4320, а на полный цикл в 360 градусов потребу­ется 25 920 лет.

Любопытно, что сама Великая пирамида — средото­чие этих прецессионных чисел, поскольку ее основные размеры (высота и периметр основания) представляют собой математическую модель полярного радиуса Земли и окружности экватора в масштабе 1 : 43 200. Это число, 43 200, кстати, точно равняется произведению 600 и 72. Таким образов, этот замечательный монумент — нс толь­ко модель полушария Земли в масштабе, но масштаб этот

включает в себя «особое число», выведенное из одного из ключевых движений нашей планеты — скорости пре­цессии ее оси.

Похоже, что в мифе об Осирисе и размерах Великой пирамиды действительно содержится некое тайное зна­ние. Если мы хотим отметить конкретную дату, напри­мер, через 1008 лет в будущем, и сообщить ее другим посвященным, то мы можем сделать это при помощи «особого числа» 14 (72х14=1008). Мы можем также уточ­нить «нулевую точку», от которой следует вести отсчет — например, нашу эпоху; это можно проделать при помо­щи своего рода символической или математической от­метки — маркера, указав, где в настоящее время нахо­дится точка весеннего равноденствия — скажем, движется от Рыб к Водолею.

Аналогичную процедуру можно проделать и в обрат­ном направлении. Двигаясь по эклиптике «на восток», мы можем «обнаружить» (рассчитать, определить), где находилась точка весеннего равноденствия в любую про­шлую эпоху. Так, если бы сегодня мы пожелали восполь­зоваться прецессионным шифром, чтобы привлечь вни­мание к эпохе Пирамид, то нам пришлось бы сообщить другим посвященным «особое число» 62,5 (72х62,5=4500 лет тому назад = примерно 2500 год до н. э.). А чтобы исключить всякую неопределенность относительно нуле­вой точки отсчета, нужно найти способ указать нынеш­нее положение точки равноденствия.

Именно это, по-видимому, и сделал Снефср, исполь­зуя две пирамиды в Дашурс, которые изображают две боковых стороны головы небесного быка — Тельца — «адрес» точки весеннего равноденствия в ту эпоху. То же самое, но только с большей точностью проделали стро­ители Великой пирамиды, нацелив южные шахты камер Царя и Царицы на место прохождения меридиана в эпо­ху 2500 года до н. э. такими важными звездами, как Ори-

он и Сириус. Чтобы здесь было все ясно, мы считаем, что стоит рассмотреть возможность того, что, опираясь на такие очевидные и точные «маркеры времени», они пы­тались указать однозначно нулевую точку — около 2500 года до н. э. — для расчетов, которые под силу лишь тем, кто посвящен в тайны прецессии и обучен тому, как воспользоваться скрытыми знамениями определенных «особых чисел».

Отметим здесь, что если бы царь-Гор знал «особое число» 111,111 н воспользовался им, как указано выше, оно привело бы его в прошлое к дате за 7999,99 (=72х111, 111) лет до точки отсчета, то есть почти точно за 8000 лет до 2500 года до н. э., то есть к 10 500 году до н. э.

Мы понимаем, что внешне это смахивает на самую что ни на есть недобросовестную нумерологию, когда с помощью произвольно выбранного коэффициента ре­зультаты вычислении подгоняются к желаемой дате (в данном случае к 10 500 году до н.э., 12 500 лет тому назад, о которой мы уже говорили в главе 3 в связи со Сфинксом и пирамидами Гизы). Дело, однако, в том, что число 111,111 нс совсем произвольное. Во всяком случае, издавна одним из основных числовых коэффи­циентов в конструкции как Великой пирамиды, так и некрополя Гизы в целом считается простое число 11 (про­стое — в том смысле, что делится без остатка только на себя и на единицу).

Любопытно наблюдать, как в архитектуре Великой пирамиды фигурируют числа, кратные 11. Читатель, на­пример, помнит, что сторона ее основания равняется 440 египетским локтям, то есть 11х40 локтей. Отношение высоты к основанию — 7 : 11. Уклон боковых граней — 14 : 11 (tg 5Г50'). А уклон южной шахты камеры Царя, той самой, что была в 2500 году до н. э. нацелена на Пояс Ориона, составляет 11 : 11 (tg 45°).

Поэтому вполне можно предположить, что отноше­ние 11 : 11, напоминающее наше «особое число» 111,111,

может претендовать на роль математического ключа, или «звездных ворот» к Поясу Ориона. Более того, как мы увидим, перемещение на 111,111° «назад по эклиптике от нулевой точки», находящейся в голове небесного быка (Гиады — Телец), приведет точку весеннего равноден­ствия прямо к космическому льву.

Но разве нс именно это место надлежит исследовать царю-Гору, стоящему между лап Великого Сфинкса, когда «рот его готов», а сам он ждет вопросов Акху, чье посвя­щение привело его сюда? Ведь само «путешествие — по­иск», изобретенное последователями Гора, было специ­ально продумано таким образом, чтобы обострить мыш­ление у посвящаемого, дабы он смог складывать один к другому все ключи, пока он не осознает: где-то под Ве­ликим Сфинксом Гизы имеется нечто (письменные или рисованные записи, предметы, карты, астрономические чертежи), затрагивающие «знание божественного про­исхождения», имеющее огромное значение и сокрытое там еще с Первого Времени.

Размышляя над такими вопросами, как не вспомнить о «герметических» поверьях и преданиях, согласно кото­рым бог мудрости Тот «сумел постигнуть тайны небес [и] раскрыть их, описав в священных книгах, которые затем спрятал здесь на земле, чтобы их искали будущие поколения, но сумели найти лишь те, кто полностью для этого созреет». Так не лежат ли «священные книги Тота» или какой-то их эквивалент в скале под Великим Сфин­ксом Гизы, и продолжают ли их искать там «полностью созревшие»?

Искатели правды

Итак, в предыдущих главах в явной и скрытых форме были поставлены следующие вопросы:

1. Не были ли и Великий Сфинкс, и великие пирами-

ды Гизы задуманы как части грандиозной трехмерной «модели» неба эпохи Первого Времени?

2. Нс могут ли быть частями этой модели и другие эле­менты некрополя?

3. Если — да, то уцелело ли их достаточно, чтобы мы могли сопоставить эту модель с данными компьютерной имитации неба над Гизой в предшествующие эпохи и подойти к точной археоастрономичсской датировке Пер­вого Времени, то есть выявить истинные «истоки» нео­бычной цивилизации Египта?

4. Разглядывая имитацию древних небес, не сумеем ли мы, выражаясь языком египетских Погребальных текстов, «спуститься на любое небо, какое пожелаем»?

5. Случайно ли, что столь большое количество этих текстов уцелело в течение тысяч лет, или же их авторы приложили к этому все усилия, составляя их таким обра­зом, чтобы сама человеческая природа побуждала копи­ровать их вновь и вновь на протяжении многих веков? Этот процесс был возобновлен, хотя и довольно беспо­рядочно, полтора столетия назад, после расшифровки древнеегипетских иероглифов, и теперь погребальные тексты, «Тексты Пирамид», «Книга Мертвых» и т.д. пе­реведены на десятки современных языков и изданы, в том числе имеются на компакт-дисках.

6. Иными словами, не могло ли случиться, что читая эти тексты и анализируя ритуалы, с которыми они были связаны, мы наткнулись на послание из глубочайшей древ­ности, которое было адресовано не в эпоху Пирамид и нс царям-Горам Древнего Египта, а всем «искателям прав­ды» из любой культуры и эпохи, которые были бы дос­таточно «подготовлены», чтобы сопоставить тексты и монументы и рассмотреть небеса прошлых эпох?

Глава 16

ПИСЬМО В БУТЫЛКЕ?

«Мы. достигли такого удивительного этапа в своей эволюции... такого времени, когда знаем: мы мо­жем говорить друг с другом на межзвездных рас­стояниях...»

Доктор Джон Билличгэм, Эймский исследовательс­кий центр НАСА, 1995 год

Еще один вопрос: вместе с древними текстами и ри­туалами, которые с ними связаны, могли ли огромные монументы некрополя Гнзы быть созданы для того, что­бы передать послание одной культуры к другой — посла­ние нс через пространство, а через время?

Египтологи отвечают на подобные вопросы, закаты­вая глаза и насмешливо хмыкая. Что поделаешь, они не были бы «египтологами» (или, во всяком случае, не удер­жались бы в этой профессии), если бы не реагировали иначе, чем с недоверием и насмешкой, на предположе­ния, что некрополь — более, чем кладбище, что Вели­кий Сфинкс намного старше, чем эпоха 2500 года до н. э., а пирамиды — не просто «царские гробницы». И, конечно, ни один уважающий себя египтолог не готов допустить, хотя бы на минутку, что в этих монументах скрыто некое таинственное «послание».

Тогда к кому же нам обратиться за советом, если, как мы предполагаем, речь идет о послании цивилизации столь далекой от нас во времени, что становится почти непоз­наваемой?

Антишифр

Единственными учеными, активно занимающимися подобными проблемами, являются те, кто работает по программе SETI — «Поиск внеземного разума». Они без конца прочесывают эфир в поисках посланий от далеких цивилизации, и поэтому им, естественно, приходится думать: а что, если они, наконец, обнаружат такое по­слание? Вот что говорит об этом доктор Филип Морис-сон из Массачусетского технологического института:

«Начнем с того, что мы бы очень мало знали о самом послании. Получив его, мы бы не поняли, что получа­ем. Но тем не менее мы располагали бы несомненным сигналом, со своей структурой и своим обращением. Лучшие люди постарались бы расшифровать его, и это было бы несложно сделать, потому что отпра­вители постарались бы сделать так, чтобы дешиф­ровка была бы несложной — иначе во всем этом нет смысла. Это своего рода антикриптография: «Я хочу передать тебе сообщение, ты никогда не имел дела с моей символикой, у тебя нет никаких ключей, но тем не менее, ты должен суметь прочитать его... Я дол­жен включить в него много ключей и безошибочных умных подсказок...» 103

В своей книге «Космос» профессор Карл Саган из Кор-нельского университета обсуждает туже проблему — при­чем, что забавно, применительно к древнеегипетской иероглифической письменности. Он объясняет, что «еги­петские иероглифы представляют собой, в значительной степени, простой шифр замещения. Но не каждый иерог­лиф представляет букву или слог. Некоторые из них — пиктограммы». Когда дело доходит до перевода, эта «смесь букв и пиктограмм — страдание для переводчика». Одна­ко в начале XIX века французский ученый Шампольон

совершил прорыв, расшифровав знаменитый «Розетте-кий камень», глыбу черного базальта, на которой сдела­ны идентичные надписи египетскими иероглифами и на греческом языке. Поскольку Шампольон мог читать по-гречески, ему требовался только «ключ», чтобы связать конкретные иероглифы с греческими словами и буквами. Такой ключ ему предоставило постоянное повторение в греческом тексте имени фараона Птолемея V и равное число повторений в египетском тексте заметной продол­говатой рамки — так называемого картуша — с одной и той же группой иероглифов внутри. Как комментирует Саган:

«Ключом оказались картуши... как будто египетские фараоны специально обводили свои имена, чтобы егип­тологам через две тысячи лет было полегче... Как радостно было [Шампольону] открыть этот канал односторонней связи с другой цивилизацией, чтобы позволить культуре, которая молчала тысячелетия­ми, рассказать о своей истории, магии, медицине, религии, политике и философии».

Затем профессор Саган делает сравнение, которое весь­ма уместно в нашем случае:

«Сегодня мы вновь ищем послания от древней и экзо­тической цивилизации, но в этот раз они скрыты от нас не только временем, но и пространством. Если бы мы приняли радиопередачу от внеземной цивилизации, то как можно было бы ее понять? Внеземной разум должен быть элегантным, сложным, внутренне согла­сованным и абсолютно чужим. Его носители, разуме­ется, хотели бы сделать направленное нам послание как можно более понятным. Но как это сделать? Воз­можен ли межзвездный «Розеттский камень»? Мы ве­рим, что существует язык, которым должны владеть

все технические цивилизации, какими бы разными они ни были. Общим языком является наука и математи­ка. Законы природы везде одни и те же».

Нам представляется, что если в Гизе присутствует очень древнее «послание», то оно тоже должно быть выражено языком науки и математики, о котором говорит Саган — и по той же причине. Исходя из того, что «передача» должна бесперебойно продолжаться через тысячи лет (и пропасти культурных изменений), мы думаем, что авто­ру такого послания было бы логично воспользоваться прецессией равноденствий, особенным законом приро­ды, про который можно сказать, что он управляет про­должительными периодами земного времени, измеряет их и идентифицирует.

Надежные носители информации

Пирамиды и Великий Сфинкс в Гизе являются, по­мимо всего прочего, еще и столь же сложными, внутрен­не согласованными и абсолютно чужими, что и внезем­ной разум, по Сагану (чужими — в смысле громадного, ^почти сверхчеловеческого масштаба этих сооружений и *их сверхъестественной — с нашей точки зрения, ненуж­ной — точности).

Более того, возвращаясь вкратце к приведенным выше ремаркам доктора Мориссона, мы думаем, что некро­поль Гизы прекрасно отвечает еще и требованию содер­жать «много ключей и безошибочных умных подсказок»104. Действительно, нам представляется, что строителям пи­рамид пришлось проявить невероятную изобретатель­ность, чтобы воплотить четыре главных принципа «безо­шибочности» послания, а именно:

• создание надежных и безотказных маркеров, кото­рые могли бы возбудить любопытство и бросить вызов интеллекту искателей будущих поколений;

• использование «общего языка» прецессионной аст­рономии;

• использование прецессионных координат для чет­кой привязки по времени событий в прошлом и насто­ящем, в настоящем и будущем;

• искусно скрытые хранилища, или «залы записей», которые смогли бы обнаружить и посетить лишь те, кто полностью посвящен в «беззвучный язык» и способен прочесть его ключи и им следовать.

Кроме того, хотя монументы способны «говорить» с того самого момента, когда становится понятен их аст­рономический контекст, мы должны также обратить вни­мание на прямо-таки расточительность в количестве «по­гребальных текстов», которые дошли до нас из всех пе­риодов египетской истории, но, по-видимому, имеют общие источники, причем немногочисленные105. Как мы видели, эти тексты работают вроде «программного обес­печения» к монументам как «аппаратуре», предписывая последовательность операций, которые должен выпол­нять царь-Гор (и все другие будущие искатели).

Мы помним замечания Джордже де Сантильяны и Герты фон Дехенд в «Мельнице Гамлета» о том, что вели­кая сила мифов как носителей специфической техничес­кой информации состоит в том, что они способны пере­давать ее независимо от личных познаний сказителей. Иными словами, пока миф продолжают верно переска­зывать, он будет продолжать передавать информацион­ное послание высшего порядка, скрытое в его структуре, даже если ни рассказчик, ни слушатель это послание не понимают.

Так же, по нашему мнению, дело обстоит и с египет­скими погребальными текстами. Нас удивило бы, если бы обладатели многих гробов и стен гробниц, на кото­рых они скопированы, имели малейшее представление о том, что за их счет воспроизводились данные астроно­мических наблюдений и указания по их проведению. Их

привлекало то, что предлагали тексты — соблазн вечной жизни. Поддавшись этому соблазну, они на самом деле гарантировали бессмертие самим текстам. Ведь большое количество верных копий позволяло надеяться, что как минимум часть уцелеет в течение тысячелетий.

Мы считаем, что всегда существовало некоторое ко­личество людей, которые верно понимали «науку бес­смертия», связанную с этими текстами, и были способ­ны читать астрономические аллегории, в которых были скрыты более глубокие секреты, нс предназначенные для понимания толпы. Думаем, что этих людей некогда назы­вали последователями Гора, и они действовали как не­зримая академия за кулисами египетской предыстории и истории, что их первоначальный культовый центр нахо­дился в Гизе, в Гелиополисе, и что именно они отвечали за посвящение царей и реализацию планов. И думаем, что порядок, в соответствии с которым они совершали почти все, что имело значение, был каким-то образом записан при помощи звезд.

Намеки и воспоминания

Откровенно астрономический характер некрополя Гизы, который игнорируют египтологи, тем не менее признавался незашоренньши и с развитой интуицией исследователями на протяжении всей истории. Напри­мер, неоплатонисты-герметики из Александрии оказа­лись довольно восприимчивыми к возможности «посла­ния» и быстро почувствовали астральный характер тек­стуального материала и монументов106. Ученый Прокл (V век н. э.) признавал астрономическую ориентацию Ве­ликой пирамиды, имея в виду конкретные звезды. В сво­их комментариях к «Tiwew» Платона (где идет речь об истории погибшей цивилизации Анлантиды) Прокл со­общает, что «Великая пирамида использовалась для на­блюдения Сириуса».

Смутные воспоминания об астрономическом харак­тере «послания», сооруженного в Гизе, просочились в Средневековье. Во всяком случае, арабские летописцы этого периода говорили о Великой пирамиде как о «хра­ме звезд» и часто связывали его с библейским потопом, который датировали примерно 10 300 годом до н. э.107. Представляет интерес записки арабского географа Якута аль-Хамавн (XI век н. э.), который сообщает, что сабий-цы, звездопоклонники из Харрана ( чьими «священны­ми книгами» предположительно были писания Тота-Гер-мсса), отправлялись в то время на специальные палом­ничества к пирамидам Гизы108. Отмечалось также, что само название «сабийцы» (по-арабски Са-Ба) почти навер­няка происходит от древнеегипетского слова Сба (звез­да). Читатель помнит из части I, что еще в начале II тыся­челетия до н. э. — то есть почти за 3 тысячи лет до запи­сок Якута аль-Хамави, связывающих сабийцев с пира­мидами, — было известно, что паломники из Харрана посещали Сфинкса, которому они поклонялись как богу по имени Хвл.109

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.