Сделай Сам Свою Работу на 5

Интересное развитие событий





Мнение египтологов о подземной камере сводится к следующему; 1) это сооружение — не доисторическое, а относится к тому же времени, что и пирамида (то есть около 2500 года до н. э.); 2) его планировалось исполь­зовать как место погребения Хуфу; 3) фараон и его ар­хитекторы передумали, прекратили работы в этом месте и переключились на основную часть пирамиды, где со­орудили сначала камеру Царицы (тоже потом заброшен­ную, согласно их гипотезе), а затем и камеру Царя.

Если египтологи правы, то, значит, выработка и уда­ление более 2000 тонн скальной породы для создания Нисходящего коридора были напрасны; а ведь всю эту породу нужно было сначала вырубить, а затем вытаски­вать на поверхность со все большей глубины по этому узкому, наклоненному на 26° штреку без вентиляции! Напрасным оказалось и сооружение самой подземной камеры, и рядом расположенных стволов и проходов. При этом вообще все мероприятие оказывается бесцельным, если не считать целью сооружение на глубине более 30 метров над плато Гиза неоконченного низкого штрека с неотделанными стенами («напоминающего каменолом­ню»), которым никто никогда не воспользовался.



Это явно бросает вызов здравому смыслу. Существует, впрочем, некий альтернативный сценарий, которым вдохновлялся целый ряд исследователей в течение двух последних веков. Согласно этому сценарию, камера спе­циально была оставлена недоделанной, чтобы заставить будущих охотников за сокровищами поверить в то, что она заброшена, и убедить в бессмысленности дальней­ших поисков, тем самым скрыв от них другие тайные проходы и помещения, с ней соединенные.

Именно такие размышления побудили итальянского исследователя Джованни Битисту Кавнлья и английско­го искателя приключений полковника Говарда Вайса (между 1830 и 1837 годом) пробурить отверстия в дне колодца, находящегося в середине подземной камеры. Они углубились дополнительно на 10 метров; их шпуры те­перь почти засыпаны.

Позднее французский археолог Андре Пошан обра­тил внимание на любопытный отрывок из текста древ­негреческого историка Геродота, который посещал Еги­пет в V веке до н. э. и много беседовал там со жрецами и другими учеными людьми. Геродот сообщает, что ему, в частности, рассказали о существовании «подземных по­лостей в холме, на котором стоит пирамида. Эти камеры фараон Хеопс (Хуфу) построил для себя в качестве по­гребального склепа, причем на чем-то вроде острова, подведя туда канал из Нила».



Пошан рассчитал, что если под пирамидой действи­тельно имеется полость, питаемая нильской водой, то она должна находиться на значительной глубине — по крайней мере, на 27 метров глубже, чем упомянутый колодец. Подобным же образом датский архитектор Ху-берт Паульсен доказывал геометрически, что наиболее вероятное место в пирамиде, где может быть обнаружена новая камера, находится под колодцем; эту точку зре­ния, основываясь на собственных расчетах, разделял и английский геометр Робин Кук.

Но энергичнее всех занимался поиском потайных под­земных камер французский инженер, профессор Жан Ке-ризель, нынешний президент Франко-египетской ассо­циации. Вместе со своими помощниками он находился в колодце 12 октября 1992 года, когда мощное землетрясе­ние разрушило значительную часть Каира. При этом, как он рассказывал позднее, исследователи, находившиеся «на глубине 35 метров под уровнем плато, пережили не­сколько весьма неприятных моментов».

К счастью, подземная камера не обрушилась, и экс­педиция Керизеля сумела завершить свою работу. Иссле­дование базировалось на двух методиках неразрушающе­го контроля: подземная радиолокация и ми кро гравимет­рия. Измерения в камере оказались безрезультатными, но зато весьма многообещающими в горизонтальном проходе, соединяющем ее с концом Нисходящего кори­дора. Говоря словами Керизеля, «под полом прохода была обнаружена структура, которая может быть коридором, направленным с юга-юго-востока на север-северо-запад, причем потолок последнего находится на такой глубине, что Нисходящий коридор пересек его, будь он продол­жен».



И это еще не все. Вторая отчетливая аномалия, «дефи­цит массы», как ее именует Керизель, «была обнаружена с западной стороны прохода в шести метрах от его входа в камеру. Согласно нашим расчетам, такой аномалией со­ответствовала бы вертикальная шахта глубиной не менее 5 метров и сечением около 1,4 х 1,4 метра, расположен­ная неподалеку — западной стены прохода».

Короче говоря, Керизель считает, что обнаружил вбли­зи коридора, ведущего в подземную камеру, нечто, весьма напоминающее отдельную систему проходов, заканчи­вающуюся вертикальным стволом. Разумеется, его могли подвести приборы, либо, как он сам признает, они мог­ли зарегистрировать «большую полость, возникшую в результате растворения известняка подземными водами —

иными словами, глубокую пещеру». Если же этот «дефи­цит массы» окажется делом рук человеческих, то, как он очень надеется, «это может привести к весьма интерес­ному развитию событий»5.

Лабиринт

Очевидно, что цивилизация, способная создавать со­оружения высотой в Великую пирамиду и гигантские каменные статуи высотой метров в 70 ростом, а также возводить храмы из 200-тонных камней, причем так, что последние стыкуются на высоте 12 и более метров напо­добие элементов разрезной головоломки, такая цивили­зация вполне могла добиться успехов и в подземных ра­ботах, создавая при желании комплексы вполне прилич­ного размера, соединенные к тому же лабиринтом тун­нелей.

Поэтому не следует исключать возможности того, что подземная камера Великой пирамиды — лишь одно из таких сооружений. На самом деле, как читатель помнит, сейсмологические исследования, проведенные в Гизс в начале 1990-х годов американским геофизиком Томасом Добецки, указали на наличие большой и, по-видимому, рукотворной полости в скале под Сфинксом. И хотя окон­чательный ответ на вопросы о назначении и устройстве подобных сооружений могут дать лишь дальнейшие рас­копки и исследования, уже имеется много свидетельств со всех концов некрополя Гизы, что создание амбициоз­ных сооружений, высеченных из скалы как над, так и под землей, было типичным занятием строителей пира­мид. Нередко они использовали смешанную технику, когда в одном сооружении соединялись элементы, высе­ченные в скале, и каменная кладка. Примером может слу­жить гробница Хент-Хавес, предполагаемой супруги Мен-каура, где выходу горных пород приданы пирамидаль­

ные очертания, а сверху достроен храм, имеющий нео­бычную форму саркофага.

Еще более внушительный пример подобного сочета­ния — пирамида Хафры. Она стоит на искусственно вы­ровненной площадке скального грунта площадью 4,8 гек­тара; в этом месте плато имеет сильный наклон с северо-запада на юго-восток (то есть выше на западе и ниже на востоке). В результате северная и западная стороны пира­миды находятся в траншее, глубина которой составляет около 6 метров в северо-западном углу, а в юго-восточ­ном — 3 метра. Она уменьшается до нуля к северо-вос­точному и юго-восточному углам. Нижняя часть собствен­но пирамиды частично высечена из той же скалы, в ко­торой вырублена траншея, а частично сложена из непо­колебимых блоков-мегалитов весом по сотне тонн. Таких глыб было доставлено на стройку несколько тысяч. Затем начинается кладка из блоков меньшего размера. Граница между этими кладками прекрасно видна. Как в случае Сфинкса и Храмов долины, эта «демаркационная ли­ния» демонтирует не только различную строительную тех­нику, но и фактически два различных этапа строитель­ства, промежуток времени между которыми неизвестен.

Тайна шахт

Это еще одна аномальная особенность некрополя Гизы, о которой мы пока нс упоминали, но к которой теперь подошли. Речь идет об уникальной для древнеегипетской архитектуры черте Великой пирамиды — четырех узких шахтах, которые египтологи называют обычно вентиля­ционными. Две из этих шахт берут начало в камере Царя (северная и южная стена), две — из камеры Царицы (тоже с северной и южной стен).

В среднем шахты имеют поперечное сечение 23 х 22 сантиметра и протяженность от 24 метров (северная шах­та из камеры Царицы) до 65 метров (северная шахта из

камеры Царя). Все они расположены наклонно, причем угол наклона по отношению к горизонтальной плоско­сти составляет от 32°28' (северная шахта камеры Царя) до 45° 14' (южная шахта той же камеры). Шахты сооружа­лись в процессе кладки пирамиды (а не бурились в клад­ке после возведения, как кое-кто предполагал) и свиде­тельствуют об использовании целого комплекса доволь­но сложных строительных и геодезических приемов.

Высказывалось предположение, что наклон каналов потребовался, мол, для того, чтобы древние строители могли пройти до наружной поверхности пирамиды «крат­чайшим путем», и тем самым «сэкономить» объем работ и время. Однако это геометрическая логика вступает в противоречие с логикой инженерной, поскольку пост­ройка наклонных шахт просто не способна сберечь ни времени, ни труда. Как раз наоборот, и ни один инже­нер-строитель не согласится с тем, что кратчайший путь — наилучший, даже если он кажется таковым из чисто геометрических соображений. На самом деле, как отмечал впервые в 1960-х годах египетский архитектор Александр Бодави, горизонтальные каналы построить гораздо проще, особенно если учесть, с какой точнос­тью и постоянством по длине выдержан наклон.

Сооружение наклонных каналов требует пяти специ­фических операций (в отличие от горизонтальных). Во-первых, требуется специальная подготовка нижней клад-

ки; это означает, что при сооружении «пола» каждой шахты приходится использовать специальные блоки с наклонной верхней гранью. Во-вторых, требуется изго­товить специальные блоки с U-образной внутренней выборкой, образующей «стены» и «потолок» канала. В-третьих, нужны специальные блоки с наклонной ниж­ней гранью — чтобы накрыть канал с боков. В-четвер­тых, сверху канал тоже приходится накрывать блоками с наклонной нижней гранью. И, наконец, в-пятых, ос­новную кладку пирамиды приходится согласовывать с кладкой канала по всей его длине.

Если целью строителей бьыа вентиляция, то резонно спросить: к чему все эти сложности, если поток воздуха

в камеры прекрасно можно организовать гораздо более простым способом? С инженерной точки зрения очевид­но, что куда проще оставлять между блоками одного слоя зазор сантиметров в 20, образующий горизонтальный канал, соединяющий верх камеры с атмосферой. В этом случае не потребовалось бы никакой специальной гео­метрии блоков и прецизионной юстировки.

Иными словами, «кратчайший путь» никоим образом не является наилучшим с точки зрения практического

сооружения системы вентиляции. Кроме того, очевидно, что при возведении таких гигантских, в миллионы тонн, сооружений, как пирамиды, строителей мало волновала грошовая экономия времени и сил. Тем более, трудно говорить об экономии, если приходится обеспечивать достаточно хитрую геометрию этих шахт, идущих с точ­но заданным наклоном с севера на юг.

И совсем пропадают все сомнения, если рассмотреть внимательнее шахты камеры Царицы. В отличие от шахт камеры Царя, эти а) не имеют выхода на поверхность монумента и б) первоначально не сообщались с внут­ренней полостью камеры Царицы. Вместо этого строите­ли оставили последние 12 сантиметров известнякового блока, облицовывающего палату, в целости и сохранно­сти, так что шахты остались невидимыми для того, кто попадал в помещение. Эти сантиметры были пробиты стальным долотом английского инженера УэйнменаДик-сона, «вольного каменщика», любопытство которого было возбуждено шахтами камеры Царя, после чего в 1872 году он решил поискать что-нибудь подобное в камере Цари­цы.

В дальнейшем мы рассмотрим последствия открытия, сделанного Днксоном в 1872 году. Здесь же мы хотели бы отметить очевидную вещь: каналы, которые первоначаль­но были закрыты с обоих концов, вряд ли использова­лись (или предназначались) для вентиляции. А значит, они должны были иметь другое предназначение, которое оправдывало бы в глазах строителей неимоверные уси­лия, старание и мастерство, которые пришлось прило­жить при их сооружении.

Как мы увидим, об этом «высоком предназначении» можно говорить с большой уверенностью.

Глава 4

ЗВЕЗДЫ И ВРЕМЯ

«Различные видимые движения небесных тел, ко­торые происходят от вращения Земли вокруг своей оси и обращения ее вокруг Солнца, а также эф­фекты прецессии, были знакомы египтянам... Они тщательно изучали то, что видели, и облекали свое знание в наиболее удобную для них форму, в со­ответствии со сбоило! необычными представления­ми и верованиями...»

Дж. Норман Локьер, «Рассвет астрономии», 1894

Когда человек стоит на рассвете между лап Великого египетского Сфинкса и видит, как восходящее солнце освещает его лицо, его охватывают робость и благого­вейный трепет. В этот момент отчетливо чувствуешь, на­сколько стара это колоссальная статуя — почти так же стара, как само время. Как мы видели в главе 2, накапли­вается все больше фактов, которые свидетельствуют о ее действительной древности — намного старше, чем те 4500 лет, что дают ей египтологи; вполне возможно, что она восходит еще к последнему Ледниковому периоду, ког­да, как считают, не могла еще существовать цивилиза­ция, способная создавать такие памятники.

Разумеется, подобные идеи достаточно противоречи­вы и горячо оспариваются. Более того, сегодня очевидно, что геология не способна установить точную хроноло­гию, и ее возможности ограничены сегодняшним нашим уровнем познаний в области палеоклиматологии. Макси­мум того, что мы можем утверждать, — это что Сфинкс, по-видимому, высечен из камня намного раньше, чем

считают египтологи, но древность его может колебаться от 15 000 до 5000 лет до н. э.

Есть, однако, другая наука, которая, при выполне­нии одного важного условия, может дать нам существен­но более точную датировку — с погрешностью до не­скольких десятков лет — древних каменных памятников, на которых не имеется надписей. Эта наука — археоаст-рономия. А предварительное условие, от которого зави­сит ее успешное применение, состоит в том, что изуча­емый памятник должен быть ориентирован строителями по звездам или восходящему Солнцу.

Этому условию соответствует Великий Сфинкс. Он на­правлен в точности по оси «восток—запад» некрополя Гизы, и взор его направлен на восток. Поэтому он явля­ется идеальным «указателем равноденствия»: его глаза

нацелены точно на место восхода Солнца в день весенне­го равноденствия.

Чтобы было понятнее, напомним, что астрономы вы­деляют в году четыре «ключевых момента»: летнее солн­цестояние — самый продолжительный день в северном полушарии — когда Северный полюс Земли точнее все­го нацелен на юг, зимнее солнцестояние (самый корот­кий день), когда полюс направлен в сторону, противо­положную Солнцу, и дни весеннего и осеннего равно­денствия, когда Земля противоположна к Солнцу бо­ком, а ночь и день имеют равную продолжительность.

Во время летнего солнцестояния на широте Гнзы Сол­нце встает примерно на 28° севернее восточного направ­ления, зимнего — на 28° южнее. В дни же равноденствия (как здесь, так и повсюду на Земле) Солнце обязательно восходит точно на востоке, что позволяет гарантирован­но и точно указать одну из сторон света.

Именно туда направлен взор Сфинкса, причем с боль­шой точностью, н не случайно, а сознательно, посколь­ку является частью большого древнего астрономического плана, составленного с непревзойденной точностью и мудростью.

Обсерватория

Тысячи лет тому назад, под чистым небом юного мира, египетское плато Гизы было идеальным местом для об­серватории. С высокого места в километре западнее Сфин­кса открывался идеальный обзор всего горизонта, что прямо-таки приглашало к наблюдениям восходов и за­катов Солнца в течение всего года, а также восходов и заходов звезд. И очевидно, что каково бы ни было иное назначение некрополя, он, конечно, использовался для практических и точных астрономических наблюдений, подобных тем, которые ведут штурманы для определе­ния положения судна в открытом море. Ибо, подобно

способности точно придерживаться заданного курса, никакая иная наука не могла обеспечить той невероят­ной точности, с которой основные сооружения Гизы ориентированы относительно четырех сторон света.

Подробности этой ориентации уже описаны нами в главе 3. Поэтому достаточно здесь вспомнить, что Вели­кая пирамида стоит на поверхности Земли точно на од­ной трети расстояния от экватора до полюса ( то есть на

звездной широте 30°), а ее меридиональная ось отклоня­ется всего на З/бо градуса от истинного направления «се­вер-юг». Маленькая, но важная подробность: это — точ­нее, чем ориентация здания Меридиан Бидинг в Грин­вичской лаборатории под Лондоном, которое отклоня­ется от этого направления на 9/60 градуса. По нашему мнению, такая точность представляет собой факт, кото­рый никогда серьезно не учитывали археологи и египто­логи и который неопровержимо свидетельствует: Вели­кую пирамиду с ее основанием более 5 га и массой в 6 миллионов тонн проектировали и строили под руковод­ством великих астрономов.

Мы убеждены, что «астрономический фактор заслу­живает» гораздо большего внимания, чем ему уделяли до сих пор египтологи. Более того, благодаря современным компьютерным программам построения звездных карт, мы можем воспроизвести вид неба над Гизой в любую эпоху за прошедшие 30 000 лет, воссоздав звездное небо, под которым трудились строители пирамид.

И под этим древним звездным небом начинают играть совершенно особую роль некоторые подробности, не имеющие значения с позиций чистой археологии или египтологии.

Звезды как мишень

Начнем с четырех таинственных шахт, которые выхо­дят из камер Царя и Царицы в Великой пирамиде, ин­женерные аспекты сооружения которых мы рассматри­вали в конце предыдущей главы. Как уже говорилось, две из этих шахт смотрят точно на север, а две другие — точно на юг. Поэтому они нацелены ( на разной высоте ) на то, что астрономы называют меридианом — вообра­жаемую линию, «разделяющую небо», которую можно представить себе, как дугу, соединяющую Северный и Южный полюса и проходящую прямо над головой на­блюдателя. Именно момент пересечения этой воображае­мой линии — меридиана звездами ( а также Солнцем, Луной и планетами) называют кульминацией, то есть наивысшим положением над горизонтом.

У Великой пирамиды имеется много особенностей, позволяющих без всякого сомнения считать, что ее авто-



 

ры уделяли большое внимание звездам и следили за их прохождением через меридиан. Например, отверстие на­стоящего входа направлено на меридиан с точностью прицеливания артиллерийского орудия. Все внутренние коридоры также идеально направлены вдоль меридиана, что делает все сооружение, как отмечали многие астро­номы, очевидным «меридиональным прибором». Но наи­более убедительным аргументом является точность четы­рех шахт. Последние исследования установили как не­сомненный факт, что около 2500 года до н. э. (в эпоху, которую египтологи считают веком Пирамид) каждая из этих шахт была нацелена на определенную звезду в мо­мент ее кульминации.

«Из камеры Царицы северная шахта выходит под уг­лом 39° и была направлена на звезду Кочаб (Бета со­звездия Малой Медведицы), которую древние связы­вали с «космическим возрождением» и бессмертием души. Южная же шахта, наклоненная на 39°3(У, была

нацелена на яркий Сириус (Альфа Большого Пса). Эту звезду древние связывали с богиней Исидой, космичес­кой матерью царей Египта». Из камеры Царя северная шахта (угол 32°28') была нацелена на Полярную звезду древности, Тубан (Аль­фа Дракона), которую фараоны связывали с поняти­ями «космического зачатия и беременности». Южная шахта (угол 45°14') была нацелена на Аль-Низак (Зета Ориона), самую яркую и низко расположенную из трех звезд Пояса Ориона, которая у древних египтян ассо­циировалась с Осирисом, их великим богом воскреше­ния и возрождения, принесшим, согласно легенде, ци­вилизацию в долину Нила в далекую эпоху, называвшу­юся Зеп Tenu — Первое Время («Тайна Ориона»).

Это удалось установить благодаря компьютерной ре­конструкции древнего звездного неба над Гизой, при­чем та же программа позволяет утверждать, что это наце­ливание относится лишь к промежутку времени порядка одного столетия около 2500 года н. э. — ни раньше и ни позже, так как из-за непрерывного изменения картины звездного неба место прохождения звезд через меридиан постоянно меняется.

Это явление — результат медленного «блуждания» зем­ной оси, называемого прецессией. Благодаря ему за цикл, длящийся 25 920 лет, Северный полюс нашей планеты (точнее, его проекция на небо) описывает довольно большую окружность. С точки зрения астрономии это приводит к следующим результатам:

1. Медленно-величавое перемещение звездного север­ного полюса, который в течение 25 920-летнего цикла то совпадает с какой-либо «полярной звездой», то оказы­вается на пустом месте.

2. Изменение высоты над горизонтом, на которой все звезды пересекают меридиан наблюдателя, находящегося на заданной широте.

3. Смена созвездий, на фоне которых Солнце восхо­дит в день весеннего равноденствия (разумеется, прецес­сия изменяет и созвездия, отличающие осеннее равно­денствие, а также дни зимнего и летнего солнцестояния).

Скорость прецессионных изменений постоянна, все перечисленные выше астрономические эффекты предска­зуемы и могут быть рассчитаны для любого момента в прошлом и будущем. Это означает, например, что, если мы наблюдаем с заданного места некую яркую звезду, скажем, Аль-Нитак в Поясе Ориона, и зарегистрируем ее сегодняшнюю высоту на меридиане, то через тысячи лет по этим данным можно будет установить эпоху, или «время», когда мы совершали свои наблюдения (при ус­ловии, что наши записи сохранятся и будут правильно поняты).

Та же логика применима к четырем меридиональным шахтам, выходящим из камер Царя и Царицы. Их на­правление около 2500 года до н. э. — на четыре звезды, которые имели особое ритуальное значение в веровании «цикла Осириса», — вряд ли случайно. Напротив, оче­видно, что здесь мы сталкиваемся с сознательным и тща­тельным расчетом. В свою очередь, это делает столь же очевидным, что Великая пирамида связана, причем не­посредственно, с эпохой 2500 года до н. э.; по мнению всех ортодоксальных египтологов и археологов, пример­но в это время она и была построена.

Короче говоря, эти четыре шахты, нацеленные на звез­ды, могут служить идеальными «маркерами времени», при помощи которых, по крайней мере теоретически, мы в состоянии установить дату сооружения последнего уцелевшего чуда античного мира. Это было бы крайне желательно, поскольку, в отсутствие других объектив­ных средств датировки, существуют большие различия в оценках возраста этого монумента. Однако реальная ар-хеоастрономическая картина намного сложнее, чем ка­жется на первый взгляд.

Спутники Осириса

Осложнение вытекает из наличия тесной связи, как впервые было показано в «Тайне Ориона», между тремя звездами, образующими «пояс» в созвездии Ориона, и расположением в плане пирамид Гизы. Сверху видно, что Великая пирамида и вторая размещаются вдоль диа­гонали, идущей под углом 45° к юго-западу от восточной грани последней. Что касается третьей пирамиды, то она несколько смещена на восток от этой линии. Получается картина, которая имитирует небо в том месте, где три звезды Пояса Ориона вытянуты вдоль «неточной» диаго­нали. При этом две первых звезды (Аль-Нитак и Аль-Ни-лам) стоят ровно, как первая и вторая пирамиды, а тре­тья (Минтака) несколько смещена к востоку от линии, соединяющей первых две.

Визуальная аналогия, как только се заметишь, пред­ставляется довольно убедительной. Дополнительное зна­чение придаст наличие рядом Млечного Пути, который у древних египтян считался своего рода «небесным Ни­лом» и именовался в древних погребальных текстах «Из­вилистым Водным Путем». В небесном отражении звезды Пояса Ориона лежат к западу от Млечного Пути, как бы глядя на его берега; на Земле пирамиды возвышаются над западным берегом Нила.

Перед лицом такой симметрии, где довольно слож­ным образом взаимосвязаны архитектурные и религи­озные идеи, трудно удержаться от вывода, что пирами­ды Гизы представляют успешную попытку отобразить Пояс Ориона на Земле, особенно если вспомнить, что созвездие Ориона ассоциировалось с великим богом Оси­рисом.

Но имея в виду изменения, вызываемые явлением пре­цессии, мы обязаны также спросить: «Пояс Ориона — когда^», «Пояс Ориона — в какую эпоху?»

Идеальное совпадение

Судя по ориентации шахт. Великая пирамида «прс-цессионно привязана» к Поясу Ориона образца 2500 года до н. э. Именно в эту эпоху южная шахта камеры Царя нацелена на пересечение меридиана звездой Аль-Нитак, небесным аналогом Великой пирамиды.

Однако если реконструировать древнее небо над Ги-зой при помощи нашего прецессионного компьютера, а затем обратить внимание на расположение на земле всех трех пирамид в 2500 году до н. э., имитировать ночное прохождение звезд Пояса Ориона по небесной сфере и остановить их в точке пересечения меридиана звездой Аль-Нитан (45° над южным горизонтом, куда нацелена шахта камеры Царя), то станет ясно: что-то не так.

Мы ожидали, что увидим в этой точке идеальное со­впадение двух мсридианов. Но вместо этого оказывается, что главная ось системы из трех звезд и Млечный Путь заметно повернуты относительно главной оси пирамид и Нила. Разумеется, последние твердо стоят на своих мес­тах. Поэтому, чтобы добиться «идеального» соответствия между небесной и земной картиной, нужно каким-то образом «повернуть» небеса против часовой стрелки.

Соответствующее средство в нашем распоряжении име­ется, поскольку мы знаем, как ведет себя во времени гигантский волчок Земли. Дадим задание своему компь­ютеру «прокрутить» перемещение звезд назад, в прошлое. По мере того как он проделывает это, тысячелетие за тысячелетием, мы увидим, что Пояс Ориона в своей кульминации медленно поворачивается против часовой стрелки, сближая два меридиана. Идеальное совпадение — Нил против Млечного Пути, пирамиды против звезд — приходится на 10 500 год до н. э., эпоху за 8000 лет до века Пирамид.

Восхождение звезд

У 10 500 года до н. э. имеется особенность, позволяю­щая предположить, что указанное совпадение вовсе не случайно. Картина, монументально запечатленная в виде системы пирамид, приурочена к очень важному моменту прецессионном цикле трех звезд Пояса Ориона длитель­ностью 25 920 лет, и вряд ли он избран строителями пирамид наугад.

Чтобы яснее понять суть дела, рассмотрим компью­терную имитацию неба над Гизой 6 нашу эпоху, около 2000 года н. э. Поглядев в южном направлении, мы уви­дим, что Аль-Нитак. пересекает меридиан на высоте 58°06' над горизонтом, то есть на 8' ниже максимального подъема

звезды в прецессионном цикле (58°14'), которого она достигает около 2500 года.

Прокрутим теперь нашу имитацию назад во времени и воссоздадим небо таким,каким мы увидели бы его, стоя на том же месте, около 10 500 года до н. э., то есть на 13 000 лет (за половину цикла прецессии) раньше. В эту далекую эпоху мы обнаружили бы, что Аль-Нитак пере­секает меридиан на востоке на высоте всего 9°20' над го­ризонтом6.

Она никогда ниже не опустится: на 10 500 год до н.э. приходится надир прецессионного движения звезды вверх-вниз по меридиану (подобно тому, как на 2500 год н. э. приходится зенит). Как будто в узкой вертикаль­ной щели медленно движется рычаг: 12 960 лет сверху вниз, а затем 12 960 лет обратно, снизу вверх.

Таким образом, воспроизводя положение звезд пояса в 10 500 году до н. э., пирамиды не только указывают на определенную эпоху, но и довольно точно отмечают на­чало прецессионного полуцикла.

Лев на земле. Лев в небе

Как отмечалось в «Следах Богов», аналогичную роль играет и Великий Сфинкс, который смотрит на точку восхода Солнца в день равноденствия ,— в любую эпоху, в прошлом, настоящем и будущем, вообще всегда.

Эта ориентация дает нам в руки астрономический ин­струмент для датировки монумента, поскольку извест­но, какое внимание астрономы древности уделяли зоди­акальному созвездию, которое, как считалось, опреде­ляло астрологический «век» и поднималось в восточном небе на рассвете в день весеннего равноденствия как раз перед восходом Солнца. То же самое явление прецессии земной оси, которое влияет на высоту звезд на мериди­ане, влияет и на эти знаменитые созвездия — Льва, Рака,

Близнецов, Тельца, Овна, Рыб, Водолея и т.д. — поло­жение которых медленно, но неуклонно меняется отно­сительно Солнца в день равноденствия. Результат этого — так называемая «прецессия равноденствий», астрономи­ческое явление, которое довольно трудно наблюдать и которое проявляется в постепенности «переселения» точки равноденствия из одного зодиакального дома в другой, и так — по всем двенадцати.

Говоря словами историков науки Джордже де Санти-льяны и Герты фон Дехенд, в чьей работе «Мельница Гамлета» древняя мифология рассматривается совершен­но по-новому, с учетом прецессии:

То созвездие, что восходимо на востоке непосредствен­но перед Солнцем, то есть «гелиакально», отмечало «место отдыха» Солнца... Его называли «Носителем» Солнца, а также главным «столпом» неба... Положе­ние Солнца среди созвездий во время весеннего равно­

денствия считалось указателем «часов» прецессион­ного цикла — часов довольно продолжительных, по­скольку равноденственное Солнце пребывало в каж­дом зодиакальном созвездии почти 2200 лет.

В нашу эпоху Солнце уже 2000 лет встает в день ве­сеннего равноденствия на фоне созвездия Рыб. Однако «век Рыб» приближается к концу, и вскоре весеннее Солнце переместится из сектора Рыб в сектор Водолея. Чтобы быть точным, на то, чтобы пересечь одно созвез­дие, или зодиакальный дом, точке равноденствия тре­буется 2160 лет.

Имея все это в виду, переведем «прецессионные часы» Сантильяны и фон Дехенд в обратную сторону. Вот ми­новал век Рыб, затем предшествовавший ему век Овна. Мы возвращаемся в 2500 год до н. э., когда, как обычно считают, был сооружен Сфинкс, и оказывается, что в это время Солнце в день весеннего равноденствия пре­бывает в созвездии Тельца.

Здесь-то и возникает проблема, суть которой сводит­ся к следующему:

1. Сфинкс, как мы видели, играет роль некоего указа­теля («маркера») равноденствия.

2. В таком сугубо астрономическом месте, как Гиза, было бы логично ожидать, что монументу, сооруженному в век Тельца, был бы дан облик быка, либо он его каким-либо образом символизировал бы. Тем не менее Сфинкс явно имеет львиную внешность.

3. Для того, чтобы добиться соответствия между зем­ной н небесной символиками, нам придется вернуться в век Льва, который начинался около 10 500 года до н.э. Именно в эту эпоху обращенный лицом к востоку Сфинкс взирал на весенний восход Солнца на фоне созвездия Льва — своего небесного собрата.

Чтобы все поставить на свое место, вернемся к нашей

компьютерной имитации неба над Гизой, соответствую­щей 10 500 году до н. э., и пусть программа воссоздаст положение Солнца и звезд непосредственно перед рас­светом в день весеннего равноденствия. Встанем мыслен­но между лап Сфинкса и обратим свой взор на восток. Пусть виртуальная реальность и поэтическое воображе­ние помогут нам представить себе то, что окружает нас в эту эпоху, которая, как мы уже знаем, неплохо согласу­ется с геологией монумента.

Перед нами в той части неба, где вот-вот появится Солнце, находится великолепное зодиакальное созвез­дие Льва, своими очертаниями напоминающее как свое­го тезку, так и Сфинкса.

Проходят минуты. Небо начинает светлеть. И тогда, в тот самый момент, когда верхний край солнечного диска появляется из-за горизонта прямо перед нами, повер­немся на 90° направо, лицом к югу. Там, в положении кульминации на меридиане на высоте 9°20' мы увидим три звезды Пояса Ориона, расположенные в небе точь-в-точь как пирамиды Гизы на земле.

Возникает вопрос: неужели это просто совпадение, что на дошедшем до нас из тьмы веков некрополе Гизы доминирует вблизи его восточного края — «горизонта» огромная статуя льва, а вблизи его «меридиана» располо­жены три гигантские пирамиды, повторяя расположе­ние трех звезд Пояса Ориона в 10 500 году до н. э.?

И неужели просто совпадение то, что основные фигу­ры в этом «астропарке», сцепившись подобно колесикам часов, показывают одно и то же «время»^.

В древности моменту восхода Солнца и его связи с другими небесными событиями всегда придавалось осо­бое значение. Как теперь очевидно, в день весеннего рав­ноденствия в 10 500 году до н. э. наблюдалось удивитель­ное стечение обстоятельств, когда совпадали момент вос­хода Солнца, созвездие Льва и меридиональное прохож­дение трех звезд Пояса Ориона. И именно этот момент, по-видимому, символизирует Великий Сфинкс и три пирамиды Гизы, отмечая наступление века Льва и начала прецессионного подъема трех указанных звезд.

Но с какой стати нужно было древним пытаться со­здать на земле Гизы подобие неба? Или, иными слова­ми, зачем нужно спускать на Землю образ неба?

Мотивы — в текстах

В египетском городе Александрия существует древнее собрание рукописей на греческом языке, относящееся к первым векам христианской эры. В этих текстах преобла-

дающей темой является небесно-земной диализм, пере­плетающийся с проблемами воскресения и бессмертия души. Авторство этих рукописей, так называемых «Гер­метических текстов», как верили, принадлежат древне­египетскому богу мудрости Тоту (известному грекам под именем Гермеса). В одном из примечательных отрывков он говорит своему ученику Асклепию следующее: «Разве нс знаешь ты, Акслепий, что Египет — это отображение неба? Или, точнее говоря, в Египте все действия сил, что правят и действуют в небе, перенесены вниз, на Землю?» Цель обуздания этих сил, согласно Гермесу, состоит в том, чтобы облегчить поиск бессмертия посвященным.

Любопытно, что стремление к точно такой же цели — «жизни в миллионы лет» — провозглашается в древне­египетских погребальных текстах, которые предположи­тельно на несколько тысяч лет старше Герметических рукописей. В одном из этих текстов под названием «Шат Энт aм Дуат» («Книга о том, что есть Дуат») мы нахо­дим явную инструкцию, в соответствии с которой по­священному следует воссоздать на Земле копию особого участка неба, известного как «скрытый круг Дуата»: «Кто бы ни сумел сделать точную копию этих форм... и по­знать их, станет духом, приспособленным и к небу, и к земле, причем безошибочно, постоянно и вечно».

В том же тексте мы вновь слышим о «скрытом Круге в Дуате... в теле Нуга [неба]»: «Если же кто сумеет создать его копню, то она будет служить для него магической защитой в небе и на земле».

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.