Сделай Сам Свою Работу на 5

САМОЕ ДРЕВНЕЕ КАМЕННОЕ ЗДАНИЕ В ЕГИПТЕ





Вода, вода, кругом вода — таков, наверное, был лейт­мотив Осириона. Теперь он находится на дне огромного кратера, который вырыла в 1914 году экспедиция Нэвилла. Уровень его основания метров на 15 ниже пола храма Сети I, то есть примерно вровень с уровнем воды в Ниле. К нему спускается лестница современной постройки, изгибаясь в юго-восточном направлении. Спустившись по ней, я про­шел под мощными блоками, перекрывающими ворота, опи­санные Нэвиллом и Страбоном, и по узкому деревянному мостику (тоже современному) попал на широкий цоколь из песчаника.

Этот цоколь длиной 24 и шириной 12 метров сложен из-крупных блоков и со всех сторон окружен водой. На его продольной оси вырублены два бассейна (один прямоуголь­ный, другой квадратный). С обоих концов устроены лест­ницы, ведущие на глубину около трех с половиной метров ниже уровня воды. На цоколь опираются две мощные ко­лоннады, о которых Нэвилл упоминает в своем отчете. Каж­

дый ряд содержит пять массивных монолитов из розового гранита; поперечное сечение каждой колоннады — квадрат со стороной два с половиной метра, высота — три с полови­ной, вес в среднем порядка 100 тонн. Верхние торцы ко­лонн перекрыты гранитными перемычками, и есть основа­ния считать, что некогда все здание было перекрыто еще более мощными монолитами.



Чтобы лучше понять устройство Осириона, я попытал­ся мысленно подняться над ним и посмотреть сверху. Это облегчается отсутствием крыши, так что общая планировка становится более понятной.. Помогало и то, что, просачива­ясь из грунта, вода заполнила все бассейны, ниши и каналы почти до краев цоколя, как, видимо, и планировали авторы проекта.

Так вот, если посмотреть сверху, то сразу становится ясно, что цоколь образует прямоугольный остров, окружен­ный по периметру водяным рвом примерно трехметровой ширины. Наружной границей рва служит мощная прямоу­гольная стена толщиной не менее шести метров, сложенная из очень крупных блоков из красного песчаника, поверх­ность взаимного контакта которых имеет вид сложной ло­маной. В толще этих стен — 17 ниш, о которых упоминает­ся в отчете Нэвилла: шесть с восточной стороны, шесть с западной, две с юга и три с севера. За тремя северными нишами находится длинная поперечная камера, стены и кры­ша которой сложены из известняка. Аналогичная камера, тоже из известняка, находится к югу от больших ворот;



крыша ее не уцелела. И, наконец, снаружи все сооружение окружено внешней стеной из известняка; таким образом, все вместе выглядит как система спрятанных друг в друга прямоугольников, то есть, идя снаружи внутрь, — стена, стена, ров, цоколь.

Другой существенной и в высшей степени необычной чертой Осириона является то, что его даже не пытались как-то специально сориентировать по сторонам света. Вме­сто этого, подобно Дороге мертвых в мексиканском Теоти-уакане, он нацелен на северо-восток. Поскольку древнееги­петская цивилизация и могла, и успешно осуществляла точ­ную ориентацию своих сооружений, это обстоятельство по­казалось мне не случайным. Тем более что возведенный на 15 метров выше Храм Сети I ориентирован в точности по той же оси. Возникает вопрос: какое из этих зданий стар­ше? Ориентирован ли Осирион по храму, или наоборот? Вокруг этого вопроса было в свое время много ожесточен-

ных дискуссий, теперь давно позабытых. В ходе этих дис­куссий, которые очень напоминали споры вокруг Сфинкса и Храма долины в Гизе, крупные археологи первоначально доказывали, что Осирион — сооружение глубокой древнос­ти. Эту точку зрения выражал, например, профессор Нэ-вилл в лондонской "Таймс" от 17 марта 1914 года:

"В связи с этим памятником возникает не­сколько важных вопросов. Что касается его датировки, то его большое сходство с хра­мом Сфинкса {так в то время называли Храм долины] показывает, что они принадлежат к одной эпохе, когда строили из огромных кам­ней без орнамента. Это характерно для



древнейшей архитектуры Египта. Я бы даже' сказал, что мы можем назвать его древней­шим каменным зданием в Египте".

По словам Нэвилла, "грандиозная и суровая простота" центрального зала монумента с его замечательными гранит­ными монолитами и "мощь древних, которые смогли доста­вить издалека и передвигать такие гигантские блоки", вну­шали ему трепет. Он высказал предположение о первона­чальном назначении Осириона: "Очевидно, это огромное сооружение было большим резервуаром для запаса нильс­кой воды во время половодья... Любопытно, что то, что мы можем считать началом архитектуры, не является ни хра­мом, ни гробницей, а просто гигантским бассейном, водо­проводным сооружением..."

Действительно любопытно и вполне заслуживает даль­нейшего исследования; именно этим Нэвилл собирался за­няться в следующем сезоне. К сожалению, вмешалась пер­вая мировая война, и несколько лет в Египте нельзя было заниматься археологией. В результате только в 1925 году Египетский Исследовательский фонд смог послать другую экспедицию, но ее возглавил уже не Нэвилл, а молодой египтолог Генри Франкфорт.

ФАКТЫ ФРАНКФОРТА

Позднее, чтобы добиться большего престижа и влияния в качестве профессора доклассической древности Лондонс­кого университета, Франкфорт посвятил несколько поле­вых сезонов повторной расчистке и тщательным раскопкам Осириона между 1925 и 1930 годами. В ходе этой работы он сделал несколько открытий, которые, по его мнению, по­зволяли определить дату сооружения здания:

1. Гранитный "ласточкин хвост" над .южной стороной главного входа в центральный зал, на котором изображен картуш Сети I.

2. Аналогичный "ласточкин хвост" на восточной стене центрального зала.

3. Рисунки астрономического содержания и надписи от имени Сети I, вырезанные на потолке северной поперечной камеры.

4. Остатки подобных изображений в южной попереч­ной камере.

5. Остракон (черепок), найденный во входном проходе, на котором имеется надпись "Сети служит Осирису".

Читатель помнит об истории с драматическим измене­нием мнения научной общественности по поводу возраста Сфинкса и Храма долины (вследствие обнаружения несколь­ких статуи и одного картуша, которые предположительно имели какое-то отношение к Хафре). Находки Франкфорта в Абидосе вызвали аналогичный "разворот кругом" в воп­росе о древности Осириона. В 1914 году это было "самое древнее каменное здание в Египте". В 1933 году оно "пере­летело" во времена правления Сети I (около 1300 года до н.э.) и превратилось в кенотаф (пустую гробницу) после­днего.

Не прошло и десяти лет как все монографии стали в один голос приписывать Осирион фараону Сети I — как-будто этот факт имел материальное подтверждение. На са­мом же деле речь идет об истолковании Франкфортом об­наруженных им свидетельств.

Факты же таковы, что действительно были обнаружены надписи и украшения, оставленные Сети — в здании, кото­рое, за исключением указанного, полностью анонимно. Одно из возможных объяснений, и именно его придерживается Франкфорт, сводится к тому, что здание построено Сети. Но возможно и другое объяснение, что эти бледные, и скуд­ные украшения, картуши и надписи, найденные Франк­фортом, могли быть выполнены в Осирионе в процессе ре­монта и реставрации, предпринятых в эпоху Сети, а само здание к этому времени было уже преклонного возраста, как и предполагали Нэвилл и ряд других специалистов.

В чем достоинства того и другого из этих двух взаимо­исключающих предположений, в соответствии с которыми Осирион является: а) старейшим зданием в Египте или б) срав­нительно поздним сооружением эпохи Нового Царства?

Предположение (б), что Осирион является кенотафом Сети I — единственная версия, которую признают египто­логи. При ближайшем рассмотрении, однако, оказывается, что оно основано на косвенном свидетельстве, каковым яв­ляются картуши и надписи, которые сами по себе ничего не доказывают. Собственно, частично это свидетельство про­тиворечит гипотезе Франкфорта. Надпись на черепке "Сети служит Осирису" звучит не столько как хвала делу рук первостроителя, сколько дань уважения тому, кто обновил, может быть, добавив что-то, древнее сооружение, связанное с богом Первого Времени Осирисом. И еще одно обстоя­тельство упускалось из виду. Южная и северная попереч­ные камеры, где имеются украшения и надписи Сети I,

находятся вне шестиметровых стен, которые несокрушимо стоят на страже мощной мегалитической, лишенной укра­шений центральной части здания. Это, кстати, вызвало се­рьезные подозрения у Нэвилла (которые Франкфорт пред­почел игнорировать), что эти две камеры "не являются со­временниками остального здания", а были пристроены на­много позднее, во время правления Сети I, "возможно, ког­да он строил свой собственный храм".

Короче говоря, все, что связано с предположением (б), базируется на том, как Франкфорт интерпретирует (не обя­зательно верно, но назойливо) обнаруженные им декора­тивные элементы.

Предположение же (а), что сердцевина Осириона была построена за тысячи лет до эпохи Сети, основывается на характере ее архитектуры. Как отмечал Нэвилл, сходство Осириона с Храмом долины в Гизе "показывает, что они принадлежат к одной эпохе, когда здания строились из ог­ромных камней". Подобным образом до конца своих дней Маргарет Мюррей оставалась убежденной, что Осирион вооб­ще не был кенотафом, а уж что не был кенотафом Сети — и подавно. Она писала:

"Он был сооружен для праздничных мистерий Осириса, и в этом смысле уникален среди всех уцелевших зданий в Египте. Совершенно ясно, что он относится к очень ранней эпохе — огромные блоки, из которых он построен, ха­рактерны для стиля Старого Царства; о том же говорит простота архитектурных реше­ний. Украшения были добавлены Сети I, ко­торый таким образом утвердил свою причас­тность к сооружению. Но, зная, сколь часто фараоны присваивали себе работы предше­ственников, помещая на них свое имя, не сле­дует придавать этому особого значения. О возрасте здания в Египте говорит не имя царя, а стиль здания, тип кладки, характер обра­ботки камня".

Франкфорту следовало бы внимательнее отнестись к этому предостережению, поскольку, как он смущенно пи­сал о своем "кенотафе", "следует признать, что неизвестно ни одного подобного здания, относящегося к эпохе XIX династии".

Правильнее было бы говорить не только о XIX динас­тии. За исключением Храма долины и других циклопичес­ких сооружений на плато Гизы, не известно ни одного зда­ния, хотя бы отдаленно напоминающего Осирион, ни в ка­кой другой эпохе долгой истории Египта. Горстка предпо­ложительно построенных в эпоху Старого Царства соору­жений, воздвигнутых из гигантских мегалитов, относится к особой категории. Они гораздо больше напоминают друг друга, чем какой-либо известный архитектурный стиль; да и вообще их подлинность под вопросом.

Не судьба ли это всех зданий, построенных в доистори­ческие времена, а не возведенных историческими фараона­ми? Какой смысл в том, что Сфинкс, Храм долины, а те­перь еще Осирион связывают достаточно спорным образом с именами конкретных фараонов (Хафры и Сети I) без сви­детельств, которые бы ясно и недвусмысленно доказывали, что эти фараоны действительно возвели эти сооружения? Не указывают ли факты, которые пытаются использовать в качестве свидетельств, скорее о желании владык-реставра­торов "примазаться" к славным древним памятникам, чем о действительном авторстве? Но тогда мы опять возвращаем­ся к вопросу об подлинных авторах: кто и в какую эпоху?

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.