Сделай Сам Свою Работу на 5

КОГДА ДРЕВНИЕ ДОДУМАЛИСЬ ДО ПРЕЦЕССИИ?





В ответе на этот вопрос скрыт большой секрет, даже тайна, прошлого. Прежде чем попытаться проникнуть в эту тайну и разгадать секрет, ознакомимся с официальной уста­новкой. Британская энциклопедия как кладезь историчес­кой мудрости ничем не хуже других, и вот что в ней гово­рится об ученом Гиппархе, предполагаемом первооткрыва­теле прецессии:

"Гиппарх (родился в Никее, Битиния; умер после 127 года до н.э. на острове Родос), гре­ческий астроном и математик, который от­крыл прецессию равноденствий... Это выдаю­щееся открытие было результатом кропот­ливых наблюдений, порожденных острым умом. Гиппарх наблюдал положение звезд, а затем сравнивал их с полученными за 150 лет до это­го данными Тимочария из Александрии и с еще более ранними результатами вавилонских на­блюдений. Он обнаружил, что звездные долго­ты различались, причем разница превышала возможную погрешность наблюдения. В резуль­тате он предложил объяснять эту разницу пре­цессией и оценил ее годичную величину в 45 или 46 угловых секунд. Это очень близко к принятой в настоящее время величине 50,274 угловых секунды... "

Сначала о терминологии. Угловая секунда — самая ма­ленькая доля углового градуса. В одной угловой минуте их 60, в градусе — 60 минут, а весь годовой путь Земли вокруг Солнца составляет 360 °. Годовое изменение в 50,274 угло­вых секунды (меньше одной шестидесятой градуса) так мало, что потребуется примерно 72 года (целая человеческая жизнь). . чтобы равноденственное Солнце сместилось по эклиптике на один градус. Именно из-за трудности измерения такого черепашьего темпа изменений результаты, полученные Гип-пархом во II веке до н.э., объявлены в Британской энцик­лопедии "выдающимся открытием".



Представлялось ли бы это открытие столь же выдаю­щимся, если бы оказалось, что оно сделано повторно? Сия­ли бы столь же ярко астрономические и математические достижения греков, если бы мы смогли доказать, что за

труднейшую задачу измерения прецессии брались за тысячи лет до Гиппарха? Что, если этот небесный цикл длительно­стью почти 26000 лет стал объектом точных научных иссле­дований за много эпох до предполагаемого расцвета науч­ной мысли?



В поисках ответов на эти, вопросы может встретиться много таких свидетельств, какие ни один суд не принял бы в качестве конкретного доказательства. Не будем прини­мать и мы. Мы видели, что Гиппарх. предположил для ве­личины годичной прецессии 45-46 угловьсс секунд. Так не будем пытаться сбросить греческого астронома с пьедестала первооткрывателя прецессии, если нам не удастся найти бо­лее точный результат, исходящий из более раннего источ­ника.

Конечно, существует много потенциальных источни­ков. Однако сейчас, в интересах краткости, мы ограничим наше исследование мифами, имеющими универсальный ха­рактер. Мы ухе рассматривали подробно одну группу ми­фов (см. предания о наводнении и катаклизме в Части IV) и видели, что они обладают рядом прямо-таки интригующих подробностей.

1. Нет сомнения, что они чрезвычайно стары. Возьмем, например, месопотамскую историю о потопе, версии кото­рой были обнаружены на табличках, относящихся к древ­нейшим слоям Шумера, около 3000 года до н.э. Эти таб­лички, свидетели зари документированного прошлого, не оставляют сомнения в том, что предание о потопе было древним уже тогда и, следовательно, родилось задолго до этой самой зари. Мы не можем сказать, за сколько именно. Но факты таковы, что ни один ученый не смог установить даты создания хоть какого-нибудь мифа, не говоря уже о почитаемых и широко распространенных преданиях. Такое впечатление, что они существовали всегда как часть посто­янного багажа человеческой культуры.

2. Нельзя исключить возможности того, что эта аура глубокой древности — не иллюзия. Наоборот, мы уже виде­ли, что многие из великих мифов о катаклизме содержат точные свидетельские показания о реальных испытаниях, выпавших на долю человечества во время последнего Лед­никового периода. Следовательно, теоретически они могли быть созданы почти в то же время, когда возник наш под­вид Homo sapiens sapiens, возможно, пятьдесят тысяч лет назад. Данные геологии, правда, свидетельствуют в пользу более позднего источника, и мы считаем более вероятной



эпоху с 15000 по 8000 г. до н.э. Только в это время на памяти человечества происходили такие быстрые климати­ческие изменения конвульсивного характера, как те, что так красноречиво описывают мифы.

3. Ледниковый период и его бурная кончина — явле­ния глобальные. И поэтому не должно особенно удивлять то, что предания о катаклизме у многих различных куль­тур, разбросанных по земному шару, характеризуются кон­вергенцией и высокой степенью единообразия.

4. Что, однако, вызывает удивление, так это то, что мифы не только описывают общий опыт, но и делают это общим символическим языком. Снова и снова встречаются одни и те же литературные мотивы, стилистические при­емы, узнаваемые характеры, сюжеты.

Согласно профессору де Сантильяна, это единообразие предполагает работу направляющей руки. В "Мельнице Гам­лета", плодотворном и оригинальном труде о древних ми­фах, написанном в соавторстве с Гертой фон Дехенд, про­фессором истории науки во Франкфуртском университете, он утверждает, что:

"...универсальность является хорошим тестом, особенно в сочетании с четким замыслом. Когда что-то, найденное, скажем, в Китае, обнаруживается также в вавилонских астро­логических текстах, это можно признать относящимся к делу, если фигурирует комп­лекс необычных персонажей, про которых никто не сможет сказать, что они — результат независимого спонтанного творчества. , Возьмем, скажем, происхождение музыки. Орфей и его душераздирающая смерть могут быть поэтическим творением, рожденным не­зависимо в разных местах. Однако если с пер­сонажей, которые не играют на лире, а дуют в трубы, сдирают кожу живьем по разным абсурдным причинам и их прискорбный конец воспроизводится на разных континентах, то мы чувствуем, что здесь что-то есть, пото­му что эти истории лишены внутренней логи­ки. И когда волынщик Пайд просматривает­ся и в германском мифе о Гаммельне, и в Мек­сике задолго до Колумба, и все время связан с общими атрибутами типа красного цвета, это

вряд ли может быть простым совпадением... Подобно этому, если числа вроде 108 или 9х13 появляются в разных вариантах то в Ведах, то в храмах Ангкора, в Вавилоне, в неясном бормотании Гераклита и в норвежской Вал­галле, это уже не случайность... "

Сопоставляя великие универсальные мифы о катаклиз­ме, задумаемся: может быть, совпадения, которые не могут быть совпадениями, и случайности, которые не могут быть случайностями, указывают на глобальное влияние древней, хотя и не опознанной, направляющей руки? Если да, то не та ли самая это рука, которая во время и после последнего Ледникового периода, вычертила серию высокоточных и технически совершенных карт мира, которые мы рассмат­ривали в Части I? Не та ли это рука, что оставила свои призрачные отпечатки на универсальных мифах, где фигу­рирует смерть и воскресение богов, и огромные деревья, вокруг которых переворачивались земля и небо, и водово­роты, и мешалки, и сверла, и прочие вращающиеся и пере­малывающие устройства?

Как утверждают Сантильяна и фон Дехенд, подобные образы относятся к небесным объектам и описываются от­точенным научным языком архаичной, но "весьма изощ­ренной" астрономии и математики: "Этот язык игнорирует местные верования и культы. Он сосредоточивается на чис­лах, движении, общей структуре, схемах, а также на струк­туре чисел, на геометрии".

Откуда мог прийти такой язык? "Мельница Гамлета" — это лабиринт блестящей, но сознательно уклончивой учено­сти, который не дает нам прямого ответа на этот вопрос. Однако то здесь, то там иногда можно встретить сделанные почти со смущением за незавершенность отдельные намеки. Например, в одном месте авторы говорят, что научный язык, или шифр, который, как они считают, им удалось иденти­фицировать, относится к "древности, внушающей благого­вейный страх". В другом месте они более точно отмеряют глубину этой древности, относя ее к периоду как минимум "за 6000 лет до Вергилия" — иначе говоря, не менее 8000 лет назад.

Какая известная исторической науке цивилизация была достаточно развита и могла пользоваться изощренным на­учным языком более 8000 лет тому назад? Честный ответ на эти вопросы — никакая, после чего следует открыто при­

знать, что мы в своих загадках имеем дело никак не мень­ше, чем с забытым эпизодом из жизни высокоразвитой тех­нической культуры в доисторические времена. И снова Сан­тильяна и фон Дехенд уклончивы, когда доходят до конк-ретики и говорят лишь о наследии, которым мы все обяза­ны "некоей почти невероятной працивилизации", которая "первой поняла мир, как нечто созданное в соответствии с числом, мерой и весом".

Ясно, что подобное наследство должно быть связано с научным мышлением и сложной информацией математи­ческой природы. Однако, поскольку она крайне стара, ход времени в большой степени рассеял ее:

"Когда греки вышли на сцену, пыль веков уже улеглась на обломках этой великой всемирной древней конструкции. Но кое-что уцелело в традиционных обрядах, мифах и сказках, ко­торых по-настоящему никто уже не пони­мал... Это — дразнящие воображение осколки потерянного целого. Они вызывают в памяти "туманные пейзажи", на которые большие мастера китайские художники: здесь они по­кажут скалу, здесьостроконечную крышу, там — верхушку дерева, а остальное предос­тавят вашему воображению. Но даже тогда, когда код поддается, когда будет известна техника, мы не можем надеяться, что суме­ли оценить мысль этих наших далеких пред­ков, поскольку она задрапирована в символи­ку, а созидательные и предопределяющие умы, породившие эти символы, исчезли навсегда".

Итак, два выдающихся профессора истории науки из уважаемых университетов по обе стороны Атлантики утвер­ждают, что открыли остатки зашифрованного научного языка, который на много тысяч лет старше, чем самая старая изве­стная нам человеческая цивилизация. Более того, обычно очень осторожные в выражениях, Сантильяна и фон Де­хенд утверждают также, что они его "частично расшифро­вали".

Для серьезных академических ученых это заявление — из ряда вон выходящее.

ГЛАВА 30

КОСМИЧЕСКОЕ ДЕРЕВО И МЕЛЬНИЦА БОГОВ

В своем блестящем и далеко идущем исследовании "Мельница Гамлета" де Сантильяна и фон Дехенд пред­ставляют внушительный набор мифологических и иконог­рафических свидетельств в пользу существования любопыт­ного феномена. По какой-то необъяснимой причине, неиз­вестно когда, рад древних мифов со всего мира бьш "задей­ствован" (это, пожалуй, самое подходящее слово) в качестве носителя комплекса научных данньк, связанньк с прецес­сией равноденствия. Важность этого потрясающего тезиса, как отметил один ведущий авторитет в области древних измерений, состоит в том, что это — первый залп грядуще­го "революционного переворота в существующих взглядах на развитие человеческой культуры, сравнимого с револю­цией, совершенной Коперником".

"Мельница Гамлета" была опубликована в 1969 году, более четверти века тому назад, так что революции давно пора бы свершиться. Однако за это время книга не нашла широкого распространения у читающей публики и не встре­тила широкого понимания у специалистов по далекому про­шлому. Это никак не связано с внутренними недостатками или слабостью работы. Отнюдь. Говоря словами Мартина Бернала, профессора Корнелльского университета, это слу­чилось оттого, что "мало кто из археологов, египтологов и специалистов по древней истории располагает сочетанием времени, желания и квалификации, необходимых для того, чтобы воспринять научную аргументацию де Сантильяны".

Эти аргументы в основном делают упор на настойчивое внедрение "проблемы прецессии" в различные древние мифы. И, как ни странно, многие ключевые образы и символы, которые возникают в этих мифах — особенно те, что связа­ны с "расстройством небес" — встречаются в древних пре­даниях о мировом катаклизме, которые мы обсуждали в главах 24 и 25.

Например, в норвежской мифологии мы видели, как волк Фенрир, которого боги старательно сажали на цепь, в конце концов разорвал свои оковы и сбежал: "Он встрях­нулся, и мир задрожал. Ясень Иггдрасиль затрясся от кор­

ней до самых дальних ветвей. Горы крошились и треска­лись от вершины до основания... Земля стала терять свою форму. Звезды поплыли по небу".

По мнению де Сантильяны и фон Дехенд, в этом мифе объединены знакомая тема катастрофы с совершенно от­дельной темой прецессии. С одной стороны, перед нами земное бедствие масштаба, перед которым блекнет потоп Ноя. С другой стороны, мы слышим, что в небесах проис­ходят зловещие перемены и что звезды, которые поплыли по небу, "падают в пустоту" м.

Эти небесные образы, повторяющиеся вновь и вновь с незначительными вариациями в мифах из разных частей света, "Мельница Гамлета" относит к категории, которая "не просто рассказывает о том, что происходит обычно". Более того, норвежское предание о чудовищном волке Фен-рире и о том, как дрожал Иггдрасиль, повествует далее о конечном апокалипсисе, в котором силы Валгаллы высту­пают на стороне "порядка", чтобы участвовать в последней ужасной битве богов — битве, которая окончится апока-липтическим разрушением:

"В стенах Валгаллы есть дверей 500 И 40 к ним еще, я полагаю. Из каждой двери выйдет 800 Бойцов, на битву с Волком поспешая".

Первое, к чему легко, почти подсознательно, побужда­ет этот стих — подсчитать общее количество воинов Вал­галлы: 500 х 800 = 432000. Это число, как мы увидим в главе 31, математически связано с явлением прецессии. Труд­но представить себе, чтобы такое число попало в норвежс­кую мифологию случайно, тем более что, как отмечалось специально, ситуация с небесами была достаточно серьез­ная, раз их "расстройство" привело к тому, что звезды уп­лыли с положенных мест.

Чтобы понять, что здесь происходит, важно прочув­ствовать основную систему образов древнего "послания", на которую, как утверждают Сантильяна и фон Дехенд, они наткнулись. Эта система превращает светлый купол не­бесной сферы в огромную и сложную машину. И, подобно мельничному жернову, мешалке, водовороту, ручной мель­нице, эта машина все вращается, вращается и вращается без конца, и ее движение все время корректируется Солнцем, которое встает то в одном зодиакальном созвездии, то в другом, и так далее — круглый год.

Как уже говорилось, в году четыре ключевые точки:

весеннее и осеннее равноденствия и летнее и зимнее солн­цестояния. Естественно, в каждой из точек Солнце на вос­ходе появляется в разных созвездиях; так, если во время весеннего равноденствия Солнце, как сейчас, встает в Ры­бах, то во время осеннего равноденствия — в Деве, во время зимнего солнцестояния — в Стрельце и летнего солнцестоя­ния — в Близнецах. Все последние 2000 лет или около того так и было, во всех четырех точках. Однако, как мы виде­ли, в результате прецессии равноденствий в не столь дале­ком будущем весенняя точка переместится из Рыб в Водо­лея. При этом остальные три характерные точки тоже пере­местятся (из Девы, Близнецов и Стрельца в Льва, Тельца и Скорпиона), как будто в гигантском небесном механизме переключится передача.

Подобно мельничной оси, объясняют Сантильяна и фон Дехенд, Иггдрасиль означает мировую ось в древнем науч­ном языке, который они идентифицировали — ось, которая простирается наружу (для наблюдателя в Северном полуша­рии) к Северному полюсу небесной сферы:

"При этом в нашем воображении инстинк­тивно возникает прямой вертикальный шест... но это было бы чрезмерным упрощением. В контексте мифа лучше не думать об оси с позиций аналитических, как о линии; лучше рассматривать ее как единое целое с рамой, на которую она опирается... Если при слове "радиус" нам автоматически приходит в го­лову окружность, то при слове "ось" на ум приходят две больших окружности на поверх­ности сферы — колюр равноденствий и колюр солнцестояний ".

Эти колюры представляют собой воображаемые окруж­ности, пересекающиеся в точке небесного Северного полю­са, которые соединяют две точки равноденствий на орбите Земли (где она находится 20 марта и 22 сентября) и две точки солнцестояния (где она находится 21 июня и 21 де­кабря). Смысл сказанного выше сводится к следующему:

"Вращение полярной оси не следует отделять от больших колец, которые перемещаются в небесах вместе с ней. Соот­ветствующую рамную конструкцию следует воспринимать как единое целое с осью".

Сантильяна и фон Дехенд уверены, что перед нами здесь не верование, а аллегория. Они настаивают на том, что по­нятие о сферической раме из двух пересекающихся колец, подвешенной на оси, никоим о.бразом не отражает пред­ставлений древних об устройстве космоса. Его следует рас­сматривать как "мыслительный инструмент", придуманный для того, чтобы сформировать мышление людей, уровень которых достаточен, чтобы "расколоть" код, которым за­шифрован трудный для обнаружения астрономический факт прецессии равноденствий.

Этот мыслительный инструмент проглядывает, в раз­ном обличьи, повсюду в мифах древнего мира.

НА МЕЛЬНИЦЕ С РАБАМИ

Вот о каком мифе из Центральной Америки (который к тому же может служить примером любопытной "гибри­дизации" мифов о прецессии и катастрофе) упоминает Ди­его де Ланда в XIV веке:

"Среди множества богов, которым поклоня­ются эти люди [майя], существуют четыре, которых они называют именем Бакаб. По их словам, это четыре брата, которых Бог при сотворении мира поставил по четырем углам мира держать небо, чтобы оно не упало. Они также рассказывают, что эти Бакабы спас­лись, когда мир был уничтожен потопом ".

По мнению Сантильяны и фон Дехенд, астрономы-жре­цы майя вовсе не были примитивны, чтобы считать, что Земля — плоская и имеет четыре угла. Образы четырех Бакабов они использовали как научную аллегорию, цель которой — пролить свет на явление прецессии равноден­ствий. Бакабы фактически олицетворяют собой систему ко­ординат данной астрологической эпохи. Это — колюры рав­ноденствия и солнцестояния, соединяющие четыре созвез­дия, в которых солнце продолжает вставать в четыре време­ни года в течение 2200 лет.

Само собой разумеется, что, когда переключаются не­бесные зубчатые колеса, старый век гибнет, а новый — рождается. До этого момента все прекрасно согласуется с задачей отображения прецессий. Но в этот образный ряд явно не вписывается отчетливая связь с глобальной катаст-

рофой (в данном случае — с наводнением), в которой уце­лели Бакабы. Интересно, что на барельефах в Чичен-Ице Бакабы изображены *с бородами и вообще европейской вне­шностью 3S.

При всем этом образ Бакабов, слишком буквально привя­зываемый к понятиям типа "четыре угла неба", "четырех­угольная земля" и т.д., служит лишь одним из "мыслитель­ных инструментов", провоцирующих обращение к пробле­ме прецессии. Образцовым среди них является, конечно, мельница из названия книги Сантильяны "Мельница Гам­лета".

Если разобраться, то за героем Шекспира, "которого поэт сделал одним из нас, первым несчастным интеллектуа­лом", тянется легендарное прошлое, а его черты были уже предопределены, запрограммированы уходящим в старину мифом. Во всех своих инкарнациях Гамлет странным обра­зом остается самим собой. Его прототип Амлоди (иногда Амлет), как его имя звучало в исландской легенде, "демон­стрирует те же черты: грусть и высокий интеллект. Он тоже сын, посвятивший себя мщению за отца, глашатай туман­ных, но неотвратимых истин, орудие Судьбы, которое дол­жно сойти со сцены, выполнив свою миссию..."

В полном грубых и ярких образов норвежском вариан­те предания Амлоди фигурирует в качестве владельца ска­зочной мельницы, которая некогда исторгала из себя золо­то, мир и изобилие. Вращать это гигантское сооружение были обречены две великанши, Фенья и Менья, так как обыкновенных человеческих сил было абсолютно не доста­точно, чтобы сдвинуть его с места:

Он, усадивши, повелел

Им жернов приводить в движенье,

Не зная отдыха и сна,

И слушал, как скрипит махина.

Мольба звучала их, как вой, Что в тишине тревожит душу:

"Давно уж полны закрома,

Ослабь нажим на жернова!"

Но был он глух к стенаньям этим.

Мятежные и разгневанные, Фенья и Менья дождались, пока все уснут, а затем стали вращать мельницу с такой сумасшедшей скоростью, что ее опоры, хоть и укрепленные

железом, разлетелись на куски. Сразу вслед за этим мель­ницу похитил морской царь Мизингер и погрузил на свой корабль вместе с великаншами (хотя не совсем понятно, как ему это удалось).

Мизингер повелел им снова молоть, но на этот раз из-под мельницы стала сыпаться соль. В полночь они спроси­ли, не хватит ли ему соли; он приказал молоть дальше. Они еще помололи, но недолго, потому что корабль стал тонуть:

Заклепки лопнули, треща, Опоры с ларя оторвались, Огромный вал затрепетал, Разбивши ларь с помолом вместе.

Мельница, тем не менее, продолжала вращаться, даже когда достигла морского дна, но там она уже стала перема­лывать камни и песок, одновременно создавая огромный водоворот, Мальстрем.

Такая образная система, как настаивают Сантильяна и фон Дехенд, символиризует именно прецессию равноден­ствий. Ось и железные опоры мельницы при этом обозна­чают:

"...систему координат небесной сферы и об­разуют раму, каркас мировой эпохи. В сущно­сти, состояние этой конструкции и опреде­ляет эпоху. Потому что, если полярные оси и колюры образуют некое невидимое единое це­лое, то при смещении одной детали вся сис­тема переходит в новое состояние. И когда это случается, на смену старому аппарату приходит новая Полярная Звезда с соответ­ствующими колюрами".

Что касается засасывающего водоворота, то он:

"...входит в типовой арсенал древнего мифа. В Одиссее он появляется в виде Харибды в Мессинском проливе; у других культур он встре­чается в Индийском и Тихом океанах. При­чем, что любопытно, он встречается там не­пременно в сочетании с нависающим над ним , фиговым деревом, за чьи сучья герой хватает­ся, когда его корабль уходит под воду, будь

то Сатьяврата в Индии или Каэ на островах Тонга... Воспроизводимость подробностей ис­ключает при этом свободное независимое твор-чествЬ. Такие истории встречаются в кос­мографической литературе со времен антич­ности ".

Появление водоворота в "Одиссее" Гомера, представля­ющей собой компиляцию греческих мифов, возраст кото­рых превышает 3000 лет, не должно нас удивлять; к этой же компании принадлежит и великая Мельница из исланд­ских легенд, которая появляется там в знакомых обстоя­тельствах. Одиссей, стремящийся отомстить, высаживается в Итаке и маскируется: богиня Афина делает его неузнава­емым. Одиссей просит Зевса подать ему ободряющий знак перед великим испытанием:

"Немедленно Зевс прогремел с сияющего Олим­па... И добрый Одиссей возрадовался. Кроме того, свой пророческий голос подала женщи­на, вращавшая мельницу в доме неподалеку, где стояли мельницы пастыря народа. На этих ручных мельницах работали двенадцать жен­щин, которые готовили из ячменя и пшеницы пищу для укрепления костного мозга мужчин. В это время все остальные спали, выполнив свою работу; этой же не пришло время от­дыхать, так как она была слабее всех прочих. Она остановила мельницы и сказала: "Пусть же [враги Одиссея] сегодня, в последний раз наслаждаются трапезой в его доме. Непо­сильный труд по перемалыванию ячменя для них ослабил мои колени, и ноги еле держат меня, так пусть же сегодня они сделают свой последний глоток!"

Сантильяна и фон Дехенд утверждают, что не случайно аллегория "небесного глаза, который поворачивается по­добно мельничному жернову, высматривая, не происходит ли чего дурного", перекликается в чем-то с библейским преданием о Самсоне, который, "будучи ослеплен, молол в Газе в доме узников". Пленившие его развязали его, чтобы он мог забавлять их; он же, собрав последние силы, ухва­тился за два опорных столба в центре храма и обрушил все сооружение на себя и безжалостных врагов, умертвив всех там находившихся. Он отомстил, подобно Фенье и Менье..

Похожая тема всплывает и в Японии 36, и в Централь­ной Америке эт, и у маори Новой Зеландии 38, и в финских мифах. В последнем случае Гамлет/Самсон фигурирует под именем Куллерво, а мельница — под названием Сампо. Подобно мельнице Феньи и Меньи, ее тоже в конце кон­цов крадут и грузят на судно. После чего она разлетается на куски.

Кстати, оказалось, что слово "сампо" происходит он санскритского "скамбха", что означает "столб или шест". В "Атарведе", одном из древнейших произведений североин­дийской литературы, мы находим целый гимн, посвящен­ный Скамбхе,

"в которой заключена Земля, атмосфера, небо, огонь, луна, солнце и ветер... Скамбха сохра­няет небо и землю; Скамбха сохраняет все шесть направлений; в Скамбху входит все су­щее ".

Уитни, переводивший "Атарведу", комментирует с не­которым недоумением: "Скамбха — стойка, опора, поддер­жка, столб — как ни странно, в этом гимне используется в значении "каркас вселенной". Однако, познакомившись с комплексом идей, связывающих воедино космические мель­ницы, водовороты, мировые деревья и т.д., уже не счита­ешь древневедическое значение этого слова особенно стран­ным. Здесь, как и в других аллегориях, возникает образ структуры (основы) мировой эпохи — того самого небесно­го механизма, который функционирует более 2000 лет, ког­да Солнце встает в одних и тех же четырех ключевых точ­ках, а затем медленно переходит к новым четырем созвез­диям-координатам на следующие 2000 лет.

Именно поэтому мельница всегда ломается, мощные стойки отлетают, железные заклепки лопаются, а дерево-вал трясется. Прецессия равноденствий вполне оправдана такой системой образов, поскольку она действительно ме­няет, ломает ранее устойчивую систему координат всей не­бесной сферы.

ОТКРЫВАТЕЛИ ПУТИ

Замечательно то, что мельница, как аллегорическое изоб­ражение космических процессов, встречается по всему све­ту, даже там, где первоначальный контекст скрыт или вооб-

ще утерян. Впрочем, согласно аргументам Сантильяно и фон Дехенд, утрата контекста ничего не значит. "Особое досто­инство мифологической терминологии, говорят они, состо­ит в том, что она может служить средством для передачи определенного знания, независимо от понимания материала людьми, непосредственно рассказывающими истории, бас­ни и т.д.". Иначе говоря, важно только, чтобы уцелела и продолжала передаваться в пересказе некая базовая образ­ная система, независимо от того, насколько рассказчики отойдут от первоначального сюжета.

Пример такого отхода (при сохранении ключевых об­разов и информации) можно обнаружить у индейцев черо-ки, которые по сей день называют Млечный Путь (нашу галактику) — "Где бежала собака". Согласно преданиям че-роки, "у людей Юга была кукурузная мельница, из кото­рой кто-то все время воровал муку. В конце концов хозяева обнаружили вора, собаку, которая, завывая, убежала к себе домой, на Север. На бегу мука сыпалась у нее изо рта, и сзади оставался белый след. Теперь на этом месте мы видим Млечный Путь, который чероки до сих пор называют... "Где бежала собака".

В Центральной Америке в одном из мифов о Кецаль-коатле рассказывается о том, как он способствовал восста­новлению человечества после губительного потопа, кото­рым закончилось Четвертое Солнце. Вместе со своим соба-коголовым товарищем Ксолотлем он спустился в преиспод­нюю, чтобы вернуть скелеты людей, погибших во время потопа. Ему это удалось, он перехитрил бога смерти Мик-лантечутли и доставил кости в место, именуемое Тамоан-чан. Там их перемололи на камне в муку, как кукурузу. В эту костяную мугу боги напустили крови, и получилась плоть нынешних людей.

Сантильяна и фон Дехенд полагают, что присутствие собаки как персонажа в обоих вариантах мифа о космичес­кой мельнице не случайно. Они указывают, что Куллерво, финского Гамлета, тоже сопровождал "черный пес Мусти". Аналогично после возвращения Одиссея домой в Итаку пер­вым узнала его верная собака; все помнят из Библии, что Самсону приходилось иметь дело с лисами (числом 300, чтобы быть точным), которые являются представителями семейства собачьих. В датском варианте саги об Амлете/ Гамлете волк перебегает ему дорогу в лесной чаще. И, на­конец, в одном из вариантов финской легенды о Куллерво героя, что несколько странно, "посылают в Эстонию лаять под забором, где он пролаял целый год..."

Сантильяна и фон Дехенд уверены, что все эти "соба-чества" умышленные: еще один элемент древнего кода, пока не расшифрованный, настойчиво звучащий то здесь, то там. Они перечисляют массу собачьих символов в серии "мор­фологических маркеров", которые идентифицируют как указание на наличие в древних мифах научной информа­ции, касающейся прецессии равноденствий. Эти маркеры либо имеют собственное значение, либо вводятся с целью привлечь внимание аудитории-адресата: "Приготовьтесь, сейчас в тексте рассказа появится важная информация". Не исключено, что иногда они могут служить "открывателями пути" — указателями для вновь посвященных, следуя кото­рым можно получить научную информацию, переходя от мифа к мифу.

Так, хотя при этом в поле нашего зрения и не возника­ет знакомых мельниц и водоворотов, нам, возможно, следу­ет насторожиться и быть повнимательнее, когда мы узнаем, что Орион, великий охотник из греческого мифа, был хо­зяином собаки. Когда Орион попытался добиться располо­жения девственной богини Артемиды, она создала из земли скорпиона, который убил и охотника, и его собаку. Ориона переправили на небо, где он стал созвездием, ныне нося­щим его имя; пес же превратится в Сириус, звезду-собаку эд.

В точности те же ассоциации вызывал Сириус и у древ­них египтян, которые связывали созвездие Ориона со сво­им богом Осирисом40. В Древнем Египте образ верной не­бесной собаки находит наиболее полное и явное мифичес­кое воплощение в Упуате, шакалоголовом божестве, чье имя переводится как "Открыватель путей" 41. Если мы последу­ем за этим открывателем в Египет, обратимся к созвездию Ориона и мифу об Осирисе, то окажемся в окружении зна­комых символов.

Читатель помнит, что это миф отображает Осириса как жертву заговора. Заговорщики попытались разделаться с ним, запечатав его в ящик и пустив плыть по Нилу. Не напоми­нает ли он в этом отношении Ут-напиштиа, Ноя, Кокскок-стли и всех других героев потопа в их ковчегах (ящиках, сундуках)?

Другим знакомым элементом является классический образ мирового дерева и/или столба, подпирающего крышу (здесь — сочетание обоих). Миф повествует, как Осирис, все еще запечатанный в своем сундуке, выплыл в море, где его прибило к берегу возле Библоса. Там волны вставляют его в ветвях тамариска, который быстро вырастает до ог-

ромных размеров, так что сундук оказывается вросшим в ствол. Царь тамошней страны, которому очень нравится де­рево, спиливает его и ставит кусок ствола с Осирисом внут­ри в своем дворце в качестве столба, подпирающего крышу. Позднее Исида, жена Осириса, извлекает тело мужа из столба и забирает его обратно в Египет, чтобы возродить42.

В мифе об Осирисе фигурируют также некоторые клю­чевые числа. Случайно или целенаправленно, эти числа от­крывают вход в "науку" о прецессии. Но об этом — в следующей главе.

ГЛАВА 31 ЧИСЛА ОСИРИСА

Археоастроном Джейн Б. Селлерс, которая изучала егип­тологию в Институте востоковедения Чикагского универ­ситета, проводит зиму в Портлэнде, штат Мэн, а лето — в Рипли-Нэк, анклаве XIX века, "вниз к востоку", на скали­стом берегу штата. "Там, — говорит она,— ночное небо чистое, как в пустыне, и никто не возразит, если ты будешь вслух читать "Тексты пирамид" чайкам..."

Одна из немногих серьезных ученых, которые заня­лись проверкой гипотезы, выдвинутой Сантильяной и фон Дехенд в их "Мельнице Гамлета", Селлерс обратила на себя внимание тем, что призвала использовать данные астроно­мии, и в особенности те, что связаны с прецессией, для полноценного исследования Древнего Египта и его рели­гии. Говоря ее словами, археологам, как правило, недостает понимания прецессии, а это влияет на их выводы относи­тельно древних мифов, древних богов и ориентации древ­них храмов—Для астрономов же прецессия — хорошо уста­новленный факт; те, кто изучает древнего человека доста­точно ответственно, считают необходимым понять это.

Селлерс утверждает, и наиболее ярко выразила это в своей недавней книге "Гибель богов в Древнем Египте", что миф об Осирисе сознательно зашифрован набором клю­чевых чисел, которые являются "чрезмерным грузом" с точ­ки зрения повествовательной, но образуют некую счетную программу, позволяющую определить удивительно точные значения следующих параметров:

1. Время, необходимое для смещения точки восхода

Солнца в день весеннего равноденствия на один градус по эклиптике (по отношению к неподвижным звездам).

2. Время, которое требуется Солнцу, чтобы пройти це­лый зодиакальный сектор (тридцать градусов).

3. Время, которое требуется Солнцу, чтобы пройти два полных зодиакальных сектора (шестьдесят градусов).

4. Время, которое требуется для Великого возврата43, то есть для того, чтобы Солнце прошло триста шестьдесят гра­дусов по эклиптике, завершив тем самым полный цикл пре­цессии, или так называемый Большой год.

РАСЧЕТ ВЕЛИКОГО ВОЗВРАТА

Числа, связанные с прецессией, на которые Селлерс об­ратила внимание в мифе об Осирисе, это 360, 72, 30 и 12. Большей частью они находятся в разделе мифа, сообщаю­щем нам биографические подробности различных персона­жей. Вот как кратко изложил это Э. А. Уоллис-Бадж, выв­ший хранитель египетских древностей в Британском музее:

"Богиню Нут, супругу бога Солнца Ра, полю­бил бог Геб. Когда Ра раскрыл эту интригу, он выбранил жену и провозгласил, что она не смо­жет родить ни в один из месяцев года. Тогда бог Тот, который тоже питал к Нут не­жные чувства, выиграл у Луны пять дней, ко­торые присоединил к 360 дням, из которьцс в то время состоял год [выделено нами]. В пер­вый же из этих пяти дней был рожден Оси­рис; в момент его рождения некий голос про­возгласил, что родился бог созидания".

Еще в одном месте миф сообщает, что 360-дневный год состоит из 12 месяцев по 30 дней каждый. И вообще, по наблюдениям Селлерс, "используются фразы, провоцирую­щие расчеты в уме и привлекающие внимание к числам".

Вюше мы показали, как появились у Селлерс три пре-цессионых числа: 360, 12 и 30. Четвертое число, которое встречается в тексте позднее, пожалуй, самое важное. Как мы узнали в главе 9, злой бог Сет возглавлял группу заго­ворщиков, которые планировали убийство Осириса. Этих заговорщиков было 72.

Имея это последнее число, предполагает Селлерс, мы можем написать и запустить компьютерную программу:

12 — число зодиакальных созвездий;

30 — число градусов вдоль эклиптики, соответствую­щее каждому созвездию;

72 — число лет, которое требуется, чтобы Солнце в день равноденствия сместилось в результате прецессии на один градус по эклиптике;

360 — общее число градусов в эклиптике;

72 х 30 = 2160 — число лет, за которые Солнце прошло 30 ° вдоль эклиптики, то есть полностью прошло одно из двенадцати зодиакальных созвездий;

2160 х 12 (или 360 х 72) = 25921 — число лет, образую­щих один цикл прецессии, или Большой год, иначе говоря, полное число лет, необходимое для Великого возврата.

Возникают также и другие числа и их комбинации, например:

36 — число лет, которое необходимо Солнцу, чтобы его д положение в день равноденствия сместилось на полграду­са;

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.