Сделай Сам Свою Работу на 5

ГИПОТЕТИЧЕСКАЯ ТРЕТЬЯ ПАРТИЯ





Мне пришло в голову, что разумное объяснение может дать подход с позиций так называемой "гипотетической третьей партии", предложенной рядом ведущих египтоло­гов для объяснения одной из великих загадок истории и хронологии Египта.

Археологические данные свидетельствуют в пользу того, что цивилизация Древнего Египта не развивалась медленно и мучительно, как и положено человеческому обществу, а совсем как у ольмеков возникла внезапно и полностью сфор­мировавшейся. Получается так, что период перехода от при­митивного к развитому обществу слишком короток, чтобы это имело какой-либо исторический смысл. Технологичес­кие навыки, на развитие которых должны были потребо­ваться сотни и даже тысячи лет, появляются внезапно, "за одну ночь", причем абсолютно без предшественников.

Например, в находках, относящихся к додинастическо-му периоду (около 3500 года до н.э.), нет никаких следов письменности. Вскоре после этой даты совершенно внезап­но и необъяснимо появляются иероглифы, так хорошо зна­комые по развалинам Древнего Египта, причем сразу в пол­ной и совершенной форме. Не ограничиваясь простой ил­люстрацией предметов и действий, эта письменность с са­мого начала оказалась сложно структурированной системой, с фонетическими знаками, обозначающими только звуки, и развитой цифровой символикой. Уже самые ранние иерог­лифы были стилизованы И достаточно условны; известно, что развитая скоропись широко использовалась уже на заре Первой Династии.



Что примечательно, так это то, что не обнаружено ни­каких следов эволюции от простого к сложному, причем это относится и к математике, медицине, астрономии и ар­хитектуре, и даже к удивительно богатой и запутанной ре­лигиозно-мифологической системе; основная фабула такого совершенного труда, как Книга мертвых, возникла вдруг в самом начале династического периода.

Большинство египтологов не делают никаких выводов из факта "взрывного" раннего развития египетской циви­лизации. Однако более смелые мыслители считают, что вы­воды могут быть поразительными. Джон Энтони Уэст, спе­циалист по раннединастическому периоду, спрашивает, как происходит расцвет сложной цивилизации? Взгляните на • автомобиль 1905 года и сравните его с современным. Здесь можно безошибочно проследить процесс развития. Но в Египте параллелей этому нет. Все присутствует сразу с са­мого начала.



Разумеется, ответ на эту загадку существует, причем очеидный. Однако к нему редко прибегают, поскольку он противоречит преобладающему способу мышления. Он та­ков: египетская цивилизация возникла не путем "самораз­вития", а путем наследования.

Уэст много лет был занозой для египтологов-ортодок­сов, но и они не могли не удивляться внезапности возник­новения египетской цивилизации. Уолтер Эмери, ныне по­койный профессор египтологии Лондонского университета, так подытожил в свое время проблему:

"Около 3400 года до н.э. в Египте произошли радикальные перемены, и страна быстро пе­решла от сложноплеменной неолитической культуры к хорошо организованной монархии... В то же самое время достигают удивитель­ного уровня письменность, монументальная скульптура, искусства и ремесла, и все свиде­тельствует о существовании роскошной ци­вилизации. Все это было достигнуто в тече­ние относительно короткого промежутка вре­мени, причем ни в письменности, ни в архи­тектуре не существовало или почти не суще­ствовало базы для такого рывка ".

Одно из объяснений может просто сводиться к тому, что Египет получил внезапный и решающий культурный импульс от какой-либо иной известной цивилизации Древ­него Мира. Наиболее подходящей кандидатурой на эту роль является Шумер, страна в южном Двуречье (Месопотамии). Несмотря на многие серьезные различия, некоторая общ­ность в строительной технике и архитектурных стилях по­зволяет предположить связь между этими двумя региона­ми. Однако ни одно из этих сходств не является достаточно



веским, чтобы однозначно говорить о причинной связи, о прямом влиянии одного общества на другое. Напротив, как пишет профессор Эмери:

"Возникает впечатление о косвенной связи, возможно, о существовании третьей партии, чье влияние распространилось и на Евфрат, и на Нил... Современные ученые пренебрегают возможностью иммиграции в оба региона из некоей гипотетической, но пока не откры­той зоны. [Однако] именно третья партия, чьи культурные достижения независимо рас­пространялись на Египет и Месопотамию, лучше всего объяснила бы общие черты и фун­даментальные различия между двумя цивили­зациями".

Помимо всего прочего, эта теория проливает свет на тот таинственный факт, что и египтяне, и месопотамские шумеры поклонялись практически одному и тому же лун­ному божеству, одному из старейших в их пантеонах (Тот у египтян, Шин у шумеров). Видный египтолог Уоллис-Бадж утверждает, что "идентичность этих двух богов слишком полная, чтобы быть случайной... Было бы неверно утверж­дать, что египтяне заимствовали божество у шумеров либо шумеры у египтян; скорее всего, богословы обоих народов заимствовали свои теологические системы из общего, но очень древнего источника".

Вопрос, следовательно, сводится к следующему: что это за "общий, но очень древний источник", эта "гипотетичес­кая, но еще не открытая зона", эта высокоразвитая "третья партия", которую имеют в виду Бадж и Эмери? И если она оставила наследие высокой культуры в Египте и Месопота­мии, почему бы ей не сделать то же самое в Центральной Америке?

Тот факт, что "взлет" цивилизации в Мексике произо­шел намного позже, чем на Ближнем Востоке, ничего не доказывает. Вполне возможно, что начальный импульс был дан в обоих местах одновременно, а последующее развитие могло идти соответственно местным условиям.

Согласно этому сценарию, у цивилизаторов все пре­красно получилось в Египте и Шумере, результатом чего стало возникновение там замечательных и прочных куль­тур. С другой стороны, в Мексике (да, похоже, и в Перу)

они потерпели серьезную неудачу. После хорошего старта, когда были созданы гигантские каменные головы и барель­ефы с бородачами, все быстро "покатилось под гору". Не­смотря на упадок, свет цивилизации не угас насовсем, но заметный прогресс наметился лишь около 1500 года до н.э. (так называемый "ольмекский горизонт"). К этому време­ни великие скульптуры стали седыми от древности релик­виями духовной силы, а их забытые оригиналы оказались закутаны в мифы о великанах и бородатых просветителях.

Если так, то, глядя в миндалевидные глаза негритянс­ких голов или на угловатые точеные европейские черты "Дяди Сэма", мы, возможно, встречаемся с гораздо более отдаленным прошлым, чем думаем. И вполне вероятно, что эти великие произведения сохранили для нас образы пред­ставителей погибшей цивилизации, которая объединяла раз­личные этнические группы.

Применительно к Центральной Америке гипотеза тре­тьей партии выглядит в сжатом виде так: цивилизация в древней Мексике возникла не без участия внешнего влия­ния; она не возникла и в результате влияния Старого Све­та. Определенные культуры и в Старом, и в Новом Свете подверглись в немыслимо далекие времена воздействию людей и влиянию некоей "третьей партии".

ОТ ВИЛЬЯЭРМОСЫ ДО ОАХАКИ

Прежде чем покинуть Вильяэрмосу, я посетил ЦИКОМ (Центр исследования культур ольмеков и майя). Хотелось узнать у тамошних ученых, нет ли поблизости еще каких-нибудь поселений ольмеков. К моему удивлению, они по­советовали искать подальше. В нескольких сотнях кило­метров на юго-запад, в Монте-Альбане, провинция Оахака, археологи, по-видимому, откопали ряд "ольмекоидных" изделий и ряд барельефов, как считают, собственно оль-мекского происхождения.

Мы с Сантой собирались ехать из Вильяэрмосы прямо на северо-восток, на полуостров Юкатан. Поездка в Монте-Альбан потребует сделать большой крюк, но мы все равно решили предпринять ее, надеясь, что она прольет дополни­тельный свет на цивилизацию ольмеков. Кроме того, было интересно прокатиться по горной местности в сердце доли-, ны, где скрыт город Оахака.

Мы двинулись почти прямо на запад, мимо загублен­

ной Ла-Венты, снова мимо Коацекоалькоса, а затем через Саюлу и Лома-Бонита до города Тухтепек на пересечении дорог. Оставили позади сельскую местность, изуродован­ную нефтяниками, пересекли небольшие холмы, покрытые прекрасными лугами, и помчались дальше среди зреющих полей.

В Тухтепеке, где начинаются настоящие "сьеррас" (горы), мы круто свернули на юг по автостраде № 175, ведущей в Оахаку. На карте этот участок дороги казался вдвое короче расстояния, которое мы уже проехали от Ви­льяэрмосы. Путь, однако, оказался достаточно сложным, требующим напряжения и нервов, и мускулов: бесконеч­ные зигзаги узкой дороги, крутые подъемы и обрывы. Мы карабкались в облака, словно по лестнице, ведущей в небо. Дорога вела нас через ярусы различной альпийской расти­тельности, каждый вид которой занимает свою климатичес­кую нишу. Наконец, пробившись сквозь облака, мы оказа­лись в таком месте, где произрастали гигантские формы знакомых растений, создавая нереальный и чужой ланд­шафт. Чтобы проехать 700 километров от Вильяэрмосы до Оахаки, нам потребовалось двенадцать часов. К концу по-ездки мои руки, слишком сильно сжимавшие руль на бес-конечных поворотах, оказались все в волдырях. В глазах у меня стоял туман, а перед мысленным взором снова проно­сились пропасти, которые мы огибали.

Город Оахака знаменит колдовскими грибами, мариху­аной и Д.Х. Лоуренсом, который в двадцатых годах напи­сал здесь и частично поставил свой роман "Пернатый змей". В этом месте сохранился дух богемы, и до поздней ночи какой-то ток возбуждения взвинчивает толпы людей, за­полняющих его бары и кафе, узкие булыжные улочки, ста­рые дома и просторные площади.

Мы поселились в комнате с видом на один из трех открытых дворов отеля "Лас-Голондринас". Постель была удобной, над головой было звездное небо. Но уснуть я не мог, несмотря на усталость.

Спать мне не давали мысли о цивилизаторах, борода­тых богах и их спутниках. Похоже, что в Мексике, как и в Перу, они потерпели поражение. По крайней мере, так пред­ставлялось из легенд. Но на следующее утро, когда мы доб­рались до Монте-Альбана, оказалось, что не только из ле­генд.

ГЛАВА 19

ПРИКЛЮЧЕНИЯ В ПРЕИСПОДНЕЙ, ПУТЕШЕСТВИЯ К ЗВЕЗДАМ

Гипотеза "третьей партии" объясняет сходство и фун­даментальное различие между Древним Египтом и древней Месопотамией, предполагая, что оба народа получили ци­вилизацию в наследство от одного и того же общего дале­кого предка. При этом не делалось серьезных предположе­ний относительно того, где эта прародительская цивилиза­ция находилась, какова ее природа, когда имел место ее расцвет. Подобно "черной дыре" в Космосе, ее нельзя уви­деть. Однако о ее существовании можно судить по ее воз­действию на наблюдаемые объекты — в данном случае, Шумер и Египет.

Возможно ли, чтобы тот же загадочный прародитель, тот же невидимый источник влияния оставил о себе память и в Мексике? Если да, то можно ожидать выявления опре­деленных культурных аналогий между древними цивили­зациями Мексики — с одной стороны, и Шумера с Егип­том — с другой. При этом резонно ожидать и существен­ных различий, проистекающих из длительной раздельной эволюции ввиду взаимной изоляции этих регионов в исто­рические времена. Вполне логично было бы обнаружить, что различия меньше между Шумером и Египтом, которые в исторический период находились в регулярном контакте, чем между ними и культурами Ценральной Америки, кон­такты между которыми носили до так называемого "откры­тия" Нового Света Колумбом в 1492 году в лучшем случае случайный, эпизодический характер.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.