Сделай Сам Свою Работу на 5

Развитие российского законодательства об уголовной ответственности за незаконный оборот наркотиков





Министерство внутренних дел Российской Федерации

КРАСНОДАРСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

(КрУ МВД России)

Башинская И.Г

РАССЛЕДОВАНИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЙ,

СВЯЗАННЫХ С НЕЗАКОННЫМ ОБОРОТОМ НАРКОТИКОВ

Курс лекций

 

 

Краснодар 2015

ББК 343.137.5

УДК 67.523.13

Р 24

 

 

Рецензенты:

ххххххххххххххххххххххххххххххххххххх

Е.С. Ордулова (СУ УМВД России по г. Краснодару).

 

 

Расследование преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ: курс лекций.

Башинская И.Г. – Краснодар: Краснодарский университет МВД России, 2015. – с.

 

В курсе лекций рассмотрен генезис российского законодательства об уголовной ответственности за незаконный оборот наркотических средств и психотропных веществ, основные понятия и виды современных противоправных деяний в сфере незаконного оборота наркотиков, поводы и основания для возбуждения уголовных дел, особенности производства отдельных следственных действий и принятия процессуальных решений при расследовании уголовных дел.

Издание предназначено для сотрудников правоохранительных органов, адъюнктов, аспирантов, слушателей, курсантов и студентов юридических вузов.



© Краснодарский университет МВД России, 2014

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение………………………………………………………….……………….3

1.Криминологический анализ современного наркотизма и его тенденции…...4

2.Развитие российского законодательства об уголовной ответственности

за незаконный оборот наркотиков………………………………………………9

3.Основные понятия и виды противоправных деяний, связанных с

незаконным оборотом наркотиков…………………………………………….24

4.Криминалистическая характеристика преступлений, связанных

с незаконным оборотом наркотиков……………………………………………35

5. Правовые режимы выявления фактов незаконного оборота

наркотиков и порядок их изъятия………………………………………………50

6.Порядок возбуждения уголовных дел по фактам, выявленным в рамках

административного законодательства………………………………………….56

7.Порядок возбуждения уголовных дел при легализации материалов ОРД.....68

8. Алгоритм расследования уголовных дел о незаконном обороте



наркотиков…………………………………………………………………………78

9.Основания и процедуры освобождения от ответственности в случаях

добровольной сдачи наркотиков……………………………………………………...87

10. Особенности производства отдельных следственных действий………......97

Список использованной литературы……………………………………………130

 

ВВЕДЕНИЕ

Преступления в сфере незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ представляют непосредственную и реальную угрозу национальной и общественной безопасности России. Затрагивая все сектора общества во всех странах, эти явления ослабляют политическую, культурную, социальную и экономическую структуры общества и государства и создают серьезную опасность стабильности наций.

Современная наркоситуация и тенденции ее развития приобретают угрожающие масштабы. Преступная среда, задействованная в незаконных операциях с наркотиками, расширяется, консолидируется, вовлекая все больше людей в свои ряды, при этом усиливается ее организованность, происходит увеличение числа каналов поступления наркотиков на рынок России и транзита их через ее территорию.

Анализ оперативной информации и статистических сведений о результатах противодействия незаконному обороту наркотиков, не позволяет признать комплекс принимаемых мер по борьбе с наркопреступностью, удовлетворительным. К уголовной ответственности привлекаются преимущественно потребители или мелкие сбытчики наркотиков, тогда как изготовители и оптовые поставщики «наркозелья», организаторы наркобизнеса, остаются вне сферы правового воздействия.



Уголовное наказание как мера государственного принуждения была, есть и будет мощным средством решительного воздействия на преступность, одним из важных государственных рычагов локализации и нейтрализации наркопреступности в стране.

Эффективность борьбы сотрудников полиции с незаконном оборотом наркотиков во многом определяется тем, на сколько хорошо они знают, умеют и применяют на практике нормы законов, регламентирующих выявление, документирование и расследование преступлений данной категории.

Данная работа будет интересна курсантам, слушателям, адъюнктам, аспирантам, профессорско-преподавательскому составу, а также сотрудникам правоохранительных органов.

 

Криминологический анализ современного наркотизма

И его тенденции

Наркоситуация в стране продолжает стремительно ухудшаться. Об этом свидетельствуют статистические данные за последние годы. В 2013 г. зарегистрировано 231 462 преступления, связанного с незаконным оборотом наркотиков[1], что превышает на 5,7% показатели 2012 г.; в 2014 г. – 254 730 (увеличилось на 9,5 %)[2].

Наркотизм – негативное социальное явление, обусловленное неблагоприятными социальными условиями и антиобщественной ориентацией личности, которое выражается в немедицинском умышленном употреблении наркотических средств, причиняющем вред здоровью человека и представляющем опасность для общества.

Одной из опасных тенденцией наркотизма в современной России является наличие огромной массы лиц, злоупотребляющих наркотическими средствами. По данным органов здравоохранения, в 2014г. число больных, страдающих психическими расстройствами и расстройствами поведения, связанными с употреблением наркотиков, составило около 600 тыс. человек. По данным независимых социологических исследований, реальная численность потребителей наркотиков в стране превышает официальную численность в 8-10 раз. По данным общероссийского мониторинга, общая численность лиц, допускающих незаконное потребление наркотиков, составляет почти 6 млн. человек, из них почти 2 млн. человек – это подростки и молодежь в возрасте до 24 лет.

Наличие такого количества лиц, злоупотребляющих наркотиками, свидетельствует о том, что наркотизация населения и связанная с ней преступность превратились в главную угрозу прогрессивного развития по пути обеспечения общественной безопасности, прав и свобод личности, защиты интересов общества и государства[3].

Интенсивная структурная перестройка нелегального рынка наркотиков создает серьезные препятствия в борьбе с наркотизацией населения. Высококонцентрированные и дорогостоящие опий, героин, кокаин и синтетические наркотики вытесняют широко распространенные прежде наркотики растительного происхождения. Отмечается расширение сети подпольных лабораторий по их производству. Основными центрами по нелегальному производству синтетических наркотиков стали такие города, как Москва, Санкт-Петербург, Казань. Развитие незаконного производства синтетических наркотиков происходит стремительно.

Врачи наркологи отмечают появление новых синтетических психоактивных веществ, которые не относятся ни к группе наркотических, ни психотропных, вызывающих зависимость после 1-2 раз потребления. Одна из проблем связана с определением такого предмета преступления, как аналоги наркотических средств и психотропных веществ.

Как следует из большинства социологических исследований и научных публикаций, каждый третий школьник уже пробовал наркотик, среди студенчества наркоманией охвачено в той или иной мере 30 - 40%, а по отдельным регионам эта цифра значительно выше.

Особенно опасной тенденцией сегодняшнего наркотизма является неуклонное«омоложение» лиц, допускающих немедицинское потребление наркотических средств. В докладе рабочей группы Госсовета по вопросам борьбы с наркоманией и алкоголизмом и мерам по ее усилению указывается, что возраст, с которого начинается злоупотребление наркотиками, за последние 10 лет снизился с 17,6 до 11 лет.

Катастрофичны для общества социальные последствия наркотизма. Многие тысячи молодых потребителей наркотиков в результате наркотизации стали инвалидами, вирусоносителями СПИДа либо скончались от передозировки наркотиков. По статистики средняя продолжительность жизни наркомана, т.е. лица испытывающего стойкую зависимость от наркотиков, составляет 6-8 лет.

За последние пять лет число детей, больных наркоманией, увеличилось в 19 раз; больных токсикоманией - в 15,7 раза[4].

За последние 10 лет количество ежегодно регистрируемых преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, увеличилось в 15 раз. В 2014 году на учет было поставлено 254 730 преступлений связанных с незаконным оборотом наркотиков[5].

Как показывают криминологические исследования, лица, злоупотребляющие наркотиками, в конечном итоге становятся на преступный путь: либо сами занимаются распространением наркотиков, либо совершают преступления против собственности, чтобы завладеть имуществом и деньгами для приобретения наркотиков, либо совершают насильственные преступления в состоянии наркотического опьянения.

Попадая в наркотическую зависимость при постоянно растущих ценах на наркотики, наркоман пребывает в состоянии повышенной готовности совершить любое преступление (от кражи до убийства).

Опасной тенденцией наркотизма является его самовоспроизводство, связанное с «социальной заразностью» наркомании и трудностями ее лечения. По оценкам экспертов, каждый наркоман склоняет к потреблению наркотических средств 8 - 10 человек, ранее не допускавших приема наркотиков. Медицинские учреждения, оказывающие реабилитационную помощь больным наркоманией, обеспечивают излечение 10 - 20% пациентов[6]. Это означает, что из каждых 100 больных, прошедших полный курс лечения, 80-90 человек вновь начинают употреблять наркотики.

Одной из мер реализации борьбы с наркотизмом, является совершенствование уголовно-правовых мер по борьбе с наркобизнесом и незаконным оборотом наркотических средств.

Следует признать, что в политике в области противодействия злоупотребления наркотическими средствами имелись отступления по усилению борьбы с наркоманией: в нашей стране существовал более чем десятилетний период легализации потребления наркотических средств, который начался в 1990 г. и закончился в 2002 г., когда был введен в действие Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, установивший административную ответственность за потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача.

Это стало следствием того, что Заключением Комитета конституционного надзора СССР от 25 октября 1990 г. потребление наркотических средств без назначения врача и принудительное лечение наркоманов признано неконституционным и противоречащим международным актам о правах человека. Основной аргумент в пользу такой позиции, по мнению разработчиков данного документа, заключается в том, что здоровье - категория личная, его сохранение и укрепление - право, но не обязанность гражданина. По этой причине уклонение от лечения наркомании, если оно не сопряжено с систематическим нарушением общественного порядка или ущемлением прав других лиц, а также употребление наркотиков само по себе не должно рассматриваться в качестве административного правонарушения или преступления[7].

С 2002 года за потребление наркотических средств и психотропных веществ без назначения врача, предусмотрена административная ответственность по ст. 6.9 КоАП РФ. Уголовной ответственности нет, хотя высказываются предложения о введении такой нормы в уголовный кодекс.

Распространение наркомании в Краснодарском крае несколько выше, чем в целом по стране.

На начало 2013 года в крае зарегистрировано 25 584 потребителя наркотиков, из них 40 несовершеннолетних.

Ключевые факторы негативного развития наркоситуации на Кубани связаны с тем, что край:

- является приграничной территорией (по территории края проходит государственная граница с Республикой Абхазия и Турецкой Республикой, которые относятся к наркоопасным регионам);

- регион относится к одним из наиболее приспособленных для незаконного культивирования наркосодержащих растений, а именно конопли;

- содержит большое количество объектов, на которых осуществляется легальный оборот наркотиков (сложность контроля за легальным оборотом наркотиков);

- имеет развитую транспортную инфраструктуру (многообразие маршрутов поступления наркотиков на территорию обслуживания);

- располагает большим количеством иностранной рабочей силы, прибывшей из наркоопасных регионов (страны Средней Азии).

В целях консолидации усилий федеральных органов государственной власти, в Краснодарском крае постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 11 октября 2013 г. № 1156 утверждена государственная программа Краснодарского края «Противодействие незаконному обороту наркотиков».

Основными целями этой государственной программы являются:

- сокращение доступности наркотиков;

- сокращение спроса на наркотики путем совершенствования системы первичной профилактики.

Основными задачами государственной программы Краснодарского края «Противодействие незаконному обороту наркотиков» являются:

- осуществление системы мониторинга наркоситуации в крае;

- ликвидация сырьевой базы незаконного наркопроизводства;

- развитие системы профилактики немедицинского потребления наркотиков;

- совершенствование системы оказания наркологической медицинской помощи больным наркоманией и их реабилитации;

- совершенствование организационного, нормативно-правового и ресурсного обеспечения антинаркотической деятельности.

Государственную программу планируется реализовать в один этап в 2014 - 2016 годах.

Следует отметить, что подобная антинаркотическая программа ранее утверждалась в 2009 году. Итогом ее реализации стало снижение в 2,5 раза численности впервые выявленных потребителей наркотиков в расчете на 100 тысяч населения.

Представляется, что выполнение Стратегии на региональном уровне осуществляемое в рамках реализации государственной программы и антинаркотических программ муниципальных образований Краснодарского края внесет существенный вклад в борьбу с наркотизмом.

 

 

Развитие российского законодательства об уголовной ответственности за незаконный оборот наркотиков

Уголовно-правовые идеи и теории возникают и разрабатываются с учетом опыта предшествующих эпох. Ретроспективный анализ развития и формирования уголовного законодательства позволяет воспринять состояние, характер и особенности борьбы с определенной категорией преступлений в разные периоды и увидеть ее положительные и отрицательные моменты.

Своими корнями развитие отечественного законодательства об ответственности за незаконный оборот наркотиков уходит в период действия княжеских уставов и грамот VIII-XI вв.

Первые упоминания в писаных актах о проблеме употребления наркотиков на территории Древней Руси встречаются в текстах различных вариантов Русской Правды. Хотя в редакциях Русской Правды отсутствовали статьи, прямо указывающие на такого рода правонарушения, но противоправное употребление «зелья» связывалось с языческим лечением больных либо отправлением религиозных обрядов[8].

Несколько другая картина обнаруживается в более поздних источниках отечественного права, например, в Уставе князя Святославовича «О десятинах, судах и людях церковных» (возникновение его относят к XI-XII вв., а время действия – до XIII-XIV вв.), в Уставе князя Ярослава Владимировича «О церковных судах» (правоприменительную значимость Устава князя Ярослава Владимировича определяют с XI по XVIII вв.), где уже была предусмотрена наказуемость деяний, состоящих именно в противоправном использовании наркотического «зелья». В частности, ст. 9 Устава князя Владимира Святославовича прямо запрещает под страхом «сурового» наказания «зелиничьство», то есть использование частными лицами при лечении наркосодержащих веществ, а ст. 16 возлагает лечение больных на церковных людей. Нарушителей правил обращения с зельем по данному Уставу предписывалось подвергать жестокому преследованию вплоть до лишения жизни. Широкое распространение в это время получили такие виды наказания, применявшиеся в том числе за «зельничество», как взыскание штрафа в пользу митрополита и даже сжигание на костре.

Говоря о развитии законодательства, предусматривающего наказания за рассматриваемые деяния, следует отметить, что вплоть до конца XVIII - начала XIX веков одурманивающие сознание препараты, в том числе и наркотические, именовались обобщающим понятием «зелье».

В конце XV - начале XVI веков были изданы новые своды средневековых законов – Судебники 1497 и 1550 годов и Стоглав (1551 год). Данные правовые акты систематизировали разрозненные нормы древнерусского права и тем самым значительно облегчили борьбу с незаконным оборотом наркотиков. Более позднее Соборное Уложение 1649 года, принятое Земским Собором 1648-1649 гг., не содержало прямых указаний на пресечение незаконного оборота наркотиков. Исключение составляла ст. 23 главы XXII, предусматривающая смертную казнь в случае отравления человека зельем – обвиняемого заставляли пить яд, которым он лишил жизни потерпевшего.

Во времена абсолютной монархии Всероссийской империи (конец XVII - начало XX вв.) были приняты Закон «Об учреждении полиции в городах» от 23 апреля 1733 г., «Устав благочиния» и «Полицейский устав» от 8 апреля 1782 г., которые предоставляли право чинам полиции пресекать незаконные действия с наркотиками, наркосодержащими растениями и лекарствами, а также осуществлять наказание виновных лиц.

В XVII веке начали формироваться торговые взаимоотношения с Китаем, который стал со временем основным поставщиком опия в Россию.

В следующем столетии Российская империя уже вступила в активные дипломатические отношения с Китаем. К середине XIX века, когда государственные границы расширились и пришли в соприкосновение со странами Востока, при образовании Амурской и Приморской областей, правительство впервые столкнулось с массовым распространением и курением опия. Колонизация Российской империей Средней Азии в XIX веке и интенсивная миграция китайцев и корейцев на Дальний Восток после поражения России в войне с Японией 1904-1905 гг. повлекли катастрофическое распространение опиума и гашиша по всей азиатской части России[9].

Захлестнувшая Россию волна наркомании побудила Николая II утвердить 7 июня 1915 г. первый в истории России антинаркотический нормативный акт – Указ «О мерах борьбы с опиокурением», который устанавливал уголовную ответственность за деяния, связанные с незаконным оборотом наркотиков, и распространял свое действие в Приамурском генерал-губернаторстве и Забайкальской области Иркутского генерал-губернаторства. Данный Указ ввел в уголовное право понятия «хранение», «приготовление» и «перевозка» наркотиков.

Дальнейшее формирование российского законодательства по борьбе с наркоманией неразрывно связано с использованием международного опыта периода возникновения, развития и распада Советской власти (1917 год - декабрь 1991 года).

В первые годы Советской власти спекуляция наркотиками официально признавалась «самой отвратительной из всех видов спекуляций». Специальным предписанием Совета народных комиссаров от 31 июля 1918 года «О борьбе со спекуляцией кокаином» структурам ВЧК и милиции вменялось в обязанность «беспощадно арестовывать всех этих мерзавцев, наживающих деньги на полном расстройстве жизни и здоровья огромного числа людей»[10]. 28 декабря этого же года был подписан Декрет «О национализации аптек, реализующих наркосодержащие лекарства». Таким образом, объем правовых норм, регулирующих противодействие незаконному обороту наркотиков, постоянно возрастал. Этот процесс был отражением остроты данной проблемы и усилий общества по ее минимизации. Однако в Уголовном кодексе РСФСР 1922 года еще отсутствовали статьи, предусматривающие ответственность за незаконные действия с наркотиками, в том числе и за сбыт наркотических средств. Именно поэтому в данный период времени открыто рекламировалась и продавалась паста опия.

Соответствующие дополнения в данный правовой акт были внесены только в 1925 году. Немного раньше – 9 апреля 1924 года – по предложению ВЦИК и СНК Президиумом Госплана СССР была создана специальная комиссия для организации борьбы с распространением наркотических средств. На этом заседании было признано целесообразным организовать при секции Внешней торговли Госплана комиссию по определению мер борьбы с производством и распространением наркотиков. 6 ноября 1924 года был принят Декрет СНК РСФСР «О мерах регулирования торговли наркотическими средствами», который позднее нашел свое отражение в постановлении ВЦИК и СНК СССР от 23 мая 1928 года «О мерах регулирования торговли наркотическими веществами»[11].

Указанным декретом было запрещено свободное обращение сильнодействующих веществ, к которым были отнесены кокаин и его соли, опий и его производные – морфий, героин и др. Ответственность в соответствии с данным декретом наступала за нарушение положений, регулирующих проведение в жизнь государственной монополии в области оборота наркотиков. Статья 1 постановления ВЦИК и СНК СССР от 23 мая 1928 г. «О мерах регулирования торговли наркотическими веществами» также запрещала свободное обращение в пределах страны кокаина, его солей, гашиша, опия, морфия, героина, дионина и их солей и пантопона.

Первым аналогом современной уголовно-правовой нормы, предусмотренной ст. 228 УК РФ, явилась ст. 140 УК РСФСР 1922 года. В 1924 году ВЦИК и СНК РСФСР приняли постановление «О дополнении Уголовного кодекса РСФСР ст. 140». Данная статья была помещена в главу «Преступления хозяйственные». Основной состав статьи, закрепленный ч. 1 ст. 140 УК РСФСР 1922 года, устанавливал уголовную ответственность за «изготовление и хранение с целью сбыта и сам сбыт кокаина, опия, морфия, эфира и других одурманивающих веществ без надлежащего разрешения». Часть 2 этой статьи предусматривала ответственность за «то же преступление, совершаемое в виде промысла, а равно содержание притонов, в коих производится сбыт или потребление кокаина, опия, морфия и других одурманивающих веществ»[12].

Важно отметить, что законодательство 1920-х гг. наряду с криминализацией действий преступников-сбытчиков и притоносодержателей не признавало преступниками потребителей наркотиков, изготовлявших или хранивших наркотические средства для личного потребления, однако выделяло в самостоятельные составы противоправные действия, связанные с незаконным оборотом наркотиков, был расширен круг деяний, признанных противоправными. Введение же квалифицированных составов свидетельствует о наметившейся дифференциации ответственности за преступления, связанные с незаконным оборотом наркотических средств.

Уголовный кодекс РСФСР 1926 года в ст. 104 главы II «Преступления против порядка управления» предусматривал ответственность за «изготовление и хранение с целью сбыта и самый сбыт кокаина, опия, морфия, эфира и других одурманивающих веществ без надлежащего разрешения». Часть 2 статьи регламентировала ответственность за содержание притонов, в которых производился сбыт или потребление кокаина, опия, морфия, эфира и других одурманивающих веществ[13].

Дальнейшее развитие правовых основ борьбы с наркоманией относится к 1934 году, когда постановлением ВЦИК СНК СССР от 27 октября 1934 года в дополнение к постановлению ЦИК и СНК от 23 мая 1928 года на территории СССР был запрещен посев опийного мака и индийской конопли за исключением государственных посевов, урожаи которых шли на нужды медицины и научные исследования. Постановлением СНК СССР от 29 июля 1935 года наблюдение и контроль за оборотом опиума и других наркотических веществ был возложен на всесоюзную государственную Инспекцию при СНК СССР[14].

Постановлением СНК от 26 января 1938 года были приняты Правила потребления, сбыта и перевозки сильнодействующих и ядовитых, в том числе наркотических, средств без медицинской цели. Эти Правила приказами Наркомздрава СССР от 11 ноября 1938 года и Минздрава СССР от 13 сентября 1950 года были введены во всех клиниках, институтах, больницах и других лечебных учреждениях, а также в судебно-медицинских лабораториях. Кстати, дополнительный перечень таких правил был дан Минздравом СССР 16 декабря 1961 года, а так же Государственным комитетом СМ СССР по химии 21 декабря 1961 года. В последующем эти правила дополнялись и изменялись.

Продолжая анализировать законодательство, направленное на борьбу с наркопреступлениями, следует отметить, что после второй мировой войны, в связи с укреплением Советского союза на мировой арене, начали налаживаться дипломатические отношения со странами капиталистического Запада. Единую конвенцию о наркотических средствах 1961 года Советский Союз ратифицировал в 1963 году.

Но, несмотря на то, что меры уголовной ответственности за преступления в сфере незаконного оборота наркотиков становились все более разнообразными и более жесткими, уже с конца 1960-х годов в СССР ситуация с наркопреступностью стала значительно осложняться.

Законодатель, пытался выстроить систему адекватных уголовно-правовых мер профилактики распространения наркотиков. Развернутая система норм о преступлениях в сфере незаконного оборота наркотиков была предусмотрена Уголовным кодексом 1960 года, глава десятая которого – «Преступления против общественной безопасности, общественного порядка и здоровья населения» – содержала ст. 224. Данная статья предусматривала ответственность за изготовление, сбыт, а равно хранение с целью сбыта или приобретение с той же целью наркотических веществ без специального на то разрешения в виде лишения свободы на срок от одного до десяти лет с конфискацией имущества или без таковой, с обязательной конфискацией наркотических средств.

Республиканские Уголовные кодексы, принятые в 1959-1962 гг., также расширяли и усиливали уголовную ответственность за действия с наркотическими веществами. В частности, была установлена уголовная ответственность не только за сбыт наркотических средств и приготовительные к нему действия, но и за приобретение, хранение, перевозку и пересылку наркотических средств без цели сбыта[15]. Преступными были признаны также нарушения правил производства, приобретения, хранения, учета, отпуска, перевозки или пересылки наркотических средств. Данная норма была помещена в республиканских Уголовных кодексах в главы о преступлениях в нарушение общественной безопасности, общественного порядка и здоровья населения. Уголовная ответственность за изготовление наркотических средств без специального разрешения предусматривалась во всех Уголовных кодексах союзных республик, кроме Литовского.

Большое значение в деле борьбы с наркоманией в нашей стране имело постановление Президиума Верховного Совета СССР от 27 января 1965 года № 3274-4 «Об усилении борьбы с незаконным изготовлением и распространением наркотических веществ». В целях реализации этого постановления в 1965 г. был принят ряд указов Президиумов Верховных Советов СССР, которые вносили изменения и дополнения в соответствующие Уголовные кодексы. Например, указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 2 июля 1965 года была установлена уголовная ответственность за посев южной чуйской или южной маньчжурской конопли. Указом Президиума Верховного Совета Армянской ССР от 31 августа 1965 года, как и других союзных республик, была установлена уголовная ответственность за склонение несовершеннолетних к употреблению наркотических средств.

В начале и середине 1970-х годов продолжалась реконструкция уголовного законодательства, основным лейтмотивом которой выступало усиление его репрессивных свойств. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 18 мая 1972 года «О внесении дополнений и изменений в Основы уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик» ч. 1 ст. 224 УК РСФСР 1960 года «Хищение, изготовление, приобретение или хранение наркотических веществ с целью сбыта и сбыт таких веществ» была отнесена к категории тяжких преступлений[16].

Дальнейшее развитие законодательства связано со значительным усилением и расширением уголовной ответственности за наркоманию. Постановлением Совета Министров СССР от 2 апреля 1974 года № 238-193 «О мерах по дальнейшему усилению борьбы с распространением наркомании» были определены задачи органов внутренних дел, здравоохранения и других организаций, ведомств, а также пути и методы обеспечения надежной охраны интересов государства и граждан от преступных посягательств расхитителей и распространителей наркотических веществ. Принятие Указа Президиума Верховного Совета СССР от 25 апреля 1974 года «Об усилении борьбы с наркоманией» явилось логическим продолжением развития уголовного законодательства по борьбе с хищением, незаконным изготовлением, распространением и потреблением наркотических веществ.

Таким образом, законодательство 1970-х годов характеризовалось следующими особенностями:

- расширением круга уголовно наказуемых деяний, связанных с наркопреступностью;

- введением квалифицирующих признаков (ч. 2, 4, 5 ст. 224 УК РСФСР), фактически направленных на ужесточение уголовной ответственности за незаконный оборот наркотических средств и психотропных веществ;

- выделением в самостоятельную уголовно-правовую норму ст. 226.2 УК РСФСР, устанавливающей уголовную ответственность за незаконные действия с ядовитыми и сильнодействующими веществами, не являющимися наркотическими. Таким образом, происходит законодательная дифференциация уголовной ответственности за незаконный оборот наркотических и ядовитых, и сильнодействующих веществ.

Следует отметить, что Уголовный кодекс РСФСР 1960 г. значительно расширил круг уголовно наказуемых деяний, связанных с незаконным оборотом наркотиков. Кроме того, все вышеперечисленные нормы, за исключением квалифицированного состава ст. 224 УК РСФСР, содержали альтернативные санкции, позволяющие более точно соблюдать такой основополагающий принцип уголовного законодательства, как индивидуализация наказания.

Особого внимания заслуживает тот факт, что УК РСФСР содержал не только карательные меры к лицам, совершившим наркопреступления. Статья 62 УК РСФСР, как и большинства Уголовных кодексов союзных республик, впервые законодательно предусматривала применение принудительных мер медицинского характера к наркоманам, устанавливала право суда назначать такое лечение по ходатайству общественной организации, коллектива трудящихся, товарищеского суда или органа здравоохранения.

Для 1980-х гг. характерно последующее углубление и дифференциация уголовного законодательства в рассматриваемой сфере. В новую редакцию ст. 44 Основ уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик Указом Президиума Верховного Совета от 15 октября 1982 года «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты СССР» были включены положения, предусматривающие ответственность за изготовление, приобретение, хранение, перевозку или пересылку с целью сбыта или сбыт наркотических веществ при отягчающих обстоятельствах.

Однако ни ужесточение уголовной ответственности, ни введение поощрительной нормы не привели к ожидаемому спаду наркопреступности. Число осужденных за преступления, связанные с незаконным оборотом наркотиков, увеличилось в 1976-1985 годах с 6 989 до 25 627 человек. В последующие годы к уголовной ответственности ежегодно привлекались около 30 000 человек.

Важно заметить, что до 1987 года в законодательстве СССР использовался термин «наркотическое вещество», что не соответствовало общепринятой международно-правовой терминологии и не отражало специфики данного понятия[17]. Ведь категория «средство» шире понятия «вещество» и включает в себя, помимо него, части растений и всевозможные примеси. Только в 1987 году Указом Президиума Верховного Совета СССР был введен термин «наркотическое средство», который в настоящее время закреплен в Уголовном законе, а также используется в Федеральном законе от 8 января 1998 года № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах».

Следует отметить, что обязательства контролировать оборот наркотических средств и устанавливать ответственность за незаконные действия с ними для Российской Федерации вытекают из участия в следующих международных договорах: Единой конвенции о наркотических средствах 1961 г. с поправками, внесенными в нее в соответствии с Протоколом 1972 г. о поправках к Единой конвенции о наркотических средствах, Конвенции о психотропных веществах 1971 г. и Конвенции ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 1988 г. Эти Конвенции, принятые Организацией Объединенных Наций, были ратифицированы еще Советским Союзом (протокол 1972 г. к Единой конвенции 1961 г. был ратифицирован Россией 23 ноября 1995 г.).

В качестве приложений указанные конвенции содержат определенные перечни (списки, таблицы): Единая конвенция 1961 г. – Списки I-IV, включающие наркотические средства, в том числе препараты, находящиеся под международным контролем; Конвенция 1971 г. – Списки I-IV, куда входят психотропные вещества, также находящиеся под международным контролем; Конвенция 1988 г. – Таблицы I и II, содержащие вещества, часто используемые при незаконном изготовлении наркотических средств и психотропных веществ и потому требующие контроля их оборота[18].

Перечень наркотических средств, психотропных веществ, подлежащих контролю в Российской Федерации, включает в себя, согласно ст. 2 Закона «О наркотических средствах и психотропных веществах», наркотические средства и психотропные вещества, которые вносятся в следующие списки:

- список наркотических средств и психотропных веществ, оборот которых в России полностью запрещен;

- список наркотических средств и психотропных веществ, оборот которых в РФ ограничен и в отношении которых устанавливаются специальные меры контроля;

- список психотропных веществ, оборот которых в РФ ограничен и в отношении которых допускается исключение некоторых мер контроля.

Очередным шагом к повышению эффективности правовых мер борьбы с наркоманией можно считать принятие Указа Президиума Верховного Совета СССР от 22 июля 1987 года «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты СССР» и постановления СМ СССР от 12 июня 1987 года «О запрещении посева и выращивания гражданами масличного мака». Союзным Указом был расширен перечень наркосодержащих растений, за посев и выращивание которых была установлена уголовная ответственность[19].

Уголовная ответственность за потребление наркотических средств рассматриваемым указом первоначально была установлена только в шести республиках СССР.

Данным указом устанавливалось, что незаконные посевы или выращивание масличного мака, а также конопли, кроме видов, названных в ч. 1 ст. 225 УК РСФСР, влекут административное взыскание в виде предупреждения или штрафа в размере от 20 до 100 рублей. За те же деяния, совершенные повторно в течение года после административного взыскания, предусматривалось лишение свободы на срок до трех лет либо исправительные работы на срок до двух лет. А лицам, ранее совершившим одно из таких деяний, как незаконный посев или выращивание масличного мака, конопли, – наказание в виде лишения свободы.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.