|
Шкала тревожности (Автор А. М. Прихожан, 1989)
Объект– учащиеся 8–10 классов. Цель – выявить уровень тревожности учащихся.
Инструкция: «На следующих страницах перечислены ситуации, с которыми Вы часто встречаетесь в жизни. Некоторые из них могут быть для Вас неприятными, так как они вызывают тревогу, беспокойство, волнение или страх. Внимательно прочтите каждое предложение и обведите кружком одну из цифр справа – 0, 1, 2, 3 или 4 в зависимости от того, насколько эта ситуация для Вас неприятна, насколько она может вызвать у Вас тревогу, беспокойство, опасение или страх.
Если ситуация совершенно не кажется Вам неприятной, обведите цифру 0. Если она немного волнует, беспокоит Вас, обведите цифру 1. Если ситуация достаточно неприятна и вызывает такое беспокойство, что Вы предпочли бы избежать ее, обведите цифру 2. Если она для Вас очень неприятная и вызывает сильное беспокойство, тревогу, страх, обведите цифру 3. Если ситуация для Вас крайне неприятна, если Вы не можете перенести ее и она вызывает очень сильное беспокойство, очень сильный страх, обведите кружком цифру «4».
На второй странице бланка инструкция продолжается: «Что означает каждая цифра, написано вверху и внизу страницы. Итак, Ваша задача – представить себе как можно яснее каждую ситуацию и обведением кружком одной из цифр определить: насколько она может вызвать у Вас тревогу, беспокойство, опасения или страх».
Материал: бланк, содержащий инструкцию и текст методики.
Возможно проведение исследования группой испытуемых.
Методика включает ситуации трех типов: 1) ситуации, связанные со школой, общением с учителем; 2) ситуации, актуализирующие представление о себе; 3) ситуации общения. Соответственно виды тревожности, выявляемые с помощью данной шкалы, обозначены: школьная, самооценочная, межличностная.
Данные о распределении пунктов шкалы представлены в табл. 1 этого приложения.
Здесь же в табл. 2 представлены стандартные данные, позволяющие охарактеризовать показатели уровня тревожности в различных половозрастных группах. Стандартизация проводилась в городских школах.
Внимания со стороны психолога требуют прежде всего учащиеся с высокой и очень высокой тревожностью. Подобная тревожность может порождаться либо реальным неблагополучием школьника в наиболее значимых областях деятельности и общения, либо существовать как бы вопреки объективно благополучному положению, являясь следствием определенных личностных конфликтов, нарушений в развитии самооценки и т. п. Подобную тревожность часто испытывают школьники, которые хорошо и даже отлично учатся, ответственно относятся к учебе, общественной жизни, школьной дисциплине. Но это видимое благополучие достается им неоправданно большой ценой и чревато срывами, особенно при резком усложнении условий деятельности. У таких школьников отмечаются выраженные негативные реакции, неврозоподобные и психосоматические нарушения (Е.Н.Новикова, 1985). Тревожность в этих случаях часто порождается конфликтностью самооценки, наличием в ней противоречия между высокими притязаниями и достаточно сильной неуверенностью в себе. Подобный конфликт, заставляя этих школьников постоянно добиваться успеха, одновременно мешает им правильно оценить его, порождая чувство постоянной неудовлетворенности, напряженности. Это ведет к гипертрофии потребности в достижении, к тому, что она приобретает ненасыщаемый характер, следствием чего является перегрузка, перенапряжение, выражающееся в нарушениях внимания, снижении работоспособности, повышенной утомляемости.
В зависимости от реального положения школьника среди сверстников, его успешности в обучении и т. п. выявленная высокая (или очень высокая) тревожность обусловливает необходимость применения различных способов коррекции. Если в случае реальной неуспешности работа во многом должна быть направлена на формирование необходимых навыков общения, которые позволят преодолеть эту неуспешность, то во втором случае – на коррекцию самооценки, преодоление внутренних конфликтов.
Учащиеся с «чрезмерным спокойствием», если у них отмечается также явное неблагополучие в учении и общении, представляют несомненный интерес для психолога. «Нечувствительность к неблагополучию» носит, как правило, компенсаторный характер и препятствует полноценному развитию личности. Школьник как бы не допускает неприятный опыт в сознание. Эмоциональное благополучие в этом случае сохраняется ценой неадекватного отношения к действительности, отрицательно сказывается на продуктивности деятельности.
Текст методики
| Ситуация
| Нет
| Немного
| Достаточно
| Значительно
| Очень
|
| Перейти в новую школу
|
|
|
|
|
|
| Ответить у доски
|
|
|
|
|
|
| Пойти в дом к незнакомым людям
|
|
|
|
|
|
| Участвовать в соревнованиях, конкурсах, олимпиадах
|
|
|
|
|
|
| Разговаривать с директором школы
|
|
|
|
|
|
| Думать о своем будущем
|
|
|
|
|
|
| Учитель смотрит по журналу, кого спросить
|
|
|
|
|
|
| Тебя критикуют, в чем-то упрекают
|
|
|
|
|
|
| Пишешь контрольную работу
|
|
|
|
|
|
| После контрольной учитель называет отметки
|
|
|
|
|
|
| На тебя не обращают внимания
|
|
|
|
|
|
| У тебя что-то не получается
|
|
|
|
|
|
| Ждешь родителей с родительского собрания
|
|
|
|
|
|
| Тебе грозит неуспех, провал
|
|
|
|
|
|
| Слышать за своей спиной смех
|
|
|
|
|
|
| Сдавать экзамены в школе
|
|
|
|
|
|
| На тебя сердятся (непонятно, почему)
|
|
|
|
|
|
| Выступать перед большой аудиторией
|
|
|
|
|
|
| Предстоит важное, решающее дело
|
|
|
|
|
|
| Не понимаешь объяснений учителя
|
|
|
|
|
|
| С тобой не согласны, противоречат тебе
|
|
|
|
|
|
| Сравниваешь себя с другими
|
|
|
|
|
|
| Проверяются твои способности
|
|
|
|
|
|
| На тебя смотрят как на маленького
|
|
|
|
|
|
| На уроке учитель неожиданно задает тебе вопрос
|
|
|
|
|
|
| Замолчали, когда ты подошел (подошла)
|
|
|
|
|
|
| Оценивается твоя работа
|
|
|
|
|
|
| Думаешь о своих делах
|
|
|
|
|
|
| Тебе надо принять важное решение
|
|
|
|
|
|
| Не можешь справиться с домашним заданием
|
|
|
|
|
| | | | | | | | | Таблица 1
Вид тревожности
| Номер пункта шкалы
| Школьная
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Самооценочная
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Межличностная
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Таблица 2
Уровень тревожности
| Группа учащихся
| Уровень различных видов тревожности, балл
| Класс
| Пол
| Общая
| Школьная
| Самооценочная
| Межличностная
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Дев
| 30-62
| 7-19
| 11-21
| 7-20
|
|
| Юн
| 17-54
| 4-17
| 4-18
| 5-17
| 1 Нормальный
| IX
| Дев Юн
| 17-54 10-48
| 2-14 1-13
| 6-19 1-17
| 4-19 3-17
|
|
| Дев
| 35-62
| 5-17
| 12-23
| 5-20
|
|
| Юн
| 23-47
| 5-14
| 8-17
| 5-14
|
| Will
| Дев
| 63-78
| 20-25
| 22-26
| 21-27
|
|
| Юн.
| 55-73
| 18-23
| 19-25
| 18-24
| 2. Несколько
|
| Дев
| 55-72
| 15-20
| 20-26
| 20-26
| повышенный
|
| Юн
| 49-67
| 14-19
| 18-26
| 18-25
|
|
| Дев
| 63-76
| 18-23
| 24-29
| 21-28
|
|
| Юн
| 48-60
| 15-19
| 18-22
| 15-19
|
|
| Дев.
| 79-94
| 26-31
| 27-31
| 28-33
|
|
| Юн
| 74-91
| 24-30
| 26-32
| 25-30
| 3 Высокий
| IX
| Дев. Юн
| 73-90 69-86
| 21-26 20-25
| 27-32 27-34
| 27-33 26-32
|
|
| Дев
| 77-90
| 24-30
| 30-34
| 29-36
|
|
| Юн
| 61-72
| 20-24
| 23-27
| 20-23
|
| \/М|
| Дев
| Более 94
| Более 31
| Более 31
| Более 33
|
| VMI
| Юн
| Более 91
| Более 30
| Более 32
| Более 30
| 4 Очень высокий
| IX
| Дев
| Более 90
| Более 26
| Более 32
| Более 33
|
|
| Юн
| Более 86
| Более 26
| Более 34
| Более 32
|
| у
| Дев
| Более 90
| Более 30
| Более 34
| Более 36
|
| Л
| Юн
| Более 72
| Более 24
| Более 27
| Более 23
|
| win
| Дев
| Менее 30
| Менее 7
| Менее 11
| Менее 7
|
| VIII
| Юн
| Менее 17
| Менее 4
| Менее 4
| Менее 5
| 5 «Чрезмерное
| 1У
| Дев
| Менее 17
| Менее 2
| Менее 6
| Менее 4
| спокойствие»
| 1Л
| Юн.
| Менее 10
| -
| -
| Менее 3
|
| V
| Дев.
| Менее 35
| Менее 5
| Менее 12
| Менее 5
|
| Л
| Юн
| Менее 23
| Менее 5
| Менее 8
| Менее 5
| | | | | | | | |
Методика PARI
Одним из важнейших направлений работы практического психолога является работа с семьей (супругами, родителями и детьми). Ключевой момент в этой работе – получение полной и объективной информации. В отечественной психологии наиболее полно представлены методики для сбора информации о межсупружеских отношениях и менее содержательно – родительско-детских. В целях восполнения этого пробела предлагаем ознакомиться с 2 методиками: первая – это семейная жизнь глазами матери, методика PARI; вторая – АСВ.
Методика PARI (parental attitude research instrument) предназначена для изучения отношения родителей (прежде всего матерей) к разным сторонам семейной жизни (семейной роли). Авторы – американские психологи Е.С.Шафер и Р.К.Белл. Эта методика широко использовалась в Польше (Рембовс-ки) и Чехословакии (Котаскова). В нашей стране адаптирована кандидатом психологических наук Т.В.Нещерет.
В методике выделены 23 аспекта-признака, касающиеся разных сторон отношения родителей к ребенку и жизни в семье. Из них 8 признаков описывают отношение к семейной роли и 15 – касаются родительско-детских отношений. Эти 15 признаков делятся на 3 группы:
• I – оптимальный эмоциональный контакт,
• II – излишняя эмоциональная дистанция с ребенком,
• III– излишняя концентрация на ребенке. Шкалы эти выглядят следующим образом:
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|