Сделай Сам Свою Работу на 5

Тема 8. Личность как социальный тип





СОЦИОЛОГИЯ

Учебно-методический комплекс

 

Нижний Новгород

 

Печатается по решению редакционно-издательского совета ГОУ ВПО НГЛУ

 

Социология: Учебно-методический комплекс /Сост. Н.Н. Васина, М.В. Федорова, И.И. Снегарев.-Нижний Новгород: Нижегородский государственный лингвистический университет им. Н.А. Добролюбова, 2008. - 20 с.

 

Учебно-методические материалы по курсу “Социология” предназначены для студентов II и III курсов очной формы обучения и включают цели и задачи курса, тематический план, программное содержание, планы семинарских занятий, контрольные вопросы и задания, перечень основной и дополнительной литературы по курсу, а также вопросы к зачету (экзамену).

 

Составители:

Н.Н. Васина, канд. филос. наук, доцент кафедры философии и теории социальной коммуникации НГЛУ;

М.В. Федорова, канд. филос. наук, доцент кафедры философии и теории социальной коммуникации НГЛУ;

И.И. Снегарев, ст. преподаватель кафедры философии и теории социальной коммуникации НГЛУ

 

Ответственный за выпуск Е.П. Савруцкая, докт. филос. наук, профессор, зав. кафедрой философии и теории социальной коммуникации НГЛУ



Рецензент О.Л. Краева, докт. филос. наук, профессор кафедры философии и теории социальной коммуникации НГЛУ

 

© Издательство ГОУ ВПО НГЛУ, 2008.

 

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КУРСА

- Изложить основные социологические теории, определить общее и различия в теоретических подходах к пониманию природы общества и социальных закономерностей общественной жизни.

- Рассмотреть основные типы социальных систем, их место и роль в социальной интеграции и развитии общества.

- Раскрыть механизмы социальной детерминации поведения человека, социальные причины девиации и активности человека.

- Проанализировать сущность социальных процессов и основные тенденции социальных изменений в современном мире.

- Сформировать навыки социологического анализа, помогающего понимать социальные процессы и определять свою роль в их дальнейшей трансформации.

- Ознакомить студентов с основами конкретного социологического исследования, научить пользоваться его методологией и техникой в организации и проведении массовых опросов.



 

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Тема Всего часов Из них
Ауд. В том числе С/р
раб. Лекц. Сем.  
1. Социология как наука  
2. История становления и развития социологии  
3. Общество как социокультурная система
4. Культура как регулятор социального взаимодействия и социальных отношений
5. Социальные институты. Социальные организации
6. Социальные общности и социальные группы
7. Социальная стратификация и социальная мобильность  
8. Личность как социальный тип  
9. Личность как деятельный субъект  
10. Социальный контроль и девиация  
11. Социальные изменения  
12. Методология социологического исследования
  ИТОГО:

 

ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

Тема 1. Социология как наука

Предыстория и социально-философские предпосылки социологии как науки. Социально-исторические условия возникновения социологии. Социо-логический проект О.Конта. Социологические идеи Г. Спенсера.

Объект и предмет социологии. Специфика социологического подхода к изучению социальных явлений. Научная методология в контексте социологи-ческого знания. Критерии научности в социологии, трудности в их определении. Соотношение научности и объективности. Проблема обоснования научного статуса социологии.

Место социологии в структуре социогуманитарного знания: социология и философия, социология и история, социология и психология, социология и политология, социология и экономическая наука.



Структура социологического знания: методы, уровни и функции социоло-гического знания, типы социологических теорий. Роль социологии в обществе.

Тема 2. История становления и развития социологии

Классический этап развития социологии: особенности, направления представители. Неклассическая социология: основные проблемы, особенности, школы, представители. Западноевропейская и американская традиции в развитии социологии. Современные социологические теории.

Русская социологическая мысль, ее место в развитии социологии.

Современное состояние социологии в России.

Тема 3. Общество как социокультурная система

Специфика общественной жизни, понятие социального. Социокуль-турный подход к пониманию общества, его основные принципы. Сущность социального взаимодействия, его содержание и роль в интеграции общественных явлений. Социальное действие и взаимодействие как базовые компоненты социокультурной системы. Виды и функции социального действия. Социальное взаимодействие и социальные отношения. Роль культуры в интеграции общества. Понятия статуса и роли. Социальная система и ее структура. Типы социальных систем. Социальная система и система культуры как две взаимосвязанные стороны общественной жизни. Социокультурный анализ российского общества.

Тема 4. Культура как регулятор социального взаимодействия и социальных отношений

Понятие культуры. Специфика социологического подхода к культуре. Функции культуры. Структура культуры: ее основные элементы. Культура как ценностно-нормативное образование. Роль ценностей в общественной жизни. Виды и уровни ценностей культуры.Нормативная регуляцияповедения. Социальная норма, ее природа и признаки. Институционализи-рованный и неинституционализированный уровни регуляции поведения, особенности действия неинституционализированных социальных норм. Особая роль языка в системе культуры. Средства массовой информации в современном обществе, специфика их социокультурных функций. Культуры и субкультуры в обществе. Взаимодействие экономики, социальных отношений и культуры. Многообразие культур; этноцентризм и культурный релятивизм. Проблема глобализации современной культуры.

Тема 5. Социальные институты. Социальные организации

Понятие, структура, функции социальных институтов. Разновидности социальных институтов, их взаимосвязь. Гражданское общество и его основные институты. Общественное мнение в структуре гражданского общества.

Роль организации в современном обществе. Понятие и структура организации. Формальная организация, ее качества как ресурса эффективности. Структура формальной организации и ее функционирование. Границы эффективности формализации. Формальная и неформальная организации. Причины и условия возникновения неформальной структуры. Типология организаций. Феномен бюрократии в современном обществе. Управление, его структура и функции.

Социальные движения.

Тема 6. Социальные общности и социальные группы

Социальные общности, их разновидности и признаки, особенности влияния на общественные процессы. Типы и виды общностей. Структурные и массовые общности. Факторы, образующие общности. Общность и личность.

Понятие социальной группы. Основные группообразующие факторы. Проблема численности групп: большие и малые группы. Первичные и вторичные группы, их роль в жизни общества. Референтные группы. Структура групп и способы коммуникации в группе. Проблема социальной идентификации. Групповая динамика. Понятие коллектива, малые группы и коллективы.

Тема 7. Социальная стратификация и социальная мобильность

Социальное неравенство и социальная стратификация. Основания социальной стратификации. Основные понятия стратификационного анализа: социальный класс, социальный слой, социальная группа. Многомерная модель социальной стратификации: индекс социальной позиции. Функции стратификации в обществе. Социальная мобильность, ее виды. Каналы социальной мобильности и закономерности ее осуществления. Тенденции изменения социальной стратификации в России.

Тема 8. Личность как социальный тип

Понятие личности в социологии: макросоциологический и микро-социологический подходы. Социальная структура и типы личности. Статусно-ролевые концепции личности. Социализация личности, ее основные этапы и институты. Непрерывность процесса социализации. Понятие “ресоциализации”. Взаимосвязь макро- и микросреды в процессе социализации. Проблема социальной идентификации личности.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.