Сделай Сам Свою Работу на 5

К внутренним морским водам относятся:





· внутренние моря – это моря, омывающие берега одного государства или двух государств, а также моря-заливы (например, Карское, Лаптевых, Восточно-Сибирское);

· воды заливов, бухт, губ и лиманов, а также морей и проливов, исторически принадлежащих данному государству. Исторические заливы имеют США, Франция, Англия, Канада и другие. Например, исторический залив Петра Великого в России.

· воды портов до линии, проведенной между наиболее выдающимися в море постоянными портовыми сооружениями, которые являются составной частью системы порта.

Внутренние морские воды являются частью территории государства, на них полностью распространяется его суверенитет, и находятся под юрисдикцией прибрежного государства. Во внутренних морских водах запрещается судоходство, рыболовство и иной морской промысел иностранных судов. Иностранные морские суда могут допускаться во внутренние морские воды при согласии прибрежного государства и на основе специальных м/н соглашений, правила пользования внутренними морскими водами иностранными судами устанавливаются в одностороннем порядке прибрежным государством.



Морские порты имеют режим внутренних морских вод. Объявить порт открытым или закрытым для иностранных судов – суверенное право каждого государства. Внутригосударственным законодательством определяется режим портов. Для захода иностранных торговых судов в торговые порты не требуется специального разрешения. Что касается иностранных военных судов, то для них установлен либо разрешительный (например: Россия, Финляндия), либо просто уведомительный порядок.

Военный корабль может заходить во внутренние морские воды иностранного государства без разрешения или уведомления только в двух случаях:

1) если на его борту находится глава государства или глава правительства или же

2) если судно терпит бедствие (например: непогода, поломка).

Торговые суда с атомными энергетическими установками для захода в иностранные воды должны заранее направлять информацию о своей безопасности государству, в воды которого они предполагают зайти (конвенция об охране человеческой жизни на море 1960 года). Иностранное торговое судно и военный кораблю во время пребывания во внутренних водах государства обязаны выполнять правила прибрежного государства.
Местные власти уважают “право флага” и не вмешиваются во внутренний распорядок судна, за исключением тех случаев, когда на борту судна совершается действие, нарушающее законы и правопорядок страны порта. В этом случае вступает в силу юрисдикция страны пребывания судна. Под юрисдикцией порта – находятся все невоенные суда.



К внутренним водным путям относятся:

а) воды национальных внутренних рек (национальный правовой режим);

б) воды пограничных и м/н рек (смешанный правовой режим);

в) воды внутренних каналов;

г) воды внутренних и пограничных озер.

77. Территориальные воды: понятие, ширина, правовой режим. Право мирного прохода и порядок его осуществления. перилежащие зоны

Под территориальными водами или морем понимается прибрежная морская полоса шириной не более 12 морских миль, находящаяся под суверенитетом (верховенством) прибрежного государства. Ширина территориальных вод отсчитывается от так называемых исходных линий (как правило, это линия наибольшего отлива вдоль берега, а если берег сильно изрезан, то от условных прямых линий, называемых “базисными линиями”).

Территориальные воды, воздушное пространство над ними, дно и недра под ними считаются составной частью территории прибрежного государства. Внешняя граница территориальных вод государства является его государственной границей.

Согласно Конвенции ООН по морскому праву 1982 года торговые суда всех государств без исключения пользуются правом мирного прохода через территориальные воды, и прибрежное государство не должно препятствовать такому проходу.



Под мирным проходом понимается проход иностранных судов через территориальные воды без захода во внутренние воды прибрежного государства, или проход во внутренние воды этого государства, или выход из этих вод в открытое море.

В случае нарушения режима территориальных вод пограничные войска прибрежного государства могут преследовать иностранное судно-нарушитель, преследование продолжается и в открытом море, до захода судна в свои территориальные воды или воды третьего государства. Основным условием правомерности преследования является его непрерывность (т.е. по “горячим следам”).

Военные корабли, при разрешительном порядке, могут без разрешения войти в территориальные воды в случаях:

· если они несут на своем борту главу государства, главу правительства, дипломатического представителя своего государства в страну пребывания,

· при форс-мажорных обстоятельствах.

За проход в территориальные воды суда налогами не облагаются, за исключением случаев, когда судну требуется лоцманская проводка, буксирная или иная помощь, которая облагается особым сбором.

В момент прохода на них действует юрисдикция государства флага судна, за исключением случаев, когда:

· на судне совершено преступление, затрагивающее интересы прибрежных государств;

· если капитан судна или консул флага судна просит о вмешательстве государства;

· для пресечения торговли наркотиками.

Прилежащая зона – это район открытого моря, прилегающий к внешней границе территориальных вод, который устанавливается для осуществления контроля прибрежного государства в целях предотвращения нарушений в пределах его территории или территориального моря. Конвенция 1982 года установила ширину прилежащей зоны в 12 морских миль, т.е. 12 миль – территориальные воды и 12 миль – прилежащая зона.

Существуют следующие основные виды прилежащих зон:

- эмиграционная;

- таможенная;

- санитарная;

- фискальная.

Конвенция 1982 года выделяет: зону уголовной и гражданской юрисдикции, в пределах этой зоны к судам, уходящим из зоны юрисдикции прибрежного государства могут применяться санкции в случае нарушения законов прибрежного государства; зона безопасности; зона нейтралитета; крепостная зона; зона морского контроля; зона консервации.

Преследования по “горячим следам” – это преследование возможно в случае, если командой или членом его экипажа, кораблем совершено правонарушение, т.е. нарушены уголовные и гражданские законы страны пребывания. Преследование по “горячим следам” должно отвечать следующим требованиям:

· оно должно начаться до выхода судна из порта;

· оно должно осуществляться непрерывно выходя за пределы территориального моря в открытое море;

· в случае преследования возможно применение оружия;

· оно должно окончиться до вхождения судна-нарушителя в территориальное море своего или третьего государства.

78. Исключительная экономическая зона: понятие, ширина, правовой режим. Законодательство России об исключительной экономической зоне

Исключительная экономическая зона (ИЭЗ) – находящийся за пределами территориального моря прилегающий к нему район шириной до 200 миль, в котором прибрежное государство осуществляет суверенные права в целях разведки, разработки и сохранения живых и минеральных ресурсов, а также юрисдикцию в отношении создания и использования искусственных островов, установок, сооружений, морских исследований и охраны морской среды.

В ИЭЗ все государства, как прибрежные, так и не имеющие выходы к морю, пользуются свободой судоходства и пролета воздушных судов, прокладки кабелей и трубопроводов и другими узаконенными в м/н порядке видами использования моря.

В ИЭЗ установлен специфический правовой режим. Конвенция ООН по морскому праву 1982 года предоставила прибрежному государству в исключительной экономической зоне суверенные права в целях разведки и разработки естественных ресурсов, как живых, так и неживых, а также права в отношении других видов деятельности в целях экономической разведки и разработки указанной зоны, таких как производство энергии путем использования воды, течений и ветра.

Конвенция предусматривает право других государств при определенных условиях участвовать в промысле живых ресурсов исключительной экономической зоны. Однако это право может быть осуществлено только по соглашению с прибрежным государством.

За прибрежным государством признана также юрисдикция в отношении создания и использования искусственных островов, установок и сооружений, морских научных исследований и сохранения морской среды. Морские научные исследования, создание искусственных островов, установок и сооружений для экономических целей могут осуществляться в исключительной экономической зоне другими странамис согласия прибрежного государства.

На зону распространяются также другие правила и нормы, регулирующие правопорядок в открытом море (исключительная юрисдикция государства флага над своим судном, допустимые изъятия из нее, право преследования, положения о безопасности мореплавания и т. д.). Никакое государство не вправе претендовать на подчинение ИЭЗ своему суверенитету.

Конвенционные положения об исключительной экономической зоне являются компромиссными. Они иногда подвергаются неоднозначному толкованию. Так, некоторые зарубежные авторы, в частности из развивающихся государств, высказывают точку зрения о том, что ИЭЗ ввиду присущего ей специфического правового режима, включающего значительные права прибрежного государства, не является ни территориальным морем, ни открытым морем.

Согласно Конвенции 1982 года ИЭЗ фактически рассматривается как часть открытого моря с некоторыми изъятиями в пользу прибрежных государств, о чем свидетельствуют следующие факты:

· ИЭЗ представляет собой район, который находится за пределами территориального моря и прилегает к нему, на него, следовательно, не распространяется суверенитет прибрежного государства;

· в ИЭЗ все государства пользуются свободами судоходства и полетов, прокладки подводных кабелей и трубопроводов, т.е. свободы, действующие в ИЭЗ, квалифицируются как свободы открытого моря;

· в ИЭЗ никакое государство не вправе претендовать на подчинение какой-либо части открытого моря своему суверенитету;

· в отношении ИЭЗ прибрежные государства могут принимать только такие законы и правила для предотвращения, сокращения и сохранения под контролем загрязнения с судов, которые соответствуют общепринятым м/н нормам и стандартам;

· право преследования по горячим следам за нарушение законов и правил прибрежного государства прекращается, как только преследуемое судно входит в территориальное море своего государства или в территориальное море какого-либо третьего государства, т.е. может продолжаться и в ИЭЗ, которые и в этом отношении рассматриваются как часть открытого моря;

· юрисдикция прибрежного государства в ИЭЗ не является, как правило, исключительной.

Законодательство РФ об исключительно экономической зоне:

Государственный мониторинг состояния исключительной экономической зоны в РФ – система регулярных наблюдений, оценки и прогноза состояния морской среды и донных отложений, в том числе наблюдений за показателями химического и радиоактивного загрязнения, микробиологическими и гидробиологическими параметрами и их изменениями под влиянием природных и антропогенных факторов.

ФЗ «Об исключительной экономической зоне РФ» от 17.12.1998 №191-ФЗ (в редакции от 04.11.2006).

Данный ФЗ определяет статус исключительной экономической зоны РФ, суверенные права и юрисдикцию РФ в ее исключительной экономической зоне и их осуществление в соответствии с Конституцией РФ, общепризнанными принципами и нормами м/н права и м/ни договорами РФ. Вопросы, относящиеся к исключительной экономической зоне РФ и деятельности в ней, не предусмотренные настоящим Федеральным законом, регулируются другими федеральными законами, применимыми к исключительной экономической зоне РФ и деятельности в ней.

Статья 1. Определение и границы исключительной экономической зоны РФ

1. Исключительная экономическая зона РФ – морской район, находящийся за пределами территориального моря РФ (далее - территориальное море) и прилегающий к нему, с особым правовым режимом, установленным настоящим Федеральным законом, м/ни договорами РФ и нормами м/н права. Определение исключительной экономической зоны применяется также ко всем островам РФ, за исключением скал, которые не пригодны для поддержания жизни человека или для осуществления самостоятельной хозяйственной деятельности.

2. Внутренней границей исключительной экономической зоны является внешняя граница территориального моря.

3. Внешняя граница исключительной экономической зоны находится на расстоянии 200 морских миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря, если иное не предусмотрено м/ни договорами РФ.

Статья 5. Права РФ в исключительной экономической зоне

1. РФ в исключительной экономической зоне осуществляет:

1) суверенные права в целях разведки, разработки, промысла и сохранения живых и неживых ресурсов и управления такими ресурсами, а также в отношении других видов деятельности по экономической разведке и разработке исключительной экономической зоны;

2) суверенные права в целях разведки морского дна и его недр и разработки минеральных и других неживых ресурсов, а также промысла живых организмов, относящихся к "сидячим видам" морского дна и его недр. Геологическое изучение, поиск, разведка и разработка минеральных и других неживых ресурсов морского дна и его недр, а также промысел живых организмов, относящихся к "сидячим видам", производятся в соответствии с Законом РФ "О недрах", Федеральным законом "О континентальном шельфе РФ", другими федеральными законами, применимыми к исключительной экономической зоне и деятельности в ней;

3) исключительное право разрешать и регулировать буровые работы на морском дне и в его недрах для любых целей. Буровые работы для любых целей осуществляются в соответствии с Федеральным законом "О континентальном шельфе РФ";

4) исключительное право сооружать, а также разрешать и регулировать создание, эксплуатацию и использование искусственных островов, установок и сооружений. РФ осуществляет юрисдикцию над такими искусственными островами, установками и сооружениями, в том числе юрисдикцию в отношении таможенных, фискальных, санитарных и иммиграционных законов и правил, а также законов и правил, касающихся безопасности. Создание, эксплуатация и использование искусственных островов, установок и сооружений в исключительной экономической зоне осуществляются в соответствии с Федеральным законом "О континентальном шельфе РФ";

5) юрисдикцию в отношении:

· морских научных исследований;

· защиты и сохранения морской среды от загрязнения из всех источников;

· прокладки и эксплуатации подводных кабелей и трубопроводов РФ. Прокладка подводных кабелей и трубопроводов РФ, а также прокладка подводных кабелей и трубопроводов иностранных государств в исключительной экономической зоне осуществляются в соответствии с Федеральным законом "О континентальном шельфе РФ".

6) другие права и обязанности, предусмотренные м/ни договорами РФ.

2. РФ осуществляет суверенные права и юрисдикцию в исключительной экономической зоне, руководствуясь экономическими, торговыми, научными и иными интересами, в порядке, определяемом настоящим Федеральным законом и м/ни договорами РФ.

3. РФ, осуществляя суверенные права и юрисдикцию в исключительной экономической зоне, не препятствует осуществлению судоходства, полетов, иных прав и свобод других государств, признаваемых в соответствии с общепризнанными принципами и нормами м/н права.

4. Живые и неживые ресурсы исключительной экономической зоны находятся в ведении РФ: регулирование деятельности по разведке, разработке (промыслу) таких ресурсов и их охрана входят в компетенцию Правительства РФ.

Статья 6. Права и обязанности других государств в исключительной экономической зоне

1. В исключительной экономической зоне все государства пользуются свободами судоходства и полетов, прокладки подводных кабелей и трубопроводов, а также другими правомерными с точки зрения м/н права видами использования моря, относящимися к этим свободам, связанными с эксплуатацией судов, летательных аппаратов и подводных кабелей и трубопроводов.

2. Указанные свободы осуществляются при условии соблюдения настоящего Федерального закона и м/н договоров РФ, а также при условии обеспечения защиты и сохранения морской среды, живых и неживых ресурсов исключительной экономической зоны.

 

79. Континентальный шельф: понятие, внешний предел, правовой режим. Законодательство России о континентальном шельфе

Под континентальным шельфом с геологической точки зрения понимается подводное продолжение материка (континента) в сторону моря до его резкого обрыва или перехода в материковый склон.

С международно-правовой точки зрения под континентальным шельфом понимается морское дно, включая его недра, простирающееся от внешней границы территориального моря прибрежного государства до установленных м/н правом пределов.

На I Конференции ООН по морскому праву в 1958 году была принята специальная Конвенция о континентальном шельфе, признавшая суверенные права прибрежного государства над континентальным шельфом в целях разведки и разработки его естественных богатств, в том числе минеральных и других неживых ресурсов поверхности и недр морского дна, живых организмов "сидячих видов" (жемчуг, губки, кораллы и др.), прикрепленных к морскому дну или передвигающихся по нему или под ним в надлежащий период своего развития.

Конвенция предусмотрела право прибрежного государства при осуществлении разведки и разработки естественных богатств континентального шельфа возводить необходимые сооружения и установки, а также создавать вокруг них 500-метровые зоны безопасности. Эти сооружения, установки и зоны безопасности не должны устанавливаться, если это может создать препятствия для использования признанных морских путей, имеющих существенное значение для м/н судоходства.

В Конвенции сказано, что под континентальным шельфом понимаются поверхность и недра морского дна подводных районов вне зоны территориального моря до глубины 200 м или за этим пределом до такого места, до которого глубина покрывающих вод позволяет разработку естественных богатств этих районов. На III Конференции по морскому праву были приняты цифровые пределы для установления внешней границы континентального шельфа. Конвенция ООН по морскому праву определила континентальный шельф прибрежного государства как "морское дно и недра подводных районов, простирающихся за пределы территориального моря на всем протяжении естественного продолжения его сухопутной территории до внешней границы подводной окраины материка или на расстояние 200 морских миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря, когда внешняя граница подводной окраины материка не простирается на такое расстояние" (п. 1 ст. 76).

В тех случаях, когда подводная окраина материка шельфа прибрежного государства простирается более чем на 200 морских миль, прибрежное государство может относить внешнюю границу своего шельфа за пределы 200 морских миль с учетом местонахождения и реальной протяженности шельфа, но при всех обстоятельствах внешняя граница континентального шельфа должна находиться не далее 350 морских миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря, или не далее 100 морских миль от 2500-метровой изобаты, которая представляет собой линию, соединяющую глубины 2500 м (п. 5 ст. 76).
В соответствии с Конвенцией создается Комиссия по границам континентального шельфа. Границы, установленные прибрежным государством на основе рекомендаций указанной Комиссии, являются окончательными и для всех обязательны.

Права прибрежного государства на континентальный шельф не затрагивают правового статуса покрывающих вод и воздушного пространства над ними. Следовательно, осуществление этих прав не должно вести к ущемлению свободы судоходства и свободы полетов над континентальным шельфом.

Кроме того, все государства вправе прокладывать подводные кабели и трубопроводы на континентальном шельфе. При этом определение трассы для их прокладки осуществляется с согласия прибрежного государства.

Научные исследования на континентальном шельфе в пределах 200 морских миль могут производиться с согласия прибрежного государства. Однако оно не может по своему усмотрению отказать другим странам в согласии на проведение морских исследований на континентальном шельфе за пределами 200 морских миль, за исключением тех районов, в которых им ведутся или будут проводиться операции по детальной разведке природных ресурсов.

Как правило, прибрежные государства регламентируют разведку и разработку природных ресурсов и научную деятельность на прилежащих шельфах своими национальными законами и правилами.

ФЗ «О континентальном шельфе РФ» от 30.11.1995 №187-ФЗ (в редакции от 04.11.2006 № 188-ФЗ).

Данный ФЗ определяет статус континентального шельфа РФ, суверенные права и юрисдикцию РФ на ее континентальном шельфе и их осуществление в соответствии с Конституцией РФ, общепризнанными принципами и нормами м/н права и м/ни договорами РФ. Вопросы, относящиеся к континентальному шельфу РФ и деятельности на нем, не предусмотренные настоящим Федеральным законом, регулируются другими федеральными законами, применимыми к континентальному шельфу РФ.

Статья 1. Определение и границы континентального шельфа РФ

Континентальный шельф РФ (далее - континентальный шельф) включает в себя морское дно и недра подводных районов, находящиеся за пределами территориального моря РФ (далее - территориальное море) на всем протяжении естественного продолжения ее сухопутной территории до внешней границы подводной окраины материка.

Подводной окраиной материка является продолжение континентального массива РФ, включающего в себя поверхность и недра континентального шельфа, склона и подъема.

Определение континентального шельфа применяется также ко всем островам РФ.

Внутренней границей континентального шельфа является внешняя граница территориального моря.

С учетом положений статьи 2 настоящего Федерального закона внешняя граница континентального шельфа находится на расстоянии 200 морских миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря, при условии, что внешняя граница подводной окраины материка не простирается на расстояние более чем 200 морских миль.

Если подводная окраина материка простирается на расстояние более 200 морских миль от указанных исходных линий, внешняя граница континентального шельфа совпадает с внешней границей подводной окраины материка, определяемой в соответствии с нормами м/н права.

Статья 5. Права РФ на континентальный шельф

РФ на континентальном шельфе осуществляет:

1) суверенные права в целях разведки континентального шельфа и разработки его минеральных ресурсов и водных биоресурсов. Эти права являются исключительными в том смысле, что, если РФ не производит разведку континентального шельфа или не разрабатывает его минеральные ресурсы или водные биоресурсы, никто не может делать это без согласия РФ;

2) исключительное право разрешать и регулировать буровые работы на континентальном шельфе для любых целей;

3) исключительное право сооружать, а также разрешать и регулировать создание, эксплуатацию и использование искусственных островов, установок и сооружений. РФ осуществляет юрисдикцию над такими искусственными островами, установками и сооружениями, в том числе юрисдикцию в отношении таможенных, фискальных, санитарных и иммиграционных законов и правил, а также законов и правил, касающихся безопасности;

4) юрисдикцию в отношении:

· морских научных исследований;

· защиты и сохранения морской среды в связи с разведкой и разработкой минеральных ресурсов, промыслом водных биоресурсов, захоронением отходов и других материалов;

· прокладки и эксплуатации подводных кабелей и трубопроводов РФ.

РФ осуществляет суверенные права и юрисдикцию на континентальном шельфе, руководствуясь экономическими, торговыми, научными и иными интересами, в порядке, определяемом настоящим Федеральным законом и нормами м/н права.

Права РФ на континентальный шельф не затрагивают правовой статус покрывающих его вод и воздушного пространства над этими водами.

РФ, осуществляя суверенные права и юрисдикцию на континентальном шельфе, не препятствует осуществлению судоходства, иных прав и свобод других государств, признаваемых в соответствии с общепризнанными принципами и нормами м/н права.

Деятельность на континентальном шельфе осуществляется с учетом судоходства, рыболовства, морских научных исследований, других правомерных видов деятельности, а также с учетом обеспечения защиты и сохранения морской среды, минеральных ресурсов и водных биоресурсов.

80. Открытое море: понятие, свободы. Борьба с преступлениями, совершаемыми в открытом море. Пиратство. Преследование по горячим следам

Под открытым морем понимается водное пространство, расположенное за пределами территориального моря, следовательно, открытое море – это море, которое не выходит в территориальное и внутреннее море прибрежных государств.

Открытое море как часть Мирового океана находится в общем пользовании всех государств и народов на началах их полного суверенного равенства. Государства пользуются водами открытого моря на основе общепризнанного и сложившегося веками принципа свободы открытого моря, устанавливающего, что никакое государство не вправе распространять свою власть на открытое море и воздушное пространство над ним.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.