Управление как деятельность по выработке и расширению. Природа и состав функций управления.
Семенов Владимир Сергеевич ГУК. 5 этаж 509 каб.
Лит: Наумов,Миханский… Альбрехт Местер ололо «основы менеджмента»
ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ
Тема 1.Сущность, особенности и цели управления.
Эволюция в управленческой мысли
3 вопроса:
1. Содержание понятия управление
2. Эволюция теории управления
3. Развитие управления в России
1 - Содержание понятия управление.
Управление родилось вместе с человеком.
Управление – это осознанная, целенаправленная деятельность человека, с помощью которой он упорядочивает и подчиняет своим интересам элементы внешней среды (общества, живой и неживой природы, техники).
Менеджмент и управление (упр – более широкое понятие)
Менеджер – это наемный управляющий, который осуществляет свои функции в сфере хозяйствующих S.
Предмет управления – всеобщие принципы, методы, формы управления, пригодные для любой человеческой организации.
Объект – выступает управляемая подсистема, воспринимающая управляющее воздействие со стороны органов управления, т.е. управляющей подсистемы и действующая в соответствии с полученной командой.
S управления – это управляющая подсистема, выступающая источником воздействия на объект управления.
Продукт управления - управленческое решение.
Управление как процесс – совокупность функций, операций и процедур, воздействие S управления на О управления, осуществляющийся в рамках организационной структуры управления.
Элементы процесса У. :
1. Управленческая деятельность. (процесс мышления,принятия решений, коммуникация)
2. Предмет управления. (информация) «черный ящик»
3. Средство управления.
4. Продукт управления.
Система У. – совокупность действий необходимых для согласования совместной деятельности людей, а также совокупность определенных элементов, осуществляющих управление и связи между ними.
Элементы системы У. :
1. Управляющая подсистема. – S
2. Управляемая подсистема. – О
3. Связи или коммуникации.
Технология -
Технологии управления – совокупность операций, процессов и процедур управленческой деятельности, последовательно выполняемых руководителем для достижения поставленных целей.
Цель :
1. Главная - Достижение высокой эффективности пр-ва (деятельности) путем лучшего использования ресурсного потенциала организации (чел ресурсы, мат ресурсы)
Задача:
1. Главная - Организация деятельности с учетом потребностей общества на основе имеющихся ресурсов
2 воп. Эволюция теории управления
Макиавелли «Князь» - отразил принципы управления.
Конфуций
Школы научного управления:
1. Классическая школа (конец 19 – середина 20 в )
Направлена на поиск путей хорошего выполнения работы каждым садовником на основе разработки научных принципов управления, рационализации… и разделением труда.
2 направления: а) научный управленческий подход (научная организация труда) Представители: Фредерик Теллар, Супруги Гилберт
Б) административно-управленческий подход. Представители : Файоль Анри, Вебер.
Файоль обосновал основные функции управления ( 6 ) Вебер исследовал бюрократию как систему рационального управления.
2. Школа человеческих отношений ( 30-е годы 20 в – настоящее время)
4 направления:
А) школа человеческих отношений и хатормский эксперимент. Хатормский – по названию местности (определить как воздействует на эффективность деятельности сотрудников внешние и внутренние условия.) Эффетивность зависит от руководста и от сплоченности. Представители: Мэйо, Фаллетт, Барнард.
Б) групповая динамика и индустриальные отношения. ( 40 – 50 г 20 в) Представители: Левин, Морена Жакоб. Суть – разработка вопросов лидерства и вопросов исследования малых групп. Левин разработал теорию лидерства, наблюдая за подростками. Морено разработал теорию социометрии.
В) организационный гуманизм. (60 – 70 г 20 в) Представители: Бак, Маслоу, Макгрегор, Френч, Герцберг. Основные вопросы мотивации.
Г) индивидуализм и системная взаимосвязь. ( 80 г 20 в – настоящее время) Представители: Похан, Реьч, Тунг, Шулер. Направление деятельности – поиск новых подходов к управлению персоналом в условиях глобализации и усиление международного сотрудничества, международное управление персоналом и применение количественных методов исследования и развитие информационных технологий в области управления.
3. Школа науки управления
Количественный подход - применение количественных исследований,моделирование и вычислительной техники. Представители: Винер, Бир, Иакоff
Процессный подход – рассматривает управление как неприрывную серию взаимосвязанных управленческих функций. Представители: Вейк, Урвик, Монака.
Системный подход – разработка вопросов взаимодействия и взаимозависимости всех кмпанентов организации. Представители: Брукер,Боулдинг,
Ситуационный подход – выявление и учет ситуационных элементов… Представители: Анцоff, Морита,
3 воп. Развитие управления в России.
Основные периоды:
1. 17 в – 1917 г
2. 20 – 50 г 20 века
3. 60 г 20 в – настоящее время.
1 период. (17в – 1917г)
Тезисы: Реформы Петра (табели о рангах). Екатерина II (учреждение для управления губерниями); Павел I; Александр I (первая попытка кодификации законодательства, создано министерство); Александр II (реформа земского управления, отмена крепостного права); Николай II.
2 период. (20 – 50 г 20 века)
2 направления:
1. Организационно-техническое управление
- Концепция организационного управления ( Богданов)
- Концепция физиологического оптимума (у каждого руководителя должно быть опред кол-во подчиненных)
- Концепция трудовых установок и узкой базы (Гастиф)
Суть – должны быть определенные стандарты выполнения работы, труд каждого работника должен включать в себя разнообразные элементы, которые поддаются стандартизации и количественному выражению.)
- Производственная трактовка (Розмирович) Суть – управление есть процесс чисто технический и поэтому его можно механизировать и рационализировать
2. Социальные концепции управления.
- концепции организационной деятельности (Керженцев) Суть – в работе по руководству различных организаций есть общие черты поэтому необходим обмен опытом и формулировка в этой основе общих принципов.
- социально-трудовая концепция управления производством (Витке) Содержание – управление состоит в целесообразном сочетании воль множества людей. Главная задача руководителя состоит в целесообразном сочитании воль множества людей.
- концепция административной емкости (Дуноевский) Содержание - каждый руководитель способен руководить определенным количеством людей в независимости от личностных качеств.
3 период. (60 г 20 в – наше время)
Тезисы: реформа системы управления 1965 года; реформа системы управления 1979 года; ускорение социально-психологического развития (1986 ) и переход к рыночным отношениям.
2 тема. Методологические основы управления. Сущность и типология организаций.
Вопросы:
1. Методологические основы управления.
2. Сущность и топология организаций.
3. Организационные структуры управления.
1 воп. Методологические основы управления.
Основные законы управления:
Общие законы – общие, существенные, необходимые, устойчивые, повторяющиеся отношения между явлениями, выражающие наиболее важные внутренние черты, особенности того или иного процесса.
1 группа законов – общие законы управления:
1. Закон специализации управления
2. Интеграции
3. Экономии времени.
2 группа – всеобщие законы или универсальные:
Законы, которые приемлемые не только для управления, но я для других сфер жизни
1. Закон конкуренции
2. Закон стоимости
3 группа – специфические или частные законы:
1. Закон управления персоналом
2. Законы мотивации
3. Законы организации
Закономерность менеджмента и управления.
Закономерности – это объективно существующие и систематически повторяющиеся взаимосвязи и взаимозависимости между отдельными процессами и явлениями.
Закономерности управления:
1. Единство системы и управления (эта закономерность выражается в том, что при изменении условий внешней среды должна изменяться внутренняя среда)
2. Пропорциональность деятельности и управления (если в организации 7 человек, то управляющий 1)
3. Соотносительность и адекватность управляющей и управляемой подсистемы
Принципы управления:
Принципы – основополагающие правила, в соответствии с которыми выполняется управление.
1. Законности
2. Гуманности
3. Единоначалия
4. Единство теории и практики
5. Принцип непрерывности
6. Соответствие полномочий поставленных в задаче
7. Сочетание единоначалия и коллегиальности, централизации и децентрализации
2 воп. Сущность и типология организации.
Организация – есть специфический вид трудовой деятельности.
Организация – способ управления.
! Организация – группа лиц, взаимодействующих друг с другом с помощью материальных, правовых, экономических и иных условий, ради достижения поставленных целей.
Признаки организаций:
1. Внутренний центр – орган который координирует деят-сть орг.
2. Обособленность – каждая организация имеет определенные временные…
3. Организационная культура – совокупность ценностей, которые определяют поведение людей
4. Саморегулирование деятельности – каждая организация принимает самостоятельные решения в соответствии с действ законодательством
5. Цель
Причины возникновения организаций:
1. Ограниченность возможностей человека (общая)
2. Необходимость объединения для совместного решения стоящих проблем (частная)
Требования к организации:
1. Наличие не менее 2-х человек, каждый из которых считает себя частью группы
2. Единство цели участников группы
3. Совместный труд
Внешняя среда – то,что окружает организацию.
Все факторы кот присутствуют во внешней среде можно объединить в 2 группы.
1. Факторы прямого воздействия: поставщики, конкуренты, потребители. Посредники, финансовые организации, источники трудовых ресурсов и т.д. - прямо воздействуют на организацию
2. Косвенные факторы – воздействуют на организацию опосредованно : общее состояние экономики, социально-культурные, политические, национальные и др.
Факторы внутренней среды:
Те факторы, на которые организация может влиять
1. Кадры
2. Финансы
3. Технологии
4. Организационную культуру
5. Ресурсы
Типология организаций:
Критерии по которым определяют типы орг:
1. Отношение организации с внешней средой. – механистические организации (орг Силовых министерств и ведомостей); органические организации.
2. Взаимодействие организации с ее структурными подразделениями – традиционная организация; матричная организация ( Временные целевые группы, постоянные комплексные группы); дивизиональная организация (производитель, географический регион)
3. Организация взаимодействия с человеком – корпоративная организация, т.е. с жесткими границами, четкими правами и обязанностями каждого члена;
Индивидуалистская, в которой объединение осуществляется на свободной, добровольной основе;
Отдельный тип организаций - современные (хоократическая организация, создаются для выполнения сложных работ)
Партии сепаративные в основе лежит участие всех работников в управлении на всех уровнях организации.
Благоверная организация (автономная рабочая группа)
Виды организаций:
Критерии по которым выделяют виды:
1. Форма собственности (Муниципальные,частные,государственные)
2. Формализация (формальные организации – семь, неформальные организации- пара)
3. Организационно-правовая форма (коммерческие и некоммерческие)
4. Размер организации (крупные,средние,мелкие)
5. Деятельность в определенной сфере экономики (сельхоз,научные,спортивные и т.д.)
6. Методы работы и приспособляемость к изменениям внешней и внутренней среды (механистические и адаптивные)
Успех деятельности организации зависит от правильно выбранной миссии.
Миссия – основная, общая цель организации.
Исходя из миссии, вытекают цели организации.
Классификация видов целей:
Критерии, по которым можно выделить вид целей организаций:
1. Временной интервал необходимый для организации целей: стратегические или перспективные, организация которых займет 5 и более лет.
Оперативные (3-5 лет); краткосрочные (до 1 года); «семиминутные»; ближайшие.
2. Уровень обоснования: научно-обоснованные цели, т.е. те цели, для реалзации которых существуют программы и т.д.; эмпирические цели.
3. Степень определенности: планируемые цели и прогнозируемые.
4. Комплексность постановки: комплексные цели, т.е. цели,кот охватывают все стороны деятельности организации; частные.
5. Направленность: траекторные; точечные,т.е. цели,кот имеют конкретный показатель.
Требования к целям организации:
1. Гибкость, т.е. в зависимости от внешних и внутренних условий цели будут меняться
2. достижимость
3. комплексность
4. конкретность
5. приемлемость
6. согласованность
7. своевременность
Управление как деятельность по выработке и расширению. Природа и состав функций управления.
Вопросы:
1. сущность и содержание процесса принятия управленческого решения.
2. Технология разработки и принятия управленческого решения
3. Функции управления.
1) Управленческое решение – действие субъектов управления по разрешению проблемных ситуаций.
Управленческое решение принимается только в сфере управления, а все остальные решения сюда не входят.
Роль управленческого решения заключается в том, что оно присутствует при осуществлении всех функций управления.
Управленческое решение пронизывает все функции управления.
Место управленческого решения в деятельности руководителя определяется тем, что именно с решения начинается сам процесс управления.
Значение управленческого решения в деятельности руководителя состоит в том, что оно является сутью управленческой деятельности.
Требования к У.р.:
1. Ясная целевая направленность
2. Обоснованность решения (тот вариант решения, который вы принимаете должен быть обоснован)
3. Адресность
4. Непротиворечивость (принятое у.р. не должно противоречить решениям принятым раньше и решениям, которые будут приняты в будущем)
5. Правомочность (каждый должен действовать в рамках тех полномочий, которые ему доверили)
6. Эффективность (каждое принимаемое у.р. должно быть наилучшим из различных вариантов, которые существуют)
7. Конкретность ( решение, которые принимается должно быть конкретно и давать ответ хотя бы на 3 вопроса :что, кто и когда)
8. Своевременность
9. Полнота, краткость и четкость.
Особенности принятия решений:
1. Большинство проблемных ситуаций, с которыми столкнулись организации, ранее место не имели.
2. Выбор вариантов решений происходит, как правило, в условиях риска и неопределенности (руководителю приходится рисковать)
3. Жесткое ограничение во времени, дефицит практически всех видов ресурсов.
4. Необходимость поиска компромиссов.
Классификация управленческих решений:
1. Объектно – субъектные отношения, по этому критерию выделяют решения : принимаемые на уровне государства, субъекта федерации, муниципальными органами, на уровне организации, структурного подразделения организации.
2. Содержание решений, по этому критерию выделяют: экономические решения, политические, кадровые, организационные, юридические, правовые, организационные.
3. Форма решений: письменные, устные и кодированные.
4. Время действий, т.е. в течение какого времени будут действовать решения: стратегические, среднесрочные, кратковременные и разовые.
5. Способы принятия решений: интуитивные, адаптационные, инновационные.
6. Юридическое оформление: закон, указ, постановление, разоружение и т.д.
7. По методам разработки: формальные, неформальные, экспертные.
Проблема – задача или трудность, которую необходимо преодолеть и разрешить в интересах деятельности организации.
Структура проблемы.
Элементы:
1. Объект проблемы : организации и т.д.
2. Предмет проблемы – суть проблемы.
3. Связи проблемы – с чем связана проблема.
4. Субъект проблемы – кто связан с этой проблемой : челок, коллектив, организация в целом и т.д.
5. Цели решения проблемы.
Типы проблем:
1. Хорошо структурированные ( любая математическая формула)
2. Слабоструктурированные – проблемы, зависимость между элементами которых выражается в качестве показателя.
3. Неструктурированные – проблемы, которые содержат лишь описание ресурсов для их устранения.
Источники проблем:
1. Внутренняя среда организаций.
2. Внешняя среда: несовершенство законодательства, агрессивность конкурентов, нестабильность экономической ситуации в стране.
3. Ситуация взаимодействия внутренней и внешней среды.
Описание проблемы включает в себя:
1. Что? Когда? Почему произошло?.
2. Где произошло?
3. Информационная обеспеченность, структурированность проблемы.
4. Последствие развития проблемы ( что мы можем ожидать если решим эту проблему и если не решим)
5. Показатели описания проблемы ( в чем можно выразить проблему: кг, см, дм.)
Технология разработки и принятия управленческого решения
Это состав и последовательность процедур приводящих к решению возникшей проблемы.
Информация – совокупность знаний, сведений, сообщений, характеризующих среду управления., в которой действует организация.
Основные требования к информации:
1. Ценность информации : а) способ и скорость ее передачи б) своевременность в) исторический факт г) достоверность д) надежность е) объем информации ( количественный показатель) ж) полнота информации ( качественный).
2. Затраты на получение информации, ее передачу и обработку.
3. Целевое назначение.
4. Не избыточность информации.
Методы разработки управленческого решения:
1. Эвристические (неформальные методы)
2. Формальные методы
3. Экспертные.
Эвристические – методы, в основе котопых лежат приемы мыслительной деятельности, опирающиеся на определенный алгоритм.
Эвристические: ненаправленные (аналогия, инверсия, эмпатии, идеализация), направленные ( мозговая атака, метод организации, библиотеко-эвристические приемы. )
Формальные методы – логическая схема на основе логической системы.
- Ранжирование и взвешивание.
- Метод экстраполяции.
- Метод моделирования
- Аналитический
Экспертные методы:
1. Метод комиссии
2. Метод мозговой атаки
3. Метод сценариев
4. Метод суда
Критерий – признак, на основании которого производится оценка, сравнение, определение варианта решения в процессе его выбора.
Этапы процесса принятия решения:
1. Анализ проблемы
2. Определение цели решения и установление критериев ее достижения
3. Выработка альтернативных вариантов
4. Принятие или выбор окончательного варианта решения
5. Реализация решения и е контроль
Модели разработки управленческих решений.
Модель – копия или аналог, включающий в себя набор определенных элементов, исследуемых в процессе принятия управленческого решения.
Классификация моделей:
1. Целевое назначение, выделяют: описательные (отчеты детяельности, хар-ка личности); нормативные модели (закон).
2. Зависимость объекта моделирования от времени, выделяют : статические модели – отражают состояние реального объекта, которое со временем не меняет (отчет за квартал); динамические – меняются со временем (отчет за год).
3. Принцип моделирования, выделяют: аналитические – описывают определенные свойства реально существующего объекта (описание деловой игры); имитационные модели (деловая игра)
4. Метод моделирования, выделяют: материальные, физические (макет), аналоговые (часы)
5. Абстрактные, выделяют: знаковые , интуитивные (концепции, определенные идеи)
3 воп. Функции управления.
Функция управления – конкретный вид управленческой деятельности, осуществляемый специальными приемами и способами.
Классификация функций управления:
1. Управляемый объект, по этому критерию выделяют: функции организации, конкретного работника и т.д.
2. Род деятельности: функции организации, социальные, юридические
3. Временной цикл: функции постоянно выполняемые, периодически выполняемые
4. Содержание деятельности: финансовые, кадровые, производственные.
5. Масштабность функции: основные или общие, конкретные или частные.
Основные функции.
Выделяют от 4 до 10 таких функций.
1. Планирование.
2. Организация.
Формирование структуры организации и обеспечение ее всеми необходимыми ресурсами.
3. Мотивация.
Создание у сотрудников лучших побуждений к действию.
4. Координация.
Достижение согласованности в работе всех структурных подразделений организации путем установления связи между ними.
5. Контрольные
6. Конкретные: управление персоналом, управление финансами, управление производством, маркетинг, управление НИОКР.
…………………по управлению конкретными объектами.
Каждая конкретная функция управления является комплексной и включает в себя все функции управления.
Человеческий фактор в управлении.
Вопросы:
1. Взаимодействие человека и организации
2. Вхождение человека в организацию
3. Критериальная основа поведения человека в организации
4. Взаимодействие человека и группы.
Основой любой организации и ее главным богатством является работник.
Поведение человека в организации может быть представлено с двух позиций:
1. Взаимодействие человека с организационным окружением.
2. Организация, включающая в себя индивидов.
Организационное окружение – та часть организации, с которой сталкивается человек во время своей работы.
Включает в себя:
1. Рабочее место сотрудника
2. Руководство организации
3. Коллеги
4. Организационная структура
5. Правила поведения и внутренний распорядок
6. Условия работы
7. Система оплаты и социальных гарантий.
Социализация - возможность включения человека в организационное окружение.
Успех социализации зависит от человека и организации. В основе конфликта человека и организации лежат:
1. Ожидание и представление сотрудника и индивида организационного окружения
2. Ожидание организации в отношении индивида и его роли в ней.
Основные ожидания индивида при включении в организационное окружение :
1. Ожидание в отношении содержания смысла значимости работы
2. Оригинальности и творческого характера работы
3. Увлекательности и интенсивности работы
4. Престижности и статусности работы
5. Заработной платы, социальной защищенности и др. социальных благ предоставляемых организацией
6. Признание и поощрение за хорошую работу
7. Гарантии роста и развития
8. Хороших отношений с коллегами и руководством.
Что ожидает организация от индивида.
Что он проявит себя как:
1. Специалист в определенной области, обладающий соответствующими знаниями и квалификацией.
2. Человек, обладающий определенными личностными и моральными качествами.
3. Преданный организации и готовый отстаивать ее интересы.
4. Способный занять определенное место в организации и готовый взять на себя соответствующие обязательства и ответственность.
5. Следующий нормам поведения в организации и поддерживающий хорошие отношения с коллегами
6. Разделяющий ценности организации
7. Готовый осуществлять должную работу с высоким качество напора.
Вхождение человека в организацию связаны с решением 3-х проблем:
1. Адаптация человека к новому окружению
2. Коррекция и изменение поведения человека
3. Изменение и модификация в самой организации
Задачи, которые должна решить организация при вхождении нового сотрудника:
1. Разрушить старые поведенческие нормы входящего человека.
2. Привить сотруднику новые нормы поведения.
3. Заинтересовать сотрудника в эффективной работе организации
Включаясь в организационное окружение, человек принимает на себя определенную роль.
Роль – устойчивый шаблон поведения воспроизводимый людьми в определенной ситуации и отражающий социально-типический аспект поведения.
Основные функции роли:
1. Ориентирующая (как должен себя вести сотрудник в той или иной ситуации)
2. Формирующая – она формирует определенные ожидания сотрудника от поведения исполнителя.
3. Роль должна быть ясна – предполагает, что человеку, ее исполняющему, известно и понятно содержание этой роли, а также связь его с целями и задачами организации и его место в деятельности организации.
Приемлемость роли – означает, что человек готов исполнять эту роль, исходя из того, что его деятельность приведет к достижению определенного результата.
Структура роли:
1. Ролевые предписания (социальные и групповые нормы поведения, требования конкретной профессии, должности и т.д.)
2. Ролевые ожидания – окружающие вас люди, когда вы выполняете определенную роль имеют определенный уровень ожидания.
3. Ролевое поведение
4. Оценка ролевого поведения
5. Санкции в случае неисполнения роли
Восприятие человеком организационного окружения складывается из 2 процессов:
1. Отбор информации
2. Систематизации информации путем ее логической обработки или с использованием чувств, эмоций и побуждений.
Факторы, влияющие на восприятие человеком организационного окружения:
1 группа – внутренние, которые включают в себя: узнаваемость сигналов; эмоциональность сигналов; последовательность восприятия сигнала
2 группа – внешние, которые включают в себя: интенсивность передаваемого сигнала – светлое и громкое воспринимаются быстрее; подвижность сигнала – движущиеся сигналы воспринимаются лучше; размер – большие объекты воспринимаются лучше чем маленькие; состояние окружения, в которой находится человек.
Критериальная основа поведения человека в окружении.
Структура личности человека имеет несколько сторон:
1. Индивидуально-психологическая – отражает специфику функционирования психических процессов, свойств, состояний и образований
2. Мировоззренческая сторона – отражает общество значимые качества личности, позволяющие занимать достойное место в обществе. Включает в себя: мировоззрение личности, научные взгляды, моральный облик личности, нравственный облик личности.
3. Социально-психологическая сторона личности – отражает основные качества и характеристики личности, позволяющие ей играть определенную роль в обществе и занимать определенное положение. Включает в себя: отношение к другим людям, социальные роли личности, социальные позиции личности. Социальные установки личности.
Индивидуальность формируется под влиянием факторов:
1. Наследственность и физиологические особенности
2. Факторы, проистекающие из окружения человека (семья, друзья и т.д.)
3. Черты и особенности характера человека, его индивидуальность.
Взаимодействие человека и группы
Группа – 2 лица и более, которые взаимодействуют друг с другом таким способом, что каждая из них оказывает влияние на других и одновременно находится под их влиянием.
Характерные особенности группы:
1. Члены группы идентифицируют себя и свои действия с группой в целом
2. Взаимодействие между членами группы носит характер непосредственного общения
3. Наряду с формальным разделением ролей в группе обязательно складывается неформальное, обычно, признаваемое группой.
2 типа групп: формальная и неформальная.
Формальная группа – группа, созданная решением руководителя, деятельность которой определяется нормативно правовыми документами.
Особенности:
1. Рациональность, т.е. создается в интересах чего-то
2. Обезличенность, членом этой группы может быть любой человек.
Типы формальных групп:
1. Группы руководителей ( совет директоров)
2. Производственные группы (экипаж самолета)
3. Комитеты (внутри организации для решения каких-то вопросов)
Неформальные – спонтанно организовавшиеся группы людей, вступающих в регулярное взаимодействие, для достижения определенных целей
Характеристика:
1. Наличие руководителя
2. Жесткий социальный контроль
3. Тенденция к сопротивлению переменам
Классификация:
1. Просоциальные группы, т.е. группы социально положительные
2. Асоциальные
3. Антисоциальные
ОБЩЕЕ в формальных и неформальных группах:
1. Иерархия подчиненности
2. Цели и задачи
3. Наличие руководителей и лидеров
4. Неписаные правила или нормы поведения, подкрепляемые системой поощрения и санкциями.
Отличия:
1. Создаются по воле руководства
2. Руководитель назначается
3. Связи между членами группы носят официальный характер.
Взаимодействие человека и группы складывается под определенными факторами:
1. Личная характеристика человека
2. Структурные характеристики группы (коммуникации, нормы поведения ее членов)
3. Ситуационные характеристики
Характер взаимодействия человека и группы:
1. Кооперация – между человеком и группой устанавливаются доверительные отношение
2. Слияние – человек считает себя частью группы, а группа составляет неотъемлемую часть самой себя
3. Конфликт – между человеком и группой.
Тема 5.Методы управления.
Воп:
1. Понятие, характеристика, классификация методов управления
2. Особенности и характерные черты экономических методов
3. Организационно-распорядительные (административные) методы
4. Характерные черты социально-психологических методов управления
1 вопрос. Понятие, характеристика и классификация методов.
Метод – прием практической реализации задач и функций органов управления на основе закрепленной за ними компетенции в установленной форме и в соответствующих границах.
С помощью методов реализуются функции управления.
Основные характеристики методов управления:
1. Направленность метода, т.е. ориентация на систему управления
2. Содержание метода, т.е. специфика приемов и способов воздействия.
3. Организационная форма, т.е. воздействие прямое или косвенное на конкретно сложившуюся ситуацию.
Классификация методов управления:
1. По использования в отраслях знаний: А) общенаучные методы (исторический, системный, комплексный подходы), т.е. те которые используют во всех отраслях знаний Б) Частные, специфические методы.
Классификация частных методов:
1. По содержанию: а) экономические (основываются на правильном использовании экономических законов развития общества) б) организационно-распорядительные ( базируются на власти, дисциплине и наказаниях) в) социально-психологические методы ( мотивация и моральное воздействие)
2. Организационная форма: а) индивидуальные ( направлены на отдельного, конкретно взятого человека) б) коллегиальные ( методы, которые применяются к большим группам людей) в) коллективные
3. Мотивационное воздействие : а) морального стимулирования б) материального стимулирование в) убеждение) г) принуждение
4. Сфера применения: общие и локальные
5. Объект управления
Особенности проявления методов управления:
1. Выражают управляющее воздействие субъектов управления на соответствующие объекты управления.
2. Используются субъектами управления в качестве средств реализации закрепленной за ними компетенции.
3. Имеют своим адресатом соответствующий объект управления.
4. Органически связаны с целями управления (определяя цель, определяем метод)
5. Выбор конкретных методов управления зависит от организационно-правового статуса субъекта управления и характеристик управляющей посистемы.
Взаимосвязь методов управления:
1. Используется одними и теми же субъектами управления.
2. Реализуют единую конечную цель управления.
3. Используются в отношении одних и тех же объектов управления.
4. Реализуются в рамках единой правовой формы, т.е. все методы воздействия в рамках одной организации закрепляются единым правовым актом.
2 вопрос. Особенности и характерные черты.
Экономические методы управления – совокупность способов и средств экономического (косвенного) воздействия со стороны субъектов управления на соответствующие объекты управления.
Специфика экономических методов управления заключается в их воздействие на материальные интересы других (материальная мотивация, ориентированная на выполнение определенных заданий и на получение за это вознаграждение).
Методы экономического воздействия:
1. Методы, применяемые на макроуровне.(налоговая политика, ценовая политика и т.д.)
2. Методы, применяемые на уровне организации: методы планирования, самофинансирования, самоокупаемости и т.д.
3. Методы, применяемые в отношении отдельного работника: зарплата, премирования, субсидии, беспроцентные суды, штрафы и т.д.
3 вопрос. Организационно-распорядительные …
Организационно-распорядительные или административные методы – совокупность способов и средств ? прямого внеэкономического воздействия на объекты управления независимо от конкретной области общественной жизни.
На чем базируются:
1. Нормативно-правовые акты государства
2. Локальные нормативно правовые акты вышестоящих органов управления (стандарты, положения, инструкции, итоги и т.д.)
3. Документы нормативно-распорядительного характера самой организации ( планы, программы, задания и т.д.)
4. Документы оперативного управления организации (распоряжения, указания, санкции)
Формы проявления административных методов:
1. Обязательные предписания (приказы, инструкции, стандарты, регламенты и т.д.)
2. Согласительные процедуры ( консультации, Компромиссы)
3. Рекомендации и пожелания ( совет, разъяснение, предложение, общение)
Типы подчинения:
1. Вынужденное и внешне навязанное.
2. Пассивное подчинение.
3. Осознанные и внутренне обоснованное.
Характерные черты социально-психологических методов.
Социально-психологические методы управления – совокупность способов и средств воздействия со стороны субъектов управления на соответствующие объекты управления в целях создания в организации благоприятного морально-психологического климата, способствующего наиболее эффективному решению поставленных задач.
Объектом воздействия является взаимоотношение работников, их отношение к средствам производства и к окружающей среде.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|