Сделай Сам Свою Работу на 5

Управление как деятельность по выработке и расширению. Природа и состав функций управления.





Семенов Владимир Сергеевич ГУК. 5 этаж 509 каб.

Лит: Наумов,Миханский… Альбрехт Местер ололо «основы менеджмента»

 

ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ

 

Тема 1.Сущность, особенности и цели управления.

Эволюция в управленческой мысли

3 вопроса:

1. Содержание понятия управление

2. Эволюция теории управления

3. Развитие управления в России

 

1 - Содержание понятия управление.

Управление родилось вместе с человеком.

Управление – это осознанная, целенаправленная деятельность человека, с помощью которой он упорядочивает и подчиняет своим интересам элементы внешней среды (общества, живой и неживой природы, техники).

 

Менеджмент и управление (упр – более широкое понятие)

Менеджер – это наемный управляющий, который осуществляет свои функции в сфере хозяйствующих S.

Предмет управления – всеобщие принципы, методы, формы управления, пригодные для любой человеческой организации.

Объект – выступает управляемая подсистема, воспринимающая управляющее воздействие со стороны органов управления, т.е. управляющей подсистемы и действующая в соответствии с полученной командой.



S управления – это управляющая подсистема, выступающая источником воздействия на объект управления.

Продукт управления - управленческое решение.

Управление как процесс – совокупность функций, операций и процедур, воздействие S управления на О управления, осуществляющийся в рамках организационной структуры управления.

Элементы процесса У. :

1. Управленческая деятельность. (процесс мышления,принятия решений, коммуникация)

2. Предмет управления. (информация) «черный ящик»

3. Средство управления.

4. Продукт управления.

 

Система У. – совокупность действий необходимых для согласования совместной деятельности людей, а также совокупность определенных элементов, осуществляющих управление и связи между ними.

Элементы системы У. :

1. Управляющая подсистема. – S

2. Управляемая подсистема. – О

3. Связи или коммуникации.

 

Технология -

Технологии управления – совокупность операций, процессов и процедур управленческой деятельности, последовательно выполняемых руководителем для достижения поставленных целей.



 

Цель :

1. Главная - Достижение высокой эффективности пр-ва (деятельности) путем лучшего использования ресурсного потенциала организации (чел ресурсы, мат ресурсы)

Задача:

1. Главная - Организация деятельности с учетом потребностей общества на основе имеющихся ресурсов

 

 

2 воп. Эволюция теории управления

Макиавелли «Князь» - отразил принципы управления.

Конфуций

Школы научного управления:

1. Классическая школа (конец 19 – середина 20 в )

Направлена на поиск путей хорошего выполнения работы каждым садовником на основе разработки научных принципов управления, рационализации… и разделением труда.

2 направления: а) научный управленческий подход (научная организация труда) Представители: Фредерик Теллар, Супруги Гилберт

Б) административно-управленческий подход. Представители : Файоль Анри, Вебер.

Файоль обосновал основные функции управления ( 6 ) Вебер исследовал бюрократию как систему рационального управления.

2. Школа человеческих отношений ( 30-е годы 20 в – настоящее время)

4 направления:

А) школа человеческих отношений и хатормский эксперимент. Хатормский – по названию местности (определить как воздействует на эффективность деятельности сотрудников внешние и внутренние условия.) Эффетивность зависит от руководста и от сплоченности. Представители: Мэйо, Фаллетт, Барнард.

Б) групповая динамика и индустриальные отношения. ( 40 – 50 г 20 в) Представители: Левин, Морена Жакоб. Суть – разработка вопросов лидерства и вопросов исследования малых групп. Левин разработал теорию лидерства, наблюдая за подростками. Морено разработал теорию социометрии.



В) организационный гуманизм. (60 – 70 г 20 в) Представители: Бак, Маслоу, Макгрегор, Френч, Герцберг. Основные вопросы мотивации.

Г) индивидуализм и системная взаимосвязь. ( 80 г 20 в – настоящее время) Представители: Похан, Реьч, Тунг, Шулер. Направление деятельности – поиск новых подходов к управлению персоналом в условиях глобализации и усиление международного сотрудничества, международное управление персоналом и применение количественных методов исследования и развитие информационных технологий в области управления.

3. Школа науки управления

Количественный подход - применение количественных исследований,моделирование и вычислительной техники. Представители: Винер, Бир, Иакоff

Процессный подход – рассматривает управление как неприрывную серию взаимосвязанных управленческих функций. Представители: Вейк, Урвик, Монака.

 

Системный подход – разработка вопросов взаимодействия и взаимозависимости всех кмпанентов организации. Представители: Брукер,Боулдинг,

 

Ситуационный подход – выявление и учет ситуационных элементов… Представители: Анцоff, Морита,

 

3 воп. Развитие управления в России.

Основные периоды:

1. 17 в – 1917 г

2. 20 – 50 г 20 века

3. 60 г 20 в – настоящее время.

 

1 период. (17в – 1917г)

Тезисы: Реформы Петра (табели о рангах). Екатерина II (учреждение для управления губерниями); Павел I; Александр I (первая попытка кодификации законодательства, создано министерство); Александр II (реформа земского управления, отмена крепостного права); Николай II.

2 период. (20 – 50 г 20 века)

2 направления:

1. Организационно-техническое управление

- Концепция организационного управления ( Богданов)

- Концепция физиологического оптимума (у каждого руководителя должно быть опред кол-во подчиненных)

- Концепция трудовых установок и узкой базы (Гастиф)

Суть – должны быть определенные стандарты выполнения работы, труд каждого работника должен включать в себя разнообразные элементы, которые поддаются стандартизации и количественному выражению.)

- Производственная трактовка (Розмирович) Суть – управление есть процесс чисто технический и поэтому его можно механизировать и рационализировать

 

2. Социальные концепции управления.

- концепции организационной деятельности (Керженцев) Суть – в работе по руководству различных организаций есть общие черты поэтому необходим обмен опытом и формулировка в этой основе общих принципов.

- социально-трудовая концепция управления производством (Витке) Содержание – управление состоит в целесообразном сочетании воль множества людей. Главная задача руководителя состоит в целесообразном сочитании воль множества людей.

- концепция административной емкости (Дуноевский) Содержание - каждый руководитель способен руководить определенным количеством людей в независимости от личностных качеств.

 

3 период. (60 г 20 в – наше время)

Тезисы: реформа системы управления 1965 года; реформа системы управления 1979 года; ускорение социально-психологического развития (1986 ) и переход к рыночным отношениям.

 

 

2 тема. Методологические основы управления. Сущность и типология организаций.

Вопросы:

1. Методологические основы управления.

2. Сущность и топология организаций.

3. Организационные структуры управления.

 

1 воп. Методологические основы управления.

Основные законы управления:

Общие законы – общие, существенные, необходимые, устойчивые, повторяющиеся отношения между явлениями, выражающие наиболее важные внутренние черты, особенности того или иного процесса.

1 группа законов – общие законы управления:

1. Закон специализации управления

2. Интеграции

3. Экономии времени.

2 группа – всеобщие законы или универсальные:

Законы, которые приемлемые не только для управления, но я для других сфер жизни

1. Закон конкуренции

2. Закон стоимости

3 группа – специфические или частные законы:

1. Закон управления персоналом

2. Законы мотивации

3. Законы организации

 

 

Закономерность менеджмента и управления.

Закономерности – это объективно существующие и систематически повторяющиеся взаимосвязи и взаимозависимости между отдельными процессами и явлениями.

 

Закономерности управления:

1. Единство системы и управления (эта закономерность выражается в том, что при изменении условий внешней среды должна изменяться внутренняя среда)

2. Пропорциональность деятельности и управления (если в организации 7 человек, то управляющий 1)

3. Соотносительность и адекватность управляющей и управляемой подсистемы

 

Принципы управления:

Принципы – основополагающие правила, в соответствии с которыми выполняется управление.

1. Законности

2. Гуманности

3. Единоначалия

4. Единство теории и практики

5. Принцип непрерывности

6. Соответствие полномочий поставленных в задаче

7. Сочетание единоначалия и коллегиальности, централизации и децентрализации

 

2 воп. Сущность и типология организации.

Организация – есть специфический вид трудовой деятельности.

Организация – способ управления.

! Организация – группа лиц, взаимодействующих друг с другом с помощью материальных, правовых, экономических и иных условий, ради достижения поставленных целей.

Признаки организаций:

1. Внутренний центр – орган который координирует деят-сть орг.

2. Обособленность – каждая организация имеет определенные временные…

3. Организационная культура – совокупность ценностей, которые определяют поведение людей

4. Саморегулирование деятельности – каждая организация принимает самостоятельные решения в соответствии с действ законодательством

5. Цель

 

 

Причины возникновения организаций:

1. Ограниченность возможностей человека (общая)

2. Необходимость объединения для совместного решения стоящих проблем (частная)

 

Требования к организации:

1. Наличие не менее 2-х человек, каждый из которых считает себя частью группы

2. Единство цели участников группы

3. Совместный труд

Внешняя среда – то,что окружает организацию.

Все факторы кот присутствуют во внешней среде можно объединить в 2 группы.

1. Факторы прямого воздействия: поставщики, конкуренты, потребители. Посредники, финансовые организации, источники трудовых ресурсов и т.д. - прямо воздействуют на организацию

2. Косвенные факторы – воздействуют на организацию опосредованно : общее состояние экономики, социально-культурные, политические, национальные и др.

 

Факторы внутренней среды:

Те факторы, на которые организация может влиять

1. Кадры

2. Финансы

3. Технологии

4. Организационную культуру

5. Ресурсы

 

Типология организаций:

Критерии по которым определяют типы орг:

1. Отношение организации с внешней средой. – механистические организации (орг Силовых министерств и ведомостей); органические организации.

2. Взаимодействие организации с ее структурными подразделениями – традиционная организация; матричная организация ( Временные целевые группы, постоянные комплексные группы); дивизиональная организация (производитель, географический регион)

3. Организация взаимодействия с человеком – корпоративная организация, т.е. с жесткими границами, четкими правами и обязанностями каждого члена;

Индивидуалистская, в которой объединение осуществляется на свободной, добровольной основе;

 

Отдельный тип организаций - современные (хоократическая организация, создаются для выполнения сложных работ)

Партии сепаративные в основе лежит участие всех работников в управлении на всех уровнях организации.

Благоверная организация (автономная рабочая группа)

 

Виды организаций:

Критерии по которым выделяют виды:

1. Форма собственности (Муниципальные,частные,государственные)

2. Формализация (формальные организации – семь, неформальные организации- пара)

3. Организационно-правовая форма (коммерческие и некоммерческие)

4. Размер организации (крупные,средние,мелкие)

5. Деятельность в определенной сфере экономики (сельхоз,научные,спортивные и т.д.)

6. Методы работы и приспособляемость к изменениям внешней и внутренней среды (механистические и адаптивные)

Успех деятельности организации зависит от правильно выбранной миссии.

Миссия – основная, общая цель организации.

Исходя из миссии, вытекают цели организации.

 

Классификация видов целей:

Критерии, по которым можно выделить вид целей организаций:

1. Временной интервал необходимый для организации целей: стратегические или перспективные, организация которых займет 5 и более лет.

Оперативные (3-5 лет); краткосрочные (до 1 года); «семиминутные»; ближайшие.

2. Уровень обоснования: научно-обоснованные цели, т.е. те цели, для реалзации которых существуют программы и т.д.; эмпирические цели.

3. Степень определенности: планируемые цели и прогнозируемые.

4. Комплексность постановки: комплексные цели, т.е. цели,кот охватывают все стороны деятельности организации; частные.

5. Направленность: траекторные; точечные,т.е. цели,кот имеют конкретный показатель.

Требования к целям организации:

1. Гибкость, т.е. в зависимости от внешних и внутренних условий цели будут меняться

2. достижимость

3. комплексность

4. конкретность

5. приемлемость

6. согласованность

7. своевременность

Управление как деятельность по выработке и расширению. Природа и состав функций управления.

Вопросы:

1. сущность и содержание процесса принятия управленческого решения.

2. Технология разработки и принятия управленческого решения

3. Функции управления.

 

 

1) Управленческое решение – действие субъектов управления по разрешению проблемных ситуаций.

Управленческое решение принимается только в сфере управления, а все остальные решения сюда не входят.

Роль управленческого решения заключается в том, что оно присутствует при осуществлении всех функций управления.

Управленческое решение пронизывает все функции управления.

Место управленческого решения в деятельности руководителя определяется тем, что именно с решения начинается сам процесс управления.

Значение управленческого решения в деятельности руководителя состоит в том, что оно является сутью управленческой деятельности.

 

Требования к У.р.:

1. Ясная целевая направленность

2. Обоснованность решения (тот вариант решения, который вы принимаете должен быть обоснован)

3. Адресность

4. Непротиворечивость (принятое у.р. не должно противоречить решениям принятым раньше и решениям, которые будут приняты в будущем)

5. Правомочность (каждый должен действовать в рамках тех полномочий, которые ему доверили)

6. Эффективность (каждое принимаемое у.р. должно быть наилучшим из различных вариантов, которые существуют)

7. Конкретность ( решение, которые принимается должно быть конкретно и давать ответ хотя бы на 3 вопроса :что, кто и когда)

8. Своевременность

9. Полнота, краткость и четкость.

Особенности принятия решений:

1. Большинство проблемных ситуаций, с которыми столкнулись организации, ранее место не имели.

2. Выбор вариантов решений происходит, как правило, в условиях риска и неопределенности (руководителю приходится рисковать)

3. Жесткое ограничение во времени, дефицит практически всех видов ресурсов.

4. Необходимость поиска компромиссов.

Классификация управленческих решений:

1. Объектно – субъектные отношения, по этому критерию выделяют решения : принимаемые на уровне государства, субъекта федерации, муниципальными органами, на уровне организации, структурного подразделения организации.

2. Содержание решений, по этому критерию выделяют: экономические решения, политические, кадровые, организационные, юридические, правовые, организационные.

3. Форма решений: письменные, устные и кодированные.

4. Время действий, т.е. в течение какого времени будут действовать решения: стратегические, среднесрочные, кратковременные и разовые.

5. Способы принятия решений: интуитивные, адаптационные, инновационные.

6. Юридическое оформление: закон, указ, постановление, разоружение и т.д.

7. По методам разработки: формальные, неформальные, экспертные.

Проблема – задача или трудность, которую необходимо преодолеть и разрешить в интересах деятельности организации.

Структура проблемы.

Элементы:

1. Объект проблемы : организации и т.д.

2. Предмет проблемы – суть проблемы.

3. Связи проблемы – с чем связана проблема.

4. Субъект проблемы – кто связан с этой проблемой : челок, коллектив, организация в целом и т.д.

5. Цели решения проблемы.

Типы проблем:

1. Хорошо структурированные ( любая математическая формула)

2. Слабоструктурированные – проблемы, зависимость между элементами которых выражается в качестве показателя.

3. Неструктурированные – проблемы, которые содержат лишь описание ресурсов для их устранения.

Источники проблем:

1. Внутренняя среда организаций.

2. Внешняя среда: несовершенство законодательства, агрессивность конкурентов, нестабильность экономической ситуации в стране.

3. Ситуация взаимодействия внутренней и внешней среды.

 

 

Описание проблемы включает в себя:

1. Что? Когда? Почему произошло?.

2. Где произошло?

3. Информационная обеспеченность, структурированность проблемы.

4. Последствие развития проблемы ( что мы можем ожидать если решим эту проблему и если не решим)

5. Показатели описания проблемы ( в чем можно выразить проблему: кг, см, дм.)

Технология разработки и принятия управленческого решения

Это состав и последовательность процедур приводящих к решению возникшей проблемы.

Информация – совокупность знаний, сведений, сообщений, характеризующих среду управления., в которой действует организация.

Основные требования к информации:

1. Ценность информации : а) способ и скорость ее передачи б) своевременность в) исторический факт г) достоверность д) надежность е) объем информации ( количественный показатель) ж) полнота информации ( качественный).

2. Затраты на получение информации, ее передачу и обработку.

3. Целевое назначение.

4. Не избыточность информации.

Методы разработки управленческого решения:

1. Эвристические (неформальные методы)

2. Формальные методы

3. Экспертные.

Эвристические – методы, в основе котопых лежат приемы мыслительной деятельности, опирающиеся на определенный алгоритм.

Эвристические: ненаправленные (аналогия, инверсия, эмпатии, идеализация), направленные ( мозговая атака, метод организации, библиотеко-эвристические приемы. )

Формальные методы – логическая схема на основе логической системы.

- Ранжирование и взвешивание.

- Метод экстраполяции.

- Метод моделирования

- Аналитический

 

 

Экспертные методы:

1. Метод комиссии

2. Метод мозговой атаки

3. Метод сценариев

4. Метод суда

 

Критерий – признак, на основании которого производится оценка, сравнение, определение варианта решения в процессе его выбора.

Этапы процесса принятия решения:

1. Анализ проблемы

2. Определение цели решения и установление критериев ее достижения

3. Выработка альтернативных вариантов

4. Принятие или выбор окончательного варианта решения

5. Реализация решения и е контроль

Модели разработки управленческих решений.

Модель – копия или аналог, включающий в себя набор определенных элементов, исследуемых в процессе принятия управленческого решения.

Классификация моделей:

1. Целевое назначение, выделяют: описательные (отчеты детяельности, хар-ка личности); нормативные модели (закон).

2. Зависимость объекта моделирования от времени, выделяют : статические модели – отражают состояние реального объекта, которое со временем не меняет (отчет за квартал); динамические – меняются со временем (отчет за год).

3. Принцип моделирования, выделяют: аналитические – описывают определенные свойства реально существующего объекта (описание деловой игры); имитационные модели (деловая игра)

4. Метод моделирования, выделяют: материальные, физические (макет), аналоговые (часы)

5. Абстрактные, выделяют: знаковые , интуитивные (концепции, определенные идеи)

 

3 воп. Функции управления.

Функция управления – конкретный вид управленческой деятельности, осуществляемый специальными приемами и способами.

Классификация функций управления:

1. Управляемый объект, по этому критерию выделяют: функции организации, конкретного работника и т.д.

2. Род деятельности: функции организации, социальные, юридические

3. Временной цикл: функции постоянно выполняемые, периодически выполняемые

4. Содержание деятельности: финансовые, кадровые, производственные.

5. Масштабность функции: основные или общие, конкретные или частные.

 

Основные функции.

Выделяют от 4 до 10 таких функций.

1. Планирование.

2. Организация.

Формирование структуры организации и обеспечение ее всеми необходимыми ресурсами.

3. Мотивация.

Создание у сотрудников лучших побуждений к действию.

4. Координация.

Достижение согласованности в работе всех структурных подразделений организации путем установления связи между ними.

5. Контрольные

6. Конкретные: управление персоналом, управление финансами, управление производством, маркетинг, управление НИОКР.

…………………по управлению конкретными объектами.

Каждая конкретная функция управления является комплексной и включает в себя все функции управления.

 

Человеческий фактор в управлении.

Вопросы:

1. Взаимодействие человека и организации

2. Вхождение человека в организацию

3. Критериальная основа поведения человека в организации

4. Взаимодействие человека и группы.

Основой любой организации и ее главным богатством является работник.

Поведение человека в организации может быть представлено с двух позиций:

1. Взаимодействие человека с организационным окружением.

2. Организация, включающая в себя индивидов.

Организационное окружение – та часть организации, с которой сталкивается человек во время своей работы.

Включает в себя:

1. Рабочее место сотрудника

2. Руководство организации

3. Коллеги

4. Организационная структура

5. Правила поведения и внутренний распорядок

6. Условия работы

7. Система оплаты и социальных гарантий.

Социализация - возможность включения человека в организационное окружение.

Успех социализации зависит от человека и организации. В основе конфликта человека и организации лежат:

1. Ожидание и представление сотрудника и индивида организационного окружения

2. Ожидание организации в отношении индивида и его роли в ней.

Основные ожидания индивида при включении в организационное окружение :

1. Ожидание в отношении содержания смысла значимости работы

2. Оригинальности и творческого характера работы

3. Увлекательности и интенсивности работы

4. Престижности и статусности работы

5. Заработной платы, социальной защищенности и др. социальных благ предоставляемых организацией

6. Признание и поощрение за хорошую работу

7. Гарантии роста и развития

8. Хороших отношений с коллегами и руководством.

 

Что ожидает организация от индивида.

Что он проявит себя как:

1. Специалист в определенной области, обладающий соответствующими знаниями и квалификацией.

2. Человек, обладающий определенными личностными и моральными качествами.

3. Преданный организации и готовый отстаивать ее интересы.

4. Способный занять определенное место в организации и готовый взять на себя соответствующие обязательства и ответственность.

5. Следующий нормам поведения в организации и поддерживающий хорошие отношения с коллегами

6. Разделяющий ценности организации

7. Готовый осуществлять должную работу с высоким качество напора.

 

Вхождение человека в организацию связаны с решением 3-х проблем:

1. Адаптация человека к новому окружению

2. Коррекция и изменение поведения человека

3. Изменение и модификация в самой организации

Задачи, которые должна решить организация при вхождении нового сотрудника:

1. Разрушить старые поведенческие нормы входящего человека.

2. Привить сотруднику новые нормы поведения.

3. Заинтересовать сотрудника в эффективной работе организации

Включаясь в организационное окружение, человек принимает на себя определенную роль.

Роль – устойчивый шаблон поведения воспроизводимый людьми в определенной ситуации и отражающий социально-типический аспект поведения.

Основные функции роли:

1. Ориентирующая (как должен себя вести сотрудник в той или иной ситуации)

2. Формирующая – она формирует определенные ожидания сотрудника от поведения исполнителя.

3. Роль должна быть ясна – предполагает, что человеку, ее исполняющему, известно и понятно содержание этой роли, а также связь его с целями и задачами организации и его место в деятельности организации.

Приемлемость роли – означает, что человек готов исполнять эту роль, исходя из того, что его деятельность приведет к достижению определенного результата.

Структура роли:

1. Ролевые предписания (социальные и групповые нормы поведения, требования конкретной профессии, должности и т.д.)

2. Ролевые ожидания – окружающие вас люди, когда вы выполняете определенную роль имеют определенный уровень ожидания.

3. Ролевое поведение

4. Оценка ролевого поведения

5. Санкции в случае неисполнения роли

 

Восприятие человеком организационного окружения складывается из 2 процессов:

1. Отбор информации

2. Систематизации информации путем ее логической обработки или с использованием чувств, эмоций и побуждений.

Факторы, влияющие на восприятие человеком организационного окружения:

1 группа – внутренние, которые включают в себя: узнаваемость сигналов; эмоциональность сигналов; последовательность восприятия сигнала

2 группа – внешние, которые включают в себя: интенсивность передаваемого сигнала – светлое и громкое воспринимаются быстрее; подвижность сигнала – движущиеся сигналы воспринимаются лучше; размер – большие объекты воспринимаются лучше чем маленькие; состояние окружения, в которой находится человек.

 

Критериальная основа поведения человека в окружении.

Структура личности человека имеет несколько сторон:

1. Индивидуально-психологическая – отражает специфику функционирования психических процессов, свойств, состояний и образований

2. Мировоззренческая сторона – отражает общество значимые качества личности, позволяющие занимать достойное место в обществе. Включает в себя: мировоззрение личности, научные взгляды, моральный облик личности, нравственный облик личности.

3. Социально-психологическая сторона личности – отражает основные качества и характеристики личности, позволяющие ей играть определенную роль в обществе и занимать определенное положение. Включает в себя: отношение к другим людям, социальные роли личности, социальные позиции личности. Социальные установки личности.

Индивидуальность формируется под влиянием факторов:

1. Наследственность и физиологические особенности

2. Факторы, проистекающие из окружения человека (семья, друзья и т.д.)

3. Черты и особенности характера человека, его индивидуальность.

 

Взаимодействие человека и группы

Группа – 2 лица и более, которые взаимодействуют друг с другом таким способом, что каждая из них оказывает влияние на других и одновременно находится под их влиянием.

Характерные особенности группы:

1. Члены группы идентифицируют себя и свои действия с группой в целом

2. Взаимодействие между членами группы носит характер непосредственного общения

3. Наряду с формальным разделением ролей в группе обязательно складывается неформальное, обычно, признаваемое группой.

 

2 типа групп: формальная и неформальная.

Формальная группа – группа, созданная решением руководителя, деятельность которой определяется нормативно правовыми документами.

Особенности:

1. Рациональность, т.е. создается в интересах чего-то

2. Обезличенность, членом этой группы может быть любой человек.

Типы формальных групп:

1. Группы руководителей ( совет директоров)

2. Производственные группы (экипаж самолета)

3. Комитеты (внутри организации для решения каких-то вопросов)

Неформальные – спонтанно организовавшиеся группы людей, вступающих в регулярное взаимодействие, для достижения определенных целей

Характеристика:

1. Наличие руководителя

2. Жесткий социальный контроль

3. Тенденция к сопротивлению переменам

 

Классификация:

1. Просоциальные группы, т.е. группы социально положительные

2. Асоциальные

3. Антисоциальные

 

ОБЩЕЕ в формальных и неформальных группах:

1. Иерархия подчиненности

2. Цели и задачи

3. Наличие руководителей и лидеров

4. Неписаные правила или нормы поведения, подкрепляемые системой поощрения и санкциями.

 

Отличия:

1. Создаются по воле руководства

2. Руководитель назначается

3. Связи между членами группы носят официальный характер.

 

Взаимодействие человека и группы складывается под определенными факторами:

1. Личная характеристика человека

2. Структурные характеристики группы (коммуникации, нормы поведения ее членов)

3. Ситуационные характеристики

Характер взаимодействия человека и группы:

1. Кооперация – между человеком и группой устанавливаются доверительные отношение

2. Слияние – человек считает себя частью группы, а группа составляет неотъемлемую часть самой себя

3. Конфликт – между человеком и группой.

 

 

Тема 5.Методы управления.

Воп:

1. Понятие, характеристика, классификация методов управления

2. Особенности и характерные черты экономических методов

3. Организационно-распорядительные (административные) методы

4. Характерные черты социально-психологических методов управления

 

1 вопрос. Понятие, характеристика и классификация методов.

Метод – прием практической реализации задач и функций органов управления на основе закрепленной за ними компетенции в установленной форме и в соответствующих границах.

С помощью методов реализуются функции управления.

Основные характеристики методов управления:

1. Направленность метода, т.е. ориентация на систему управления

2. Содержание метода, т.е. специфика приемов и способов воздействия.

3. Организационная форма, т.е. воздействие прямое или косвенное на конкретно сложившуюся ситуацию.

 

Классификация методов управления:

1. По использования в отраслях знаний: А) общенаучные методы (исторический, системный, комплексный подходы), т.е. те которые используют во всех отраслях знаний Б) Частные, специфические методы.

Классификация частных методов:

1. По содержанию: а) экономические (основываются на правильном использовании экономических законов развития общества) б) организационно-распорядительные ( базируются на власти, дисциплине и наказаниях) в) социально-психологические методы ( мотивация и моральное воздействие)

2. Организационная форма: а) индивидуальные ( направлены на отдельного, конкретно взятого человека) б) коллегиальные ( методы, которые применяются к большим группам людей) в) коллективные

3. Мотивационное воздействие : а) морального стимулирования б) материального стимулирование в) убеждение) г) принуждение

4. Сфера применения: общие и локальные

5. Объект управления

Особенности проявления методов управления:

1. Выражают управляющее воздействие субъектов управления на соответствующие объекты управления.

2. Используются субъектами управления в качестве средств реализации закрепленной за ними компетенции.

3. Имеют своим адресатом соответствующий объект управления.

4. Органически связаны с целями управления (определяя цель, определяем метод)

5. Выбор конкретных методов управления зависит от организационно-правового статуса субъекта управления и характеристик управляющей посистемы.

 

Взаимосвязь методов управления:

1. Используется одними и теми же субъектами управления.

2. Реализуют единую конечную цель управления.

3. Используются в отношении одних и тех же объектов управления.

4. Реализуются в рамках единой правовой формы, т.е. все методы воздействия в рамках одной организации закрепляются единым правовым актом.

 

2 вопрос. Особенности и характерные черты.

Экономические методы управления – совокупность способов и средств экономического (косвенного) воздействия со стороны субъектов управления на соответствующие объекты управления.

Специфика экономических методов управления заключается в их воздействие на материальные интересы других (материальная мотивация, ориентированная на выполнение определенных заданий и на получение за это вознаграждение).

Методы экономического воздействия:

1. Методы, применяемые на макроуровне.(налоговая политика, ценовая политика и т.д.)

2. Методы, применяемые на уровне организации: методы планирования, самофинансирования, самоокупаемости и т.д.

3. Методы, применяемые в отношении отдельного работника: зарплата, премирования, субсидии, беспроцентные суды, штрафы и т.д.

 

 

3 вопрос. Организационно-распорядительные …

Организационно-распорядительные или административные методы – совокупность способов и средств ? прямого внеэкономического воздействия на объекты управления независимо от конкретной области общественной жизни.

На чем базируются:

1. Нормативно-правовые акты государства

2. Локальные нормативно правовые акты вышестоящих органов управления (стандарты, положения, инструкции, итоги и т.д.)

3. Документы нормативно-распорядительного характера самой организации ( планы, программы, задания и т.д.)

4. Документы оперативного управления организации (распоряжения, указания, санкции)

Формы проявления административных методов:

1. Обязательные предписания (приказы, инструкции, стандарты, регламенты и т.д.)

2. Согласительные процедуры ( консультации, Компромиссы)

3. Рекомендации и пожелания ( совет, разъяснение, предложение, общение)

 

Типы подчинения:

1. Вынужденное и внешне навязанное.

2. Пассивное подчинение.

3. Осознанные и внутренне обоснованное.

Характерные черты социально-психологических методов.

Социально-психологические методы управления – совокупность способов и средств воздействия со стороны субъектов управления на соответствующие объекты управления в целях создания в организации благоприятного морально-психологического климата, способствующего наиболее эффективному решению поставленных задач.

Объектом воздействия является взаимоотношение работников, их отношение к средствам производства и к окружающей среде.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.