Сделай Сам Свою Работу на 5

Государственная регистрация прав на недвижимое имущество






В Российской Федерации действует определенный порядок оформления прав на недвижимое имущество — это государственная регистрация прав и сделок с ним. Для точного соблюдения установленного порядка оформления необходимо знать ключевые положения законодательства.
Основным законом, регулирующим порядок регистрации, является Федеральный закон № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее — Закон о государственной регистрации) от 21 июля 1997 г., который вступил в силу 31 января 1998 г. Положения о регистрации также содержатся в Гражданском кодексе Российской Федерации (далее — ГК РФ), Федеральном законе № 102-ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)» от 16 июля 1998 г. и других нормативно-правовых актах.
Государственная регистрация — это юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода и прекращения прав на недвижимое имущество. Она является единственным доказательством существования права на недвижимость.
Что регистрировать?
В соответствии с законодательством регистрации подлежат права, ограничения (обременения) прав и сделки с недвижимым имуществом.
ГК РФ устанавливает, что государственной регистрации подлежат право собственности и иные вещные права на недвижимое имущество, их возникновение, переход и прекращение. К иным вещным правам относят: право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного бессрочного пользования. Обязательность государственной регистрации возникает в двух случаях:
-если права приобретены после 31 января 1998 г.;
-если права возникли до 31 января 1998 г., но собственник недвижимости в настоящее время собирается совершить сделку, влекущую отчуждение или ограничение прав на недвижимое имущество (для этого перед сделкой необходимо зарегистрировать ранее возникшие права на недвижимость).
Последнее можно сделать одновременно со сделкой или переходом права. Тогда платить государственную пошлину за регистрацию ранее возникшего права не нужно. В других случаях, например при регистрации ранее возникших прав по желанию правообладателя, государственную пошлину взимают в размере, равном половине установленного размера пошлины за регистрацию прав.
Если никакой сделки с недвижимым имуществом не предвидится, то регистрировать ранее возникшие права необязательно.
Права на недвижимое имущество возникают с момента государственной регистрации.
Жилищным кодексом Российской Федерации (далее — ЖК РФ) предусмотрено, что гражданин, который проживает в жилом помещении по завещательному отказу, вправе требовать государственной регистрации права пользования данным помещением в силу завещательного отказа (п. 3 ст. 33 ЖК РФ).
Государственную регистрацию прав на недвижимое имущество удостоверяют свидетельством.
Кроме прав государственной регистрации подлежат и ограничения (обременения) этих прав, а именно: ипотека недвижимости, аренда, сервитут, рента.
Сделки с недвижимым имуществом подлежат государственной регистрации только в случаях, предусмотренных законом. Например, ГК РФ предусматривает обязательную государственную регистрацию договоров купли-продажи жилого помещения, мены, дарения недвижимости, аренды зданий, строений, сооружений на срок не менее одного года и так далее. Если договор подлежит регистрации, то его считают заключенным с момента государственной регистрации.
Произведенную государственную регистрацию сделки подтверждают штампом на договоре.
Порядок государственной регистрации
Для госрегистрации правообладатель, стороны договора или уполномоченные на то лица подают пакет документов и заявление. Если права возникают на основании акта государственного органа или органа местного самоуправления, то заявление подает лицо, в отношении которого приняты акты. Если документы на регистрацию передают через представителя, то необходима нотариально удостоверенная доверенность. Без нее от имени юридического лица документы вправе отдать генеральный директор организации.
К заявлению прилагают документы, являющиеся в соответствии со ст. 17 Закона о государственной регистрации основаниями для регистрации наличия, возникновения, прекращения, ограничения прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Перечислим их:
-акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления;
-договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества;
-акты о приватизации жилых помещений;
-свидетельства о праве на наследство;
-судебные акты, вступившие в силу;
-иные документы, которые в соответствии с законодательством РФ подтверждают наличие, возникновение, прекращение, ограничение и переход прав.
Обязательными приложениями к документам, необходимым для государственной регистрации прав, считают кадастровый план земельного участка и план объекта недвижимости с кадастровым номером. Если ранее данный план был помещен в соответствующее дело, то сейчас представлять его не нужно.
В некоторых случаях могут понадобиться документы, подтверждающие соблюдение правила о преимущественной покупке доли, согласие другого супруга на продажу недвижимости (если это совместная собственность супругов). Отчуждение жилого помещения, в котором проживают находящиеся под опекой или попечительством члены семьи собственника (если при этом затрагивают права или охраняемые законом интересы указанных лиц), допускают только с согласия органов опеки и попечительства.
Вместе с заявлением и документами о правах на недвижимое имущество предъявляют бумагу об уплате государственной пошлины за регистрацию, размеры которой регулирует НК РФ.
Должностное лицо органа, осуществляющего регистрацию, выдает расписку в получении документов с их перечнем, указанием даты и времени принятия с точностью до минуты.
Государственную регистрацию прав проводят не позднее чем в месячный срок со дня подачи заявления и документов, необходимых для нее.
Сделку считают зарегистрированной, а правовые последствия наступившими со дня внесения записи о них в Единый государственный реестр прав (ЕГРП).
Что такое ЕГРП?
Названный документ содержит информацию о существующих и прекращенных правах на объекты недвижимого имущества, данные об указанных объектах и сведения о правообладателях.
Неотъемлемой частью ЕГРП являются дела, включающие правоустанавливающие документы на недвижимое имущество и книги учета документов. Дело открывают на каждый объект недвижимости. Оно содержит все документы, поступающие для регистрации.
В книги учета документов заносят данные о принятых на регистрацию документах, выданных свидетельствах о государственной регистрации прав, выписках и справках из ЕГРП, об иных документах.
Реестр прав ведут на бумажных и магнитных (в районах, где есть возможность) носителях информации. При несоответствии записей приоритетной считают запись на бумаге. Если есть несоответствие записей в ЕГРП и правоустанавливающем документе, то первенство имеет последний.
Разделы ЕГРП, дела правоустанавливающих документов и книги учета документов подлежат постоянному хранению. Их уничтожение не допускается.
Как получить выписку из ЕГРП?
Информация из ЕГРП не является государственной, коммерческой или служебной тайной. Государственная регистрация прав носит открытый характер, поэтому орган, осуществляющий ее, обязан предоставить сведения из ЕГРП любому лицу по его заявлению.
Информацию в виде выписок из ЕГРП предоставляют в течение пяти рабочих дней, а если реестр ведут на магнитном носителе, то не позднее чем в течение рабочего дня, следующего за днем обращения. В соответствии с п. 1 ст. 7 Закона о государственной регистрации выписка должна содержать:
-описание объекта недвижимости;
-сведения о зарегистрированных правах на него;
-сведения об ограничениях (обременениях) прав, о существующих на момент выдачи выписки правопритязаниях и заявленных в судебном порядке правах требования в отношении данного объекта недвижимости.
В отличие от информации о зарегистрированных правах сведения о содержании правоустанавливающих документов, обобщенные данные о правах отдельного лица на имеющиеся у него объекты недвижимости, выписки, содержащие сведения о переходе прав на объект недвижимости, а также сведения о признании правообладателя недееспособным или ограниченно дееспособным предоставляют не всем. Это связано с охраной правообладателя от вмешательства в его коммерческую и иную деятельность. Такую информацию предоставляют:
-самим правообладателям и их законным представителям;
физическим и юридическим лицам, получившим доверенность от правообладателя или законного представителя;
-руководителям органов местного самоуправления и руководителям органов государственной власти субъектов РФ;
-налоговым органам в пределах территорий, находящихся под их юрисдикцией;
судам и правоохранительным органам, судебным приставам — исполнителям, имеющим в производстве дела, связанные с объектами недвижимости или их правообладателями;
лицам, имеющим права на наследование имущества правообладателя по завещанию или по закону; сведения о правах наследодателя на объекты недвижимости предоставляют также по запросу нотариуса в связи с открытием наследства и другим определенным законом категориям.
Существует еще один вид информации, которую дают регистрационные органы. Согласно п. 4 ст. 7 Закона о государственной регистрации органы по регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним обязаны по запросу правообладателя предоставлять ему сведения о лицах, получивших информацию об объекте недвижимого имущества, на который он имеет права, в виде справки (в срок не более семи рабочих дней). Она должна содержать данные о лицах, получивших сведения об объекте недвижимости, а именно: фамилии, имена, отчества физических лиц или наименования юридических лиц, даты и исходящие номера выданных им справок или выписок. При выдаче справки представителю физического или юридического лица, действующему на основании надлежащим образом оформленной доверенности, указывают сведения как о представителе, так и о доверителе.







Основаниями для регистрации являются:договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством; акты о приватизации жилых помещений; свидетельства о праве на наследство; вступившие в законную силу судебные акты; акты о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти; акты передачи прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
В УФРС (управление федеральной регистрационной службы) нужно предоставить следующие документы:
1. Документ, удостоверяющий личность заявителя.
2. Заявление о государственной регистрации сделки.
3. Заявление о государственной регистрации права собственности.
4. Заявление о государственной регистрации обременении (ограничений) прав – при их наличии.
5. Акт приема-передачи.
6. Правоустанавливающий документ – договор купли-продажи, на основании которого должны быть произведены регистрационные действия.
7. Кадастровый паспорт помещения.
8. Оригинал чека-ордера об уплате государственной пошлины за государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним в размере 1000 рублей; если дольщиков несколько, то платит каждый, пропорционально своей доле.
9. Разрешение органов опеки и попечительства в случаях принадлежности объекта в собственности несовершеннолетнему лицу.
10. Нотариально удостоверенное согласие супругов сторон договора, либо заявления об отсутствии зарегистрированных брачных отношений.
11. В случае принадлежности объекта на праве общей долевой собственности, подтверждающие извещение продавцом других сособственников о намерении продать свою долю с указанием цены и других условий, либо отказ от права преимущественной покупки, удостоверенный нотариально.
12. Согласие собственника государственного или муниципального имущества на распоряжение имуществом, находящимся в хозяйственном ведении государственного или муниципального предприятия.
Дополнительно по договору залога (ипотеки):
13. Согласие третьего лица на приобретение (регистрацию) прав по договору – в случае, если на регистрацию представлен договор купли-продажи в пользу третьего лица.
14. Копия уведомления ФРС о погашении залога.
15. Кредитный договор.
16. Закладная.
Датой регистрации является дата внесения номера договора в единый государственный реестр.
Процесс регистрации проводится в следующем порядке: прием документов, регистрация таких документов; правовая экспертиза документов и проверка законности сделки; установление отсутствия противоречий между заявляемыми правами; внесение записей в Единый государственный реестр прав на недвижимое совершение надписей на правоустанавливающих документах и выдача удостоверений о произведенной государственной регистрации прав.
Законом определены временные рамки, в течение которых должна осуществляться регистрация: 1 месяц со дня подачи документов на регистрацию; 5 дней при регистрации ипотеки. Но, как показывает практика, реальные сроки затягиваются на неопределённое время. Если у вас нет знакомых в данной службе, ждать вам придется от 2-3 месяцев. По закону каждый человек имеет право на получение сведений о регистрации договора с использованием любых средств связи, будь то письмо или заявление, поданное через Интернет на сайт www.rosreestr.ru.
Сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре прав, предоставляются в виде выписки из Единого государственного реестра прав или в ином виде, в срок не более чем пять рабочих дней со дня получения органом соответствующего запроса. Если предоставление запрашиваемых сведений не допускается в соответствии с федеральным законом в срок, орган выдает или направляет обоснованное решение об отказе в предоставлении запрашиваемых сведений. За предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре прав, взимается плата. За личное спокойствие можно заплатить, стоимость данной услуги указана на сайте Росреестра.
Если по результатам полученной выписки ваш договор должен быть зарегистрирован, а по факту документы ещё на регистрации, следует писать жалобу в Росреестр на имя начальника. Закон также регламентирует ответственность чиновников за задержку регистрации. В соответствии с настоящим законом они несут ответственность за своевременное, полное и точное исполнение своих обязанностей, а также за полноту и подлинность предоставляемой информации , необоснованный отказ в государственной регистрации прав или уклонение от государственной регистрации прав.
Лица, виновные в умышленном или неосторожном искажении либо утрате информации о правах на недвижимое имущество и сделках с ним, зарегистрированных в установленном порядке, несут ответственность за материальный ущерб, нанесенный в связи с этим какой-либо из сторон, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Таким образом, если в результате долгой регистрации вы понесли финансовые потери в виде отказа банка в ипотеке за непредоставлением соответствующих документов, вы имеете право подавать жалобу в Росреестр, а затем и в суд на основании статьи 31 Федерального закона № 122 «О вреде, причиненном физическим или юридическим лицам в результате ненадлежащего исполнения органами, осуществляющими государственную регистрацию прав, в том числе в результате внесения в Единый государственный реестр прав записей, не соответствующих закону, иному правовому акту, правоустанавливающим документам, возмещается за счет казны Российской Федерации в полном объеме».
Помните, вы имеете право знать, как протекает регистрация ваших документов. Если регистрацией занимается доверенное лицо, обговорите с ним сроки в течение которых вам должны будут предоставить копию расписки из Росреестра. Если по каким-то причинам вам эту информацию не дают, вы можете узнать её на сайте Россреестра при подаче письменного заявления. Если у вас ипотека, регистрация проходит в 5 дней, и вы имеете право требовать договор по истечении этого срока с указанием в жалобе или заявлении статьи 31 Федерального закона №122. .

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.