Сделай Сам Свою Работу на 5

Генеральная прокуратура РФ





Тема № 14. Прокурорский надзор и органы прокуратуры в РФ

В соответствии со ст. 1 «Закона о прокуратуре в РФ», прокуратура РФ­ – это единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени РФ надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории РФ, выполняет и иные функции, установленные федеральными законами.

Цель деятельности прокуратуры РФ - обеспечение верховенства закона, единства и укрепления законности, защита прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства.

В целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура РФ осуществляет:

-надзор за исполнением законов федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов;



-надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций;



-надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие;

-надзор за исполнением законов судебными приставами;

-надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу;

-уголовное преследование в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации;

-координацию деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью.

Прокуроры в соответствии с процессуальным законодательством РФ участвуют в рассмотрении дел судами, опротестовывают противоречащие закону решения, приговоры, определения и постановления судов.

Прокуратура РФ принимает участие в правотворческой деятельности.

На прокуратуру не может быть возложено исполнение функций, не предусмотренных федеральными законами.

Принципы построения органов прокуратуры: единство; централизация; независимость от федеральных и местных органов; гласность.

Один из основных, базовых принципов построения и деятельности органов прокуратуры заключается в их единстве и централизации: нижестоящие прокуроры подчиняются вышестоящим, и все – Генеральному прокурору РФ. Определяется общность форм и методов осуществления надзора за соблюдением законности, единство способов прокурорского реагирования.

 

Воздействие в какой-либо форме федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, общественных объединений, средств массовой информации, их представителей, а также должностных лиц на прокурора с целью повлиять на принимаемое им решение или воспрепятствование в какой-либо форме его деятельности влечет за собой установленную законом ответственность.



Прокурор не обязан давать каких-либо объяснений по существу находящихся в его производстве дел и материалов, а также предоставлять их кому бы то ни было для ознакомления иначе как в случаях и порядке, предусмотренных федеральным законодательством. Никто не вправе без разрешения прокурора разглашать материалы проверок, проводимых органами прокуратуры, до их завершения.

Независимости прокуроров от федеральной и местной власти способствует порядок назначения прокуроров районов (городов), субъектов РФ, Генерального прокурора и его заместителей.

Система органов прокуратуры в РФ:

1) Генеральная прокуратура РФ;

2) прокуратуры федеральных округов;

3) прокуратуры субъектов РФ (областные, краевые и т.п.);

4) районные (городские, межрайонные и т.п.) прокуратуры.

В систему ПРФ входят специализированные прокуратуры:

1. военные прокуратуры:

а) Главная военная прокуратура;

б) военные прокуратуры военных округов и флотов;

в) военные прокуратуры военных гарнизонов.

2. транспортные прокуратуры (подчинены территориальным прокурорам и через них – Генпрокурору РФ).

3) экологические прокуратуры – с прямым подчинением Генпрокуратуре РФ.

4. прокуратуры закрытых территорий – с прямым подчинением Генпрокуратуре РФ.

 

Генеральная прокуратура РФ

Возглавляет Генеральный прокурор РФ. Он и его заместители назначаются на должность на 5 лет Советом Федерации ФС РФ: Генпрокурор – по представлению Президента РФ, заместители – по представлению Генпрокурора РФ.

В структуру Генпрокуратуры РФ входят главные управления, управления и отделы (на правах управлений, в составе управлений). Начальники главных управлений, управлений и отделов на правах управлений являются старшими помощниками, а их заместители и начальники отделов в составе управлений - помощниками Генпрокурора РФ.

В главных управлениях, управлениях и отделах устанавливаются должности старших прокуроров и прокуроров.

Генпрокурор РФ имеет советников, старших помощников и старших помощников по особым поручениям, статус которых соответствует статусу начальников управлений; помощников и помощников по особым поручениям, статус которых соответствует статусу заместителей начальников управлений. Первый заместитель и заместители Генпрокурора РФ имеют помощников по особым поручениям, статус которых соответствует статусу заместителей начальников управлений.

В Генпрокуратуре РФ образуется на правах структурного подразделения Главная военная прокуратура, возглавляемая заместителем Генпрокурора РФ - Главным военным прокурором.

В Генпрокуратуре РФ действует научно-консультативный совет для рассмотрения вопросов, связанных с организацией и деятельностью органов прокуратуры. Положение о научно-консультативном совете утверждается Генпрокурором РФ.

В Генпрокуратуре образуется коллегия в составе: Генпрокурора РФ (председатель коллегии), его заместителей (по должности) и других прокурорских работников, назначаемых Генпрокурором РФ. Коллегия является совещательным органом при Генпрокуроре РФ, рассматривает важнейшие вопросы деятельности и совершенствования системы прокуратуры РФ, заслушивает отчёты работников аппарата Генпрокуратуры, прокуроров субъектов РФ, специализированных прокуратур, рассматривает проблемы в деятельности системы прокуратур и т.п. Решения коллегии, именуемые постановлениями, проводятся в жизнь приказами Генпрокурора РФ.

 

Генеральный прокурор РФ вправе обращаться в Пленум Верховного Суда РФ, Пленум Высшего Арбитражного Суда РФ с представлениями о даче судам разъяснений по вопросам судебной практики по гражданским, арбитражным, уголовным, административным и иным делам.

 

Основное направление деятельности органов прокуратуры в РФ заключается в осуществлении прокурорского надзора.

 

Под прокурорским надзором понимается осуществляемая от имени государства деятельность специально уполномоченных должностных лиц и подчинённых им работников по обеспечению точного и единообразного применения Конституции РФ и законов путём своевременного выявления и принятия мер к устранению их нарушений, привлечения виновных к ответственности.

Направления (отрасли) прокурорского надзора – их 4:

1) надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории РФ, федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций; соответствием законам правовых актов, издаваемых их органами и должностными лицами (так называемый «общий надзор»);

2) надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.

Вместе с тем, органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы и должностных лиц, которые осуществляют контроль за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, не вмешиваются в оперативно-хозяйственную деятельность организаций;

3) надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие;

4. надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу.

1. Надзор за исполнением законов (так называемый «общий надзор»)

 

Осуществляя надзор, прокуратура не может иные государственные и негосударственные органы, вмешиваться в оперативно-хозяйственную деятельность проверяемых организаций. прокурорские проверки проводятся на основании поступивших сообщений и имеющихся сведений о нарушениях законности, требующих прокурорского реагирования. Полномочия прокурора делятся на две части:

-выявление нарушений закона и

-устранение выявленных нарушений.

Предмет надзора: исполнение Конституции РФ и законов федеральными министерствами и ведомствами, законодательными и исполнительными органами власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, военного управления, контроля, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, должностными лицами, а также соответствие закону издаваемых ими правовых актов.

Проверки исполнения законов проводятся на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором.

Полномочия прокурора:

1) беспрепятственно входить на территорию и в помещения проверяемых учреждений и организаций, иметь доступ к их документам и материалам, проверять соблюдение законов в связи с поступившей информацией о фактах нарушения закона;

2) требовать от руководителей и других должностных лиц предоставления необходимых документов, материалов, сведений, выделения специалистов для выяснения возникших вопросов, проведения проверок по поступившим в прокуратуру материалам и обращениям, ревизии деятельности подконтрольных организаций;

3) вызывать должностных лиц и граждан для дачи объяснений по поводу нарушения закона;

4) прокурор или его заместитель по основаниям, установленным законом, возбуждает производство об административном правонарушении, требует привлечения лиц, нарушивших закон, к иной установленной законом ответственности, предостерегает о недопустимости нарушения закона;

5) опротестовывать противоречащие закону правовые акты, требовать через суд признания таких актов недействительными;

6) вносить представления об устранении нарушений закона.

Формы прокурорского реагирования на нарушения закона:

 

1. Протест прокурора. Вносится на противоречащий закону правовой акт в орган или должностному лицу, которые издали этот акт.

Протест подлежит обязательному рассмотрению в 10-дневный срок с момента поступления, а законодательным органом субъекта РФ или органа местного самоуправления – на ближайшем заседании. В исключительных случаях, требующих немедленного устранения нарушений закона, прокурор может установить сокращённый срок рассмотрения протеста. О результатах рассмотрения протеста прокурор должен быть немедленно уведомлён в письменной форме. До рассмотрения по существу протест может быть отозван прокурором.

2. Представление прокурора. Вносится в орган или должностному лицу, которые правомочны устранять допущенные нарушения, или в вышестоящий орган и подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, способствовавших им причин и условий. О результатах рассмотрения сообщается прокурору в письменной форме.

3. Постановление прокурора. Исходя из характера нарушения закона, прокурор вправе вынести мотивированное постановление о возбуждении производства об административном правонарушении. Постановление прокурора о возбуждении производства об административном правонарушении подлежит рассмотрению уполномоченным на то органом или должностным лицом в срок, установленный законом. О результатах рассмотрения сообщается прокурору в письменной форме.

4. Предостережение о недопустимости нарушения закона. В целях предупреждения правонарушений и при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях прокурор или его заместитель направляет в письменной форме должностным лицам, а при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях, содержащих признаки экстремистской деятельности, руководителям общественных (религиозных) объединений и иным лицам предостережение о недопустимости нарушения закона.

В случае неисполнения требований, изложенных в указанном предостережении, должностное лицо, которому оно было объявлено, может быть привлечено к ответственности в установленном законом порядке.

 

5. Обращение в суд с заявлением о признании нормативного акта противоречащим закону или с иском в интересах государства.

 

2. Надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина

Предмет надзора: соблюдение прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.

 

Полномочия прокурора:

-рассматривает и проверяет заявления, жалобы и иные сообщения о нарушении прав и свобод человека и гражданина;

-разъясняет пострадавшим порядок защиты их прав и свобод;

-принимает меры по предупреждению и пресечению нарушений прав и свобод человека и гражданина, привлечению к ответственности лиц, нарушивших закон, и возмещению причиненного ущерба;

-использует иные полномочия, предусмотренные законом.

При наличии оснований полагать, что нарушение прав и свобод человека и гражданина имеет характер преступления, прокурор принимает меры к тому, чтобы лица, его совершившие, были подвергнуты уголовному преследованию в соответствии с законом.

В случаях, когда нарушение прав и свобод человека и гражданина имеет характер административного правонарушения, прокурор возбуждает производство об административном правонарушении или незамедлительно передает сообщение о правонарушении и материалы проверки в орган или должностному лицу, которые полномочны рассматривать дела об административных правонарушениях.

В случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского судопроизводства, когда пострадавший по состоянию здоровья, возрасту или иным причинам не может лично отстаивать в суде или арбитражном суде свои права и свободы или когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение, прокурор предъявляет и поддерживает в суде или арбитражном суде иск в интересах пострадавших.

Формы прокурорского реагирования:

Прокурор или его заместитель приносит протест на акт, нарушающий права человека и гражданина, в орган или должностному лицу, которые издали этот акт, либо обращается в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством Российской Федерации.

Представление об устранении нарушений прав и свобод человека и гражданина вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенное нарушение.

Протесты и представления вносятся и рассматриваются в порядке и сроки, которые установлены законом о прокуратуре (10-дневный или сокращённый срок для протеста, и безотлагательно – для представлений).

3. Надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие

Предмет надзора: соблюдение прав и свобод человека и гражданина, установленного порядка разрешения заявлений и сообщений о совершенных и готовящихся преступлениях, выполнения оперативно-розыскных мероприятий и проведения расследования, а также законность решений, принимаемых органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие.

Полномочия прокурора:

Полномочия прокурора по надзору за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие, устанавливаются уголовно-процессуальным законодательством РФ и другими федеральными законами.

В ходе досудебного производства по уголовному делу прокурор уполномочен (ст. 37 УПК):

1) проверять исполнение требований федерального закона при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях;

2) выносить мотивированное постановление о направлении соответствующих материалов в следственный орган или орган дознания для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам выявленных прокурором нарушений уголовного законодательства;

3) требовать от органов дознания и следственных органов устранения нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе дознания или предварительного следствия;

4) давать дознавателю письменные указания о направлении расследования, производстве процессуальных действий;

5) давать согласие дознавателю на возбуждение перед судом ходатайства об избрании, отмене или изменении меры пресечения либо о производстве иного процессуального действия, которое допускается на основании судебного решения;

6) истребовать и проверять законность и обоснованность решений следователя или руководителя следственного органа об отказе в возбуждении, приостановлении или прекращении уголовного дела и принимать по ним решение в соответствии с законом;

7) отменять незаконные или необоснованные постановления нижестоящего прокурора, а также незаконные или необоснованные постановления дознавателя в установленном законом порядке;

8) рассматривать представленную руководителем следственного органа информацию следователя о несогласии с требованиями прокурора и принимать по ней решение;

9) участвовать в судебных заседаниях при рассмотрении в ходе досудебного производства вопросов об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу, о продлении срока содержания под стражей либо об отмене или изменении данной меры пресечения, а также при рассмотрении ходатайств о производстве иных процессуальных действий, которые допускаются на основании судебного решения, и при рассмотрении жалоб в порядке, установленном ст. 125 УПК РФ;

10) разрешать отводы, заявленные дознавателю, а также его самоотводы;

11) отстранять дознавателя от дальнейшего производства расследования, если им допущено нарушение требований закона;

12) изымать любое уголовное дело у органа дознания и передавать его следователю с обязательным указанием оснований такой передачи;

13) передавать уголовное дело или материалы проверки сообщения о преступлении от одного органа предварительного расследования другому (за исключением передачи уголовного дела или материалов проверки сообщения о преступлении в системе одного органа предварительного расследования) в соответствии с установленными законом правилами изымать любое уголовное дело или любые материалы проверки сообщения о преступлении у органа предварительного расследования федерального органа исполнительной власти (при федеральном органе исполнительной власти) и передавать его (их) следователю Следственного комитета РФ с обязательным указанием оснований такой передачи;

14) утверждать постановление дознавателя о прекращении производства по уголовному делу;

15) утверждать обвинительное заключение или обвинительный акт по уголовному делу;

16) возвращать уголовное дело дознавателю, следователю со своими письменными указаниями о производстве дополнительного расследования, об изменении объема обвинения либо квалификации действий обвиняемых или для пересоставления обвинительного заключения или обвинительного акта и устранения выявленных недостатков;

17) осуществлять иные полномочия, предоставленные прокурору законом.

 

По мотивированному письменному запросу прокурора ему предоставляется возможность ознакомиться с материалами находящегося в производстве уголовного дела.

 

В случае несогласия руководителя следственного органа либо следователя с требованиями прокурора об устранении нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе предварительного следствия, прокурор вправе обратиться с требованием об устранении указанных нарушений к руководителю вышестоящего следственного органа. В случае несогласия руководителя вышестоящего следственного органа с указанными требованиями прокурора прокурор вправе обратиться к Председателю Следственного комитета РФ или руководителю следственного органа федерального органа исполнительной власти (при федеральном органе исполнительной власти). В случае несогласия Председателя Следственного комитета РФ или руководителя следственного органа федерального органа исполнительной власти (при федеральном органе исполнительной власти) с требованиями прокурора об устранении нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе предварительного следствия, прокурор вправе обратиться к Генеральному прокурору РФ, решение которого является окончательным.

Указания Генерального прокурора РФ по вопросам дознания, не требующим законодательного регулирования, являются обязательными для исполнения.

В ходе судебного производства по уголовному делу прокурор поддерживает государственное обвинение, обеспечивая его законность и обоснованность.

Прокурор вправе в порядке и по основаниям, которые установлены в законе, отказаться от осуществления уголовного преследования с обязательным указанием мотивов своего решения.

 

Указанные выше полномочия прокурора осуществляются прокурорами района, города, их заместителями, приравненными к ним прокурорами и вышестоящими прокурорами.

4. Надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу

Предмет надзора:

-законность нахождения лиц в местах содержания задержанных, предварительного заключения, исправительно-трудовых и иных органах и учреждениях, исполняющих наказание и меры принудительного характера, назначаемые судом;

-соблюдение установленных законодательством РФ прав и обязанностей задержанных, заключенных под стражу, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера, порядка и условий их содержания;

-законность исполнения наказания, не связанного с лишением свободы.

Полномочия прокурора:

1) посещать в любое время указанные выше органы и учреждения;

2) опрашивать задержанных, заключенных под стражу, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера;

3) знакомиться с документами, на основании которых эти лица задержаны, заключены под стражу, осуждены либо подвергнуты мерам принудительного характера, с оперативными материалами;

4) требовать от администрации создания условий, обеспечивающих права задержанных, заключенных под стражу, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера, проверять соответствие законодательству РФ приказов, распоряжений, постановлений администрации органов и учреждений, указанных выше, требовать объяснения от должностных лиц, вносить протесты и представления, возбуждать производства об административных правонарушениях. До рассмотрения протеста действие опротестованного акта администрацией учреждения приостанавливается;

5) отменять дисциплинарные взыскания, наложенные в нарушение закона на лиц, заключенных под стражу, осужденных, немедленно освобождать их своим постановлением из штрафного изолятора, помещения камерного типа, карцера, одиночной камеры, дисциплинарного изолятора;

6) прокурор или его заместитель обязан немедленно освободить своим постановлением каждого содержащегося без законных оснований в учреждениях, исполняющих наказания и меры принудительного характера, либо в нарушение закона подвергнутого задержанию, предварительному заключению или помещенного в судебно-психиатрическое учреждение.

Обязательность исполнения постановлений и требований прокурора:

Постановления и требования прокурора относительно исполнения установленных законом порядка и условий содержания задержанных, заключенных под стражу, осужденных, лиц, подвергнутых мерам принудительного характера либо помещенных в судебно-психиатрические учреждения, подлежат обязательному исполнениюадминистрацией, а также органами, исполняющими приговоры судов в отношении лиц, осужденных к наказанию, не связанному с лишением свободы.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.