Сделай Сам Свою Работу на 5

Этика политического конфликта





• Конфликт – наиболее острый способ разрешения противоречий в интересах, целях, взглядах, возникающий в процессе социального взаимодействия, заключающийся в противодействии участников этого взаимодействия и обычно сопровождающийся негативными эмоциями, выходящий за рамки принятых норм.

В политической жизни общества конфликты могут играть положительную роль- часто служат прогрессу.

Политическая деятельность связана с существованием в обществе различных интересов и находит в них свою мотивацию. Поэтому только в конфликте интересов может быть определен общий интерес, представление о том, как должно быть упорядочено сосуществование различных социальных сил в обществе.

Главной целью политики является урегулирование конфликтов в обществе, и это объясняет, почему политика должна быть нацелена на достижение соглашений и договоренностей между сторонами. В политике при легитимации конфликта этика должна отдавать предпочтение компромиссу, а не конфронтации и обострению отношений.

Компромисс – разрешение некой конфликтной ситуации путем взаимных уступок.

Компромисс – это прежде всего договоренность о том, что возможно и что лучше с точки зрения общих высших норм и целей. Для политической этики особое значение приобретает выяснение мотива компромисса, того, что сделало компромисс возможным: бессилие или благородство сильной стороны. При этом неверно считать, что при компромиссе стороны жертвуют своими интересами, ибо "жертва" здесь всегда оправдана, поскольку идет на пользу стабильности, увеличивает общее благо.



Современная политическая практика разработала разнообразные механизмы этики компромисса, базирующиеся на признании плюрализма, разнообразия интересов в обществе. Демократическое правовое государство, построенное на приоритете права, выдвигает на первый план институты согласия, практику консенсуса, этику ненасилия.

Консенсус (от лат. consensus – согласие) в широком смысле слова – общее согласие при отсутствии возражений по существенным вопросам; способ принятия решений при отсутствии принципиальных возражений у большинства заинтересованных лиц.



Одним из главных условий его достижения является стремление к толерантности, которую можно рассматривать и как личную позицию каждого человека, и как общественно-государственный и цивилизационный принцип.

Важнейшей составляющей политической этики в демократическом правовом государстве является "этика ненасилия", обосновывающая необходимость отказа от любых форм насилия в человеческих отношениях.

Сегодня общепризнанным считается, что в политике при легитимации конфликта этика должна отдавать предпочтение компромиссу, практике консенсуса, процедуре "круглого стола". Поэтому особое значение приобретает этика переговорного процесса.

 

23.Принципы справедливости Дж. Ролза

Справедливость в этике рассматривают прежде всего как проблему равенства. Связь справедливости и равенства значительно уточняется Дж. Ролзом, который анализирует справедливость как принцип социальной организации. Он вводит понятие равенства в определение справедливости.

Необходимо отметить, что в это определение им включено также понятие неравенства. Справедливость, таким образом, выступает критерием равенства и критерием неравенства между людьми.

Люди, конечно, должны быть равны в своих правах, и это равенство должно быть закреплено законом. Они обязаны быть равны при разделении социальных ценностей.

При этом справедливым будет и неравенство, но когда оно будет являться таким неравным распределением, которое дает преимущество каждому.

В соответствии с этим определение справедливости, которое дает Дж. Ролз, можно разделить на два принципа.



1. Любой человек должен иметь равные права в отношении наиболее обширной системы равных основных свобод, совместимой с подобными свободами для всех остальных людей.

2. Экономические и социальные неравенства должны быть организованы таким образом, чтобы от них можно было бы действительно ожидать преимуществ для всех и доступ к положениям и должностям был открыт для всех.

По всей видимости, равенство не всегда и не для всех выступает приоритетом и является предпочтительным. Так, равенство в социально—экономической сфере, если оно достигается ценой ограничения экономической активности и принудительно низким уровнем жизни большинства граждан, не может считаться благом.

Наоборот, неравенство в богатстве является основой возмещающих преимуществ для каждого человека (например, выплата высокого прогрессивного налога, которым облагается богатство), и в этом случае оно, конечно, справедливо.

«От каждого – по способностям, каждому – по потребностям». Именно по этому принципу справедливости также предполагалось, что люди хотя и будут получать неравное количество благ, но принцип получения их будет в равной степени применяться к каждому: «по потребности».

Основное отличие заключается в том, что первую часть данной формулы можно объяснить: «От каждого (налогов!) согласно доходам»; а вторая – «Каждому бедному столько, сколько общество сможет себе позволить распределить для предоставления социального минимума благ».

Но при тех же условиях данное неравенство будет несправедливым по отношению к богатым налогоплательщикам.

Таким образом, согласно выводам Дж. Ролза, соотношение равенства и справедливости необходимо значительно уточнить: справедливо равенство в распределении прав и обязанностей и соответственно общедоступности справедливости людям; справедливо функциональное неравенство – в распределении благ. Дж. Ролз рассматривает также справедливость во взаимоотношениях между людьми.

 

 

24) Экономическая этика — вид социальной этики, содержащий нравственные нормы и требования, предъявляемые к участникам экономических отношений

Экономическая этика наряду с этикой политической рассматривается в западной науке как составная часть более широкого понятия «социальная этика»,

Экономическая этика выступает в качестве нормативной основы экономической деятельности, регулирующей взаимоотношения в сфере экономики, формулирующей и предъявляющей нравственные требования ко всем субъектам экономических отношений. Основной ее целью является определение институциональных (рамочных) ограничений участников экономического процесса, играющих основополагающую роль в этизации рыночных отношений современного общества. В отличие от индивидуальной этики она обращена к обществу, задает ориентиры и обосновывает нравственные принципы функционирования экономики и в этом смысле является программой экономического порядка. В широком смысле слова экономическая этика призвана объяснить связь экономики с моралью, специфику их взаимоотношений. Общеизвестно, что развитие производства, хозяйственная деятельность объективно способствуют нравственному совершенствованию человека. Издавна считалось, что в трудовой деятельности формируются созидательные силы человека, нравственная основа его отношения к миру, другим людям. Трудолюбие и честность являлись теми двумя основными этическими нормами, которые всегда сопровождали производственную деятельность и торговое перераспределение материальных благ. Без трудолюбия, честности, порядочности, заботы о человеке материальное производство не могло бы существовать. В то же время развитие производства, усложнение и увеличение масштабов человеческой деятельности, повышение уровня техники и технологий поставили человека перед необходимостью осознания степени его ответственности, понимания общественного долга, чувства солидарности. Многое здесь, конечно, зависит от реальной экономической политики государства, его регулирующей роли в сфере экономических отношений. Не случайно говорят: «здоровая экономика — здоровые нравы».

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.