Сделай Сам Свою Работу на 5

Основные типы римской архитектуры.





ПОКОРОЧЕ:

Основные типы римской архитектуры складываются в период республики(510-30 гг до н.э.). Суровая простота жизненого уклада в условиях постоянных войн нашла отражение в конструктивной логике монументальных инженерных сооружений. В них раньше всего проявилось своеобразие римского искусства. В первую очередь следует упомянуть о древних оборонительных стенах Рима(VIв. до н.э.), которые отличаются особой грандиозностью, будучи выложенных из камней больших размеров.

Особое место занимали римские дороги, которые были вымащены камнем и сохранились до нашего времени. Первой из сети дорог, позднее покрывших всэ Италию, была так называемая Аппиева дорога(IV-III вв. до н.э.)

В республиканскую эпоху начинается постройка мощных мостов и акведуков (акведук Аппия Клавдия(311г. до н.э.) протяженность 16,5 км.), своеобразных водопроводов, подающих воду в рим и другие города Италии.

Столкновение с греческим искусством привело к некоторым изменениям в римской архитектуре. Проявилось это в первую очередь в обращении к ордерной системе. Однако в то время как в греческой архитектуре ордер играл конструктивную роль, в Риме он использовался главным образом в декоративных целях. Опорные функции в римской архитектуре выполняла обычно стена. Большое место поэтому принадлежало арке, опиравшейся на массивные столбы. Колонны не могли нести на себе нагрузку многоэтажных сооружений со сводчатыми и купольными перекрытиями и лишь в аркадах сохраняли свою конструктивную роль. Причём, чаще всего здесь применялись заимствованный у греков пышный коринфский ордер, а также так называемый тосканский, который считался строгим и был унаследован римлянами у этрусков.



Основным типом общественного здания в республиканскую эпоху являлся храм. Он сложился постепенно в результате скрещивания преобладающих местных, италийско-этрусских традиций с греческими, приспособленными к местным условиям. Строились как четырёхугольные, так и круглые в плане храмы с входом лишь с главного фасада.

Своеобразие римской архитектуры сказалось в создании нового типа частного жилого дома богатых римских граждан. Римские особняки - это большей частью одноэтажные дома, в которых уютность быта сочеталась с приспособленностью к деловой жизни.



Дом состоял из официальных парадных и хозяйственных помещений, которые окружали центральное или так называемый атриум, а также открытого двора, характерного для греческого дома.

Атриум освещался прямоугольным отверстием в перекрытии. По скатам крыши через это отверстие дождевая вода стекала в расположенный под ним мраморный бассейн.

Замкнутые глухими стенами, римские дома внутри были украшены красочными росписями, мраморной мозаичной скульптурой и цветниками.

ПОДЛИННЕЕ:

 

Типы архитектурных сооружений

 

Таким образом в период Республики созданы все ведущие типы архитектурных сооружений, которые неотделимы от нашего представления в римской культуре в Италии и об ее экспансии по всему античному миру.

Новые архитектурные формы и типы отвечали новым заданиям, вытекающим из все усложняющейся общественной жизни и все усиливающегося классового расслоения римского общества, с разительным контрастом — неисчислимых богатств старой, родовой и новой, денежной знати, с одной стороны, и безысходной нужды не только среди рабов, но и в низших слоях свободного населения, с другой.

Жилище. В жилищном строительстве италийских городов с незапамятных времен тип массового жилища сосуществовал с типом индивидуального дома богачей. Массовое жилище уже в ранний период Республики достигало высоты двух и более этажей и соединялось с табернами или лавками, в которых жители дома занимались торговлей и ремеслом. В конце эпохи Республики дома с табернами уже могли строиться из кирпича и достигали большой высоты — более 20 м. От домов с табернами ведут свое происхождение многоэтажные инсулы императорского периода.



Основным типом индивидуального дома времен ранней Республики был атриумный дом, повидимому, аналогичный домам этрусских богачей. Со второго века эллинизированная знать предпочитает жить в атриумно-перистильных домах, более отвечающих ее требованиям в отношении комфорта, наличия света и воздуха.

Террасные дома впервые нарушают замкнутый характер городского дома античности, связывая его с природой.

Виллы. Загородные, пригородные и городские виллы дают громадное число вариантов в зависимости от характера их связи с сельскохозяйственным производством, от богатства владельцев, от строительной программы, от характера участка и т. д. Сады античных вилл распадались на партер перед домом и на тенистый парк за ним; сложный план партера, подстриженные деревья и искусственные трельяжи, фонтаны с бьющей струей и искусственные ключи, громадное число павильонов, корпусов и разных затей сочетались в неописуемом разнообразии в этих древних, характерных для быта и вкусов римской знати, загородных комплексах.

Форумы. Из рыночной площади, на которой возвышались храмы богов-покровителей, родился форум италийского города. Постепенно обстраиваясь портиками и общественными зданиями, италийский форум приобрел характер громадного парадного двора перед главным храмом, но не терял своей первоначальной связи с торговлей, Двойственное значение форума, как торжественного двора перед храмом и как места торговых сделок, ясно выражено в форуме Цезаря, последнем из форумов Республики и вместе с тем — первом форуме императорского Рима.

Базилики. Местом торговых сделок и вместе с тем местом суда служила также базилика. Главный зал базилики обычно разделялся рядами колонн (а иногда арок) на нефы и перекрывался деревом. Базилики были, повидимому, самыми освещенными и самыми просторными из общественных сооружений раннего Рима. В период поздней Империи базилики стали также перекрываться сводами, как и храмы.

Храмы. Храм периода Республики тесно связан с храмом царского Рима времен этрусской гегемонии. Италийская основа республиканского храма всегда сквозит через эллинистическую декорацию и проявляется в постановке храма на подии с доступом только с передней стороны, в значительной глубине переднего портика и в отсутствии заднего, в постановке культовой статуи в глубине целлы или даже в

особой абсиде, наконец,— в отодвинутости храма в самую глубину лежащей перед ним площади, будь то форум или священная ограда. Созданный при Республике псевдопериптер внешне обнаруживает некоторое сходство с греческим периптером, но по существу является италийским простильным храмом, у которого стены разбиты пилястрами или полуколоннами, продолжающими метрический ряд колонн портика главного фасада.

Театры. Театр, как таковой, был создан не в Риме, а в Греции, но в Риме он вышел из земли и обратился в единое театральное здание, в котором разъединенные в греческом театре сцена и места для зрителей слились в единый, целостный объем, причем кулуары часто включались в субструкции «зрительного зала» и могли служить для эвакуации массы зрителей. Во многих римских театрах сохранялось, однако, расположение мест на склоне холма, когда это было оправдано местными условиями.

Амфитеатры. Чисто римским типом архитектурных сооружений является амфитеатр, родившийся из соединения двух театров и служивший для проведения боев гладиаторов и «игр» с животными.

Термы. Значительного распространения и развития достигли уже при Республике термы, представлявшие собой соединение бань и греческой палестры. Уже в республиканский период в состав терм входили не только различные помещения для омовения, но также портики и экседры для бесед и чтений. Термы республиканского периода были, однако, еще далеки от соответствующих грандиозных сооружений императорского времени. Они не имели уравновешенной симметричной композиции, и понадобилось еще более ста лет, чтобы приблизиться к классическому архитектурному решению плана терм в эпоху Флавиев и Траяна.

Инженерные сооружения. К числу важнейших архитектурных произведений Республики принадлежат ее инженерные сооружения: оборонительные стены, мосты и надземные акведуки. Все эти инженерные сооружения первоначально выполнялись из тесаного камня, а впоследствии также и из бетона.

Арки римских мостов уже к середине I века до н. э. достигали пролета 24 м. В мостах и акведуках в наиболее чистом и

ничем не замаскированном виде выступает принцип арки и свода, который лежит в основе всего грандиозного строительства Древнего Рима.

В так называемых триумфальных арках полуциркульная арка и полуциркульный свод даются в наиболее богатом декоративном наряде. По смыслу «триумфальные арки» вернее было бы называть мемориальными, так как они воздвигались не только для того, чтобы увековечить триумф полководца: сооружением арки отмечалось, например, возвышение города в ранг колонии, установление границы области, постройка нового моста или, наконец, просто военные или гражданские заслуги той или иной знатной семьи. Мемориальные арки Республики до нас не дошли, но известны по описаниям.

Дороги и гробницы. Ко времени Республики относится строительство и ряда римских монументальных дорог, предназначавшихся для движения легионов и должностных лиц. От этрусков римляне восприняли обычай ставить по обеим сторонам дорог, у входа в город, надгробные памятники. К концу Республики вошло в обычай строить под землей громадные коллективные колумбарии с тысячами ниш для урн рабов и вольноотпущенников богатых родов (табл. 36, фигуры 4, 5) по принципу этрусских камер позднего времени. Место погребения богатых и знатных людей отмечалось надгробными памятниками самой разнообразной формы и размеров. Это могли быть увенчанные конусом цилиндры на круглом и квадратном основании; кубические монументы, чаще всего с высоким завершением в виде пирамиды, или полукруглые экседры со скамьей для посетителя и вознесенной на колонну погребальной урной. Они тянулись иногда вдоль дороги на многие километры, напоминая путнику о знатности и богатстве похороненных в них граждан.

Римский портрет.

Портретное искусство Рима

Наряду с архитектурой в эпоху Римской республики развивается реалистический скульптурный портрет, занимающий особое место в античном искусстве. Его своеобразие особенно ярко выступает при сравнении с портретами эпохи эллинизма. Изображая великих писателей, полководцев, политических деятелей, греческие скульпторы эпохи классики стремились к созданию образа идеально прекрасного и нармонично развитого человека, который был образцом для всех граждан города-государства. В произведениях греческих мастеров III-I веков до н. э. сохраняется типическая обобщенность образов, но появляется большая индивидуализация в сочетании с эмоциональной выразительностью портретов.

В это же время на италийской почве, главным образом в Этрурии, в портретном искусстве складывается другое направление с подчеркнутым интересом к индивидуальному облику человека. Традиции этого искусства сыграли решающую роль в формировании стиля римского портрета.

Самые ранние римские портреты выполнены этрусскими мастерами. Подлинном шедевром скульптуры является бронзовый бюст, созданный в первой половине III века до н. э. В нем запечатлен человек с крупной красивой формой головы и правильным овалом лица. Пропорции лица свидетельствуют о стремлении к благородному идеалу греческого искусства, но типично римский орлиный профиль и чуть заметная асимметрия черт придают ему неповторимое своеобразие. Прекрасно гравированы волосы и борода. Инкрустированные глаза создают ощущение проницательного взгляда. Внутренняя сила и сосредоточненность сообщают образу нравственное величие. В нем чувствуется ум, жизненный опыт, цельность характера.

Умение обобщенно передать черты лица и сознательная типизация сближают работу этрусского мастера с портретными скульптурами ораторов и политических деятелей Греции IV-III веков до н. э. Долгое время этот бюст считался изображением прославленного римлянина Юния Брута, одного из инициаторов восстания в конце VI века до н. э., в результате которого был изгнан последний римский царь Тарквиний Гордый и установлена республика. В сознании римлян и в их легендах это был человек большого мужества, беспредельно любящий свободу, образец доблестного гражданина. Не удивительно, что бронзовый бюст ассоциировался с образом легендарного римлянина.

В первые века существования Республики римляне заимствовали культ почитания предков, широко распространенный в Этрурии. В приемных богатых домов стояли портретные изображения предков хозяина дома, которые были предметом фамильной гордости аристократов. Писатели древности сообщают, что такие портреты часто отливали из воска и несли в погребальной процессии за гробом умершего знатного римлянина. Эти портреты отличались большой достоверностью в передаче черт лица, и многие из них, по существу, еще не были произведениями искусства, сохраняя культово-семейное значение.

Однако создание таких портретов способствовали развитию у скульпторов навыков точного изображения человеческого лица со всеми его неповторимыми индивидуальными чертами. Говорить о художественном значении этих портретных изображений не приходится - сами римляне предпочитали им прекрасные греческие статуи.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.