Сделай Сам Свою Работу на 5

Древний Египет – периодизация искусства и особенности.





Синкретичность первобытного искусства.

 

Под синкретизмом первобытного искусства обычно понимают слитность, нерасчлененность в нем основных форм художественного творчества изобразительного искусства, драмы, музыки, пляски и т. д. Все эти формы художественного творчества тесно связаны со всей многообразной жизнью первобытных людей, их трудовой деятельностью, с обрядами посвящения (инициациями), с продуцирующими обрядами (обрядами умножения естественных ресурсов и самого человеческого общества, обрядами «делания» животных, растений и людей), с обрядами, воспроизводящими жизнь и деяния тотемических и мифологических героев, то есть с отлитыми в традиционную форму коллективными действиями, играющими в жизни первобытных обществ очень большую роль и сообщающими первобытному искусству определенное социальное звучание. У наскальных рисунков или скульптурных изображений - идолов, как мы их называем теперь, первобытные люди совершали ритуальные танцы, сопровождаемые музыкой, издаваемой примитивными музыкальными инструментами, пением.

Первобытные люди считали, что производя магические действия, они могут повлиять на природу, свою жизнь.



Синкретическое искусство включало в себя весь комплекс действий, не связанных с трудовой деятельностью человека. Оно отразило в себе первые представления человека об окружающем мире, благодаря ему сохранялись и передавались знания и навыки, происходило общение людей друг с другом.

Под синкретизмом первобытного искусства обычно понимают слитность, нерасчлененность в нем основных форм художественного творчества изобразительного искусства, драмы, музыки, пляски и т. д. Все эти формы художественного творчества тесно связаны со всей многообразной жизнью коллектива, с его трудовой деятельностью, с обрядами посвящения (инициациями), с продуцирующими обрядами (обрядами умножения естественных ресурсов и самого человеческого общества, обрядами «делания» животных, растений и людей), с обрядами, воспроизводящими жизнь и деяния тотемических и мифологических героев, то есть с отлитыми в традиционную форму коллективными действиями, играющими в жизни первобытных обществ очень большую роль и сообщающими и первобытному искусству определенное социальное звучание. У наскальных рисунков или скульптурных изображений - идолов, как мы их называем теперь, первобытные люди совершали ритуальные танцы, сопровождаемые музыкой, издаваемой примитивными музыкальными инструментами, пением. Синкретическое искусство включало в себя весь комплекс действий, не связанных с трудовой деятельностью человека.



Искусство Палеолита.

Древнекаменный век, или палеолит. В ходе истории этого периода можно проследить ряд ступеней развития: древний, или нижний палеолит; средний палеолит; поздний, или верхний палеолит. Сложение рода и появление первых памятников изобразительной деятельности человека падают на конец среднего палеолита, так называемую эпоху Мустье, и на весь поздний палеолит — эпоху Ориньяк (40—35 тысячелетия до н. э.), Солютре (35—25 тысячелетия до н. э.), Мадлен (25—12 тысячелетия до н. э.) .

В эти тысячелетия появилось много разнообразных типов каменных орудий. Из них самым распространенным было ручное рубило. Тогда же начали зарождаться оседлые поселения с жилищами. Человек был еще очень слаб и беспомощен перед силами природы, в результате чего и зародились в сознании людей первые религиозные представления, с которыми были в какой-то мере связаны первые шаги изобразительного искусства.

Уже в эпоху Мустье человек меняет форму и вид предмета не только с целью создания практических орудий. Таковы небольшие каменные плиты с нанесенными на них красочными полосами и пятнами и с выдолбленными чашечками, расположенными в определенном порядке (пещера Ля-Ферраси, Франция). Нельзя переоценивать значение этих предметов, но все же они свидетельствуют о достаточно сложной умственной работе первобытного человека.



В начале позднего палеолита родились все виды изобразительной деятельности, росписи на стенах и потолках пещер, рельеф и круглая скульптура, гравированный рисунок на камне, кости, роге . Рисунок исполнялся кремневым резцом, иногда просто пальцем на наносном слое глины на стенах пещер. Роспись наносилась какими-то примитивными кистями или прямо рукой; в некоторых случаях росписям предшествовал гравированный рисунок. Первобытный художник писал охрой — желтой, красной и коричневой, сажей и мергелем. Минеральные краски растирались на животном жиру. Круглая скульптура создавалась из мягких пород камня, рога и кости и была всегда небольших размеров. Рельеф вырезался или на отдельных камнях или на стенах пещер, где использовались естественные выступы поверхности стены. Почти все сюжеты посвящены животным. Обычно это изображения лошади, оленя, быка, бизона, носорога, льва, медведя.

Эпоха Ориньяк. К эпохе Ориньяк (40—35 тысячелетия до н. э.) относится серия рисунков в пещерах Франции и Испании. Рисунки очень несовершенны, почти невозможно узнать породу животного, пропорции не соблюдены, неясно обозначены голова и ноги. Но эти рисунки ценны тем, что показывают первые попытки осмыслить и передать виденное. В конце эпохи рисунки более реальны; можно различить породу животного, так как нарисованы морды, рога, копыта, шерсть.

В этот же период создаются и первые произведения круглой пластики: женские фигурки из мягких пород камня (размером в 5—10 см). Конечности у таких фигурок едва намечены, голова обработана суммарно без обозначения черт лица, но зато резко подчеркнуты половые признаки женщины. Такого рода женские статуэтки были широко распространены на территории Испании, Франции и СССР. Эта эпоха — время матриархата, время господства материнского рода, когда женщина руководила жизнью коллектива, и счет родства велся по женской линии.

В эпоху Ориньяк встречаются на стенах пещер изображения рук; краской обводился контур руки, и рисунок заключался в круг. Последнее обстоятельство свидетельствует, что это не случайные отпечатки, а магические знаки.

Кроме изображения животных, на стенах пещер встречаются изображения человеческих фигур в звериных масках. Это охотники, которые надевали маски и для совершения религиозных обрядов и для магического танца.

Эпоха Солютре. В эпоху Солютре (35—25 тысячелетия до н.э.) расширяется и углубляется образное познание окружающего мира, уточняется представление о животном мире, который и в этот период остается главной темой искусства. Фигура животного рисуется теперь более уверенной линией, контур делается четче, пропорции правильнее; появляется штриховка, открывшая возможность перехода от плоскостного контурного рисунка к более объемному изображению. Встречаются попытки показать животное в различных позах, и к концу эпохи Солютре в этом отношении достигается значительный успех (пещеры Франции — Нио, Фон-де-Гом; Испании — дела Пенья, Пасегья, Кастильо.

Эпоха Мадлен. Наивысший расцвет искусства палеолита падает на эпоху Мадлен (25—12 тысячелетия до н.э.). Животное остается главной темой искусства, но изображается оно теперь в движении. Лучшие рисунки этого времени показывают животных пасущимися, лежащими, бегущими, дерущимися.

В более ранние эпохи краска служила лишь для обведения контура; если в конце эпохи Солютре закрашиваются лишь отдельные части фигуры, то в эпоху Мадлен все изображение покрывается краской и постепенно от одноцветной росписи переходят к двум-трем цветам различной силы тона и интенсивности.

Шедевры мадленской живописи из Альтамирской пещеры (Испания) и пещеры Фон-де-Гом (Франция) передают животное почти в натуральную величину с поразительной жизненной убедительностью.

Почти все изображения животных эпохи Мадлен изолированы, не связаны между собой композиционно. Лишь к концу периода художники начинают группировать фигуры животных. К лучшим памятникам такого характера относится изображение группы оленей на стене пещеры Лимейль (Франция), рисунок на кости стада оленей из грота Мэри около Тейжа (Франция) и табун лошадей из грота Шаффо (Франция).

Искусство Мезолита.

Немного записей с лекции:

Мезолит. Средний каменный век. (10 – 6 тыс. до н.э.)

- Появляются предметы керамики.

- Изображение не только животных, но и людей. Изображение человека в активном действии. (Роль человека становится выше).

- появляются условные карты местности.

Интернет:

Переходным периодом от палеолита к неолиту является мезолит — среднекаменный век, который совпадает с установлением на земном шаре современной геологической эпохи, наступившей после отступления ледников.

В жизни человеческого общества происходят большие перемены, появляются лук и стрелы, что сразу облегчило охоту. Теперь охотятся на более мелких животных, так как мамонт, пещерный медведь исчезли. Люди группируются в небольшие коллективы, которые обладают большей подвижностью и могут осваивать гораздо большую территорию. Иными, более эффективными становятся каменные орудия, так называемые микролиты. Они невелики по размеру, но требуют значительного умения в обращении.

Раскопки захоронений, где найдено большое количество вещей, положенных в могилу вместе с покойным, свидетельствуют о развитии верований в загробную жизнь. Все это является признаком более глубокого развития сложного процесса мышления.

Изменения произошли и в области искусства: изображаются многофигурные сцены военной борьбы, охоты, загона скота, сбора меда (например, живопись в пещерах Испании). Животные теперь даются силуэтом, залитым черной или красной краской, но, несмотря на это, сила выразительности образного решения не теряется, так как все сосредоточивается на передаче экспрессии движения. Теперь художник старается не только добиться внешнего сходства, а главное, показать внутренний смысл происходящих событий. Человеческая фигура изображена схематично, условно, отдельными штрихами, но всегда в живом движении. Видимо, прежде всего было важно изобразить действие человека, как он бежит, стреляет, борется, танцует, собирает плоды. Если изображения животного и человека эпохи мезолита менее правдоподобны, чем в предыдущую эпоху, то это говорит не о падении мастерства первобытных художников, а об изменении задач искусства. Создание динамичных сцен с определенным сюжетом свидетельствует о более глубоком и сложном отражении действительности в сознании человека.

Искусство мезолита может быть сравнимо с искусством бушменов 14—15 вв. н.э. (племен, живущих в Южной Африке). Бушмены — охотничьи племена, живущие и теперь в чрезвычайно трудных условиях пустыни Калахари, создали удивительные наскальные росписи. Сцены, где участвуют люди, животные, птицы, очень динамичны. Раскраска, как это было и в росписях мезолита, несколько условна, но изображения отличаются верной передачей натуры.

Одомашнивание животных привело к тому, что они заняли более скромное место в искусстве, человек же занял место центра и хозяина окружающего мира.

Искусство Неолита.

 

Таяние ледников в неолите или новом каменном веке (5000-3000гг. до н.э.), привело в движение народы, начавшие заселять новые пространства. Усилилась межплеменная борьба за обладание наиболее благоприятными охотничьими угодьями, за захват новых земель. В эпоху неолита человеку угрожала худшая из опасностей - другой человек! Новые поселения возникали на островах в излучинах рек, на небольших холмах, т.е. в местах, защищённых от внезапного нападения.

Наскальная живопись в эпоху неолита становится всё более схематичной и условной: изображения лишь слегка напоминают человека или животное. это явление характерно для разных районов земного шара. Например, найденные на территории Норвегии наскальные рисунки оленей, медведей, китов, тюленей, достигающие восьми метров в длину.

Помимо схематизма они отличаются небрежностью исполнения. Наряду со стилизованными рисунками людей и животных встречаются разнообразные геометрические фигуры (круги, прямоугольники, ромбы и спирали и т.д.), изображения оружия (топоры и кинжалы) и средств передвижения (лодки, корабли). Воспроизведение живой природы уходит на второй план.

 

Примеры искусства неолита:

 

1. Стоунхендж (Солсбери, Англия. II тыс. до н.э.), Менгиры. Неолит. (Бретань. Франция). Оба примера - мегалиты. Мегалииты — доисторические сооружения из больших каменных блоков, соединённых без применения цемента или известкового раствора. В предельном случае это один модуль (менгир).

 

Древний Египет – периодизация искусства и особенности.

5.Период Даты Династии Основные фараоны и важнейшие памятники

 

Додинастический период

5 – 4 тыс. до н.э. 0 династия • 0 династия – палетка Нармера

Раннее царство

30 – 28 века до н.э. 1 – 2 династии • 1 династия – стела Джета

 

Древнее царство

28 – 23 века до н.э. 3 – 6 династии • 3 династия – пирамида Джосера

• 4 династия – три пирамиды Снофру, пирамиды в Гизе

• 5-6 династии – солнечные храмы

 

Первый период распада 7 – 10 династии Сохранилось мало памятников.

Среднее царство

21 – 18 века до н.э. 11 – 12 династии • 11 династия – Ментухотеп I, заупокойный храм в Дейр эль-Бахари

• 12 – Сенусерты I, II, и III, начало строительства храма в Карнаке

 

Второй период распада 13 – 17 династии Сохранилось мало памятников.

 

Новое царство

16 – 11 века до н.э. 18 – 20 династии • Первая половина 18 династии – Тутмессиды и Хатшепсут

• Вторая половина 18 династии – Эхнатон и его преемники

• 19-20 династии – Рамессиды

Поздний период

11 – 4 века до н.э. 21 – 31 династии • 21 династия – местные фараоны

• С 22 по 25 дин. – иноземцы

• 26 династия – эпоха Саиса

• 27 династия – персы

• 28 – 31 династии – местные фараоны

• 332 г. до н.э. – завоевание Египта Александром Македонским, начало эпохи эллинизма

 

основные этапы:

Додинастический период (4 тысячелетие до н. э.),

Древнее царство (3200—2400 гг. до н. э.),

Среднее царство (21 в.—начало 19 в. до н. э.),

Новое царство (16 в.—12 в. до н. э.),

Позднее время (11 в.—332 г. до н. э.).

Одной из характернейших черт Древнего Египта является его относительная замкнутость, дававшая возможность стране жить и развиваться во всем своеобразии своей культуры, без тех больших внешних политических потрясенией, которые приходилось непрерывно переживать Двуречью.

Периодизация. Общая характеристика

«Даром Нила» назвал долину Нила греческий историк Геродот. Это название ярче всего определяет огромное значение в жизни страны великой реки, протянувшейся почти на тысячу километров от первых порогов у Ассуана до Средиземного моря. Вслед за ежегодным разливом Нила в Египте наступал период засухи, длившийся более полугода, и населению пришлось очень рано научиться задерживать воды разлива для развития земледелия, ставшего основой всего хозяйства Египта, зависящего от ирригации, то есть от искусственного орошения. Наряду с земледелием большую роль играло и скотоводство как мелкое, так и крупное. Охота, которая в глубочайшей древности была, наравне с рыболовством, главным средством пропитания населения, не забрасывалась совершенно и в более позднее время.

Египет чрезвычайно богат камнем различных пород, начиная от твердых, первозданных гранитов, диоритов, порфиров, кончая поделочными цветными породами, полупрозрачным, желтоватым агатом-ониксом и драгоценным изумрудом. Камень в строительном деле очень рано заменил собой дерево, так как в безлесном Египте последнее, хотя и встречалось, но было гораздо более дорогим материалом, чем камень.

В самом Египте месторождения металлов весьма невелики, но золото очень рано стали добывать недалеко от его южной границы, в Нубии. Медь привозилась с Синайского полуострова или доставлялась с острова Кипра, сношения с которым начались чрезвычайно рано, так же как и с финикийским побережьем. Серебро, которое в древнейшее время ценилось в Египте дороже золота, поступало, вероятно, из Малой Азии, с гор Тавра, через посредство того же финикийского побережья, а железо вошло в употребление только со второй половины 2 тысячелетия до н. э., то есть со времени Нового царства.

Памятники древнеегипетского искусства на протяжении всей его истории имели в подавляющем большинстве культовое назначение.

Замедленный характер развития древнеегипетского общества породил застойность религиозных представлений, канонизацию художественных образов. Возникшее в древнейший период египетское искусство продолжало сохранять свои характерные особенности в течение многих веков. Но, несмотря на это, на протяжении истории Древнего Египта египетское искусство развивалось, приобретая в разные исторические периоды разнообразные художественные формы.

Ведущим видом искусства в Египте была архитектура; все остальные виды подчинялись ей, зависели от нее, то есть, иными словами, искусство в Египте было комплексно, и это его основная и наиболее характерная черта.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.