Сделай Сам Свою Работу на 5

Прокурорский надзор за исполнением законов в специализированных учреждениях и воспитательных колониях для несовершеннолетних.





1.4 Прокурорский надзор за законностью деятельности специализированных учреждений, обеспечивающих исправление несовершеннолетних

Важным участком работы прокурора является надзор за законностью в деятельности специальных учебно-воспитательных, лечебно-воспитательных учреждений, детских специальных приютов и иных учреждений, предоставляющих услуги по социальной помощи и реабилитации несовершеннолетних, а также приемников-распределителей для несовершеннолетних.

Законом от 31 мая 2003 г. установлены специальные учебно-воспитательные и лечебно-воспитательные учреждения (ст. 14).

К специальным учебно-воспитательным учреждениям относятся специальные школы закрытого типа и специальные профессионально-технические училища закрытого типа. К специальным лечебно-воспитательным учреждениям относятся специальные учреждения закрытого типа для несовершеннолетних, имеющих недостатки физического или психического развития либо заболевания, вызывающие необходимость их содержания, лечения, воспитания и обучения в этих учреждениях.

В специальные учебно-воспитательные и лечебно-воспитательные учреждения могут быть помещены несовершеннолетние в возрасте от одиннадцати до восемнадцати лет, нуждающиеся в особых условиях воспитания, обучения и содержания, в случаях, если они:



- совершили общественно опасные деяния, предусмотренные Уголовным кодексом Республики Беларусь, но не достигли возраста, с которого наступает уголовная ответственность, либо вследствие отставания в умственном развитии, не связанного с болезненным психическим расстройством, были не способны сознавать фактический характер или общественную опасность своих деяний;

- осуждены с применением принудительных мер воспитательного характера в виде помещения их в специальные учебно-воспитательные или лечебно-воспитательные учреждения.

Основанием для содержания несовершеннолетних в специальных учебно-воспитательных или лечебно-воспитательных учреждениях является решение или приговор суда.

Несовершеннолетние могут быть помещены в специальные учебно-воспитательные или лечебно-воспитательные учреждения до достижения ими возраста восемнадцати лет, но не более чем на два года. Срок их содержания в указанных учреждениях не может превышать максимального срока наказания, предусмотренного У головным кодексом Республики Беларусь за совершенные ими преступления. Пребывание несовершеннолетних в специальных учебно-воспитательных ил и лечебно-воспитательных учреждениях может быть досрочно прекращено не позже чем затри месяца до окончания текущего учебного года.



В срок содержания несовершеннолетних в специальных учебно-воспитательных или лечебно-воспитательных учреждениях засчитываются:

- срок содержания под стражей и срок домашнего ареста несовершеннолетних;

- срок нахождения несовершеннолетних в приемниках-распределителях для несовершеннолетних.

В специальные учебно-воспитательные или лечебно-воспитательные учреждения не могут быть помещены несовершеннолетние, имеющие заболевания, препятствующие их содержанию и обучению в этих учреждениях. Перечень таких заболеваний утверждается Правительством Республики Беларусь.

Администрация специальных учебно-воспитательных и лечебно-воспитательных учреждений в соответствии с их уставами:

- обеспечивает специальные условия содержания несовершеннолетних, включающие охрану территории указанных учреждений, личную безопасность несовершеннолетних и их максимальную защищенность от негативного влияния, ограничение свободного входа на территорию указанных учреждений посторонних лиц, свободного выхода несовершеннолетних, содержащихся в указанных учреждениях, круглосуточный контроль за несовершеннолетними, в том числе во время, отведенное для сна;



- информирует органы внутренних дел по месту нахождения указанных учреждений и по месту жительства несовершеннолетних о случаях их самовольного ухода и совместно с органами внутренних дел принимает меры по их обнаружению и возвращению в указанные учреждения;

- направляет в комиссии по делам несовершеннолетних по месту жительства несовершеннолетних извещения о выпуске несовершеннолетних из указанных учреждений не позднее чем за один месяц до выпуска, а также характеристики несовершеннолетних и рекомендации о необходимости проведения с ними в дальнейшем индивидуальной профилактической работы и оказания им содействия в трудовом и бытовом устройстве;

- проводит личный досмотр несовершеннолетних, досмотр их вещей, получаемых и отправляемых ими писем, посылок или иных почтовых сообщений, осмотр территории указанных учреждений, жилых и других помещений и находящегося в них имущества в целях выявления и изъятия предметов, запрещенных к хранению в указанных учреждениях, о чем составляется акт;

- осуществляет функции, указанные в ст. 13 Закона от 31 мая 2003 г.;

- осуществляет иные полномочия по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, предусмотренные законодательством;

- подготавливает совместно с комиссиями по делам несовершеннолетних заявления в суд по месту нахождения указанных учреждений по вопросам:

- перевода несовершеннолетних в другие специальные учебно-воспитательные или лечебно-воспитательные учреждения в связи с их возрастом, состоянием здоровья, а также в целях создания наиболее благоприятных условий для их исправления;

- прекращения пребывания несовершеннолетних в указанных учреждениях до истечения установленного судом срока, если они ввиду исправления не нуждаются в дальнейшем применении этой меры воспитательного характера;

- продления срока пребывания несовершеннолетних в указанных учреждениях в случае необходимости завершения их обучения.

Примерные уставы специального учебно-воспитательного учреждения и специального лечебно-воспитательного учреждения утверждаются Правительством Республики Беларусь.

Для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной помощи и реабилитации, предусмотрены специализированные учреждения. К специализированным учреждениям для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной помощи и реабилитации, относятся детские социальные приюты и иные учреждения, предоставляющие услуги по социальной помощи и реабилитации несовершеннолетних. В специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной помощи и реабилитации, круглосуточно принимаются в установленном порядке несовершеннолетние:

- оставшиеся без попечения родителей, усыновителей, опекунов или попечителей;

- проживающие в семьях, находящихся в социально опасном положении;

- заблудившиеся или подкинутые;

- самовольно оставившие семью, ушедшие из детских интернатных учреждений, за исключением несовершеннолетних, самовольно ушедших из специальных учебно-воспитательных или лечебно-воспитательных учреждений;

- не имеющие места жительства;

- оказавшиеся в иной трудной жизненной ситуации и нуждающиеся в социальной помощи и реабилитации.

Основаниями для помещения в специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной помощи и реабилитации, являются:

- личное обращение несовершеннолетнего;

- заявление родителей, усыновителей, опекунов или попечителей несовершеннолетнего с учетом мнения несовершеннолетнего, достигшего возраста десяти лет, за исключением случаев, когда мнение несовершеннолетнего противоречит его интересам;

- направление органа, осуществляющего профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

- судебное постановление, постановление органа дознания, следователя, прокурора в случаях задержания, заключения под стражу или осуждения родителей, усыновителей, опекунов или попечителей несовершеннолетнего;

- акт оперативного дежурного органа внутренних дел о необходимости помещения несовершеннолетнего в специализированное учреждение для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной помощи и реабилитации. Копия этого акта в течение пяти суток направляется в орган опеки и попечительства.

В специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной помощи и реабилитации, не могут быть помещены лица, находящиеся в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения, а также лица с явными признаками обострения психического заболевания.

Несовершеннолетние помещаются в специализированные учреждения на время, необходимое для оказания им социальной помощи или их социальной реабилитации.

Несовершеннолетние, добровольно обратившиеся в специализированные учреждения, имеют право покинуть их на основании личного заявления, если в период нахождения несовершеннолетних в этих учреждениях не возникли иные основания для помещения их в указанные специализированные учреждения.

Специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной помощи и реабилитации:

- принимают участие в выявлении и устранении причин и условий, способствующих безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних;

- оказывают социальную, психологическую и иную помощь несовершеннолетним, их родителям, усыновителям, опекунам или попечителям в ликвидации трудной жизненной ситуации, восстановлении социального статуса несовершеннолетних в коллективах сверстников по месту учебы работы), жительства, содействуют возвращению несовершеннолетних в семьи;

- содержат несовершеннолетних, помещенных в эти учреждения, осуществляют их социальную реабилитацию, защиту их прав и законных интересов, организуют медицинское обслуживание и обучение несовершеннолетних в соответствии с образовательными программами, содействуют их профессиональной ориентации и получению ими специальности;

- уведомляют родителей, усыновителей, опекунов или попечителей несовершеннолетних о помещении несовершеннолетних в указанные учреждения;

- содействуют органам опеки и попечительства в осуществлении устройства несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей, усыновителей, опекунов или попечителей;

- вызывают представителей детских интернатных учреждений для возвращения им несовершеннолетних, самовольно ушедших из указанных учреждений;

- приглашают родителей, усыновителей, опекунов или попечителей несовершеннолетних для возвращения им несовершеннолетних, самовольно ушедших из дома;

- изымают в установленном порядке у несовершеннолетних, содержащихся в специализированных учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной помощи и реабилитации, предметы, запрещенные к хранению в указанных учреждениях;

- осуществляют иные полномочия по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, предусмотренные законодательством.

Примерный устав специализированного учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной помощи и реабилитации, утверждается Правительством Республики Беларусь.

В поле зрения прокурора постоянно должны находиться вопросы законности помещения и содержания несовершеннолетних в приемниках-распределителях для несовершеннолетних, своевременности уведомления прокурора об этом, соблюдения требований ст. 22 Закона от 31 мая 2003 г.

Приемники-распределители для несовершеннолетних:

- обеспечивают круглосуточный прием и временное содержание несовершеннолетних правонарушителей в целях защиты их жизни, здоровья и предупреждения повторных правонарушений;

- проводят индивидуальную профилактическую работу с доставленными несовершеннолетними, выявляют причины и условия, способствующие безнадзорности, беспризорности, совершению несовершеннолетними правонарушений или иных антиобщественных действий, и информируют об этом заинтересованные органы, учреждения и иные организации;

- доставляют несовершеннолетних в специальные учебно-воспитательные и лечебно-воспитательные учреждения, а также осуществляют иные меры по устройству несовершеннолетних, содержащихся в указанных учреждениях.

В приемники-распределители для несовершеннолетних могут быть помещены несовершеннолетние:

- направляемые по приговору суда или по решению суда в специальные учебно-воспитательные или лечебно-воспитательные учреждения;

- ожидающие рассмотрения судом вопроса о помещении их в специальные учебно-воспитательные или лечебно-воспитательные учреждения;

- самовольно ушедшие из специальных учебно-воспитательных или лечебно-воспитательных учреждений, безнадзорные или беспризорные — до установления их личности и передачи специальным учебно-воспитательным или лечебно-воспитательным учреждениям либо родителям, усыновителям, опекунам или попечителям;

- совершившие общественно опасные деяния, предусмотренные Уголовным кодексом Республики Беларусь, но вследствие недостижения возраста, с которого наступает уголовная ответственность, либо отставания в умственном развитии, не связанного с болезненным психическим расстройством, были не способны сознавать фактический характер или общественную опасность своих деяний — в случаях, если необходимо обеспечить защиту жизни или здоровья несовершеннолетних или предупредить совершение ими повторных общественно опасных деяний, а также в случаях, если их личность не установлена либо они не имеют места жительства или не проживают постоянно на территории Республики Беларусь, где ими были совершены общественно опасные деяния;

- совершившие правонарушения, влекущие административную ответственность, — в случаях, если их личность не установлена либо они не имеют места жительства или не проживают постоянно на территории Республики Беларусь, где ими были совершены правонарушения.

Основаниями для помещения несовершеннолетних в приемники-распределители для несовершеннолетних являются приговор, решение или определение суда.

В исключительных случаях несовершеннолетние могут быть помещены в приемники-распределители для несовершеннолетних на основании постановления начальника органа внутренних дел или его заместителя. В этом случае материалы на несовершеннолетних в течение трех суток после их помещения в приемники-распределители для несовершеннолетних представляются в суд для решения вопроса об их дальнейшем содержании или освобождении.

Несовершеннолетние могут находиться в приемнике-распределителе для несовершеннолетних в течение времени, минимально необходимого для их устройства, но не более 30 дней, в случаях, если их личность не установлена либо они не имеют места жительства или не проживают постоянно на территории Республики Беларусь, — не более 60 дней. В исключительных случаях это время может быть продлено па основании определения суда на срок до 15 дней.

Во время нахождения несовершеннолетнего в приемнике-распределителе для несовершеннолетних не входят:

- период карантина в приемнике-распределителе для несовершеннолетних, объявленного органом государственного управления здравоохранением или организацией здравоохранения;

- время болезни несовершеннолетнего, которая подтверждена документом организации здравоохранения и препятствует его возвращению в семью или направлению в соответствующее учреждение;

- время рассмотрения жалобы или протеста прокурора «а приговор или решение суда о помещении несовершеннолетнего в специальное учебно-воспитательное или лечебно-воспитательное учреждение.

 

Организация работы по обращениям граждан и юридических лиц в органах прокуратуры. Прием граждан, индивидуальных предпринимателей и представителей юридических лиц. Анализ и обобщение поступивших обращений граждан и юридических лиц.

1.Сущность и значение работы органов прокуратуры с заявлениями, жалобами и иными обращениями граждан.

2.Рассмотрение жалоб на действия органов управления, организаций и д.л.

3.Рассмотрения жалоб на действия органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, дознания и предварительного следствия.

4.Рассмотрения жалоб на приговоры, определения и постановления суда.

 

1.З-ом РБ об обращениях граждан установлен порядок обращения граждан с предложениями, заявлениями и жалобами к д.л. государственных органов, органов общественных объединений, учреждений и организаций и предприятий независимо от формы собственности, а также порядок рассмотрения предложений, заявлений и жалоб. Обращения могут быть индивидуальными и коллективными, устными или письменными. К обращениям граждан относятся предложения, заявления и жалобы.

Предложение – обращение граждан, направленное на совершенствование нормативного регулирования общественных отношений путем принятия новых актов законодательства или внесения изменений в действующие акты законодательства, улучшение деятельности учреждений, организаций, органов и предприятий.

Заявление – обращение граждан, направленное на устранение конкретных правонарушений или реализацию прав и законных интересов граждан.

Жалоба – обращение граждан, содержащее требование восстановления их прав и законных интересов, нарушенных действиями или бездействием д.л. соответствующих органов, учреждений, организаций и предприятий.

Согласно ст.14 закона О прокуратуре в органах прокуратуры в соответствии с их полномочиями рассматриваются обращения граждан, в том числе и.п. и организаций, содержащие сведения о нарушении законодательства в порядке и сроки, установленные законодательными актами. Прокурор принимает меры по восстановлению нарушенных прав и законных интересов граждан, в том числе и.п. и организаций, привлечению нарушителей к установленной законодательными актами ответственности.

Прокурор ведет личный прием граждан, осуществляет надзор за исполнением требований законодательства, регулирующего порядок рассмотрения д.л. обращений граждан и организаций. Генеральный прокурор и подчиненные ему прокуроры при рассмотрении заявлений, жалоб и других обращений осуществляет надзор за точным и единообразным исполнением законодательства всеми государственными органами, местными представительными и исполнительными органами, организациями, д.л. Прокуроры в установленном законом порядке принимают меры по восстановлению нарушенных прав и законных интересов граждан и юр.лиц, привлечению виновных в этих нарушениях к установленной законом ответственности.

Предметом прокурорского надзора в этой области является:

1)надзор за соблюдением прав и свобод граждан, гарантированной конституцией в данной сфере

2)обеспечение надлежащего, в соответствии с законом справедливого обоснованного рассмотрения заявлений и жалоб во всех государственных, местных органах власти и управления, общественных организациях, коммерческих учреждениях, на предприятиях независимо от форм собственности

3)обеспечение неукоснительного соблюдения порядка и сроков рассмотрения жалоб и заявлений

4)организация надлежащего рассмотрения и разрешения жалоб и заявлений граждан, поступивших в органы прокуратуры

Задачи прокурорского надзора. Надзор за законностью рассмотрения и разрешения жалоб и заявлений, поступающих в поднадзорные прокуратуре государственные, общественные и иные организации, предприятия и учреждения, при этом важно осуществление надзора как за соблюдением закона в деле движения и разрешения жалоб, так и установление, по каким вопросам подаются жалобы, в связи с чем, какие и как допускаются нарушения законности. Здесь сочетаются надзор за законностью актов и действий, осуществление и принятие которых вызывают жалобы и надзор за законностью, обоснованностью и своевременностью рассмотрения жалоб, аргументированностью ответов и решений.

 

2. Рассмотрение прокуратурой жалоб на незаконные действия (бездействие) органов управления, организаций, должностных лиц относится к компетенции надзора за исполнением законодательства.

Жалобы могут быть поданы гражданами в прокуратуру в письменной либо в устной форме на личном приеме, по почте, телеграфу, факсимильной связи или иным путем. Жалобы могут быть поданы прокурору на личном приеме в прокуратуре либо при посещении прокурором государственных органов, организаций.

В соответствии со ст. 4 Закона «Об обращениях граждан» граждане вправе обратиться в органы прокуратуры лично либо через своего представителя. Жалобы от имени недееспособных граждан направляются их законными представителями. Представительство интересов граждан при обращении в прокуратуру осуществляется на основании акта законодательства Республики Беларусь, либо уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления» либо доверенности, оформленной в порядке, установленном гражданским законодательством Республики Беларусь.

Письменные жалобы граждан должны соответствовать требованиям, установленным в ст. 4 этого Закона. Если жалобы подаются через представителей, к письменным обращениям прилагаются документы, подтверждающие полномочия лиц, которые обращаются от имени других граждан (копии доверенности, решения суда, свидетельства о рождении, акта государственного органа, других документов). Могут также прилагаться копии ответов, данных ранее по жалобам должностными лицами прокуратуры, а также иные документы, необходимые для рассмотрения жалоб.

Жалобы, не соответствующие требованиям, установленным в указанной статье Закона «Об обращениях граждан», могут быть оставлены без рассмотрения с уведомлением граждан в пятидневный срок о причинах оставления жалоб без рассмотрения. Жалоба возвращается заявителю, и ему разъясняется, что после устранения недостатков он вправе вновь обратиться в прокуратуру в установленном порядке. При этом копия жалобы помещается в надзорное производство.

Анонимные жалобы рассмотрению не подлежат, за исключением жалоб, содержащих сведения о готовящемся, совершаемом или совершенном преступлении.

Согласно ст. 8 указанного Закона жалобы могут быть направлены гражданами в органы прокуратуры не позднее трех лет со дня нарушения прав, свобод и (или) законны* интересов граждан или со дня, когда им стало известно об их нарушении. Определенные в приказе Генерального прокурора «О порядке рассмотрения обращений и личного приема граждан и представителей юридических лиц в органах прокуратуры Республики Беларусь» должностные лица прокуратуры вправе отказать в рассмотрении жалобы в случае пропуска указанного срока. Отказ в рассмотрении жалобы должен быть письменно мотивирован и направлен гражданину в пятидневный срок.

В случае пропуска указанного срока по уважительным причинам (тяжелая болезнь, инвалидность, длительная командировка и другие причины), наличие которых подтверждается соответствующими документами, представленными автором обращения, данный срок подлежит восстановлению по решению указанных выше прокурорских работников, и жалобы рассматриваются в порядке, установленном Законом «Об обращениях граждан».

Жалобы должны адресоваться органу прокуратуры, в компетенцию которого входит решение поставленных в них вопросов. Согласно ст. 9 названного Закона жалобы подлежат обязательному рассмотрению должностными лицами органов прокуратуры, к компетенции которых относится решение вопросов, изложенных в жалобе.

Жалобы, разрешение которых не входит в компетенцию прокуратуры, в которую они направлены, в пятидневный срок пересылаются в соответствующую прокуратуру с уведомлением об этом заявителей. При пересылке жалоб в вышестоящую прокуратуру к ним прилагаются имеющиеся по вопросу, изложенному в жалобе, материалы, необходимые для их разрешения.

Не передаются жалобы прокурорам, не имеющим полномочий на их разрешение, или прокурорам, которые принимали по поставленным в жалобах вопросам решения, с которыми не согласны заявители, а также прокурорам, действия (бездействие) которых обжалуются. Такие обращения рассматриваются и разрешаются вышестоящими прокурорами.

В случаях, когда в письменных жалобах изложены вопросы, решение которых не относится к компетенции органов прокуратуры, они в пятидневный срок направляются для рассмотрения и разрешения в соответствующие государственные органы, иные организации, должностным лицам, о чем уведомляются заявители, либо заявителям по данным жалобам в этот же срок дается ответ с разъяснением, в какой государственный орган, иную организацию, должностному лицу ему следует обращаться.

Заявитель вправе отказаться от своей жалобы. Отказ от жалобы производится путем направления в орган прокуратуры, в который она была подана, соответствующего письменного заявления. В случае отказа автора обращения от направленной им письменной жалобы прокурорскими работниками, указанными в приказе Генерального прокурора «О порядке рассмотрения обращений и личного приема граждан и представителей юридических лиц в органах прокуратуры Республики Беларусь», принимается решение о прекращении по ней производства, за исключением случаев, когда в обращении содержатся подтвержденные сведения о нарушении прав и законных интересов граждан и юридических лиц.

В соответствии с требованиями ст. 10 указанного Закона жалобы должны быть рассмотрены не позднее одного месяца со дня их регистрации в прокуратуре, к компетенции которой относится решение изложенных в них вопросов, а жалобы, не требующие дополнительного изучения и проверки, — не позднее пятнадцати дней, если иной срок не установлен законодательными актами Республики Беларусь. При необходимости проведения специальной проверки, запроса необходимой информации указанный срок может быть продлен руководителем прокуратуры или его заместителем, но не более чем на один месяц с одновременным уведомлением заявителя о причинах задержки и характере принимаемых мер. При необходимости направления запросов в иностранные государства и (или) международные организации срок рассмотрения обращения может быть продлен до шести месяцев с одновременным уведомлением об этом заявителя.

В ходе проверки могут быть истребованы соответствующие документы, получены объяснения от должностных лиц, иных граждан. В целях уточнения изложенного в жалобе может быть получено объяснение от заявителей. При необходимости прокуроры вправе требовать от руководителей и иных должностных лиц проведения проверок и ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных организаций и подчиненных им должностных лиц, выделения специалистов для выяснения возникших вопросов, проведения экспертиз.

Прокуроры могут провести проверку жалобы на месте в организации. Такая проверка должна быть тщательно подготовлена. При подготовке к проверке прокурор разрабатывает план проверки.

При проверке прокурор должен выяснить следующие вопросы:

1) обеспечены ли необходимые условия для осуществления права граждан обращаться с жалобами. С этой целью прокурор знакомится с книгами регистрации обращений граждан. Установлены ли дни и чаш приема граждан руководителями и другими должностными лицами организации и осуществляется ли в действительности прием граждан в соответствии с определенным графиком;

2) соблюдаются ли установленные законом сроки рассмотрения и разрешения жалоб;

3) разрешаются ли жалобы граждан в соответствии с компетенцией органа или должностного лица и правильно ли они разрешаются;

4) не допускаются ли при направлении жалоб для разрешения в подчиненные организации нарушении требований закона о запрещении направлять обращения граждан для разрешения тем лицам, действия которых обжалуются;

5) извещаются ли заявителя о результатах разрешения жалоб либо о направлении жалоб для разрешения в другие адреса.

При проверках исполнения закона о порядке рассмотрения жалоб прокурор выявляет причины, влекущие подачу жалоб, обращает внимание на выполнение вышестоящими органами требований закона о проведении ими систематических проверок состояния дел с рассмотрением жалоб в подчиненных им организациях, устанавливает конкретных должностных лиц, ВИНОВНЫЕ в нарушении закона.

Если из одного и того же органа, организации поступают жалобы граждан по одним и тем же иди разным вопросам, в том числе повторные, это свидетельствует о необходимости проведения там в порядке надзора проверки состояния законности. Жалобы о систематическом ущемлении прав и законных интересов граждан и юридических лиц, многочисленных или грубых нарушениях закона, не получивших должной оценки местных правоохранительных органов, проверяются, как правило, c выездом на место.

В соответствии с требованиями ст. 14 указанного Закона в ходе проверки и по ее окончании заявителю предоставляется возможность ознакомиться с документами к материалами, связанными с рассмотрением жалобы, в той мере, в какой это не затрагивает прав других граждан и юридических лиц и не противоречит требованиям законодательства Республики Беларусь об охране государственных секретов, коммерческой и (или) иной охраняемой законами тайны. О предоставлении заявителю возможности ознакомится с документами принимают письменное решение прокурорские работники, перечисленные в указанном выше приказе Генеральное прокурор. Прокурорский работник, ознакомивший заявителя с документами, составляет и вкладывает и надзорное производство справку о том, с какими материалами ознакомлен заявитель. При отказе в удовлетворении просьбы об ознакомлении с материалами проверки заявителю дается аргументированное устное либо по просьбе заявителя письменное разъяснение прокурорским работником, имеющим право принимать решение о предоставлении возможности ознакомиться с документами.

Согласно ст. 15 этого Закона должностные лица органов прокуратуры обязаны письменно информировать граждан, юридических лиц о решениях, принятых по результатам рассмотрений письменных обращении, аргументировав их принятие, разъяснить порядок обжалования решении, принятых по жалобе, обеспечить контроль за исполнением решений, принятых по жалобам, принять в пределах своей компетенции меры по восстановлению нарушенных прав, законных интересов граждан. юридических лиц и решить в установленном порядке вопросы о привлечении к ответственности лиц, по вине которых допущены нарушения прав, законных интересов граждан, юридических лиц.

После проведения проверки составляется справка, в которой излагаются выводы по результатом прокурорской проверки. В зависимости от результатов проверки, характера нарушения закона прокурор может принести протест на незаконные акты либо действия должностных лиц, внести представление по устранению выявленных нарушений законности, вынести предписание об устранение нарушения закона, объявить официальное предупреждение либо вынести постановление о возбуждении дисциплинарного производства, составить протокол об административном правонарушении или вымести постановление о возбуждении уголовного дела. Если нарушением закона причинен вред, прокурор вправе предъявить гражданский иск в интересах заявителя.

В случаях отказа в удовлетворении жалоб эти решения должны быть Аргументированы нормами закона, конкретными доказательствами со ссылкой на материалы проверок, уголовных, гражданских и иных дел, а также должен быть разъяснен порядок обжалования принятого решения,

В соответствии с приказом Генерального прокурора «О порядке рассмотрения обращений и личного приема граждан и представителей юридических лиц в органах прокуратуры Республики Беларусь» ответ заявителю с разъяснением, а также с сообщением об удовлетворении его требований направляет прокурорский работник, рассмотревший жалобу, либо другое должностное лицо по поручению руководителя прокуратуры. Принимать решения об отклонении обращений и давать об этом ответы заявителям могут прокуроры, указанные в этом приказе. По каждой отклоненной жалобе составляется мотивированное заключение с учетом всех доводов заявителя, утверждаемое руководителями соответствующих прокуратур, начальниками их структурных подразделений, которые имеют право принимать решения об отклонения обращений и давать ответы заявителям.

Согласно этому приказу Генерального прокурора запрещается рассмотрение обращений на основании заключений нижестоящих прокуроров, чьи действия обжалуются.

 

3.В соответствии со ст.6 закона Об оперативно-розыскной деятельности лицо, полагающее, что действия органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность привели к нарушению или ограничению его прав и свобод может обжаловать их в вышестоящий орган, осуществляющих ОРД, прокурору или в суд. При нарушение органом, осуществляющих ОРД прав и законных интересов физ.лиц и юр.лиц, прокурор, рассматривающий и разрешающий жалобу обязан принять меры по восстановлению прав и законных интересов заявителя, возмещению имущественного вреда, а также по материальному возмещению морального вреда. Надзор за соблюдением законности при осуществлении ОРД осуществляют Генеральный прокурор и уполномоченные им прокуроры. Это значит, что жалоба на действия органов вправе рассматривать и разрешать не все прокуроры, а только уполномоченные вышестоящими прокурорами.

При проверке жалоб на действия органов, осуществляющих ОРД прокурор в пределах своей компетенции вправе требовать от этихъ органов для проверки документы, материалы и иные сведения, необходимые для рассмотрения жалоб, получать письменные разъяснения д.л., осуществляющих ОРД. При необходимости прокурор вправе требовать от руководителей органов производства проверки исполнения законодательства в подчиненных им органах. Жалобы на решения и действия органов дознания, дознавателя и следователя участники уголовного процесса, иные физ.лица и юр.лица подают прокурору, осуществляющему надзор за исполнением законов при производстве предварительного расследования. Жалобы лиц, задержанные при подозрении в совершений преступления или заключенных под стражу подаются прокурору через администрацию мест предварительного заключения, которые обязаны не позднее 1 суток передать жалобу прокурору. Заинтересованные лица могут подать жалобу прокурору через органы предварительного следствия и дознания. В таких случаях лицо, которому поступила жалоба на его действия и решения обязано в течении 24 часов направить жалобу соответствующему прокурору. Заинтересованные лица могут обжаловать любые действия и решения органа дознания, дознавателя, следователя о ВУД или отказе в ВУД, о применении меры пресечения, об отказе в удовлетворении ходатайства, о привлечении к уголовной ответственности, о нарушении порядка проведения следственных действий. Жалобы могут быть поданы в устной и письменной форме. Устные заносятся в протокол, которые подписывает заявитель, а также дознаватель, следователь, прокурор, который принял жалобу. К жалобе могут быть приложен дополнительные сведения. Жалобы на действия, решения органа, осуществляющие предварительного расследования могут быть поданы в течении всего срока производства предварительного дознания и следствия. Жалобы на решения об отказе в ВУД, о прекращении предварительного расследования по уголовному дела подаются прокурору в пределах срока давности привлечения к уголовной ответственности. Жалоба должна быть рассмотрена прокурором, которому подана жалоба. Запрещается поручать рассмотрение жалобы д.л., действия которого обжалуются либо утвердившему обжалуемое решение.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.