Сделай Сам Свою Работу на 5

Понятие, система и общая характеристика принципов деятельности прокуратуры.





Правовому регулированию отношений в сфере прокурорского над­зора присущ собственный метод (способ правового воздействия), отлича­ющийся от методов, свойственных правовому регулированию других ви­дов отношений.

Предмет прокурорского надзора составляют общественные отноше­ния, возникающие между органами прокуратуры, осуществляющими про­курорский надзор, с одной стороны, и другими субъектами общественных отношений, вовлеченными в эту деятельность,— министерствами, государ­ственными комитетами, органами исполнительной власти, представитель­ными (распорядительными) органами, органами местного самоуправле­ния, органами военного управления, их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организа­ций; физическими лицами, — с другой.

Нормы прокурорского надзора, имеющие особый предмет и метод правового регулирования, образуют органическую совокупность, занимая соответственно с этим самостоятельное место в системе права как его от­расль.

Прокурорский надзор разделяется на две основные части — общую и особенную.

В общей части раскрываются задачи, связанные с укреплением закон­ности и правопорядка, даются понятия законности как социального явле­ния, ее содержание, влияние на совершенствование различных сторон дея­тельности нашего государства, раскрываются задачи прокуроров, их пол­номочия в различных отраслях надзора. Один из разделов прокурорского надзора посвящен истории учреждения и совершенствования деятельнос­ти органов прокуратуры. В одно из разделов курса рассматриваются сис­тема, структура органов прокуратуры в различных ее звеньях, порядок формирования органов прокуратуры, требования, предъявляемые к сле­дователям и прокурорам.



В особенной части курса раскрываются сущность, задачи и полномо­чия прокуроров по установлению и устранению нарушений законов в раз­личных отраслях и основных направлениях деятельности прокуратуры. Зна­чительное место в особенной части отводится прокурорскому надзору в области хозяйственной деятельности, так как в существующих рыночных отношениях важное значение приобретают проблемы сочетания законно­сти с хозяйственной инициативой субъектов хозяйствования.



Статья 5. Основные принципы деятельности прокуратуры

Деятельность прокуратуры основывается на принципах законности, равенства всех граждан перед законом, независимости прокурора, подчиненности нижестоящих прокуроров вышестоящим прокурорам, гласности, обязательности исполнения требований прокурора.

Статья 6. Законность при осуществлении деятельности прокуратуры

1. В своей деятельности прокурор руководствуется Конституцией Республики Беларусь, соответствующими ей актами законодательства и в пределах предоставленных ему полномочий осуществляет функции, возложенные на него настоящим Законом и иными законодательными актами.

2. Прокурор принимает предусмотренные настоящим Законом и иными законодательными актами меры по пресечению нарушений законодательства, от кого бы эти нарушения ни исходили, привлечению к ответственности лиц, их совершивших, восстановлению нарушенных прав и законных интересов граждан и организаций.

Статья 7. Равенство всех граждан перед законом

Прокурор осуществляет надзор за соблюдением гарантированных государством прав и свобод граждан, закрепленных в Конституции Республики Беларусь, законодательных актах и предусмотренных международными обязательствами Республики Беларусь, независимо от их пола, расы, национальности, языка, происхождения, гражданства, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к политическим партиям и другим общественным объединениям, а также от иных обстоятельств.



Статья 8. Независимость прокурора, подчиненность нижестоящих прокуроров вышестоящим прокурорам

1. Прокурор при осуществлении своих полномочий независим. Какое-либо вмешательство в его деятельность недопустимо и влечет за собой установленную законодательными актами ответственность.

2. Деятельность прокуратуры осуществляется на основе подчинения нижестоящих прокуроров вышестоящим прокурорам, в том числе Генеральному прокурору Республики Беларусь.

3. Прокурорские работники не могут быть членами политических партий и иных общественных объединений, преследующих политические цели.

Статья 9. Гласность в деятельности прокуратуры

1. Прокурорский работник действует гласно и открыто в той мере, в какой это не противоречит требованиям законодательства о защите прав и законных интересов граждан и организаций, а также законодательства о защите государственных секретов и иной охраняемой законом тайны.

2. Не допускаются разглашение прокурорским работником сведений, относящихся к личной жизни гражданина, унижающих его честь и достоинство или способных причинить вред его правам, законным интересам или деловой репутации, а равно разглашение сведений, относящихся к деятельности организации, индивидуального предпринимателя, могущих причинить вред их правам, законным интересам или деловой репутации, если иное не предусмотрено законодательными актами.

3. Гражданин, в том числе индивидуальный предприниматель, или организация, полагающие, что решением (действиями) прокурора ущемлены их права или законные интересы, вправе обжаловать его (их) вышестоящему прокурору и (или) в суд.

Статья 10. Обязательность исполнения требований прокурора

1. Требования прокурора, вытекающие из его полномочий и предъявленные в соответствии с законодательными актами, подлежат исполнению в установленный срок всеми организациями, должностными лицами и иными гражданами, в том числе индивидуальными предпринимателями. При этом информация, истребуемая прокурором, предоставляется безвозмездно.

2. Должностные лица и иные граждане, в том числе индивидуальные предприниматели, обязаны являться по вызову прокурора и давать объяснения об обстоятельствах, связанных с проверкой соблюдения законодательства. В случае уклонения от явки должностное лицо и иной гражданин, в том числе индивидуальный предприниматель, по постановлению прокурора доставляются органами внутренних дел в принудительном порядке.

3. Лицам, вызываемым в рабочее время в органы прокуратуры, в случаях, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи и законодательными актами, гарантируется сохранение места работы (должности) и среднего заработка. Факт вызова лица в орган прокуратуры в рабочее время и продолжительность нахождения его в органе прокуратуры удостоверяются в повестке или ином документе, выдаваемом прокурором.

 

Функции прокуратуры.

Органы прокуратуры:

- составляют единую и централизованную систему - прокуратуру Республики Беларусь с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору Республики Беларусь;

- осуществляют свою деятельность на основе законности, в соответствии с Конституцией Республики Беларусь и законами Республики Беларусь;

- осуществляют полномочия в пределах своей компетенции независимо от органов государственной власти и управления, должностных лиц, средств массовой информации, политических, иных общественных и религиозных объединений в соответствии с Конституцией и законами Республики Беларусь;

- принимают меры по пресечению нарушений закона, от кого бы эти нарушения ни исходили, восстановлению нарушенных прав и привлечению к установленной законом ответственности лиц, допустивших эти нарушения;

- взаимодействуют с другими правоохранительными органами в деле укрепления правопорядка;

- действуют гласно и открыто в той мере, в какой это не противоречит требованиям закона об охране прав и свобод личности и равно государственной и иной охраняемой законом тайны

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.