Сделай Сам Свою Работу на 5

УЧАСТИЕ ПРОКУРОРА В РАССМОТРЕНИИ УГОЛОВНЫХ ДЕЛ СУДАМИ





 

Уголовно - процессуальный кодекс Российской Федерации, закрепив ведущую роль прокурора в уголовном преследовании, ввел новые процедуры уголовного судопроизводства, которые требуют существенного повышения качества поддержания государственного обвинения и укрепления корпуса государственных обвинителей.

Одним из главных принципов уголовного судопроизводства стала состязательность сторон.

Бремя доказывания вины подсудимого возложено исключительно на сторону обвинения, причем отказ государственного обвинителя от поддержания обвинения является обязательным для суда.

В судебном заседании стороны обвинения и защиты пользуются равными правами на заявления отводов и ходатайств, предоставление доказательств, участия в их исследовании, выступления в судебных прениях.

Судебное следствие начинается с изложения государственным обвинителем предъявленного подсудимому обвинения. Первой предоставляет доказательства сторона обвинения, но подсудимого первым допрашивает защитник и участники судебного разбирательства со стороны защиты, а затем уже государственный обвинитель.



Введена стадия предварительного слушания уголовного дела, в которой рассматриваются вопросы как назначения судебного разбирательства, так и допустимости доказательств. Отменен институт возвращения уголовных дел для дополнительного расследования.

Право апелляционного и кассационного обжалования приговоров, не вступивших в законную силу (внесение представлений), предоставлено государственному обвинителю и вышестоящему прокурору. По новым нормам в этих стадиях возможно непосредственное исследование имеющихся и вновь представленных доказательств.

По отдельным категориям дел вводится особый порядок принятия судебного решения с согласия прокурора.

Государственные обвинители при даче согласия на особый порядок принятия судебного решения должны убеждаться в наличии оснований для такого порядка судебного разбирательства (ст. 314 УПК РФ), обязательно принимать в нем участие с тем, чтобы в случае вынесения судьей незаконного и необоснованного приговора иметь возможность принести кассационное представление.



Изменен не только процессуальный порядок, но и суть пересмотра приговоров в порядке надзора. Они могут быть пересмотрены только в сторону улучшения положения осужденного.

Эти и иные новации закона требуют от всех сотрудников органов прокуратуры, участвующих в судебном разбирательстве, высочайшей организации работы, профессионализма, личной ответственности. Активность и процессуальное мастерство государственного обвинителя в представлении и исследовании доказательств становятся решающими факторами в обеспечении неотвратимости наказания за совершенное преступление.

Участие в рассмотрении уголовных дел судами считается одним из важнейших направлений в деятельности органов прокуратуры.

Для этого в соответствии с Приказом Генерального прокурора РФ от 3 июня 2002 года, № 28 «Об организации работы прокуроров в судебных стадиях уголовного судопроизводства» необходимо:

- Постоянно совершенствовать работу по поддержанию государственного обвинения как одного из действенных средств борьбы с преступностью. Участие в судебном разбирательстве уголовных дел считать первостепенной служебной обязанностью всех прокурорских работников.

- Обеспечить участие прокуроров в судебном разбирательстве всех уголовных дел публичного и частно - публичного обвинения, в том числе и в рассмотрении дел, возбужденных в соответствии с ч. 4 ст. 20 и ч. 3 ст. 318 УПК РФ, мировым судьей.

- Руководителям прокуратур регулярно лично поддерживать государственное обвинение.

- До особого распоряжения исключить поручение поддержания государственного обвинения в суде должностным лицам органа дознания и следователям.



- По делам с обвинительным заключением, утвержденным Генеральным прокурором Российской Федерации и его заместителями, государственных обвинителей назначать руководству прокуратуры Российской Федерации.

- По делам, подсудным верховному суду республики, краевому или областному суду, суду города федерального значения, суду автономной области и суду автономного округа, государственных обвинителей назначать руководству прокуратур соответствующих субъектов Российской Федерации.

- Назначать государственных обвинителей заблаговременно, с тем чтобы обеспечить тщательное изучение ими материалов уголовного дела. При этом учитывать характер, объем и сложность дела, квалификацию и опыт работы прокурора, которому поручается поддержание обвинения. По наиболее сложным делам при необходимости создавать группы государственных обвинителей, распределяя их обязанности применительно к особенностям дела.

- Поручения о поддержании государственного обвинения подчиненным прокурорам давать в письменной форме с передачей надзорного производства.

Если в ходе судебного разбирательства обнаружится невозможность дальнейшего участия прокурора, то он может быть заменен. В случае неподчинения обвинителя или защитника распоряжению председательствующего слушание дела по определению суда может быть отложено. Одновременно суд сообщает об этом вышестоящему прокурору или в адвокатскую палату.

Вновь вступившему в судебное разбирательство прокурору суд предоставляет время для ознакомления с материалами дела и подготовки к участию в судебном разбирательстве. Замена прокурора не влечет за собой повторения действий, которые были совершены в ходе суда. По ходатайству прокурора суд может повторить допрос свидетелей, потерпевших, экспертов или иные судебные действия.

Принимая во внимание, что в ходе предварительного слушания могут возвращаться уголовного дела прокурору, нужно обеспечить обязательное участие прокурора в этой стадии уголовного судопроизводства, поскольку бремя опровержения доводов защиты о недопустимости доказательств лежит именно на нем.

Учитывая, что ответственность за обоснованность возбуждения уголовного преследования, направления дела в суд возложена на прокурора, а пересмотр судебного решения в связи с отказом государственного обвинителя от обвинения допускается только при наличии новых или вновь открывшихся обстоятельств, при расхождении позиции государственного обвинителя с содержанием предъявленного обвинения безотлагательно принимать согласованные меры, обеспечивающие в соответствии с ч. 4 ст. 37 УПК РФ законность и обоснованность государственного обвинения.

Полный или частичный отказ государственного обвинителя от обвинения в ходе судебного разбирательства влечет за собой прекращение уголовного дела или уголовного преследования полностью или в соответствующей его части.

В случае принципиального несогласия прокурора с позицией государственного обвинителя в соответствии со ст. 246 УПК РФ прокурор, который утвердил обвинительное заключение или обвинительный акт, решает вопрос о замене государственного обвинителя либо лично поддерживает обвинение.

Новым процессуальным законодательством исключена возможность возвращения дела прокурору для дополнительного расследования, в силу чего существенные нарушения уголовно - процессуального закона, допущенные в досудебном производстве, могут привести к постановлению оправдательного приговора. Поэтому это может быть расценено как нарушение служебного долга направление прокурором такого дела в суд, как и требование о вынесении обвинительного приговора при отсутствии доказательств виновности подсудимого либо необоснованный отказ государственного обвинителя от обвинения.

Государственные обвинители должны способствовать установлению судом истины, необходимой для вынесения законного, обоснованного и справедливого решения.

При определении своей позиции относительно наказания строго руководствоваться требованиями закона о его соразмерности и справедливости с учетом характера и степени общественной опасности преступления, личности виновного, а также обстоятельств, смягчающих и отягчающих наказание.

Во всех необходимых случаях прокурор должен ставить перед судом вопрос о назначении дополнительного наказания, о возмещении причиненного преступлением материального ущерба, компенсации морального вреда.

Выступая в судебных прениях, государственный обвинитель в своей речи дает общественную-политическую оценку совершенного преступления, излагает фабулу дела, дает анализ доказательств, исследованных в судебном заседании и подтверждающих вину подсудимого, опровергает доводы подсудимого, приведенные им в свою защиту, дает юридическую квалификацию преступления, при необходимости предлагает уменьшить объем обвинения, переквалифицировать действия подсудимого на более мягкие статьи закона. Также государственный обвинитель приводит в своей речи данные, характеризующие личность подсудимого, смягчающие и отягчающие обстоятельства, предлагает суду меру основного, а при необходимости, дополнительного наказания, его вид, срок, и в случаях лишения свободы, режим исправительной колонии.

Также государственный обвинитель высказывает свое мнение о поддержании или изменении объема заявленного им или потерпевшим гражданского иска, о возмещении причиненного преступлением материального ущерба, компенсации морального вреда.

Если при судебном разбирательстве уголовного дела были выявлены обстоятельства, способствовавшие совершению преступлений, государственный обвинитель предлагает суду при наличии оснований вынести частное определение.

 

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ И КАССАЦИОННОЕ ОБЖАЛОВАНИЕ

СУДЕБНЫХ РЕШЕНИЙ, НЕ ВСТУПИВШИХ В ЗАКОННУЮ СИЛУ

 

Право обжалования приговора принадлежит осужденному, оправданному, их защитниками и законным представителям, государственному обвинителю или вышестоящему прокурору, потерпевшему и его представителю.

Гражданский истец, гражданский ответчик или их представители вправе обжаловать судебное решение в части, касающейся гражданского иска.

Приговор может быть обжалован в срок не позднее 10 суток со дня его провозглашения.

Руководители прокуратур должны обеспечить участие государственных обвинителей в судебных заседаниях апелляционной инстанции по всем уголовным делам.

В суде кассационной инстанции участвуют прокуроры из состава структурных подразделений прокуратуры субъекта федерации, обеспечивающих участие прокуроров в рассмотрении уголовных дел судами. В отдельных случаях поручение об участии в кассационной инстанции может быть дано прокурору, участвовавшему в судебном разбирательстве в качестве государственного обвинителя.

Уголовно-процессуальным законом не предусмотрен отказ от обвинения в суде кассационной инстанции.

В связи с тем, что судебное разбирательство в суде кассационной инстанции основано на принципе состязательности, предусматривающем, в частности, непосредственное исследование доказательств в этой стадии, а также представление дополнительных материалов, полученных не процессуальным путем, то есть не в результате следственных действий, в обязательном порядке принимают участие прокуроры в разрешении дела судом кассационной инстанции как в случае принесения кассационного представления, так и в случае рассмотрения дела по жалобе стороны защиты.

Поскольку пересмотр в порядке надзора необоснованных оправдательного, а также обвинительного приговоров, постановления и определения суда по мотивам, влекущим поворот к худшему, не допускается, такое необоснованное судебное решение должно быть обжаловано в апелляционном и кассационном порядке. Пропуск по неуважительной причине установленного законом срока для принесения представления должен расцениваться как дисциплинарный проступок.

В случае обжалования судебного решения другой стороной и отсутствия оснований для принесения представления в обязательном порядке прокурор выражает свое отношение к существу жалобы посредством соответствующих возражений (ст. 358 УПК РФ).

Особое внимание государственные обвинители уделяют качеству и полноте апелляционных и кассационных представлений, которые должны строго соответствовать закону и материалам дела, быть конкретными, ясными и мотивированными. По результатам рассмотрения дела прокурор, принимавший участие в судебном разбирательстве суда второй инстанции, составляет соответствующее заключение.

Некоторые особенности имеет порядок апелляционного обжалования приговоров, вынесенных мировыми судьями. Апелляционное представление прокурора подается мировому судье и направляется им вместе с материалами уголовного дела в районный суд, где рассматривается судьей единолично. В случае отклонения представления прокурора, он обращается с кассационным представлением в судебную коллегию по уголовным делам суда субъекта федерации.

 

УЧАСТИЕ ПРОКУРОРА В НАДЗОРНОЙ СТАДИИ УГОЛОВНОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА

 

Процессуальный закон предусматривает право прокурора ходатайствовать о пересмотре вступившего в законную силу судебного решения путем принесения надзорного представления, поводом для которого могут явиться жалобы и заявления граждан, поступившие в органы прокуратуры.

Полномочия прокурора по рассмотрению жалоб, в том числе и на вступившие в законную силу судебные решения по уголовным делам, основаны на положениях Конституции Российской Федерации, согласно которым право на обращение является одним из основных прав и свобод граждан и важным конституционно-правовым средством их защиты.

Органами прокуратуры Российской Федерации в соответствии с их компетенцией принимаются к рассмотрению жалобы, заявления и другие обращения граждан на вступившие в законную силу приговоры, определения и постановления судов, в том числе на судебные решения, принимаемые в ходе досудебного производства по уголовному делу.

При рассмотрении жалоб на вступившие в законную силу приговоры, определения и постановления судов руководствоваться требованиями Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема заявителей в органах и учреждениях прокуратуры Российской Федерации, утвержденной Приказом Генерального прокурора Российской Федерации N 3 от 15 января 2003 г., устанавливающей единый порядок рассмотрения и разрешения в органах прокуратуры заявлений, жалоб и иных обращений, а также Приказом Генерального прокурора РФ от 11 февраля 2003 года № 10 «Об участии прокуроров в надзорной стадии уголовного судопроизводства».

В связи с тем, что обращения граждан в прокуратуру могут содержать информацию о нарушении субъективных прав обратившегося или прав других конкретных лиц, а также в целях оказания более эффективного влияния на формирование уголовно-правовой политики, единой практики правоприменения рассматриваются жалобы как лиц, имеющих процессуальное право обжалования решения суда в соответствии со ст. 402 УПК РФ, так и других граждан, заинтересованных в исходе уголовного дела. При необходимости предлагается заявителям представлять копии обжалуемых судебных решений, а также копии иных процессуальных документов, подтверждающих доводы, изложенные в жалобе. В этих случаях жалоба в пятидневный срок возвращается заявителю.

С учетом результатов проверки жалобы прокурор в пределах его компетенции приносит надзорное представление в соответствующий суд либо направляет представление вышестоящему прокурору о принесении надзорного представления в вышестоящий суд, а в случае отказа в принесении надзорного представления и оставления жалобы без удовлетворения - выносит мотивированное заключение. О принятом решении уведомляет заявителя.

Надзорные представления в президиум верховного суда республики, краевого или областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области и суда автономного округа на приговор и постановление мирового судьи, приговор, определение и постановление районного суда, кассационное определение верховного суда республики, краевого или областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области и суда автономного округа приносят соответствующий прокурор субъекта Российской Федерации или его заместитель.

В соответствии с законом (ст. 407 УПК РФ), участие прокурора в заседании суда надзорной инстанции является обязательным как при рассмотрении надзорного представления, так и при рассмотрения надзорной жалобы.

Надзорные представления в президиум окружного (флотского) военного суда на приговор, определение и постановление гарнизонного военного суда, кассационное определение окружного (флотского) военного суда приносит соответствующий военный прокурор округа (флота), и в случае несогласия с решением прокурора субъекта Российской Федерации, военного прокурора округа (флота) и приравненного к нему военного прокурора, оставившего жалобу без удовлетворения, надзорное представление в президиум верховного суда республики, краевого или областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области и суда автономного округа, президиум окружного (флотского) военного суда приносит Генеральный прокурор Российской Федерации или его заместитель.

Постановление судьи об отказе в удовлетворении надзорного представления обжалуется прокурором субъекта Российской Федерации или его заместителем председателю верховного суда республики, краевого, областного и приравненного к ним суда, а военным прокурором округа (флота) и приравненным к нему военным прокурором или его заместителем - председателю окружного (флотского) военного суда.

В случае отказа в удовлетворении обращения прокурора председателем соответствующего суда необходимо ходатайствовать перед Генеральным прокурором Российской Федерации или его заместителем о внесении представления в Верховный Суд Российской Федерации.

При несогласии с постановлением президиума верховного суда республики, краевого, областного и приравненного к ним суда, окружного (флотского) военного суда прокурор субъекта Российской Федерации, военный прокурор округа (флота) и приравненный к нему военный прокурор или их заместитель направляет представления в Генеральную прокуратуру Российской Федерации или Главную военную прокуратуру о внесении надзорного представление в Судебную коллегию по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации или Военную коллегию Верховного Суда Российской Федерации.

Надзорное представление в Судебную коллегию по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации о пересмотре постановления президиума верховного суда республики, краевого или областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области и суда автономного округа, а также в Военную коллегию Верховного Суда Российской Федерации о пересмотре постановления президиума окружного (флотского) военного суда, приговора, определения и постановления указанных судов, если эти судебные решения не были предметом рассмотрения в кассационном порядке Верховным Судом Российской Федерации, приносятся Генеральным прокурором Российской Федерации или его заместителем.

В заседании президиума верховного суда республики, краевого или областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области и суда автономного округа принимает участие прокурор субъекта Российской Федерации или его заместитель, а в заседании президиума окружного (флотского) военного суда - военный прокурор округа (флота), приравненный к нему военный прокурор или его заместитель. В заседании Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации или Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации - прокурор управления по обеспечению участия прокуроров в рассмотрении уголовных дел судами Генеральной прокуратуры Российской Федерации и Главной военной прокуратуры или по поручению заместителей Генерального прокурора Российской Федерации - другой прокурор.

В заседании Президиума Верховного Суда Российской Федерации участвует Генеральный прокурор Российской Федерации или его заместитель.

 

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.