Сделай Сам Свою Работу на 5

НАДЗОР ЗА ОРГАНАМИ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО РАССЛЕДОВАНИЯ





На органы дознания возлагаются:

1) принятие необходимых розыскных, оперативно-розыскных и иных предусмотренных законом мер в целях обнаружения преступлений и лиц, их совершивших, а также для предупреждения и пресечения преступлений;

2) принятие и проверка сообщения о любом совершенном или готовящемся преступлении в пределах компетенции, установленной УПК РФ, принятие по нему процессуального решения (ст. 144 УПК РФ);

3) выполнение неотложных следственных действий по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия обязательно (производство предварительного следствия обязательно по всем уголовным делам, за исключением уголовных дел о преступлениях, указанных в ч. 3 ст. 150 УПК РФ), в порядке, установленном ст. 157 УПК РФ;

4) производство отдельных следственных действий, оперативно-розыскных и розыскных мероприятий по поручению военного прокурора, следователя после направления уголовного дела военному прокурору;

5) в случае направления прокурору уголовного дела, по которому не обнаружено лицо, совершившее преступление, принятие розыскных и оперативно-розыскных мер для установления лица, совершившего преступление.



В соответствии с ч. 1 ст. 40 УПК РФ к органам дознания относятся:

1) органы внутренних дел Российской Федерации, а также иные органы исполнительной власти, наделенные в соответствии с федеральным законом «Об оперативно-розыскной деятельности» полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности:

Органы федеральной службы безопасности.

Федеральные органы государственной охраны.

Органы пограничной службы Российской Федерации.

Таможенные органы Российской Федерации.

Служба внешней разведки Российской Федерации.

Федеральная служба по исполнению наказаний

Органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ.

 

2) Главный судебный пристав Российской Федерации, Главный военный судебный пристав, Главный судебный пристав субъекта Российской Федерации, их заместители, старший судебный пристав, старший военный судебный пристав, а также старшие судебные приставы Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации;



3) командиры воинских частей, соединений, начальники военных учреждений или гарнизонов;

4) органы Государственной противопожарной службы.

Возбуждение уголовного дела и выполнение неотложных следственных действий возлагаются также на:

1) капитанов морских и речных судов, находящихся в дальнем плавании, - по уголовным делам о преступлениях, совершенных на данных судах;

2) руководителей геологоразведочных партий и зимовок, удаленных от мест расположения органов дознания, указанных в части первой настоящей статьи, - по уголовным делам о преступлениях, совершенных по месту нахождения данных партий и зимовок;

3) глав дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации - по уголовным делам о преступлениях, совершенных в пределах территорий данных представительств и учреждений.

Надзор от имени государства за процессуальной деятельностью органов дознания уполномочен осуществлять прокурор (ст. 37 УПК РФ).

Организация надзора имеет целью обеспечение своевременного возбуждения уголовных дел о преступлениях, всестороннее и объективное их расследование, строгое соблюдение органами дознания законности по каждому уголовному делу.

Прокурор при осуществлении данного вида надзора:

а) следит за выполнением органами дознания возложенных на них законом задач по борьбе с правонарушениями, по выявлению и устранению ими обстоятельств, способствовавших совершению преступлений, предупреждению преступных проявлений;



б) принимает меры к тому, чтобы ни одно преступление не осталось нераскрытым и ни одно лицо, совершившее преступление, не избежало установленной законом ответственности, никто не подвергался незаконному и необоснованному привлечению к уголовной ответственности или иному незаконному ограничению в правах; чтобы задержание граждан по подозрению в совершении преступлений производилось не иначе как в порядке и по основаниям, установленным законом; никто не подвергался аресту без судебного решения;

в) осуществляет надзор за своевременным и законным разрешением сообщений о преступлениях, требуя принятия необходимых оперативно-розыскных, розыскных и иных предусмотренных законом мер в целях обнаружения преступлений и лиц, их совершивших;

г) следит за исполнением органами дознания указаний закона о немедленном извещении прокурора об обнаружении преступления и соблюдением установленного порядка возбуждения уголовных дел;

д) осуществляет надзор за неуклонным соблюдением установленного законом порядка расследования преступлений, процессуальных сроков по уголовным делам, прав участников уголовного судопроизводства и других граждан, правильным применением уголовных и уголовно-процессуальных норм;

е) поддерживает постоянную связь и контакты с органами дознания, принимает меры к устранению выявленных в их деятельности нарушений, повышению юридической подготовки дознавателей и органов дознания.

В ходе досудебного производства по уголовному делу прокурор и его заместитель при осуществлении надзора уполномочен:

1) проверять исполнение требований федерального закона при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях;

2) возбуждать уголовное дело и в законном порядке поручать его расследование дознавателю, следователю, нижестоящему прокурору либо принимать его к своему производству;

3) участвовать в производстве предварительного расследования и, в необходимых случаях, давать письменные указания о направлении расследования, производстве следственных и иных процессуальных действий либо лично производить отдельные следственные и иные процессуальные действия;

4) давать согласие дознавателю, следователю на возбуждение уголовного дела;

5) давать согласие дознавателю, следователю на возбуждение перед судом ходатайства об избрании, отмене или изменении меры пресечения либо о производстве иного процессуального действия, которое допускается на основании судебного решения;

6) разрешать отводы, заявленные нижестоящему прокурору, следователю, дознавателю, а также их самоотводы;

7) отстранять дознавателя, следователя от дальнейшего производства расследования, если ими допущено нарушение требований УПК РФ при производстве предварительного расследования;

8) изымать любое уголовное дело у органа дознания и передавать его следователю, передавать уголовное дело от одного следователя прокуратуры другому с обязательным указанием оснований такой передачи;

9) передавать уголовное дело от одного органа предварительного расследования другому, изымать любое уголовное дело у органа предварительного расследования и передавать его следователю прокуратуры с обязательным указанием оснований такой передачи;

10) отменять незаконные или необоснованные постановления нижестоящего прокурора, следователя, дознавателя в порядке, установленном УПК РФ;

11) поручать органу дознания производство следственных действий, а также давать ему указания о проведении оперативно-розыскных мероприятий;

12) продлевать срок предварительного расследования;

13) утверждать постановление дознавателя, следователя о прекращении производства по уголовному делу;

14) утверждать обвинительное заключение или обвинительный акт и направлять уголовное дело в суд;

15) возвращать уголовное дело дознавателю, следователю со своими указаниями о производстве дополнительного расследования;

16) приостанавливать или прекращать производство по уголовному делу;

17) осуществлять иные полномочия, предусмотренные УПК РФ.

 

В соответствии с п. 3 ст. 37 УПК РФ прокурор дает письменные указания органу дознания, дознавателю, следователю, и они являются обязательными. Обжалование полученных указаний вышестоящему прокурору не приостанавливает их исполнения, за исключением случаев, предусмотренных частью третьей статьи 38 УПК РФ, а именно:

в случае несогласия с действиями (бездействием) и решениями прокурора следователь вправе представить уголовное дело вышестоящему прокурору с письменным изложением своих возражений. Их обжалование прокурору не приостанавливает их исполнения, за исключением случаев несогласия со следующими решениями или указаниями прокурора:

1) о привлечении лица в качестве обвиняемого;

2) о квалификации преступления;

3) об объеме обвинения;

4) об избрании меры пресечения либо отмене или изменении меры пресечения, избранной следователем в отношении подозреваемого или обвиняемого;

5) об отказе в даче согласия на возбуждение перед судом ходатайства об избрании меры пресечения или о производстве иных процессуальных действий,

6) о направлении уголовного дела в суд или его прекращении;

7) об отводе следователя или отстранении его от дальнейшего ведения следствия;

8) о передаче уголовного дела другому следователю.

 

Прокурор должен в полной мере использовать предусмотренные статьей 37 УПК Российской Федерации полномочия для надзора за законностью деятельности органов дознания и предварительного следствия, защиты прав и законных интересов участников уголовного судопроизводства, в первую очередь потерпевших от преступлений.

Согласно ст. 31 Закона “О прокуратуре РФ” «осуществляя уголовное преследование, органы прокуратуры проводят расследование по делам о преступлениях, отнесенных уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации к их компетенции. Прокурор вправе принять к своему производству или поручить подчиненному ему прокурору или следователю расследование любого преступления». Прокурор также осуществляет надзор за соблюдением законности при расследовании дел следователем прокуратуры. Кроме того, он является руководителем соответствующего органа прокуратуры или выполняет поручения такого руководителя. Таким образом, наряду с надзором прокурор осуществляет процессуальное руководство и, обладая определенными административными правами, несет ответственность за должную организацию работы и создание следователю условий, необходимых для выполнения возложенных на него функций. Однако прокурор не вправе вмешиваться в процессуальную деятельность следователя, нарушать его самостоятельность за исключением случаев и в порядке, предусмотренных уголовно-процессуальным законодательством.

Во всем остальном надзор за соблюдением законности при расследовании уголовных дел следователем прокуратуры осуществляется на основаниях и в порядке, установленных для надзора за исполнением законов органами дознания и предварительного расследования.

Для осуществления надлежащего надзора прокурор, используя предоставленные ему полномочия, должен обеспечивать своевременное получение информации, которую ему согласно нормам УПК РФ обязаны предоставлять органы, проводящие расследование; применять выработанные практикой и рекомендованные наукой методы надзора, учитывая при этом рекомендации криминалистики по тактике и методике расследования, особенности надзора на разных стадиях расследования уголовного дела.

 

Как на начальном, так и на последующих этапах расследования прокурор своим надзором обязан обеспечить исполнение требований о полном, объективном и всестороннем расследовании, установлении причин и условий, которые способствовали совершению преступлений, и о принятии мер по их устранению и недопущению.

Надзор должен обеспечить своевременность, обоснованность привлечения в качестве обвиняемого, соблюдение его прав.

При завершении расследования особое внимание должно быть обращено на доказанность обвинения, соблюдение процессуальных прав, а также на принятие всех необходимых мер по защите и восстановлению прав пострадавшего от преступления.

Прокурор вправе использовать любые, разрешенные законом, средства и методы осуществления надзора за соблюдением законности. Он может истребовать у органа дознания и следователя любое дело, находящееся у них в производстве; изучить материалы дела на месте проведения расследования; требовать от лица, проводящего расследование, доклада по делу с представлением плана расследования; участвовать в проведении следственного действия и лично проводить любое следственное действие; давать следователю письменные указания о направлении дальнейшего расследования, о необходимых действиях.

В случае выявления нарушений законности прокурор вправе потребовать их устранения, поставить вопрос о наказании следователя, отстранить его от расследования дела и передать другому следователю, отменить незаконное постановление или действие, если оно необоснованно и незаконно.

В Приказе Генерального прокурора РФ от 05.07.2002 г. № 39 «Об организации прокурорского надзора за законностью уголовного преследования в стадии досудебного производства» определены основные задачи указанного вида надзора:

 

- При поступлении от следователя, дознавателя постановления о возбуждении уголовного дела и материалов проверки сообщения о преступлении, а в случае производства отдельных следственных действий - соответствующих протоколов и постановлений незамедлительно проверять их обоснованность и достаточность для вынесения процессуального решения, устанавливать обстоятельства, исключающие необходимость возбуждения уголовного дела, выяснять своевременность и законность проведения следственных действий.

- В случаях, когда в собранных материалах не содержится данных, необходимых для возбуждения дела, но не исчерпаны возможности для их сбора, в тот же день выносить постановление о возвращении материалов для дополнительной проверки с указанием о необходимости выполнения конкретных процессуальных действий.

- По сообщениям об убийстве, террористическом акте, бандитизме и иных особо тяжких преступлениях лично выезжать на место происшествия, непосредственно изучать обстоятельства происшедшего и собранные материалы и при наличии достаточных оснований на месте возбуждать уголовное дело либо давать согласие на его возбуждение, если постановление о возбуждении дела вынесено следователем.

- В случае решения о согласии на возбуждение уголовного дела, но невозможности оперативного возвращения следователю или дознавателю материалов дела для производства расследования или дознания о принятом решении уведомлять их по телефону, телеграфу, телетайпу, средствами факсимильной связи или электронной почтой, а постановления о возбуждении уголовного дела с материалами незамедлительно направлять следователю или дознавателю. Уведомление, полученное по телефону, оформлять телефонограммой.

- Для оперативного рассмотрения вопросов, связанных с дачей согласия на возбуждение уголовного дела, установить в нерабочее время (включая выходные и праздничные дни) дежурство прокурорских работников, правомочных принимать процессуальные решения.

Следует определять подследственность уголовного дела, исходя из того, что возбуждение уголовного дела о преступлении, место совершения которого неизвестно, является прерогативой того прокурора города, района, на территории (либо объекте) которого обнаружены достаточные данные, указывающие на признаки преступления.

Имеющимися полномочиями нужно своевременно пресекать факты необоснованного и незаконного применения к подозреваемым и обвиняемым мер процессуального принуждения. В этих целях:

Ежедневно проверять законность содержания подозреваемых, обвиняемых в изоляторах временного содержания и на гауптвахтах. Остро реагировать на нарушения порядка задержания, несоответствия данных, содержащихся в протоколе задержания, фактическим обстоятельствам происшедшего.

Следить за тем, чтобы процессуальное оформление задержания следователем и дознавателем осуществлялось не позднее 3 часов после фактического доставления подозреваемого в орган дознания, к следователю или прокурору.

Пресекать случаи задержания подозреваемых в совершении преступлений на основании протоколов об административных правонарушениях. Безотлагательно принимать меры к освобождению незаконно задержанных лиц, в том числе содержащихся свыше 48 часов без избрания меры пресечения в виде заключения под стражу, а также содержащихся под стражей без продления сроков.

Избирая меру пресечения и определяя ее вид, нужно исходить из оснований, указанных в статье 97 УПК Российской Федерации, учитывая при этом тяжесть предъявленного обвинения, данные о личности обвиняемого, его возраст, состояние здоровья, семейное положение, место жительства, род занятий и другие обстоятельства. При отсутствии оснований для избрания меры пресечения и с учетом конкретных обстоятельств отбирать обязательство о явке.

При рассмотрении вопросов о согласии на возбуждение перед судом ходатайства об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу необходимо иметь в виду, что в статье 108 Уголовно - процессуального кодекса содержится исчерпывающий перечень условий для заключения под стражу подозреваемого или обвиняемого.

Тщательно проверять доводы подозреваемого и обвиняемого об их невиновности, оказании давления, нарушении права на защиту и другие. В необходимых случаях лично допрашивать лицо, подлежащее аресту, а несовершеннолетнего - в обязательном порядке.

При невозможности окончания предварительного следствия в двухмесячный срок и отсутствии оснований для изменения или отмены меры пресечения в виде заключения под стражу прокурор должен обеспечить продление сроков содержания под стражей в строгом соответствии со статьей 109 УПК Российской Федерации.

При этом необходимо иметь ввиду, что уголовное дело должно быть направлено в суд за 14 дней до окончания установленного срока содержания обвиняемого под стражей.

Принимая решение о даче согласия на продление срока содержания под стражей свыше 6 месяцев, нужно следить за тем, чтобы ходатайство о продлении возбуждалось в отношении лиц, обвиняемых в совершении тяжких и особо тяжких преступлений, только при условии особой сложности уголовного дела и наличии оснований для избрания этой меры пресечения.

Для получения согласия Генерального прокурора Российской Федерации на представление суду ходатайства о продлении срока содержания под стражей свыше 12 месяцев готовить и не позднее 30 суток до истечения годичного срока представлять в Генеральную прокуратуру соответствующие материалы с заключением об обоснованности и законности его продления.

Также не позднее 30 суток представлять в Генеральную прокуратуру постановление следователя для продления Генеральным прокурором или его заместителем срока следствия свыше 12 месяцев.

Необходимо обеспечить по оконченному расследованием делу предъявление обвиняемому и его защитнику материалов за 30 суток до окончания предельного срока содержания под стражей, установленного частями второй и третьей статьи 109 УПК Российской Федерации.

В случаях, когда 30 суток для ознакомления с материалами уголовного дела оказалось недостаточно, обеспечить получение согласия на продление срока содержания под стражей не позднее чем за 10 суток до истечения предельного срока содержания под стражей и представление в суд соответствующего ходатайства не позднее чем за 5 суток до его истечения.

Следует установить действенный надзор за законностью и обоснованностью прекращения и приостановления уголовного дела и уголовного преследования, Безотлагательно отменять постановления о приостановлении предварительного следствия, о прекращении уголовного дела или уголовного преследования, если не исчерпаны все возможности для сбора доказательств и изобличения виновных.

Прокурор дает согласие на освобождение лица от уголовной ответственности в связи с деятельным раскаянием, примирением с потерпевшим, возможностью исправления несовершеннолетнего путем применения мер принудительного воспитательного воздействия только после тщательного изучения всех обстоятельств совершенного уголовно - наказуемого деяния и при наличии условий и оснований, предусмотренных Уголовно - процессуальным кодексом.

Также прокурор дает согласие на прекращение уголовного дела в связи с амнистией по уголовным делам, находящимся в производстве.

Необходимо проверять, не является ли заявление потерпевшего о прекращении дела или уголовного преследования результатом незаконного воздействия на него со стороны каких-либо лиц или участников уголовного судопроизводства.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.