Сделай Сам Свою Работу на 5

Субъекты иностранных инвестиций. Международное регулирование инвестиционной деятельности





Под термином«инвестиции»большинство международных договоров понимают любой вид имущества, которое юридические или физические лица каждого государства инвестировали (вложили) на территориидруг друга.

Международная инвестиционная деятельность – действия юридического и (или) физического лица либо государства по обособлению части своего имущества (инвестиционного имущества) и вовлечению данного имущества в хозяйственный оборот на территории иного государства с целью получения прибыли (дохода) либо достижения иного значимого для инвестора эффекта.

Субъектами иностранных инвестиций могут являться как физические, так и юридические лица, а также товарищества, не обладающие правами юридического лица. Кроме того, в качестве субъекта иностранных инвестиций может выступать и само иностранное государство.

В силу того, что правовой режим иностранных инвестиций может зависеть от «национальности инвестора», возникает проблема определения «национальности инвестора». Она разрешается либо нормами национального законодательства, либо международными договорами о взаимной защите инвестиций.



Как правило, международные договоры, говоря об инвесторе, чьи права защищаются указанными соглашениями, прежде всего имеют в виду физических лиц, являющихся гражданами (подданными) второй стороны договора, а также юридических лиц, подъюрисдикционных второй стороне договора. При этом национальность юридического лица в подобных договорах определяется исходя из приемлемого для обоих государств принципов МЧП по определению национальности юридического лица. Как правило, это связано с государством создания (регистрации) юридического лица.

Международное регулирование инвестиционной деятельности.Прежде всего необходимо указать на Вашингтонскую конвенцию 1965 г. о порядке разрешения инвестиционных споров между государствами и иностранными лицами и Сеульскую конвенцию 1985 г. об учреждении Многостороннего агентства по гарантии инвестиций. Существуют также акты и «регионального международного законодательства», регламентирующие данные вопросы. К ним относятся, например, ст. 52 Римского договора, разрешающая свободное учреждение субъектов в рамках ЕС, а также ст. 67, касающаяся одного из основополагающих принципов общего рынка – свободы движения капитала.



В рамках СНГ было заключено около 10 международных договоров, посвященных вопросам собственности и инвестиций государств – участников СНГ и их субъектов. В их числе: соглашение о взаимном признании прав и регулировании отношений собственности (Бишкек, 1992 г.), Договор о создании Экономического союза (Москва, 1993 г.), Соглашение о сотрудничестве в области инвестиционной деятельности (Ашгабад, 1993 г.) и другие.

Следующим источником «международного инвестиционного законодательства» являются двусторонние соглашения о содействии осуществлению и защите инвестиций, в которых государства взаимно создают для своих субъектов на территории иных государств гарантии при осуществлении инвестиционной деятельности. Еще одним источником регулирования инвестиционной деятельности являются международные договоры об избежании двойного налогообложения. Кроме того, наиболее крупные инвесторы при осуществлении значительных инвестиционных проектов самостоятельно заключают инвестиционные договоры с соответствующими государствами.

 

49. Режим иностранных инвестиций.
Гарантии иностранных инвестиций

Режим иностранных инвестиций устанавливается либо в актах национального законодательства, либо в международных договорах о защите инвестиций.

Обычно иностранным инвесторам предоставляется «национальный режим», в силу которого инвесторы иностранного государства получают такие же права, как и субъекты данного государства, либо «режим наибольшего благоприятствования», в силу которого все инвесторы иностранного государства по порядку осуществления инвестиций и извлечению доходов получают режим, который является не менее благоприятным, чем тот, который в аналогичных условиях предоставляется инвестициям, осуществленным инвесторами третьих государств.



Предоставление «режима наибольшего благоприятствования» достаточно часто может означать, что все иностранные инвестиции подвергаются в данном государстве определенным ограничениям. Данные ограничения могут касаться запрета на инвестиции в определенные сферы экономики (транспорт, сырьевую промышленность и др.), либо содержать определенные ограничения по предельной доле иностранного инвестора в совместном с местными инвесторами предприятии, в определенных сферах (банки, страховые организации), а также ограничения на приобретение земли. Как правило, когда национальное законодательство содержит специальное регулирование иностранных инвестиций, то гарантирует неизменность режима иностранных инвестиций в течение определенного периода.

Гарантии иностранных инвестиций.Иностранный инвестор может уменьшить свои риски путем страхования (получения гарантий) инвестиций в иностранном государстве. Причем данное страхование может осуществляться либо частным образом, т.е. в частной страховой организации, либо с привлечением государства. Участие государства в страховании частных инвестиций обычно осуществляется либо в рамках международного договора о защите инвестиций, заключаемых государством-инвестором с государством места инвестиционной деятельности, либо в рамках многосторонних международных договоров.

Отношения, связанные с привлечением государств по страхованию иностранных инвестиций, регулируются Сеульской конвенцией 1985 г. «Об учреждении многостороннего агентства по гарантиям инвестиций». В соответствии с Конвенцией Агентство может гарантировать инвестиции на случай убытка по поводу следующих рисков: ограничение государством перевода валюты; экспроприация и аналогичные меры; нарушение договора со стороны правительства государства-участника, война и гражданские беспорядки и др. Агентство не покрывает риски, возникшие до заключения договора о гарантии.

Конвенция регламентирует виды инвестиций, которые могут подпасть под гарантию. К ним относятся: участие в АО; среднесрочные и долгосрочные займы; иные формы прямых инвестиций. Конвенция четко определяет инвесторов, которые имеют право на гарантии: физические и юридические лица одного государства-участника, осуществляющие инвестиции на территории государства-участника, которое является развивающейся стороной.

Конвенция детально регулирует вопросы, связанные с условиями гарантии, платежами по требованиям в связи с гарантией и многие другие.

 

50. Разрешение споров международным
коммерческим арбитражем (МКА)

Подарбитражем понимается способ разрешения гражданских (торговых) споров путем вынесения решения одним или несколькими физическими лицами, которые выбираются непосредственно сторонами, т.е. органом, не входящим в систему государственных судов, но решения которого обладают силой последних.

Современный коммерческий арбитраж имеет три основные формы:

– постоянно действующие арбитражные суды, обычно создаваемые разного рода коммерческими организациями и осуществляющими свою деятельность на основании утвержденных регламентов;

– арбитражные суды ad hok,учрежденные сторонами для разрешения конкретного спора и действующие в соответствии с правилами, установленными непосредственно сторонами;

– административные арбитражные суды, занимающие промежуточное место между постоянно действующими судами и судами ad hok. Ихдеятельность основывается на том, что определенные коммерческие организации или постоянно действующие арбитражные суды на условиях, определенных в специальных регламентах, обязуются администрировать разбирательство в суде ad hok.

Преимущества МКА:к третейскому разбирательству привлекаются специалисты в области хозяйственных отношений, в частности в области международной торговли; стороны не только влияют на состав арбитражного суда, но и на применение им процедуры (в некоторых странах сторонам разрешается самостоятельно определять порядок ведения процесса); разбирательство в арбитраже является более быстрым и менее формалистическим способом разрешения споров по сравнению с государственным правосудием; разбирательство в арбитраже является более дешевым по сравнению с государственным правосудием, главным образом благодаря более краткому процессуальному циклу, при вынесении решения арбитраж, прежде всего, учитывает волю сторон, выраженную в договоре, а также торговые обычаи; выбранное сторонами материальное право применяется, как правило, только в качестве дополнительного; система международных конвенций обеспечивает принудительное исполнение решений международных арбитражных судов более чем в 100 странах мира.

51. Правовое регулирование международного
коммерческого арбитража (МКА)

Регламентация МКА имеет место в трех областях:

- в соглашениях сторон, устанавливающих компетенцию арбитражного суда разрешать возникающие между ними споры;

- в сфере национального законодательства государств;

- в области международных отношений.

Международное регулирование МКА:

– Женевский протокол об арбитражных оговорках 1923 г. является первым международным актом конвенционального характера в области международного коммерческого арбитража (разрешил проблему правового регулирования признания государством действительности третейского соглашения);

Женевская конвенция об исполнении иностранных арбитражных решений 1923 г. (урегулировала вопросы исполнения решений на территории других государств);

Нью-Йоркская конвенция о признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений 1958 г.(является основным правовым актом в данной области). В ее основу заложены принципы признания и приведения в исполнение всех арбитражных решений, а не только решений, вынесенных на территории страны – участницы конвенции, и не только тех решений, которые возникли из арбитражных соглашений, заключенных между сторонами, подлежащими юрисдикции государств – участников конвенции. Конвенция возложила бремя доказывания на сторону, против которой направлено решение. Основной предмет конвенции составляет иностранное арбитражное решение. Конвенция полностью охватила проблематику арбитража так, что последующие международные акты могли лишь развивать и дополнять эти вопросы.

К иным нормативным актам, регулирующим проблему МКА в области международных отношений, относятся:

Европейская конвенция о внешнеторговом арбитраже 1961 г.;

Московская конвенция о разрешении арбитражным путем гражданско-правовых споров, вытекающих из отношений экономического и научно-технического сотрудничества 1972 г.;

Панамская конвенция 1975 г. (в большей мере повторяет Нью-йоркскую конвенцию),

Арбитражные регламенты для арбитражей ad hok: Арбитражный регламент Европейской экономической комиссии, разработанный в 1963 г., Арбитражный регламент ЮНСИТРАЛ, принятый в 1976 г.;

Типовое законодательство: Типовой закон о международном коммерческом арбитраже, разработанный в 1985 г. в рамках ЮНСИТРАЛ.

На национальном уровне регламентация в сфере арбитража осуществляется обычно неправительственными национальными организациями, которые занимаются пропагандированием МКА (например, постоянно действующие арбитражные суды при Торговых палатах).

52. Понятие, виды и формы
арбитражных соглашений

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.