Сделай Сам Свою Работу на 5

Типы международного факторинга





Факторинг может быть открытым и скрытым. Под скрытым факторингом понимается сделка, в силу которой лицо, поставляющее товар, выполняющее работу или оказывающее услуги (поставщик), передает другому лицу (фактору) права на будущую выручку от реализации поставленного товара (выполненных работ, оказанных услуг), оставаясь стороной в сделке с покупателем (заказчиком). Т.е. при скрытом факторинге должника вообще не ставят в известность о заключении договора факторинга. Фактор оплачивает требования поставщика и вступает во взаимоотношения с должником от имени поставщика. Фактор при взыскании суммы с должника (покупателя, заказчика) действует от имени и по поручению поставщика. Договор факторинга можно трактовать как сделку, включающую элементы агентского договора (договора поручения), и, как правило, договора займа (в связи с финансированием фактором поставщика). В англо-американской правовой системе скрытый факторинг часто квалифицируют как траст, в силу которого поставщик выступает как доверительный собственник по получаемым платежам в пользу фактора как бенефициара.

Скрытый факторинг часто используется, когда открытое вступление в обязательство факторинга может нанести ущерб интересам поставщика.



При открытом факторинге поставщик передает фактору юридическое право требования (уступает требование) получения денежных сумм с покупателя (заказчика), в результате чего фактор становится кредитором по сделке с покупателем (заказчиком), а обязанность по надлежащей поставке товара (работ, услуг) остается на поставщике.

При открытом факторингеуведомление должнику об участии в сделке фактора направляется как поставщиком, так и самим фактором. Открытый факторинг более всего защищает интересы фактора от того, чтобы должник исполнил обязательство поставщику.

Разновидностью открытого факторинга является полуоткрытый факторинг, при котором поставщик заранее не уведомляет должника о заключенном факторинговом договоре, однако при выставлении счетов должнику указывает на заключенный с фактором договор, а также номер его счета, на который должен быть осуществлен платеж. Полуоткрытый факторингиспользуется, когда фактором является банк.



Несмотря на то, что операция международного факторинга включает в себя трех субъектов – поставщика, фактора и должника, сторонами по договору факторинга являются лишь поставщик и фактор.

Правовые признаки договора международного факторинга:

1) договор международного факторинга является предпринимательской сделкой, сторонами которой выступают, как правило, лишь коммерсанты (предприниматели), в том числе коммерческие организации;

2) в силу предпринимательского характера договора международного факторинга данный договор всегда возмезден;

3) фактор не несет ответственности за неисполнение договора поставщиком перед покупателем;

4) договоры международного факторинга являюся сложной сделкой, включающей в себя элементы договора займа (для скрытого факторинга) или уступки требования (для открытого факторинга), агентского договора, договора поручения (для скрытого факторинга), а также подряда (возмездного оказания услуг);

5) международный характер договора следует из факта нахождения в разных государствах поставщика и фактора. Однако и в случае, если поставщик и фактор являются субъектами одного государства, а покупатель – субъектом другого государства, факторинг признается международным.

 

 

Международный форфейтинг

Договор международного форфейтинга является разновидностью договора международного факторинга, по которому уступается не право требования платежа, а простые и переводные векселя (тратты) путем совершения индоссамента на форфейтера (фактора).



Суть международного форфейтинга определяется тем, что форфейтер(фактор) приобретает у поставщика переводные или простые векселя должника, срок оплаты по которым наступает в будущем, которые при этом гарантируются (авалируются) банком в стране должника.

При этом форфейтером в практике международной торговли, как правило, выступает банк поставщика, принимающий указанные векселя и оплачивающий их без регрессного требования к поставщику.

Характерной чертой, отличающей форфейтинг от факторинга, является то, что договор форфейтинга, как правило, заключается при необходимости финансирования поставщика на средние и длительные сроки, в то время как факторинг обычно предусматривает краткосрочное финансирование.

Форфейтерприобретает векселя у поставщика с дисконтом. Обычно условие о форфейтинге согласовывается в рамках договора между поставщиком и должником.

Преимущество форфейтинга по сравнению с иными формами открытого факторинга состоит в том, что вексель представляет собой абстрактное долговое обязательство должника, не связанное с договором, на основании которого был выдан вексель. То есть должник не вправе предъявлять к форфейтеру требования, которые он вправе предъявить поставщику, а вследствие этого – и к фактору, при иных формах факторинга.

 

39. Франчайзинг в международной торговле: понятие
и международное регулирование франчайзинга

Термин «франчайзинг» имеет французское происхождение – привилегии, льгота. Однако, несмотря на неанглийское происхождение, сами отношения франчайзинга обязаны своему возникновению и популярности не континентальной Европе, а США, в праве которого термин «франшиза» используется для описания различного вида отношений.

Предпринимательский франчайзинг – отношения, в силу которых одно лицо (франчайзер) предоставляет другому лицу (франчайзи) «деловой комплекс», состоящий из охраноспособных (фирменное наименование, товарный знак, знак обслуживания и др.) и неохраноспособных (деловой опыт и др.) имущественных прав и других объектов гражданского права (коммерческая информация и др.) для осуществления франчайзи предпринимательской деятельности, аналогичной деятельности франчайзера. В свою очередь франчайзи обязуется выплачивать франчайзеру вознаграждение и выполнять иные обязанности, установленные договором.

Договор международного франчайзинга имеет следующие признаки:

1) представляет собой вид предпринимательской сделки, вследствие этого его сторонами могут быть лишь коммерсанты (предприниматели);

2) является взаимообязывающим договором, т.е. права и обязанности по договору возникают как у франчайзера, так и у франчайзи;

3) рассматривается как комплексный договор, совмещающий в себе элементы пользования правами на интеллектуальную собственность, оказания услуг, купли-продажи, отношений товарищества (партнерства);

4) является возмездным договором;

5) представляет собой, как правило, срочную сделку;

6) характеризуется особым предметом сделки – «деловым комплексом» – системой осуществления предпринимательской деятельности, включающей в себя права на интеллектуальную собственность – фирменное наименование, товарный знак, «ноу-хау» (коммерческая тайна) – и иные промышленные права, а также авторские права и информацию, позволяющую определенным способом производить или продавать товары либо оказывать услуги потребителям;

7)не является в чистом виде меновой сделкой, т.е. интересы его сторон, хотя и противоположны, однако наряду с этим присутствует общая заинтересованность франчайзера и франчайзи в успешном осуществлении деятельности франчайзи (особенно в случае выплаты вознаграждения в виде процента от полученной франчайзи прибыли).

Правовое регулирование

Отношения по договору международного франчайзинга в основном регулируются условиями заключенного договора, а также применимым национальным законодательством государств франчайзера и франчайзи.

Международное регулирование франчайзинга ограничивается рекомендациями Международной франшизной ассоциации (например, данная организация разработала этический кодекс, определяющий пределы влияния франчайзера на франчайзи), а также региональными актами «международного законодательства» (например, Директива ЕС № 4087/88 1986 г.).

 

40. Типы международного франчайзинга. Отличие
международного франчайзинга от сходных отношений

 

В зависимости от сфер экономики, в которых применяется франчайзинг, и способов его применения различают следующие типы франчайзинга.

1. Производственный франчайзинг – франчайзер поставляет определенные ингредиенты или технические знания переработчику или производителю определенного товара, т.е. франчайзер передает франчайзи право на производство и продажу под торговой маркой франчайзера соответствующего производимому франчайзи товара. По данному типу франчайзинга франчайзер может также передавать франчайзи информацию, касающуюся маркетинга, продажи и обслуживания продукта. Этот тип франчайзинга достаточно распространен в сфере общественного питания.

2. Сервисный франчайзинг – франчайзер передает разработанную систему оказания услуг франчайзи, который под торговой маркой франчайзера оказывает услуги потребителю. Подобный тип франчайзинга используется в сфере автомобильного обслуживания или при обслуживании кредитных карточек.

3.Сбытовой франчайзинг – франчайзи продает на определенной территории товар франчайзера под его торговой маркой. Например, продажа автомобильного топлива или косметики часто осуществляется на основании указанного типа франчайзинга.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.