Сделай Сам Свою Работу на 5

Источники МТП: новое LEX MERCATORIA – международные торговые обычаи (обыкновения) и типовые договоры





Существует два главных основания применения обычаев: 1)воля сторон, стороны могут установить, что тот или иной обычай имеет для них обязательное значение, включая его в текст договора; 2) использование обычая государственным судом или арбитражем в том случае, когда, хотя стороны и не указали на его применение, однако обычай был признан судом или арбитражем в качестве источника регулирования отношений сторон по договору. Это правило может прямо следовать из общих норм законодательства либо из судебной практики.

В области международной торговли проводится большая работа по унификации и гармонизации обычаев торгового оборота. Основную роль в данном процессе играет созданная в 1919 г. на конгрессе в Атлантик-Сити Международная торговая палата (МТП),находящаяся в Париже.

Одним из первых и наиболее часто используемых актов МТП являются Правила по толкованию торговых терминов, известные как ИНКОТЕРМС (International Commercial Terms – INCOTERMS). Первая редакция ИНКОТЕРМС была опубликована в 1936 г., следующая – в 1953 г. В 1967 и 1976 гг. Правила были дополнены новыми терминами. Впоследствии новые редакции принимались в 1980, в 1990 г. и в 2000 г. (ИНКОТЕРМС 2000). Данные Правила регулируют так называемую базу поставки, т. е. распределение между продавцом и покупателем расходов и иных обязанностей, относящихся, прежде всего к перевозке, страхованию и принятию риска случайной гибели товаров либо случайного причинения ущерба товару в процессе транспортировки.



Большое значение в практике международного торгового оборота имеют единообразные правила и обычаи, касающиеся документарных аккредитивов, принятые в рамках МТП, поскольку банки практически всех государств используют данные правила в практике международных расчетов. Современная редакция данных правил принята в 1993 г.

Важную роль играют также, принятые в 1977 г., Единообразные правила, касающиеся договорных гарантий (речь идет о банковских и иных аналогичных гарантиях), новая редакция которых была принята в 1990 г., Международный кодекс рекламы 1966 г. и другие акты.

К автономному купеческому праву такжепомимо торговых обычаев относятся:

типовые контракты (договоры);



общие условия сделок;

руководства по заключению контрактов (договоров).

На формуляре типового контрактанаходится текст договора, вкотором заполняются определенные разделы (наименование и адреса сторон, характеристика товара, цена, срок поставки), и данный договор вступает в силу после подписания формуляра.

Общие условия сделокмогут стать составной частью договора (так называемой неотъемлемой или интегральной частью договора) посредством ссылки на данные общие условия в тексте договора.

Руководства по заключению контрактовсодержат различные советы, варианты текста договора и являются всего лишь рекомендацией по заключению договора, используемой при подписании сделки.

Обычно типовые контракты разрабатываются крупными участниками международного торгового оборота, профессиональными объединениями субъектов международной торговли (например, торговой палатой) либо международными организациями.

Например, в 1969 г. Европейской Экономической Комиссией ООН было издано Руководство по заключению договоров на передачу ноу-хау в области машиностроительной промышленности, в 1979 г. – Руководство по заключению международных договоров между сторонами, объединившимися с целью выполнения определенного хозяйственного задания, и др.

5. Общая характеристика субъектов
международного торгового оборота

 

Международное торговое право практически не имеет специального регулирования субъектов международной торговли. Это объясняется тем, что субъекты международной торговли (юридические и физические лица – предпринимательские субъекты) приобретают право совершения сделок в международном торговом обороте в соответствии с применяемым к ним национальным законодательством. Т.е. субъекты международного торгового оборота ничем не отличаются от субъектов гражданского (торгового) оборота того или иного государства, т.к. лицо, получая право самостоятельного совершения сделок в соответствии со своим национальным правом, по законодательству большинства государств автоматически получает право совершения сделок в международном торговом обороте.



Поэтому практически все субъекты, признаваемые субъектами гражданского и торгового права в соответствии с национальным законодательством (частный предприниматель, полное товарищество, коммандитное товарищество АО, ООО, ТНК и др.), могут являться и субъектами международного торгового оборота.

Вместе с тем фактический кругданных субъектов может быть суженпо следующим причинам:

1) не любая гражданско-правовая сделка между субъектами разных государств является сделкой, относящейся к МТП (например, приобретение имущества для личного пользования);

2) некоторые субъекты национального права не являются предпринимательскими субъектами (благотворительны фонды, церкви и т.п.);

3) законодательство некоторых государств не наделяет автоматически всех субъектов национального права правом на совершение сделок в сфере международного торгового оборота.

Законодательство практически всех государств устанавливает обязательное требование по регистрации субъектов предпринимательской деятельности. Обычно такая регистрация осуществляется в торговых реестрах, которые ведутся судебными или административными органами. Так, во Франции такие реестры ведутся торговыми судами, в ФРГ – гражданскими судами первой инстанции, в Англии – Министерством торговли, в США – административными или судебными органами штатов. В Российской Федерации государственный реестр предприятий ведется Регистрационной палатой при Министерстве экономики Российской Федерации.

В рамках документов, принимаемых международными региональными организациями, можно встретить ряд актов, направленных на унификацию национального законодательства о предпринимательских субъектах. Так, право Европейского Сообщества содержит ряд директив, направленных на создание единообразных норм законодательства государств – участников EС о торговых обществах.

В связи с этим в ЕС уже разработана и принята первая единая форма европейского торгового общества – европейское объединение с общей экономической целью.

Основные виды субъектов МТП: частный предприниматель, полное товарищество, коммандитное товарищество, акционерное общество, общество с ограниченной ответственностью.

Иные субъекты МТП:европейское объединение с общей экономической целью, государство, транснациональные объединения.

 

6. Признание и допущение к торговому обороту
иностранных субъектов

КТОВ

Признание государством правоспособности иностранных юридических и физических лиц является необходимым условием для возможности совершения этими лицами сделок с субъектами данного государства, а также для осуществления ими деятельности на территории данного государства.

При этом в отношении физических лиц законодательство практически всех государств предоставляет данным субъектам такие же гражданские права (в отличие от политических прав), как и гражданам (подданным) этого государства,устанавливая, однако, определенные условия при совершении иностранными физическими лицами сделок определенной категории. Причем применительно к совершению разовых международных торговых сделок обычно не требуется соблюдение каких-либо формальностей. Однако в случае, если данное лицо планирует осуществлять хозяйственную деятельностьна территории соответствующего государства, большинство национальных правовых систем указывают на необходимость получения вида на жительство(разрешения на постоянное пребывание) в данной стране, а также обязательна регистрация в качестве купца (коммерсанта).

Национальные доктрины по-разному относятся к проблеме признания иностранных юридических лиц.

В некоторых государствах (прежде всего, в Великобритании и США) иностранное юридическое лицо признается лишь в случае, если оно приобрело права юридического лица в государстве, которое официально признано данным государством.

В других государствах (например, во Франции) юридические лица иностранных государств признаются лишь на основании заключенного международного договора с этим государством.

В третьей группе государств вопрос о признании иностранных юридических лиц ставится в зависимость от соблюдения принципа взаимности. При этом взаимность касается не только самого факта взаимного признания юридических лиц, но также и совпадения объема правоспособности для данного вида юридического лица в обоих государствах.

В практике международного торгового оборота достаточно часто встречаются случаи, когда юридическое лицо одного государства планирует осуществление деятельности на территории другого государства без создания в этом государстве самостоятельного юридического лица. Такие случаи достаточно часто подпадают под специальное регулирование национальным законодательством такого государства. При этом вопросы признания правоспособности иностранных лиц не следует путать с вопросами допущения данных лиц к хозяйственной деятельности на территории определенного государства.

Вместе с тем применительно к международному торговому обороту достаточно серьезной проблемой является не столько сам факт признания за иностранным субъектом права юридического лица и допуск данного лица к осуществлению хозяйственной деятельности на территории другого государства, но и вопрос о национальности (принадлежности) данного юридического лица. То есть субъектом какого государства является данное лицо, поскольку национальное законодательство практически всех государств содержит нормы, устанавливающие различные правила для субъектов различных государств. Прежде всего это касается размера таможенных пошлин и сборов, когда к субъектам различных государств применяется различная ставка обложения. Кроме того, положения о национальности юридического лица выступают одновременно в роли связующего звена коллизионных норм международного частного права, указывающих на право, применяемое для оценки правоспособности юридических лиц.

В настоящее время существует три основных подхода к проблеме определения национальности юридического лица.

Первая доктрина – доктрина инкорпорации (США, Англия, государства СНГ), в соответствии с которой национальность юридического лица определяется по месту его регистрации.

Вторая доктрина определяет национальность юридического лица по месту его нахождения(в качестве одного из важнейших способов понимания местонахождения юридического лица применяется критерий местонахождения исполнительного органа управления данного юридического лица).При этом в качестве места нахождения исполнительного органа юридического лица понимается не то место, которое указано в его учредительных документах, а место, в котором реально находится его орган управления. Более того, законодательство государств, придерживающихся данной доктрины (большинство государств континентальной Европы), требует, чтобы юридическое лицо было зарегистрировано в государстве места нахождения исполнительного органа управления.

Третья доктринаопределения национальности юридического лица, так называемая доктрина контроля, в соответствии с которой национальность юридического лица определяется в зависимости от того, капитал субъектов какого государства влияет на контроль за данным юридическим лицом.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.