Сделай Сам Свою Работу на 5

Эти две темы рассматриваются вместе, т.к.





1) основные полномочия прокуроров, правовые средства и предмет надзора у данных видов надзорной деятельности совпадают

2) организационно эти виды деятельности осуществляют одни и те же структурные подразделения генеральной прокуратуры и прокуратур субъектов РФ (т.е. отделы (управления) по надзору за исполнением федерального законодательства).

 

1. Сущность надзора за исполнением законов,

соблюдением прав и свобод человека и гражданина

 

Традиционно надзор за исполнением законов назывался общим надзором.

Надзор за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина осуществляется в сфере государственного управления, административно-хозяйственной деятельности.

Характерной чертой является широта круга поднадзорных субъектов.

К числу поднадзорных субъектов относятся несколько категорий:

- органы законодательной, представительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления

- органы исполнительной власти федерального звена, субъектов РФ (министерства, службы, комитеты, органы военного управления и контроля)

- коммерческие и некоммерческие организации и их руководители



- граждане. Надзор за исполнением законов гражданами не является целью деятельности прокуратуры.

Характерной чертой является также широта сферы осуществления данного надзора. Надзор осуществляется в сфере государственного управления и административно-хозяйственной деятельности за исполнением всех видов законодательства (за исключением: уголовно-процессуального, гражданско-процессуального и уголовно-исполнительного).

В пределах каждой административно-территориальной единицы существует до 50 субъектов, на которых распространяется прокурорский надзор (это различные органы власти и управления, органы контроля), а также существует свыше 20 видов источников информации о нарушениях законов и обстоятельствах, им способствующих.

Особенностью надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина является то, что прокуратуре в нём не свойственны управленческие функции (как это имеет место, например, в надзоре за расследованием преступлений).



 

Деятельность прокуратуры имеет надзорный характер и заключается в следующем:

1) в установлении фактов правонарушений в процессе проведения проверок исполнения законов

2) в обращении прокурора к компетентным органам (органам управления, суду, администрации предприятия, учреждения или организации) с требованием о принятии мер по устранению правонарушений и их последствий, а также причин и условий, способствующих их совершению

3) в проверке законности деятельности по устранению правонарушений.

4) Деятельность прокуратуры по надзору имеет профилактическую направленность, полученные в результате проверок данные являются основанием для возбуждения уголовных дел, служат поводом для направления в суд заявления прокурора в защиту охраняемых законом прав и интересов граждан, юридических лиц, общества и государства.

В этих случаях устранение нарушений и их последствий происходит путём применения правовых средств надзора других отраслей.

5) Надзору свойственна внутренняя неоднородность => он делится на подотрасли и участки надзора. Обусловлена внутренняя неоднородность надзора многочисленностью поднадзорных субъектов и особенностями их деятельности.

Выделяются следующие подотрасли:

ü надзор за законностью правовых актов, издаваемых всеми субъектами

ü надзор за исполнением законов в сфере экономической деятельности

ü надзор за исполнением законов в социальной сфере

ü надзор за исполнением законодательства об административных правонарушениях

ü надзор за исполнением законодательства о несовершеннолетних и молодёжи



ü надзор за исполнением трудового законодательства

ü надзор за исполнением природоохранного законодательства и др.

Эти вопросы регулируются ведомственными актами генерального прокурора:

1) Приказ № 34 от 26 июня 1997 г. «Об организации работы органов прокуратуры по борьбе с преступностью»

2) Приказ № 30 от 22 мая 1996 г. «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина»

3) Приказ № 9 от 11 февраля 2003 г. «О мерах по повышению эффективности прокурорского надзора за исполнением законодательства о налогах и сборах»

4) Указание № 39/7 от 6 июля 1999 г. «О применении предостережения о недопустимости нарушения закона»

5) Указание № 13/7 от 9 апреля 1997 г. «Об обеспечении действенности прокурорского надзора за законностью использования средств федерального бюджета, выделяемых на заработную плату и социальные выплаты населению»

6) Указание № 107/7 от 6 июля 2000 г. «Об усилении прокурорского надзора за исполнением законодательства об охране труда на предприятиях и в организациях всех форм собственности»

7) Указание № 49/7 от 12 августа 1996 г. «О мерах по усилению борьбы с коррупцией, прокурорского надзора за исполнением законодательства о государственной и муниципальной службе».

 


2. Предмет надзора за исполнением законов,

соблюдением прав и свобод человека и гражданина

 

Предмет – это то, на что направлена деятельность прокуратуры.

Понятие предмета надзора закреплено в ст.21 ФЗ «О прокуратуре».

Предмет – это деятельность поднадзорных субъектов по соблюдению конституции, исполнению законов, соблюдению прав и свобод человека и гражданина, законностью издаваемых правовых актов.

Поднадзорные субъекты:

- органы исполнительной власти федерального звена (министерства, государственные комитеты, службы)

- органы исполнительной власти субъектов РФ

- органы военного управления

- органы контроля

- представительные (законодательные) органы власти субъектов РФ

- органы местного самоуправления

- должностные лица вышеперечисленных органов

- органы управления и руководители коммерческих и некоммерческих организаций.

Предметом надзора является правовое поведение указанных субъектов.

Правовое поведение – это соблюдение конституции и законов (выполнение их предписаний, следование запретам). Реализация возможна как в форме активных действий, так и пассивно.

К предмету надзора относится также нарушение законов и конституции (невыполнение предписаний норм этих актов). Реализация возможна как в форме активных действий, так и пассивно.

К предмету надзора относятся также причины и условия, способствующие совершению правонарушений.

Это не всегда действия, носящие правовой характер. Это может быть:

- некомпетентность руководителей

- незнание законодательства

- отсутствие контроля за деятельностью подчинённых

- невыполнение своих служебных обязанностей и т.п.

Элементом предмета надзора является законность издаваемых поднадзорными субъектами правовых актов. Издание правовых актов является правовым поведением.

Все органы управления любой организации или государственного органа издают правовые акты и прокуратура обязана следить за их соответствием конституции и законам.

ü Министерства издают приказы, указания, инструкции

ü глава администрации издаёт постановления

ü организации издают приказы и распоряжения.

К предмету надзора относятся и правовые акты, в которых фиксируются юридические факты (договоры, сделки).

Существуют определённые пределы для осуществления прокурорского надзора. Они связаны с тем, что прокуроры призваны проверять соответствие законам и конституции деятельности поднадзорных субъектов.

Проверка соблюдения и исполнения подзаконных актов не относится к предмету прокурорского надзора. Однако в ряде подзаконных актов детализируются нормы закона (если они не противоречат закону) – прокуроры могут ссылаться на эти акты при осуществлении надзора.

Прокуроры при осуществлении надзора не подменяют другие органы контроля и не вмешиваются в оперативно-хозяйственную деятельность предприятий. Прокуроры должны осуществлять надзор за исполнением законов контролирующими органами.

 

3. Полномочия прокурора по надзору за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина

 

Полномочия прокурора достаточно широки.

Они закреплены в ст.22 – 27 ФЗ «О прокуратуре».

По целевому назначению полномочия прокурора делятся на 2 группы:

1) полномочия по выявлению нарушений закона

2) полномочия по реагированию на нарушение закона

3) полномочия по предупреждению правонарушений – их выделяют не все учёные.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.