Сделай Сам Свою Работу на 5

Курса «Прокурорский надзор в РФ»





Курс прокурорского надзора – это система знаний о правовой и социальной природе прокурорского надзора, статусе (правовом положении) прокуратуры и её функциях, направлениях, формах и методах деятельности.

Предмет курса прокурорского надзора «смыкается» с предметами других учебных дисциплин (судебная власть, правоохранительные органы в РФ, административное право, уголовный процесс, гражданский процесс, семейное право, арбитражный процесс).

Прокуратура является одним из специализированных органов.

Система курса делится на две части: общую и особенную.

 

Система курса «Прокурорский надзор в РФ»

 


Общая часть

В рамках общей части изучаются:

ü принципы организации и деятельности

органов прокуратуры

ü компетенция прокуратуры, её виды,

виды прокурорских полномочий

ü вопросы организации деятельности

органов прокуратуры

ü система прокурорских органов

ü история развития прокуратуры.


Особенная часть

В рамках особенной части изучаются:

ü деятельность прокуратуры по

отдельным направлениям

ü отрасли

ü методика осуществления надзора по



отдельным вопросам

ü работа органов прокуратуры по

разрешению поступающих заявлений, обращений (от граждан и организаций)

ü надзор за соблюдением

законодательства о молодёжи и несовершеннолетних.


 

Основные понятия

Курса «Прокурорский надзор в РФ»

ü прокурор

В широком смысле: прокурор – работники прокуратуры.

Ст.54 ФЗ «О прокуратуре»

Прокурор – это руководитель органа прокуратуры или его заместитель, т.е. это лица, которые могут осуществлять наиболее важные и значимые направления деятельности.

ü прокурорские работники

Прокурорские работники – это прокуроры, следователи и иные сотрудники: научные, педагогические (занимающиеся, например, изучением преступности), а также специалисты, которые занимаются решением организационных вопросов, выполняют технические функции (например, работники канцелярии).

ü субъект надзора

Субъект надзора – это те органы власти и управления, органы контроля, организации и должностные лица, которые поднадзорны прокуратуре (в отношении которых прокуратура вправе осуществлять надзор). Не поднадзорны прокуратуре высшие органы государственной власти, Конституционный суд.




ü объект надзора

Объект надзора – это организации, в отношении которых прокурор осуществляет свои полномочия (проводит проверки).

ü предмет надзора

Предмет надзора (есть свой в каждой из отраслей) – это деятельность поднадзорных субъектов по исполнению законов. Особенности этой деятельности определяют полномочия прокурора и используемые им правовые средства.

ü методика осуществления надзорной деятельности

Методика предполагает, каким образом будет осуществляться то или иное надзорное мероприятие.

Методические рекомендации исходят, как правило, от вышестоящих прокуратур.

Формы методических рекомендаций:

- письма

- информационные письма

- обзоры

- методические рекомендации содержатся в приказах и указаниях ген. прокурора, прокуроров субъектов РФ.

Методические рекомендации вырабатываются на базе обобщения практики прокурорского надзора.

Методика – это совокупность методов и приёмов использования правовых средств прокурорского надзора.

По каждому участку надзора имеется своя методика.

ü тактика осуществления надзорной деятельности

Применяются разнообразные тактические приёмы для достижения одной и той же цели. Тактические приёмы направлены на то, чтобы достигнуть поставленной цели с наименьшей затратой сил и времени.

 

Правовые основы организации и деятельности

Органов прокуратуры

Это совокупность правовых норм, которые содержатся в разных источниках.



Существует несколько точек зрения:

1) Когдаев, Ломовский

Прокурорский надзор – это отдельная отрасль.

2) Алексеев С.С.

Прокурорский надзор – это часть (подотрасль) конституционного права.

3) нет однородной совокупности правовых норм, есть нормы различных отраслей права (конституционного и административного права, уголовного и гражданского процесс и др.)

Источники

Источники, в которых содержатся нормы конституционного надзора:

1) конституция

2) ФЗ

3) международные договоры и соглашения

4) указы президента

5) приказы и указания ген. прокурора и иные акты.

Конституция

Согласно ст.71 судоустройство; прокуратура; уголовное, уголовно-процессуальное и уголовно-исполнительное законодательство; амнистия и помилование; гражданское, гражданско-процессуальное и арбитражно-процессуальное законодательство; правовое регулирование интеллектуальной собственности находятся исключительно в ведении РФ.

Прокуратуре посвящена ст.129 Конституции:

1. Прокуратура РФ составляет единую централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору РФ.

2. Генеральный прокурор РФ назначается на должность и освобождается от должности Советом Федерации по представлению Президента РФ.

3. Прокуроры субъектов РФ назначаются Генеральным прокурором РФ по согласованию с ее субъектами.

4. Иные прокуроры назначаются Генеральным прокурором РФ.

5. Полномочия, организация и порядок деятельности прокуратуры РФ определяются федеральным законом.

 

Органы прокуратуры осуществляют надзор за исполнением законов.

ФЗ

ФЗ «О прокуратуре» 1992 г. с многочисленными изменениями – содержит нормы, регламентирующие деятельность по основным направлениям.

ГК РФ, ГПК РФ, КоАП РФ, Семейный кодекс и др.

Закон «Об общих принципах организации местного самоуправления» и др.

Международные договоры и соглашения

Минская конвенция, договоры о правовой помощи и иные международные акты, которые были приняты РФ-ей и являются частью её правовой системы.

Указы президента

1) указ Президента от 16 апреля 1996 г. № 567, утверждающий Положение

«О координации деятельности правоохранительных органов в борьбе с преступностью»

2) касается деятельности органов прокуратуры в переходный период (в период с начала судебной реформы)

Приказы ген. прокурора

Обязательны для всех подчинённых.

Издаются по наиболее важным направлениям деятельности прокуратуры.

Указания ген. прокурора

Указания ген. Прокурора – это акты, которые регулируют более узкие направления деятельности (одно из них – деятельность судебных приставов).

Указания ген. прокурора издаются на основе обобщения практики.

Они обязательны для применения.

Положения, распоряжения, инструкции прокурора

Распоряжения прокурора издаются по частным вопросам.

Положения прокурора издаются для определения статуса структурных подразделений прокуратур или отдельных прокуратур. Положениями регулируются вопросы материального и социального обеспечения прокурорских работников.

Инструкции прокурора определяют технологию осуществления отдельных видов деятельности (например, инструкция по делопроизводству).

Постановления Конституционного суда

Существует 2 постановления КС по ст.5 ФЗ «О прокуратуре».

 

Постановления Пленума Верховного суда и Пленума Высшего арбитражного суда не относятся к источникам!

 

См. ФЗ от 20 октября 1993 г. «О деятельности прокуратуры в период поэтапной конституционной реформы»

 


Принципы организации и деятельности

Органов прокуратуры в РФ

 

Принципы – это руководящие положения (идеи), положенные законодателем в основу правового регулирования организации и деятельности прокуратуры в РФ.

В РФ существует система принципов.

Принципы делятся на 3 вида:

1) общеправовые (общеорганизационные)

Т.к. прокуратура входит в систему гос. органов, является гос. органом => на неё распространяются принципы организации и деятельности всех гос. органов.

1) принцип законности – в конст и ФЗ (ст.1, ст.4)

2) принцип гласности – в ФЗ (ст.4)

2) специфические принципы, характерные только для прокуратуры как системы органов (поскольку прокуратура является особым гос. органом – единственным органом, осуществляющим надзор за соблюдением законов):

1) независимость – в ФЗ (ст.4)

2) централизация – в конст и ФЗ (ст.1, ст.4)

3) единство – в конст и ФЗ (ст.1, ст.4)

4) принцип единоначалия

 

Вторичные принципы:

1) политическая независимость

2) информативность – в ФЗ (ст.4)

3) коллегиальность

 

3) отраслевые принципы – это принципы уголовного процесса, гражданского, административного.

Деятельность прокуратуры неразрывно связана с деятельностью поднадзорных субъектов => подчиняется установленному для этой деятельности законодателем правовому режиму. Прокурор является полноправным участником уголовного процесса, подчиняется принципам.

 

Общеправовые (общеорганизационные) принципы:

Принцип законности

Закреплён в Конституции и ст.4 закона «О прокуратуре»: органы прокуратуры должны действовать на основе соблюдения конституции и законов.

Этот принцип распространяется на все органы, организации, должностных лиц, граждан.

Это основополагающий принцип.

Применительно к прокуратуре выделяются 2 аспекта применения этого принципа:

1) внешний

Характеризует взаимоотношения прокуратуры с поднадзорными субъектами.

Эти отношения бывают 2-х видов:

1) законоохранительные – направлены на охрану закона от нарушений

2) правоохранительные – охраняют от нарушений права и свободы, предоставленные гражданам и организациям.

Деятельность поднадзорных субъектов оценивается прокурором только с одной позиции: соответствует ли она закону (является ли законной)? Другие характеристики (например, целесообразность/нецелесообразность) для прокурора значения не имеют. Для прокурора не может служить оправданием ссылка должностного лица на то, что закон, который оно нарушило, устарел.

2) внутренний аспект

Касается того, какой должна быть деятельность прокуроров и органов прокуратуры. Она должна соответствовать конституции и законам. Недопустимы ошибки, т.к. они подрывают авторитет государства и прокуратуры в глазах граждан (общественности).

Необходимо:

1) глубокое знание прокурорами действующего законодательства

2) в процессе осуществления надзора полностью должны выявляться нарушения закона и обстоятельства, способствующие их совершению

3) прокурор, выявив правонарушение, должен правильно квалифицировать его

4) прокурор обязан применить исчерпывающие меры по устранению правонарушений, их причин и условий

5) прокурор обязан проконтролировать, как фактически устранены нарушения закона после его вмешательства. Для этого проводятся контрольные проверки и проч.

 

Принцип гласности

 

Принцип гласности – это информирование граждан (общественности), должностных лиц о деятельности прокуратуры и правоохранительных органов в борьбе с преступностью и правонарушениями.

Предназначение этого принципа:

1) оказывать воспитательное воздействие на граждан и должностных лиц с целью формирования у них убеждения о недопустимости правонарушений

2) гласность позволяет развивать демократические начала в общественной жизни, позволяет гражданам знакомиться с деятельностью этих органов, оценивать её, определять значимости и выявлять недостатки.

Формы проявления принципа гласности:

1) информирование населения о состоянии законности; о мероприятиях, проводимых правоохранительными органами (например, издаётся специальный журнал, по результатам расследований организуются выступления с докладами и проч.)

2) информирование органов гос. власти, управления, органов местного самоуправления

По истечении отчётного периода данные о состоянии преступности и предпринятых по борьбе с ней мерах (мероприятиях) оформляются, подводятся итоги и информация направляется в эти органы.

Соблюдается тайна расследования, государственная тайна, военная тайна. Материалы расследования (проверок) не могут разглашаться до завершения дела иначе как по разрешению прокурора.

 

Специфические принципы, характерные для прокуратуры:

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.