Сущность, задачи и правовая основа надзора за исполнением законов судебными приставами
Сущность:
Заключается в том, чтобы служба судебных приставов (ССП) осуществляла свою деятельность в соответствии с требованиями закона, соблюдала права и свободы физических и юридических лиц и принимала решения, соответствующие закону.
Задачи:
1) законность и исполнение судебных актов и актов других органов в РФ;
2) соблюдение требований законодательства в деятельности судебных приставов;
3) соблюдение установленных законодательством РФ прав и свобод физических и юридических лиц при исполнении судебных решений;
4) соответствие законам решений судебных приставов.
Правовая основа:
1) ФЗ «О прокуратуре РФ» (п.2 абз.5,ст.1);
2) ФЗ «О судебных приставах»;
3) ФЗ «Об исполнительном производстве»;
4) Приказы и указания генпрокурора.
Предмет, объекты и пределы надзора
Предмет:
1) надзор за исполнением законов судебными приставами;
2) надзор за соблюдением прав и свобод физических и юридических лиц судебными приставами;
3) надзор за законностью решений, принимаемых судебными приставами.
Объектами:
1) Главный судебный пристав;
2) Департамент судебных приставов Минюста;
3) Служба судебных приставов (ССП) управления военных судов Минюста;
4) ССП органов юстиции S-в РФ;
5) Районные, межрайонные или соответствующие им, согласно административно-территориальному делению S-в РФ, подразделения судебных приставов.
Данный перечень является исчерпывающим.
Пределы:
См.ст.1 «О прокуратуре»
Полномочия прокурора:
1) лично, либо поручать вышестоящим ССП проводить проверки исполнения законов судебными приставами соответствующих подразделений;
2) проверять законность применения физической силы, спец. средств судебными приставами, обеспечивающими установленный порядок деятельности судов;
3) проверять соблюдение требований учета судебных решений, подлежащих принудительному исполнению;
4) проверять соблюдение установленных законом сроков вынесения постановления о возбуждении исполнительного производства (3 суток), направления копий постановления заинтересованным лицам (взыскателю, должнику) и в суд; совершения исполнительных действий (2 месяца);
5) проверять соблюдение требований закона «О недопустимости ущемления прав граждан и организаций в своей деятельности»;
6) рассматривать жалобы на действия (бездействия) судебных приставов;
7) истребовать для ознакомления материалы исполнительного производства, если заявлена претензия к их содержанию, а также иные материалы, подтверждающие законность и обоснованность действий судебных приставов.
Прокурорский надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу.
Статья 32. Предмет надзора
Предметом надзора являются:
законность нахождения лиц в местах содержания задержанных, предварительного заключения, исправительно-трудовых и иных органах и учреждениях, исполняющих наказание и меры принудительного характера, назначаемые судом;
соблюдение установленных законодательством Российской Федерации прав и обязанностей задержанных, заключенных под стражу, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера, порядка и условий их содержания;
законность исполнения наказания, не связанного с лишением свободы.
Статья 33. Полномочия прокурора
1. При осуществлении надзора за исполнением законов прокурор вправе:
посещать в любое время органы и учреждения, указанные в статье 32 настоящего Федерального закона;
опрашивать задержанных, заключенных под стражу, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера;
знакомиться с документами, на основании которых эти лица задержаны, заключены под стражу, осуждены либо подвергнуты мерам принудительного характера, с оперативными материалами;
требовать от администрации создания условий, обеспечивающих права задержанных, заключенных под стражу, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера, проверять соответствие законодательству Российской Федерации приказов, распоряжений, постановлений администрации органов и учреждений, указанных в статье 32 настоящего Федерального закона, требовать объяснения от должностных лиц, вносить протесты и представления, возбуждать производства об административных правонарушениях. До рассмотрения протеста действие опротестованного акта администрацией учреждения приостанавливается;
(в ред. Федерального закона от 05.06.2007 N 87-ФЗ)
Предметом надзора за законностью исполнения наказания
и иных мер принуждения, назначаемых судом, являются:
1) законность нахождения лиц в местах содержания за-
держанных, предварительного заключения, исправительно-
трудовых и иных органах и учреждениях, исполняющих нака-
зание и меры принудительного характера, назначаемые судом;
2) соблюдение установленных законодательством РФ прав
и обязанностей задержанных, заключенных под стражу, осуж-
денных и лиц, подвергнугых мерам принудительного характе-
ра, порядка и условий их содержания;
3) законность исполнения наказания, не связанного с ли-
шением свободы;
4) законность приказов, распоряжений администрации,
а также их действий и решений.
Осуществляя надзорную деятельность, прокуроры не долж-
ны вмешиваться в организационно-распорядительную и хо-
зяйственную деятельность администрации поднадзорных объ-
ектов, к которым относятся исправительные колонии общего,
строгого или особого режима, тюрьмы, следственные изо-
ляторы, изоляторы временного содержания, арестные дома,
воспитательные колонии, колонии-поселения, лечебные ис-
правительные учреждения, дисциплинарные воинские ча-сти, гауптвахты для осужденных военнослужащих; уголовно-
исполнительные инспекции, исправительные центры (ст. 16
УИК).
При осуществлении надзора за исполнением законов
администрациями органов и учреждений, исполняющих наказа-
ние и иные назначенные судом меры принудительного характе-
ра, а также администрациями мест содержания подозреваемых
и обвиняемых в совершении преступлений прокурор вправе:
— посещать в любое время эти органы и учреждения;
— опрашивать задержанных, заключенных под стражу,
осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного ха-
рактера;
— знакомиться с документами, на основании которых эти
лица задержаны, заключены под стражу, осуждены либо под-
вергнуты мерам принудительного характера, и оперативными
материалами;
— требовать от администрации создания условий, обе-
спечивающих права задержанных, заключенных под стражу,
осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного ха-
рактера, проверять соответствие законодательству РФ прика-
зов, распоряжений, постановлений администрации органов
и учреждений, указанных в ст. 32 Закона о прокуратуре, тре-
бовать объяснения от должностных лиц, вносить протесты
и представления, возбуждать уголовные дела или производ-
ства об административных правонарушениях. До рассмотре-
ния протеста действие опротестованного акта администрации
учреждения приостанавливается;
— отменять дисциплинарные взыскания, наложенные в на-
рушение закона на лиц, заключенных под стражу, осужденных,
немедленно освобождать их своим постановлением из штраф-
ного изолятора, помещения камерного типа, карцера, одиноч-
ной камеры, дисциплинарного изолятора.
Прокурор или его заместитель обязан немедленно осво-
бождать своим постановлением каждого содержащегося без
законных оснований в учреждениях, исполняющих наказания
и меры принудительного характера, либо подвергнутого в на-
рушение закона задержанию, предварительному заключению
или помещенного в судебно-психиатрическое учреждение.
Постановления и требования прокурора относительно ис-
полнения установленных законом порядка и условий содер-
жания задержанных, заключенных под стражу, осужденных,
лиц, подвергнутых мерам принудительного характера либо по-
мещенных в судебно-психиатрические учреждения, подлежат
обязательному исполнению администрацией, а также органа-ми, исполняющими приговоры судов в отношении лиц, осуженных к наказанию, не связанному с лишением свободы.
Правовые средства – правовые действия прокурора, регламенты ФЗ либо законом Прокуратуры.:
1.Средства по выявлению правонарушений (прокурорские проверки):
- надзорные:
• По целевому назначению (основные, контрольные)
• По проверяемым субъектам (в одном органе, в нескольких органах одновременно)
- ненадзорные:
• По поводу проверки
• По объему (целевые, широкие)
• По проверяющим субъектам (специфическими силами Прокуратуры, смешанные – привлечение дополнительными специалистами, ведомственные)
2.Средства реагирования:
- надзорные:
• Процессуальные (указания, согласия Прокуратуры, постановления Прокуратуры, утверждения Прокуратуры)
• Не процессуальные (протест, представления, предостережение, постановление о возбуждении административного производства)
- ненадзорные:
• Процессуальные (представления, жалобы, иски)
• Непроцессуальные (письма, доклады, информации)
- по целевому назначению:
• Основные
• Сигнализирующие
- акты прокурорского реагирования
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|